СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны шаги, как спаравиться с сенсорной перегрузкой. План "сенсорной диеты" для одного ребенка с РАС. А также проанализированы основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин из фильма режиссера Мика Джексона.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.»

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра.


Как справиться с сенсорной перегрузкой

Сенсорные перегрузки — частый спутник человека, страдающего нарушениями сенсорной интеграции, или другими расстройствами, которым обычно сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов (к ним относится, в  том числе, аутизм). Перегрузка возникает в ситуации, когда ребенок подвергается чересчур сильному воздействию какого-либо сенсорного стимула, и не может с этим справиться. Такое состояние можно сравнить с перегрузкой компьютерной системы, пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память. Но помочь такому ребенку, переживающему сенсорную перегрузку, не так уж сложно.

Шаги

1. Понять, что ребенок перегружен

Признаки сенсорной перегрузки для каждого ребенка будут индивидуальны. Кто-то внезапно почувствует приступ паники, кто-то станет «гиперактивным», кто-то замкнется в себе, а кто-то ударится в истерику. Если педагог знает, что у ребенка есть нарушения сенсорной интеграции, можно предположить что внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения могут быть вызваны сенсорной перегрузкой. Если ребенок неожиданно теряет привычные навыки, например, перестает говорить и отвечать на вопросы, это может быть сигналом сильнейшей перегрузки. Когда ребенок хорошо знаком, понять, что он перегружен, бывает проще, т.к. признаки сенсорной перегрузки будут уже  известны. У многих детей с РАС в момент перегрузки появляются особые ритуалы, не свойственные им, когда они спокойны. К примеру, ребенок может раскачиваться, когда ему хорошо и он спокоен, а в момент перегрузки вдруг начать резко хлопать в ладоши.


2. Помочь справиться с шумом

Если вы находитесь в шумном месте, и видите, что ребенок перегружен, помогите ему поскорее перебраться туда, где не так шумно. Сенсорная перегрузка замедляет процессы обработки информации, поэтому дайте ему дополнительное время, чтобы «переварить»  ваш вопрос и сформулировать ответ. Если педагог сможет снизить уровень шума, например, убавить громкость музыки, обязательно надо это сделать.


3. Не трогать ребенка лишний раз

Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции с трудом переносят, когда к ним прикасаются. Чужое прикосновение, даже мысль о том, что кто-то может до них дотронуться, может спровоцировать перегрузку. Когда ребенок перегружен, ему плохо, поэтому не следует «нависать» над ним. Если он сидит, можно опуститься на его уровень, присесть, встать на колени, но не «нависать».


4. Не говорить слишком много

Если для того, чтобы оказать ребенку помощь, нужно что-то от него узнать — можно спрашивать, но не стоит пытаться его подбодрить, утешить, или поговорить с ним на отвлеченную тему. Речь — мощный сенсорный стимул и можно невольно усилить перегрузку. Кроме того, в состоянии перегрузки ребенку, может быть, трудно говорить, и поддержание беседы потребует от него дополнительных серьезных усилий.


5. Если у ребенка есть с собой куртка, возможно, он захочет ее надеть и надвинуть на лоб капюшон

Капюшон и тяжелая ткань куртки на плечах поможет ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться. Если куртка не под рукой, можно предложить ее принести. Тем, у кого нет куртки, можно предложить укрыться тяжелым плотным одеялом.

6. Не отвечать на агрессию

Некоторые дети в момент перегрузки могут проявлять физическую или вербальную агрессию. Не следует принимать это на свой счет, в такой момент ребенок просто не может себя контролировать. Ну и конечно не следует паниковать. Основная цель ребенка, переживающего перегрузку, как можно скорее покинуть травмирующую его обстановку, а вовсе не причинить серьезный вред. Вспышку агрессии может спровоцировать попытка дотронуться до него, успокоить, или помешать ему уйти.


7. Когда ребенок, наконец, справится с перегрузкой, то надо быть готовой к тому, что долгое время он может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители

Такое состояние может длиться от нескольких часов до нескольких дней, пока он полностью не восстановится после перегрузки. Если есть такая возможность, то надо постараться в этот период оградить ребенка от дальнейшего стресса.


8. Слушать

Если ребенок в состоянии сообщить или показать, как ему можно помочь, когда он перегружен, то нужно отнестись к этому с вниманием.  Способ «успокоения» может выглядеть немного необычно, например ребенок может начать раскачиваться, глядя на блестящие предметы, или делать что-то не менее странное. Постараться не вмешиваться. Он не причинит себе вреда. Часто педагоги из лучших побуждений, пытаясь помочь, мешают ребенку в  момент сенсорной перегрузки самостоятельно отрегулировать свое состояние.




План «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС.

Рекомендации для родителей.

Под «сенсорной диетой» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребёнка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка. 
Основные цели сенсорной диеты: улучшить внимание и реакции; уменьшить самостимуляции путем предоставления им более приемлемой замены; помочь ребенку привыкнуть к тяжелым для него сенсорным стимулам; уменьшить стресс в течение дня.

Этапы

Предложения

Обоснование

Способы организации пространства

Утром дома

1.Массаж ног и спины





2. Утренняя зарядка.

Зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.


3. Утренний туалет



4. Утренний перекус




5. Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки



Проприоцептивный ввод


















Гигиенические нормы, тактильный ввод

Вкусовой ввод




Слуховой ввод




Ровная поверхность кровати, без подушки.



Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)










Виброщетка, виброрасческа


Крекеры или пряник, фрукт, белки


Звуковые записи с разными темпами.

Дорога в детский сад

Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»

Проприоцептивный ввод

Окружающая действительность, тележка, санки или коляска

После детского садика

Дорога домой и прогулка

1.Игра «Тяни-Толкай»



2.На детской площадке:

Игры «Качаемся- вращаемся», «Пони бегает по кругу».

Игры в песочнице «Готовим обед»






Проприоцептивный ввод






Вестибулярный ввод



Тактильный ввод


Тележка или сумка







Качели-карусели.



Формочки для песка

Вечером дома

1.Подготовка ужина. Сервировка стола.





2.Час игр и затей

Игры:

«Мыльные пузыри»

«Езда на одеяле»

«Мячи-прыгунки»

«Автомобильный тоннель»

Прыжки на батуте


3.Массаж для ног

Игры

«Бутерброд»

«Ладушки-оладушки»

Пальчиковая гимнастика

4. Вечерний туалет





5.Время книги



6. Стишок пожеланий

«Все друзья ложаться спать. Можно сказку рассказать»

Тактильный ввод

Осязательный ввод

Вкусовой ввод

Вестибулярный ввод



Тактильный ввод Вестибулярный ввод Проприоцептивный ввод











Проприоцептивный ввод









Гигиенические нормы, тактильный ввод



Слуховой ввод



Проприоцептивный ввод

Слуховой ввод.

Посуда

Салфетки


Тихая музыка




Необходимое оборудование для игр












Ровная поверхность.

Подушки, одеяла







Душ или ванна с пузырьками. Виброщетка, виброрасческа



Книги или аудиозаписи



Любимые игрушки на своих спальных местах


Биографический фильм режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин» о жизни женщины с аутизмом.

Основные сенсорные особенности восприятия главной героини.

Фильм «Темпл Грандин», основан на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. Описывается детство и юность Темпл Грандин, женщины аутиста, посвятившей себя изучению душевных состояний и поведенческих особенностей как животных, так и людей с проблемами социальной адаптации. Благодаря неутомимой вере родных, друзей и учителей, Темпл преодолела почти безнадежные внутренние и внешние барьеры, сделала блестящую научную карьеру, написала множество работ по психологии и зоотехнике, воплотив свои знания в целый ряд изобретений, получивших широкое использование. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей на сопротивление аутизму и на его преодоление.

Проанализируем основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин:

1.Острый интерес к одной теме. Фильм «Темпл Грандин» начинается с того, что девушка приезжает на ферму к своей тете. Там она впервые увидела коров, которые ее очень заинтересовали. Дни напролет Темпл проводит в коровьем загоне, а когда кончается лето, даже отказывается уезжать домой. И всю свою жизнь она занимается только вопросами животноводства.

2.Нарушения коммуникации. Избегание зрительного контакта. Мы видим, что Темпл Грандин неспособна к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека. Ей тяжело общаться с окружающими, так как она их просто не понимает. Отсутствующий взгляд, мимика. Люди не хотят разговаривать с Темпл не потому, что она аутистка, просто им совсем не хочется слушать про убой скота, а Темпл, к сожалению, интересуют только коровы.

3.Отсутствие эмоциональных реакций. Непонимание чужих эмоций. Непонимание переносного смысла выражений.

Темпл часто встречает непонимание, становится объектом насмешек и злых шуток. В школе над Темпл смеются. Девушка сказала какую то глупость, класс захохотал, но ошибка любого другого точно так же вызвала бы смех. На скотобойне над Темпл издеваются работники: подшучивают над ней, закидывают ее машину коровьей требухой. Только делают они это потому, что она им не нравится, что она снует тут и там, что-то высматривает, записывает в блокнотик и лезет с неуместными, на их взгляд, комментариями.

4.Стереотипное поведение. Соблюдение ритуалов. Теребит волосы. Приверженность строгому распорядку, неизменяющемуся ритуалу, например в меню-пудинги, желе.

5.Повышенная сенсорная чувствительность, которая проявляется в болезненном реагировании на прикосновение. Темпл Грандин не терпит прикосновений к себе, отказывается обниматься, даже с близкими людьми.

6. Искажение картины мира. Темпл Грандин воспринимала мир по своему, в ином видении. Мыслит чертежными изображениями, соединяя их друг с другом.

7. Громкие звуки. Страхи. Работает люстра, рыбки в аквариуме. Звенит посуда. Оторванная табличка от двери ее комнаты. Каким образом делают прививки коровам.

8. Феноменальная черта. Мы видим в Темпл Грандин полную самоотдачу в действиях на благо. Именно отличное от других мышление (визуальное фотореалистическое) и уникальные способности позволили ей понять животных, увидеть фермы их глазами и создать комфортные скотобойни, «обнимательную машину». Все ее работы, статьи публикуют в газетах, по ее разработкам и чертежам совершенствуют фермы для коров.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!