СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа для младших подростков с девиантным поведением «Тренинг общения»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Программа «Тренинга общения» направлена на развитие коммуникативных способностей младших подростков и формирование устойчивой положительной самооценки, которая составляет базу конструктивного общения и развития личности.

              Различные аспекты проблемы взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми не раз рассматривались как отечественными, так и зарубежными психологами. Говоря об отклоняющемся поведении, мы всегда имели в виду так называемых трудновоспитуемых подростков, но сложности возникают не только в общении с окружающими, но и самому ребёнку нелегко в налаживании коммуникативных связей со сверстниками, учителями и родителями. Сложные дети выделяются рядом личностных особенностей, таких как, сверхчувствительность к проблемам, низкой самооценкой, дезаптацией, повышенной личностной тревожностью.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа для младших подростков с девиантным поведением «Тренинг общения»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»










Коррекционно-развивающая программа

для младших подростков

с девиантным поведением

«Тренинг общения»










Составитель:

Степанова Елена Юрьевна,

педагог-психолог












Кемерово

2020







СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка ------------------------------- 3

  2. Тематический план ------------------------------------ 6

  3. Содержание программы ------------------------------ 7

  4. Список литературы ------------------------------------ 9







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Тренинга общения» направлена на развитие коммуникативных способностей младших подростков и формирование устойчивой положительной самооценки, которая составляет базу конструктивного общения и развития личности.

Различные аспекты проблемы взаимоотношений ребёнка с окружающими его людьми не раз рассматривались как отечественными, так и зарубежными психологами. Говоря об отклоняющемся поведении, мы всегда имели в виду так называемых трудновоспитуемых подростков, но сложности возникают не только в общении с окружающими, но и самому ребёнку нелегко в налаживании коммуникативных связей со сверстниками, учителями и родителями. Сложные дети выделяются рядом личностных особенностей, таких как, сверхчувствительность к проблемам, низкой самооценкой, дезаптацией, повышенной личностной тревожностью.

Способность адекватно воспринимать себя, сверстников и взрослых, является одной из составляющих психосоциального развития ребёнка. Особые сложности, как отмечают многие исследователи, часто имеют в этом плане трудные дети. Помочь им в разрешении этих трудностей может специалист-психолог или заинтересованный педагог через проведение групповых занятий, так как именно работа в группе позволяет рассмотреть многие проблемы с большей эффективностью, чем при индивидуальном консультировании или беседе.

В связи с этим возникла необходимость создания коррекционн-развивающей программы «Тренинг общения», которая предназначена для работы с младшими подростками с девиантным поведением. Коррекционная программа предлагает комплексную и последовательную работу психолога или педагога с младшими подростками в учебных группах. Недостаток жизненных умений выявляется и оценивается, ребёнок может получить помощь в выработке и развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.

Главной целью предложенной программы является развитие коммуникативных способностей младших подростков. Эти способности проявляются:

а) в овладении средствами коммуникаций;

б) в использовании таких средств деятельности в построении процесса общения;

в) в анализе своей деятельности и выделении новых средств эффективной коммуникации.

Проведение тренинговых занятий по данной программе позволит младшим подросткам разнообразить варианты процесса межличностного

взаимодействия, необходимые средства и способы общения, в которых эти средства организованы; чтобы находить оптимальный способ поведения; усвоить различные стили общения; выработать способы исследования конструктивных и деструктивных форм общения. Решение проблемы межличностного общения позволит младшим подросткам анализировать ситуации межличностного взаимодействия. Вычленять причины и следствия их реакций и реакций их партнёра; извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения; ставить задачи само изменения в общении и решать их, используя полученный опыт; определять текущий стиль общении; преодолевать возникающие препятствии; управлять своим эмоциональным состоянием.


Цель программы


Способствовать формированию интереса к познанию собственного поведения и эмоционально-чувственной сфере деятельности младшего подростка. Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному общению со сверстниками.


Задачи программы


- Повысить уровень психологической компетенции младших подростков за счёт овладения основами коммуникации, построения процесса общения, анализа своей деятельности;

- Сформировать положительное отношение к самому себе, приобрести уверенность в процессе общения с другими людьми, навыки ориентации в сложных ситуациях;

- Вызвать потребность организовывать свою деятельность в благожелательной эмоциональной атмосфере;

- Активизировать интерес к взаимопониманию в межличностных отношениях;

- Обучение навыкам восприятия внутреннего мира, самонаблюдение, самоконтроля, самоанализа;

- Совершенствовать навыки аудиального, визуального и кинестической систем восприятия.



Организационно-методические аспекты


Временные характеристики проведения занятий. Программа тренинга по развитию позитивных стилей общения рассчитана на 10 часов: 5 занятий один раз в неделю по 2 часа.

Количественный состав группы. Оптимальное количество участников 10-14 человек.

Качественный состав группы. В группу подбираются младшие подростки с отклоняющимся поведением.

Принцип комплектования и участия в группе. Группа комплектуется и функционирует по принципу добровольного участия в тренинге.

Ориентировочная структура занятий. Каждое занятие целесообразно проводить, учитывая следующую структуру работы:


  1. Приветствие

  2. Упражнения на снятие напряжения и создание тёплой атмосферы

  3. Информационный блок по теме занятий

  4. Диагностический блок по теме занятий

  5. Практический блок по теме занятий

  6. Рефлексия


Формы работы


При реализации программы тренинга по развитию позитивных стилей общения используются следующие формы групповой психологической работы:

- практическая работа в парах, в малых группах, в круге;

- деловые игры;

- творческие этюды;

- рисуночный метод, как элемент «безречевой» методики;

- специальные приёмы не игрового типа, беседы, упражнения, анализ которых предусматривает ситуационную «психокоррекцию» работу;

- теоретические сообщения с опорой на опыт участников тренинга.


Требования к ведущему


Для проведения тренинга ведущему необходимо наличие достаточного уровня компетентности. Это подразумевает:

  1. Профессиональную компетентность (наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы).

  2. Наличие опыта работы в школе.

  3. Личностную компетентность.

  4. Языковую компетентность (владение языком тела, чувств, метафор, эмоций и т.д.)


Организация пространства и места работы


Для создания комфортных условий работы рекомендуется следующая материально-техническая база:

- просторная изолированная комната

- круг стульев по числу участников

- столы (для выполнения письменных занятий)

- карандаши, краски, бумага разного формата для самовыражения посредством рисования

- доска, набор цветного мела

- магнитофон со специальными кассетами.


Оценка эффективности работы


Эффективность работы отслеживается с помощью обратной связи и специальной анкеты, которая заполняется младшими подростками по окончании прохождения курса программы.




























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Наименование занятия

Количество часов

1.

Занятие первое

2

2.

Занятие второе

2

3.

Занятие третье

2

4.

Занятие четвёртое

2

5.

Занятие пятое

2


Итого

10











































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Занятие 1. (2 часа)


Цель занятия:

- развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы занятия

Содержание занятия:

  1. Упражнение «Здравствуйте»

  2. Упражнение «Игра с мячом»

  3. Упражнение «Я – ты»

  4. Упражнение «Правила нашей группы»

  5. Упражнение «От спины к спине»

  6. Упражнение «Ассоциация»

  7. Упражнение «Передай дальше»

  8. «Рукопожатие»

  9. «Рефлексия и окончание занятия»


Занятие 2. (2 часа)


Цель занятия:

- развитие межличностного доверия

- усиление групповой динамики

- диагностика личностных проблем участников группы


Содержание занятия:


  1. Упражнение «Доброе слово»

  2. Упражнение «Только вместе»

  3. Упражнение «Скульптура»

  4. Упражнение «Говорящие вещи»

  5. Упражнение «Зеркало»

  6. Упражнение «Ромашка»

  7. Упражнение «Аплодисменты»

  8. Упражнение «Спасибо, прекрасный день»

  9. «Рефлексия и окончание занятия»


Занятие 3. (2 часа)


Цель занятия:

Создание атмосферы, способствующей дальнейшему сплочению группы и благоприятствующей самораскрытию участников.


Содержание занятия:

  1. Упражнение «Доброе слово»

  2. Упражнение «Чёт и нечет»

  3. Упражнение «Роботы»

  4. Упражнение «Сходства и различия»

  5. Упражнение «Займи стул»

  6. Упражнение «Музыкальные пальчики»

  7. Упражнение «Небеса и ад»

  8. Упражнение «Окно»

  9. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

  10. «Рефлексия и окончание занятия»


Занятие 4. (2 часа)


Цель занятия:

- повышение представлений участников группы о собственной значимости, ценности;

- способствовать формированию навыков взаимодействия с другими людьми;

- способствовать развитию фантазии, воображения.


Содержание занятия:


  1. Упражнение «Доброе слово»

  2. Упражнение «Путаница»

  3. Упражнение «Почесать спинку»

  4. Упражнение «Узнай меня»

  5. Упражнение «Я уникальный»

  6. Упражнение «Подарки»

  7. Упражнение «Палец вверх»

  8. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

  9. «Рефлексия и окончание занятия»


Занятие 5. (2 часа)


Цель занятия:

- закрепить полученные навыки и умения самораскрытия

- подвести итоги работы группы.


Содержание занятия:


  1. Упражнение «Доброе слово»

  2. Упражнение «Интересная походка»

  3. Упражнение «Восковая палочка»

  4. Упражнение «Сердце группы»

  5. Упражнение «Круг силы»

  6. Упражнение «Не урони»

  7. Упражнение «Чемодан»

  8. «Рефлексия и окончание занятия»














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бернс Р. Развитие «Я – концепция» и воспитание. – М.: - Педагогика, 2015. – 242с.

  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 2015. – 209 с.

  3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск: Изд.- во Новосиб. Ун- та; М.: Совершенство, 2015.

  4. Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под. ред. Петрусинского В.В./ - М.: Новая школа, 2015.

  5. Коломенский Я.А. Человек: психология. М.: Просвещение, 2016.

  6. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 2016.

  7. Леви В.А. Искусство быть собой. М.: Знание, 2016.

  8. Психология: Словарь. /Под. ред. Петровского А.Я., Ярошевского М.Г./ М.: Изд. – во полит. лит.- ры, 2016.

  9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Изд.-во Феникс, 2016.

  10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 2016.

  11. Чада Ф. Педагогическое значение детских рисунков.

  12. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. Прага, 2016.

  13. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарск. книж. из-во, 2016.







16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!