Коррекционно-развивающая программа
для второклассников
«Учимся дружить и развиваемся вместе!»
Составитель: педагог-психолог
Набиуллина Л.Ф.
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 2 классов
Составитель: Набиуллина Л.Ф.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития когнитивной сферы, коммуникативных навыков учащихся 2 классов.
Объем программы: 10 занятий, при частоте встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.
Задачи программы:
1) Развитие познавательных процессов: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения.
2) Развитие интеллектуальных способностей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3) Развитие когнитивных способностей: мотивации и волевого усилия.
4) Развитие творческих способностей.
5) Развитие коммуникативных навыков.
Средства проведения: игры, упражнения, направленные на развитие памяти, мышления, внимания, коммуникативных навыков, сплочение группы.
Форма занятий: каждое занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная.
Содержание занятий
Занятие №1.
Цель: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления, коммуникативных навыков.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
1. Упражнение «Снежный ком»
Игра развивает общительность, внимание, быстроту реакции и память. Правила:
Шаг 1. Участники образуют круг так, чтобы можно было видеть лица друг друга.
Шаг 2. Первый игрок называет своё имя. Следующий участник по часовой стрелке называет имя первого игрока и своё. Третий участник должен назвать два первых имени и своё. И так далее по цепочке.
Шаг 3. Игра считается законченной, когда все участники назвали имена игроков без ошибок.
2. Упражнение «Подсчитай правильно»
Материал к заданию: таблицы с фигурами (см. материалы к занятиям, рис. 1, а, б). Ученики по одному выходят к доске и вслух подсчитывают количество одинаковых фигур в каждом ряду (рис. 1, а) либо количество кружков и крестиков (рис. 1, б). Остальные ученики следят за правильностью подсчета.
3. Упражнение «Повтори цифры»
Вариант А. Учитель просит учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком он их будет называть, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Учитель называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т.д. Затем учитель предлагает повторить точно так же ряды из четырех, пяти, шести цифр.
Вариант Б. Учащихся просят повторять ряды цифр в обратном порядке, т.е. начиная с конца. Учитель называет ряд из двух цифр, затем из трех, четырех цифр.
4. Упражнение «Найди путь»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с лабиринтами (см. материалы к занятиям, рис. 2, а, б), карандаш. Сначала учитель просит учеников помочь Саше и Коле найти дорогу в школу, проведя по ней карандашом. Затем нужно помочь зайчику добраться до морковки. По какой дорожке ему надо бежать? (Правильный ответ: 8.)
5. Упражнение «Графический диктант»
См. материалы к занятиям, рис.3
6. Упражнение «Имя + движение»
Все участники встают в круг. Каждый по очереди выходит на середину круга, показывая какое-либо движение, и называет свое имя. Затем встает на место. Остальные повторяют за ним. И так по кругу.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Прощание.
Занятие №2.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления, коммуникативных навыков.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
1. Упражнение «Мой день рождения».
Описание: Первый участник называет свое имя и дату дня рождения. Следующий участник повторяет имя предыдущего и дату его дня рождения, и добавляет свое имя и дату своего дня рождения и т. д. Таким образом, последний участник, должен назвать имена и даты дней рождения всех членов группы.
2. Упражнение «Куда ускакал зайчик?»
Материал к заданию: магнитная доска, лист бумаги, карандаш. На магнитной доске учитель двигает в разных направлениях фигуру зайчика, а ученики называют, где он находится (в каком углу - верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый, середина доски). Затем ученики сами выбирают направление движения фигуры и сообщают, куда спрятался зайчик. Затем под диктовку ученики зарисовывают на листе бумаги определенные значки. Например, в левом верхнем углу нарисовать кружок, в левом нижнем - два кружка, в правом верхнем углу рисуем палочку и т.д.
3. Упражнение «Полянки»
Материал к заданию: индивидуальный комплект листов с изображением четырех полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», указывающие путь к одному из домиков (см. материалы к занятиям, рис. 4 а, б, в).
Сначала ученикам даются две вводные задачи (листы А и Б), затем по порядку задачи 1-3. Учитель говорит (первая вводная задача): «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильно домик».
Вторая вводная задача (лист Б). Учитель говорит: «Здесь тоже два домика. Но письмо другое, в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать». Вместе с учениками учитель находит нужный домик. Затем ученики самостоятельно решают основные задачи.
4.Упражнение «Доброе животное»
Сейчас мы с вами превратимся в одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Послушаем, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед. Стук — шаг назад. Очень важно все делать одновременно.
5.Упражнение «Найди отличие»
См. материалы к занятиям, рис.5
6. Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Если количество пальцев не совпадает, то ребята должны хлопнуть в ладоши.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Прощание
Занятие №3.
Цель: развитие зрительной памяти, коммуникативных навыков, пространственных представлений, произвольности средних движений, сплочение группы.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
Упражнение «Привет»
- Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!»)
Эта игра сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить: « Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?» А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это: "Меня зовут Иван, а тебя - Ирина! И ответ: "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность.
2. Упражнение «Запомни и нарисуй»
Материал к заданию: плакаты с объектами для запоминания (см. материалы к занятиям, рис. 6), листы бумаги для учащихся, карандаш. Ученикам показывается плакат с фигурами и предметами, которые они в течение 1,5 мин. должны рассмотреть и запомнить. Затем дети зарисовывают их по памяти как можно точнее. При обсуждении рисунков отмечается, сколько объектов воспроизведено правильно, правильно ли закрашены или заштрихованы объекты, правильно ли изображены толстые и тонкие линии, отмечена ли на рисунке точка в центре окружности.
3. Упражнение «Выполняй правильно»
Материал к заданию: подготовить игровое поле -квадрат, разделенный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашены в красный и синий цвета (см. материалы к занятиям, рис. 7).
На одной из неокрашенных клеток учитель располагает фишку. Ученик выслушивает задание (например, «перейти на две клетки влево, затем на три клетки вниз»), повторяет его вслух и переставляет фишку в соответствии с заданием. Фишка может попадать как на неокрашенные, так и на окрашенные клетки. Если в результате фишка попадает на какую-либо окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ученик должен выполнить какое-нибудь задание - отгадать загадку, решить пример и др. Могут даваться заведомо невыполнимые задания (выход за пределы поля) и «пустые» задания (перейти на три клетки вверх, затем на три клетки вниз). В этом случае нельзя дотрагиваться до фишки. Если ученик дотронулся, он выбывает из игры.
Упражнение «Летает — не летает»
Ученики кладут на стол пальцы. Учитель называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от стола, поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего или же не поднимет пальцы при назывании летающего объекта, выбывает из игры.
(Рекомендуется перед началом задания поговорить с учениками о некоторых летающих предметах, сделанных руками человека, о летающих сказочных существах, о некоторых нелетающих птицах и т.д.)
Упражнение «Графический диктант»
См. материалы к занятиям, рис.8
6. Упражнение «Атомы и молекулы»
В начале игры все игроки (кроме взрослого ведущего) – атомы. Дети беспорядочно перемещаются по залу. По команде ведущего дети должны объединиться в молекулы.
По команде: «Молекулы по два!» объединиться в пары; «молекулы по три!» – в тройки и т.д. В молекулу могут объединяться и пять-шесть атомов. Те дети, которым не хватило место в «молекулах», временно выбывают из игры. Они могут опять присоединиться к играющим, когда ведущий подаст команду: «Атомы!» По этой команде все «молекулы» распадаются, и все выбывшие игроки снова могут вступить в игру.
Обязательно надо обратить внимание на тех детей, которые слишком часто остаются «за бортом», не могут встроится в сообщества-«молекулы».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №4.
Цель: развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале), воображения, коммуникативных навыков, вербальной памяти, сплочение группы.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
1. Упражнение «Я очень хороший»
- Ребята сейчас мы с вами скажем «Мы очень хорошие!». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Мы» шепотом, потом – обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хорошие».
Замечательно! Давайте возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.
- Большое спасибо!
2. Упражнение «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур, картонный кружок (см. материалы к занятиям, рис. 9). Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок: «В нем две части - верхняя из 9 клеток и нижняя из 12 клеток. В каждой клетке по две фигуры. В нижней части каждая пара фигурок имеет свой номер. Я буду закрывать одну клетку в верхней части, а вы будете говорить, какая пара фигурок из нижней части с номером может быть помещена в этой клетке». Занятие проводится по схеме: учитель закрывает одну из клеток девятиклеточного квадрата в верхней части рисунка и предлагает ученикам найти среди пар фигурок, расположенных в 12 клетках в нижней части рисунка, такую пару, которая подходит на место, закрытое картонкой. Порядок выбора клеток: правая нижняя, правая верхняя, левая нижняя, левая верхняя, средняя нижняя, средняя правая, средняя левая, средняя верхняя, центральная.
Таким образом, ученики решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке. Учитель обращает внимание учеников на то, что для получения правильного ответа нужно рассмотреть фигуры сначала в трех верхних клетках и найти, какие фигуры одинаковые. Затем рассмотреть фигурки в трех средних и в трех нижних клетках, а также в трех вертикальных клетках слева, в центре и справа.
3. Упражнение «Закончи рисунок»
Материал к заданию: лист бумаги с 12 кружками, расположенными в 4 ряда по 3 кружка в каждом (см. материалы к занятиям, рис. 10);
Ученикам дается задание дорисовать каждый кружок так, чтобы получились разные рисунки (например, лицо, солнце, мяч, цветок и др.).
4. Упражнение на повышение умственной работоспособности.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат розы, приятный аромат розы... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу.
5. Упражнение «Слова, начинающиеся с одной буквы»
Каждому ученику поручается следить во время чтения небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать. При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.
6. Упражнение «Поменяйтесь местами»
Играющие: все присутствующие. Суть игры: стулья выстраиваются в круг на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий встает в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, который может подойти ко всем ребятам, сидящим в кругу, только к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит. Игра учит: общению, активности, доброжелательному отношению к сверстникам; помогает раскрепостить, объединить и сдружить коллектив.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №5.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти (установление ассоциативных связей), коммуникативных навыков, сплочение группы.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
1. Упражнение «Цветные ладони»
Участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами. Варианты сигналов: Красная ладонь – надо пожать руку. Синяя ладонь – погладить по плечу партнера. Желтая ладонь – поздороваться «спинками». Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.
Упражнение «Выше, слева, правее, снизу»
Материал к заданию: плакат с изображением птиц (см. материалы к занятиям, рис. 11).
Ученики рассматривают плакат и отвечают на вопросы психолога: «Какая птица расположена правее свободного места?», «Какая левее?», «Какая выше?», «Какая ниже?», «Какая птица расположена правее и выше свободного места?», «Какая левее и ниже?», «Какая правее и ниже?», «Какая левее и выше?», «Какая птица левее и ниже птицы 9?», «Какая птица правее и выше птицы, у которой голова, как у птицы 1, а хвост, как у птицы 4?» - и т.п.
Упражнение «Соседнее, через одно»
Используется тот же плакат, что и в предыдущем задании. Ученикам говорится: «Птицы 1 и 2, 2 и 3, 1 и 4, 4 и 7 - соседние, птицы 1 и З, 1 и 7, 7 и 9- через одну, птицы 1 и 6, 2 и 7, 2 и 9, 8 и З - несоседние». Задаются вопросы: «У каких соседних птиц разные хвосты?», «У каких птиц через одну одинаковые ноги?», «У каких несоседних птиц одинаковая голова?», «У двух птиц хвост, как у птицы 4, - они соседние, не соседние или через одну?» - и т.п.
4. Упражнение «Испорченный телефон».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Он (тихо на ухо) передает это слово следующему игроку. И так это слово передается до последнего игрока. Ведущий спрашивает последнего: «Какое слово ты услышал?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал первый игрок – телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок «испортил телефон».
5. Упражнение «Объедини слова»
Психолог называет пары слов, не связанных между собой по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи между ними и таким образом объединить их. Например, дана пара слов кот - лист. Возможно их объединение на основе такой ассоциативной связи, как «кот играет с листом» либо «кот спрятался под листом от дождя» и т.п.
Другие примерные пары слов:
машина - груша, яблоко - пиджак,
солнце - карандаш, заяц - рюкзак,
дом - море и др.
6. Упражнение «Почтальон»
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №6.
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания (устойчивость), мышления (процессы синтеза).
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
1. Упражнение «Письмо на ладони»
Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.
2. Упражнение «Полянки»
Материал к заданию: индивидуальный комплект из двух листов с рисунками полянок с разветвленными дорожками (см. материалы к занятиям, рис. 12 а, б). Предлагается более сложный вариант заданий. Инструкция, как в задании 3, занятие №2.
3. Упражнение «Назови по порядку»
Материал к заданию: 2-3 таблицы с числами от 1 до 25 (см. материалы к занятиям, рис. 13). Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможен вариант задания - отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Регистрировать время выполнения задания. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел. Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется.
4. Упражнение «Что здесь изображено?»
Материал к заданию: в середине двойного тетрадного листа вырезается кружок диаметром 2-2,5 см. Подбирается картинка сюжетного характера размером не более 15 x 15 см и прикрывается этим листом с отверстием. Ученики по очереди рассматривают картинку только через это отверстие, не поднимая листа, а постепенно водя его до всей картинке (в течение 1 мин.). Затем ученик подробно рассказывает, что нарисовано на картинке. Остальные дополняют и исправляют его. Картинка открывается. Победителем объявляется тот, кто правильнее и подробнее рассказал об увиденном.
5. Упражнение «Рукавички»
Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей (см. материалы к занятиям, рис. 14).
6. Упражнение «Печатная машинка»
Играющие: все присутствующие. Суть игры: каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита. Ведущий предлагает всем представить, что они – клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и, наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее они справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и фразы. Если играет меньше тридцати трех человек, можно не использовать редко встречающиеся буквы или подобрать слова, где они не используются. Игра учит: правилам взаимоотношений человека с коллективом, внимательно слушать указания, находить свое место в коллективе чувства и проступки.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №7.
Цель: развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале и процессы анализа), точности произвольных движений, обучение навыкам и правилам коммуникативного общения, развитие воображения.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
1. Упражнение «Комплименты»
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться. Игра учит: навыкам и правилам коммуникативного общения, развивает фантазию, воображение.
2. Упражнение «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур, картонный кружок (см. материалы к занятиям, рис. 15). Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок: «В нем две части - верхняя из 9 клеток и нижняя из 12 клеток. В каждой клетке по две фигуры. В нижней части каждая пара фигурок имеет свой номер. Я буду закрывать одну клетку в верхней части, а вы будете говорить, какая пара фигурок из нижней части с номером может быть помещена в этой клетке». Занятие проводится по схеме: учитель закрывает одну из клеток девятиклеточного квадрата в верхней части рисунка и предлагает ученикам найти среди пар фигурок, расположенных в 12 клетках в нижней части рисунка, такую пару, которая подходит на место, закрытое картонкой. Порядок выбора клеток: правая нижняя, правая верхняя, левая нижняя, левая верхняя, средняя нижняя, средняя правая, средняя левая, средняя верхняя, центральная.
Таким образом, ученики решают 9 задач, связанных с анализом отношений изображений, размещенных в определенном порядке. Учитель обращает внимание учеников на то, что для получения правильного ответа нужно рассмотреть фигуры сначала в трех верхних клетках и найти, какие фигуры одинаковые. Затем рассмотреть фигурки в трех средних и в трех нижних клетках, а также в трех вертикальных клетках слева, в центре и справа.
3. Упражнение «Раздели на части»
Психолог называет любое слово. Ученики, представляя обозначаемый этим словом предмет как целое, должны разделить его на элементы (части). Сначала элементы называют вслух, а затем по мере освоения упражнения делают это про себя, ставя палочки на бумаге. Подсчитывается, сколько палочек поставил каждый ученик, то есть сколько элементов из целого он выделил. Например, «кот» - тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (9).
4. Упражнение «Кто точнее?»
С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оцениваются. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.
5. Упражнение «Найди 10 отличий»
См. материалы к занятиям, рис.16
6. Упражнение «Пойми меня»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары. Подготовительный этап: подготовьте альбомные листы и два маркера разного цвета для каждой пары игроков. Суть игры: Каждая пара игроков на листе бумаги должна нарисовать рисунок. Сделать это игроки должны, не произнося ни одного слова, не сговариваясь и не обсуждая рисунок заранее. Рисуют по одному предмету или детали друг за другом: начинает один, второй продолжает, затем снова рисует первый, затем второй и т. д. Игра начинается по команде руководителя. Игра учит: умению понять ход мыслей партнёра, выражать свои мысли без слов, формирует лидерские позиции.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №8.
Цель: развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, развитие зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля, снятие эмоционального напряжения.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание икр» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении).
Возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперед правую ногу и немного согните ее в колене. Левая нога сзади вытянута. Одновременно с наклоном вперед и выдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги. Чем больше согнута находящаяся впереди нога в колене, тем большее растяжение чувствуется в икрах сзади.
Основная часть
1. Упражнение «Приветствие без слов»
Психолог: Каждый из вас должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).
Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке— по мере готовности или путем передачи мяча.
Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.
2. Упражнение «Нарисуй по памяти»
Материал к заданию: плакат с изображениями шести фигур (см. материалы к занятиям, рис. 17).
Каждую фигуру учитель предъявляет ученикам в течение 5-7 сек. Психолог показывает первую фигуру, затем убирает или закрывает ее. Ученики зарисовывают показанную фигуру по памяти. Затем показывается вторая фигура и т.д. После воспроизведения учениками всех фигур рисунки учащихся сравниваются с образцами. Точное воспроизведение оценивается 1 баллом (при незначительных искажениях) и О баллов (при точном воспроизведении). Оценки за все шесть фигур суммируются. Лучшим считается ученик, набравший наименьшую сумму баллов.
3. Упражнение «Запретная цифра»
Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три, ... Когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.
4. Упражнение «Отгадай слова»
Ученикам предлагается прочесть стихотворение, отгадывая «зашифрованные» слова.
Н, О, К, Р, О, В, О, Ж, А (Жаворонок)
На солнце темный с, е, л (лес) зардел,
В долине а, р, п (пар) белеет тонкий,
И песню раннюю п, е, л, з, а (запел)
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
е, т, п, о (поет), на солнышке сверкая:
с, а, н, в, е (весна) пришла к нам молодая,
я здесь пою приход е, с, ы, в, н (весны).
(В. Жуковский)
Смогут ли дети отгадать название стихотворения?
5. Упражнение. «Отыщи и «раскрась» слова (Овощи)»
См. материалы к занятиям, рис.18
6. Упражнение «Воздушный шарик».
А вы знаете, что снять напряжение, повысить настроение можно одним необычным способом? Ребята, что у меня в руках? А это не просто воздушный шарик, он нам поможет научиться правильно дышать. Представим, что воздушный шарик находится у нас в животе, мы его сейчас будем надувать. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, делаем носом вдох, надуваем живот, будто он большой воздушный шарик. Почувствуйте рукой, как он растёт. А теперь сделаем выдох ртом и сдуем животик… Отлично! Давайте повторим ещё раз. Вдох-выдох, ещё один вдох-выдох. Молодцы! У вас хорошо получается.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №9.
Цель: развитие воображения, эмпатических способностей, внимания к окружающим, логического мышления, внимания, коммуникативных навыков, пространственной ориентации, сплоченности группы.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: « Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
Основная часть
Упражнение «Гусеница»
Дети идут друг за другом, держась за талию, выполняют одновременно по команде разные задания: идти медленно, бежать, прыгать на левой ноге, идти в полуприсяде, положив головы на спины впереди стоящих, уснуть, упав на бок. Можно разнообразить задания.
Упражнение «Графический диктант»
См. материалы к занятиям, рис.19
Упражнение «Загадки»
Вот красавец, хоть куда! Только он один всегда Восхищает всех кругом Разукрашенным хвостом. - Что же это за один? - Ну конечно же - ... (Павлин) | Ночь всегда готова мглой Поглотить предмет любой. Даже город весь она Поглотила бы сполна, Если б только до зари Не горели ...(Фонари) |
Знаю я давным-давно - Силачей полным-полно. Но сильнейший чемпион Побороть не сможет ...( Сон) | Кто в лесу тоннели роет, Из ветвей плотины строит, Зубы – точно топоры? Это трудятся ….(Бобры) |
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Целый день по пашне вскачь, А зовется птица... (Грач) | На качелях мы качались, Громко пели и смеялись. А в жарких странах обезьяны Качаться любят на ...(Лианах) |
«Спинка в веснушках. Ах, как неловко!» И покраснела…(Божья коровка) | Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый… (Василек) |
Яростно река ревет, И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся, В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?… (Апрель) | Силачом я стать хочу. Прихожу я к силачу: — Расскажите вот о чем: Как вы стали силачом? Улыбнулся он в ответ: — Очень просто. Много лет Ежедневно, встав с постели, Поднимаю я… (Гантели) |
Упражнение «Напиши свое имя»
Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).
Упражнение «Волшебный лес»
Материал к заданию: лист бумаги с незаконченными и схематическими изображениями, карандаш (см. материалы к занятиям, рис. 20). Нужно нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Другие темы: «Волшебное море», «Волшебная поляна», «Волшебный парк» и др.
Упражнение «Коллективный счет»
Задача: с закрытыми глазами группа должна досчитать до 10. Важное условие: каждое число должен произносить только один голос. Договариваться, кто какое число называет, нельзя. В случае ошибки (если число названо несколькими участниками одновременно) игра начинается заново.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие №10.
Цель: развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм), мышления (процессы анализа), эмпатии, коммуникативных навыков.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Основная часть
1. Упражнение «Добрый день!»
Ведущий называет какую-нибудь букву. Те, чье имя начинается на эту букву, встают и хором произносят: «Добрый день!»
2. Упражнение «Назови буквы»
Материал к заданию: лист бумаги с крупно начерченными группами букв, наложенными друг на друга (см. материалы к занятиям, рис. 21). Учитель просит детей внимательно посмотреть и сказать, какие буквы они видят в первой группе, затем -во второй, в третьей.
3. Упражнение «Я хочу тебе подарить…»
По кругу каждый из участников «дарит подарок» на словах. Он должен понравится тому, кому дарят. А тот, кому дарят, должен обязательно поблагодарить.
4. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»
Психолог называет любое существительное, а ученики подбирают к нему слова, обозначающие различные качества этого предмета. Например, «трава» - зеленая, мягкая, шелковая, высокая, изумрудная, болотная, густая, скользкая, нежная, сухая и т.д. «Дом» - большой, многоэтажный, кирпичный, красивый, прохладный, солнечный, комфортабельный, модерный, величественный, ветхий, мрачный, недостроенный, отремонтированный, покрашенный, оштукатуренный, заселенный и др.
Психолог может предложить описать, каким был, например, воздух, когда дети шли в школу (прозрачный, спокойный, душистый, прохладный, гулкий, розово-голубой и т.д.). Побеждает тот, кто назвал последним какое-либо качество.
5. Упражнение «Волшебное ожерелье»
Каждый участник готовит себе заранее маленькие (10-12 см) кусочки нити в соответствии с количеством членов группы и одну нить примерно 15-20 см. Длинная нить завязывается на шее в виде цепочки. Каждый участник подходит к другим членам группы, завязывает на нить свою тонкую ниточку, при этом говорит свое пожелание этому человеку. В итоге у всех участников должно получиться ожерелье из ниток.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Приложение
Материалы к занятиям
Задание «ПОДСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО»
Рисунок 1, а
Рисунок 1, б
Задание «НАЙДИ ПУТЬ»
Рисунок 2,а
Рисунок 2, б
Задание «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Рисунок 3
Задание «Полянки» (вводные задачи)
Рисунок 4, а
Рисунок 4, б
Рисунок 4, в
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12, а
Рисунок 12, б
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Отыщи и «раскрась» слова. (Овощи)
М | О | Р | К | О | В | К | А | Р |
С | В | М | Б | П | Ь | Д | О | Т |
А | Ё | К | Р | О | М | И | Р | О |
Ж | А | Л | Ю | Ш | К | П | Е | Ф |
А | Н | А | К | К | А | И | Р | Е |
Л | Г | О | В | А | П | У | Е | Л |
К | У | А | А | Б | Н | С | Ц | Ь |
А | Р | П | Е | А | А | Т | А | К |
Б | Е | Ц | Р | Ч | О | К | Л | У |
Рисунок 18
Рисунок 19
Задание «Волшебный лес»
Рисунок 20
Рисунок 21
Список использованной литературы:
Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В. – Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб.: Питер, 2003.
Калинин В.Б. , Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие: Игры и упражнения. – М.: АсЭкО, 2003.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Программа по психологии общения для учащихся начальной школы. - М., УЦ «Перспектива», 2000 г.
Светланова И.А. Психологические игры для детей / И.А. Светланова. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.