СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа индивидуального обучения 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка рабочей программы будет полезна дефектологам для индивидуальной работы с детьми ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа индивидуального обучения 7 класс»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г. Белебея муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании школьногоППк

Протокол №__

от 29августа2022г.

Руководитель ППк

_____/Гамбирова Р.М./

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________Р.М.Гамбирова

Протокол №___

от 29августа2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МАОУ СОШ №1

_________ О.М.Селькина

№____ от 29августа2022г.










Коррекционно-развивающая программа

индивидуального обучения

Учащийся 7В класса: Маслов Д.
















Срок реализации: 2022 - 2023 учебный год (общий срок реализации: 1 год)

Составитель: Павлова О.А Педагог-дефектолог

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы













































  1. Пояснительная записка

В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.

Учащимся с ОВЗ свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.

У всех детей с ОВЗ наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.

У учащихся с ОВЗ характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.

У учащихся 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.

У детей с ОВЗ в 5-9 классах устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при речевом развитии.

В письменной речи учащиеся с ОВЗ делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок; они с трудом усваивают правила выделения границ предложения.

Учащиеся с ОВЗ нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ОВЗ умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И.Решетников и др.). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у учащихся с ОВЗ существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

В современном обществе идет тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей.

Представленная программа сопутствует этому направлению.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей с ОВЗ.

При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребенок» под редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).

Методической основой коррекционно-развивающего обучения является личностно- центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками.

Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и обучающей работы. Учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического развития — все это принимается во внимание при использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы.

В программе предоставлены коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

1.1.Рабочая программа по индивидуальным занятиям для учащихся МАОУ СОШ № 1 г.Белебея разработана на основе следующих нормативных документов:

-«Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В. Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.)

- «Особый ребенок» под редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом НОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897),(Редакция от 31.12.2015);

  • Программа реализуется с использованием методического комплекса:

  • Приказа Министерства Просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» с последующими изменениями и дополнениями;

  • Положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по основным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования МАОУ СОШ №1 г.Белебея;

  • Учебного плана основного общего образования МАОУ СОШ №1 г. Белебея.

1.2. Цели и задачи предмета, краткая характеристика, технологии используются при его изучении

Цель программы: улучшение качества жизни в рамках работы педагога-дефектолога

Задачи:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности учащегося путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ученик может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам

  • ситуации достижения успеха во внеучебной деятельности;

  • определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка;

  • разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности учащегося и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;

  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;

  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации к учебной деятельности;

  • коррекция и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления);

  • расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами;

  • развитие связной речи;

  • формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

  • формирование сенсомоторных координаций, формирование и развитие пространственной ориентировки;

  • обучение приемам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности учащегося;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»)

Основные принципы обучения

Работа с учащимися ОВЗ и/ или инвалидами должна основываться на следующих основах:

1. Установление позитивного эмоционального контакта учителя с учеником является основным условием эффективной работы.

2. Каждый ученик наделен особыми способностями и недостатками, имеет собственный темп и ритм развития. У него может наблюдаться нетипичное поведение (агрессия, автостимулирование и т. п.). Поэтому учитель должен быть в курсе терапевтических улучшений.

3. Раннее использование реабилитационных техник дает шанс оптимизации развития ученика.

4. Моторные функции, умственное развитие и социальная зрелость умственно неполноценного ученика могут улучшаться в результате воздействия, учитывающего индивидуальные и социальные факторы.

5. Даже небольшие успехи ученика должны позитивно подкрепляться, а отсутствие успехов нельзя оценивать негативно.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка ― задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс творческого психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации.

  • Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

  • Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ и / или инвалидов. Проведение промежуточной диагностики (после 15 занятия), дабы определить положительные изменения после ряда коррекционной-развивающих занятий и перейти к активному практикуму, позволяющему в игровой форме преодолевать коммуникативные барьеры и высвобождать эмоциональное напряжение посредством творческих самопрезентаций креативных механизмов игры, с элементами тренинга.

Общая характеристика предмета

Изучению психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева).

Важным для понимания учителями психолого-педагогических особенностей этой категории школьников является обращение к понятию «задержка психического развития», которое характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом, обусловленное инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы или другими хроническими соматическими заболеваниями. Исследованиями отечественных ученых установлено, что задержка психического развития проявляется у школьников в замедлении скорости приема сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности знаний и представлений об окружающем. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости, возбудимости или заторможенности, несформированности произвольной регуляции поведения. Как правило, для указанной категории школьников характерны повышенная истощаемость, сниженная работоспособность. Часто наблюдаются нарушения общей и мелкой моторики, затруднения в координации движений. Отставание в речевом развитии проявляется чаще всего в бедности словарного запаса, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, в наличии фонетико-фонематической недостаточности. Эти особенности развития, присущие в основном младшим школьникам, вызывают значительные трудности в процессе обучения, вследствие чего в исследованиях последних лет для характеристики этой группы учеников нередко используется термин «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития».

Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев дифференциации ЗПР от легких вариантов умственной отсталости.

Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:

1. Парциалъность психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития.

Более того, в случае задержанного психического развития, как правило, отмечается незрелость межсистемного взаимодействия психических процессов, которое обеспечивает познавательную (интеллектуальную) деятельность.

2. Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в объеме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей.

3. Достаточно высокая восприимчивость к помощи: школьники с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнений, организации учебной деятельности и т.п. Умственно отсталым детям в случае затруднения обычно требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания опосредованной помощи им недостаточно.

4. Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с ОВЗ могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми даже незначительное изменение внешних условий воспринимается как совершенно новая, незнакомая ситуация.

Таким образом, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Диагностическая работа включает:

—Своевременное выявление личностных трудностей психологического спектра;

— Анализ причин трудностей адаптации;

―Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— Выявление резервных возможностей учащейся;

— Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

—Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

—Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— Выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми возможностями;

— Организацию и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения, развития, социализации, улучшения качества жизни;

— Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование базовых учебных действий и коррекцию дезадаптивных проявлений;

— Коррекцию и развитие высших психических функций;

— Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;

—Социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в рамках правовых возможностей образовательного учреждения.

1.3. срок реализации, таблица расчасовки по годам изучения

Предлагаемая рабочая программа реализуется в течение 1 годав соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №1 г.Белебея РБ на изучение предмета «Коррекционно-развивающая программа индивидуального обучения для учащегося 7 В класса» выделяется определённое количество часов в соответствии с классом обучения:


Класс

Количество часов на год

Итого на уровень

7

34

34 часа


1.4. Учебно-методический комплекс

Программа реализуется с использованием методического комплекса:

1. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

2. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47 – 54

3. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.

4. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.

5. Сборник игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций у детей с ЗПР: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Телица, - Ошмяны, 2103. – 140 с.

6. Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”, 2010 г.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.

8. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно – развивающего обучения.

9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.

10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.

11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.

12. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга – М., 2005. – 96с.

13. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.

14. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов.

15. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.


1.5. формы контроля

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ОВЗ является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

Положительным результатом служит:

  • динамика в познавательном и речевом развитии учащихся;

  • заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля,

  • умения общаться и сотрудничать.

Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

Способы и формы оценивания результатов обучающегося: деятельность обучающихся в ходе реализации коррекционно-развивающей программы не оценивается.


II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.1. Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностными результатами являются:

  • Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  • Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • Проявление готовности к самостоятельной жизни.

У выпускника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • Учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Способность к оценке своей учебной деятельности;

  • Установка на здоровый образ жизни;

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • Устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • Понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • Положительной самооценки

  • Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • Эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

2.2. Метапредметные

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Коррекционно-развивающая программа индивидуального обучения учащегося 8 класса» с овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

Регулятивные универсальные учебные действия

Целеполагание

  • Как можно больше самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Планирование

  • Стараться описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям;

  • По возможности планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Коррекция

  • Учиться стараться устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

Самооценка

  • Стараться обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Самоконтроль

Учиться демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Пытаться определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Выпускник научится:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • Пытаться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Стараться адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • Пытаться различать способ и результат действия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Учиться преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • По возможности проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Познавательные универсальные учебные действия

  • Подбор слов, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • Объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Выпускник научится:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • Строить сообщения в устной и письменной форме;

  • Стараться ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • Стараться устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • Пытаться строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • Устанавливать аналогии;

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • Осуществлять сравнение;

  • Стараться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Определение общей цели и путей ее достижения;

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Выпускник научится:

  • Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Учитывать разные мнения;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Задавать вопросы;

  • Контролировать действия других людей;

  • Использовать речь для регуляции своего действия;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • Аргументировать свою позицию;

  • Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

2.3. предметные

Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

  • Доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

  • Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечении особой пространственной и временной организации;

  • Общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

  • Специальное обучение способам усвоения общественного опыта и умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

  • Стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.

Планируемый уровень подготовки  на конец учебного года в соответствии с требованиями, заключается в том, чтобы учащийся знал:

У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Учащиеся должны научиться:

  • проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи;

  • соблюдать нормы поведения на уроке;

  • самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий;

  • планированию собственной деятельности;

  • вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ; последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении;

  • разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их;

  • употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту;

  • пересказывать небольшие литературные произведения, составлять план пересказа. Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке;

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные зависимости;

  • называть обобщающие названия изученных групп предметов;

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с ОООП и АООП;

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с ОООП и АООП, в том числе с переходом через разряд;

  • знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике;

  • считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с ОООП и АООП;

  • пользоваться количественными и порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду;

  • составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного материала в соответствии с ОООП и АООП;

  • сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с ОООП и АООП;

  • составлять и решать задачи в несколько действий (задачи на процентное соотношение, нахождение S, V, t) в соответствии с ОООП и АООП;

  • составлять и решать уравнения в соответствии с ОООП и АООП;

  • сравнивать предмету по величине, цвету, форме;

  • знать меры измерения и уметь пользоваться ими;

  • выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости;

  • называть времена года, месяцы времен года, дни недели;

  • определять время по часам.

III. Содержание учебного предмета

Учитель выбирает определенные методы формы работы и дидактические средства, руководствуясь их планируемой эффективностью. Однако на каждом этапе работы, начиная с планирования, он должен использовать дидактику:

  • Всестороннее знание ребенка и оказание ему рациональной, специальной помощи;

  • Адаптация педагогических замыслов к возможностям и потребностям учеников и условий окружения;

  • Индивидуализация требований, методов, выбора дидактических средств, а также организациям и темпа работы;

  • Доступность преподаваемого материала;

  • Постепенное возрастание трудности;

  • Активное и сознательное участие ребенка в процессе научения — обучения;

  • Пример;

  • Интегрированное воздействие;

  • Связь теории с практикой (применение в повседневной жизни).

Необходимо признать право лиц с ограниченными возможностями развиваться в собственном темпе и учитывать это право.

Интегрированные занятия усиливают мотивацию к работе, корректируют и компенсируют недостатки, а также поддерживают и улучшают его сильные стороны. Задания, которые педагог-психолог должен реализовывать во всех типах занятий, включая те, которые называют «реабилитационными». Они направлены на развитие внимания и памяти, собственной активности и мотивации к действиям, обучение преодолению стресса, подкрепление положительных переживаний и эмоций, связанных с выполняемыми действиями. Важное значение― направленность на формирование положительной самооценки и повышение уровня ее объективности, корректировка недостатков мелкой моторики и элементы двигательной реабилитации, а так же терапия коммуникации.

Программа включает в себя 12 модулей:

Учебно-тематический план для 7 класса

Наименование разделов

Количество часов

1

Входная диагностика познавательных процессов

2

2

Развитие восприятия (пространственного, слухового, зрительного).

Формирование пространственных представлений.

3

3

Развитие внимания (зрительного, произвольного, слухового внимания; развитие устойчивости, концентрации, повышение объема, переключение внимания).

3

4

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти).

Развитие мнестических процессов.

4

5

Развитие интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей; развитие скорости мышления; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи).

4

6

Промежуточная диагностика

1

7

Развитие воображения

2

8

Коррекция мышления (коррекция и развитие наглядно – образного, наглядно – действенного и развитие словесно – логического мышления)

4

9

Формирование связной речи (развитие диалогической речи, развитие монологической речи, развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста)

3

10

Развитие элементарных математических представлений

6

11

Заключительная диагностика

2

Итого:


34


Программа занятий включает следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:


Направления работы


Основные задачи реализации содержания


1. Сенсомоторное развитие - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;


- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

- развитие слухового восприятия и слухового внимания;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- формирование способности выделять признаки предметов.

2. Формирование

пространственных

представлений


- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.

3. Развитие мнестических

процессов

- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

4. Развитие

межанализаторных

систем, их

взаимодействия

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

5. Формирование функции

программирования и

контроля собственной

деятельности


- регуляция простейших двигательных актов;

- формирования умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;

- развитие умения действовать по схеме.

6. Развитие внимания



- развитие зрительного внимания;

-развитие произвольного внимания;

- развитие устойчивости, концентрации, повышение объема, переключение внимания,

- развитие самоконтроля;

- развитие слухового внимания.

7. Развитие памяти



-расширение объема, устойчивости,

-формирование приемов запоминания,

-развитие смысловой памяти

- развитие слуховой памяти;

- развитие кратковременной памяти;

- развитие зрительной памяти;

- развитие точности зрительной памяти;

- развитие непроизвольной (образной) памяти;

- развитие ассоциативной памяти;

- развитие наблюдательности;

- развитие кратковременной и долговременной памяти;

- развитие двигательной памяти;

- развитие моторно-слуховой памяти;

- развитие тактильной памяти.

8.Развитие восприятия


- пространственного, слухового восприятия;

- сенсомоторной координации;

- развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание;

- развитие восприятия геометрических фигур.

9.Развитие воображения

- развитие зрительного воображения;

- развитие вербального (словесного) воображения;

- развитие творческих способностей;

- развитие пространственного воображения;

- развитие образного (воссоздающего) воображения.

10. Интеллектуальное развитие


- развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков;

- развитие скорости мышления;

- развитие образно-логического мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана;

- развитие понятийного мышления;

- развитие наглядно-действенного мышления;

- коррекция мыслительных операций;

- развитие способности классифицировать явления по их признакам.

11.Развитие связной речи

- составление рассказа по картинке, серии картинок;

- развитие диалогической речи;

- развитие монологической речи;

- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.

12.Формирование учебной мотивации

- ликвидация пробелов знаний по учебным предметам.

13.Формирование адекватной самооценки

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие фантазии.


14. Формирование

элементарных

математических

представлений


- формирование представления о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

- развитие практически значимых математических умений и навыков, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения согласно с АООП по математике.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются задания и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).

Основные методы программы:

  • Ручная деятельность. Одно из основных мест коррекционной работы должно отводиться ручной деятельности, включая рисование, аппликацию, лепку, конструирование.

  • Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

  • Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

  •  Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

  • Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование по программе «Коррекционно-развивающая программа индивидуального обучения учащихся с ОВЗ и/или инвалидов 7 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал модуля «Школьный урок» обеспечивает реализацию следующих воспитательных задач обучающихся ООО:

  • Установление доверительных отношений между педагогическимработникоми его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимисятребований и просьб педагогического работника, привлечению их вниманияк обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) сверстниками (обучающимися),принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • Навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  • Данный учебный предмет реализует следующие целевые приоритеты ―создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

  • К семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • К труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • К своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  • К природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • К миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • К знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • К культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  • К здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  • К окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • К самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.




Календарно-тематическое планирование

индивидуального обучения

Учащегося 7В класса: Маслов Данил

Тема

Кол-во часов

Дата


План

Факт

Примечание

Входная диагностика познавательных процессов

2




11.

Диагностика развития восприятия, внимания:

1.Оценка зрительного восприятия (Методика «Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений», «Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).

2.Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем, наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

3. Диагностика устойчивости и произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки»)

4.Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица»)

5.Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»).

1




22.

Диагностика развития памяти, мышления:

1.Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов»).

2.Диагностика смысловой памяти (Методика «Пиктограмма»).

3.Диагностика зрительной памяти (методика «Исследование зрительной памяти»)

4.Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).

5.Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

1




Коррекция, развитие восприятия

4




33.

Коррекция и развитие восприятия цвета:

  • Методика М.Монтессори «Назови цвет»

  • Игра «Цветные картинки»

  • Таблица геометрических фигур

1




44.

Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов:

  • Методика «Дорисуй предмет»

  • Учимся видеть

1




55.

Игровые тренинги для развития наблюдательности:

  • Игра «Развиваем наблюдательность»

  • Игра «Самые наблюдательные»

  • Игра «Взвесь в руках»

  • Игра «Учись слушать звуки»

  • Игра «Развиваем чувство времени»

1




66.

Упражнения для развития воображения:

  • Найди выпавший осколок

  • Какой вид сверху соответствует предмету

  • Что перепутал художник

1




Коррекция, развитие внимания

7




77.




8


Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»

  • Игра «Синтез слов и звуков»

  • Таблицы Шульте

  • Перепутанные линии

1




88.

Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания:

  • Игра «Корректурная проба»

  • Игра «Синтез слов и звуков»

  • Таблицы Шульте

  • Перепутанные линии

1




99.

Коррекция и развитие переключения внимания:

  • Игра «Хлопни - встань»

  • Игра «Не пропусти растение»

  • Методика «Красно – черная таблица»

1




110.

Коррекция и развитие произвольного внимания:

  • Игра «Слушаем тишину»

  • Игра «Нарисуй и закрась треугольники»

  • Игра «Запретное движение»

  • Игра «На одну букву»

  • Игра «Правая, левая»

Игра «Повтори за мной»

1




111.

Коррекция и развитие наблюдательности:

  • Упражнение «Найди ошибки»

  • Методика «Сравниваем картинки»

  • Игра «Чей это дом?»

1




112.

Коррекция и развитие распределения внимания:

  • Игра «Считай и двигайся»

  • Игра «Нос, пол, потолок»

  • Методика «Поставь значки»

1




113.

Развитие объема внимания:

  • Игра «Что изменилось»

  • Игра «Знаем ли мы пословицы»

1




Коррекция, развитие памяти

8




114.

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст

  • Логически связанный текст

  • Лица с именами и фамилиями

Пересказ текстов

1




115.

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти:

  • Логически не связанный текст

  • Логически связанный текст

  • Лица с именами и фамилиями

Пересказ текстов

1




116.

Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи между элементами материала:

  • Перегруппируй слова

  • Ассоциативное мышление

1




117.

Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти:

  • Слова – имена

  • Кто больше запомнит

  • Форма предметов

Опиши по памяти

1




118.

Коррекция и развитие механической памяти:

Нелогические пары

1




119.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

  • Чей предмет?

  • Угадай, как меня зовут?

Запомни порядок

1




220.

Упражнения для развития вербальной памяти.

1




221.

Правила сохранения знаний. Упражнения на запоминание

1




Коррекция, развитие мышления

9




222.

Коррекция, развитие наглядно – образного мышления:

  • Пройди лабиринт

  • Дорисуй рисунок

1




223.

Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления:

  • Игра «Муха»

  • Игра «Круглые очки»

1




224.

Коррекция, развитие вербально – логического мышления:

  • Составление предложений

  • Совместная история

  • Сколько в слове слогов

  • Кто кем будет

  • Установление отношений

1




225.

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию:

  • Четвертый лишний

  • Назови одним словом

  • Исключение лишнего

1




226.

Коррекция и развитие причинного мышления: преобразование предметов и слов

  • Установление ситуативных связей между предметами

  • Установление причинных связей между событиями

  • Нахождение причины событий

  • Угадывание последствий событий

1




227.

Упражнения на развитие глазомера

1




228.

Составление сюжетного рассказа

1




229.

Развитие логического мышления:

  • Игра «Вывод»

  • Тест «Аналогия»

1




330.

Задачи на сравнение

1




Заключительная диагностика

4




331.

Диагностика восприятия

1




332.

Диагностика внимания

1




333.

Диагностика памяти

1




334.

Диагностика мышления

1




Итого:

34 часа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!