СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по корректированию нарушений устной и письменной речи в 1 – 4 классах,

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая  программа  указывает  направления, последовательность  и  содержание  логопедической  работы  с  обучающимися  1-4  классов,  имеющих  нарушения  устной  и  письменной  речи.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по корректированию нарушений устной и письменной речи в 1 – 4 классах,»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы


Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любого вида деятельности. Наличие у учащихся начальной ступени отклонений в правильном речевом развитии (произношении звуков, в фонематическом и лексико-грамматическом развитии) является серьезным препятствием в усвоении общеобразовательной программы.

Исследование устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов, в период с 1 по 15 сентября показало, что из общего количества обследованных у 56 % учащихся отмечаются нарушения в речевом развитии – ФФНР, НВОНР.

В результате введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникает необходимость внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи для обучающихся 1 – 4 классов составлена на основании:

  • Конституции Российской Федерации;

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от «____» _____20___г.

  • Федерального государственного образовательного стандарта НОО от 06.10.2009 г. № 373;

  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.02.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б Бессоновой, М. 1996 г.

  • Положения о логопедическом пункте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея № 9 Асбестовского городского округа.

Коррекционно-развивающая программа логопедических занятий, по корректированию нарушений устной и письменной речи в 1 – 4 классах, составлена на основе:

    1. Программы «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1-х классов c ФФНР», «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 – 4 классов с ФФНР/НВОНР». Авторы-составители: Дорофеева С.Е., СеменютаЛ.В., Маленьких Л.А.

    2. «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» Козыревой Л.М.

В рабочую коррекционно-развивающую программу были включены методические рекомендации и практические разработки по преодолению разных форм дисграфии Мазановой Е.В., Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н.

Данная рабочая программа составлена с учетом контингента детей, обучающимися в 1 – 3 классах с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Программа указывает направления, последовательность и содержание логопедической работы с учащимися 1 – 4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи. Разработка программы осуществлялась на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся 1 – 3 классов по материалам Фотековой Т.А. «Обследование устной и письменной речи».


Основная цель логопедической программы


Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию устной и письменной речи младших школьников.


Задачи

  1. Коррекция нарушения произношения: постановка свистящих, шипящих и сонорных звуков, их автоматизация и дифференциация.

  2. Коррекция и развитие фонематических процессов.

  1. Формирование, коррекция и развитие навыков анализа и синтеза звуко-слогового и звуко-буквенного состава слова.



  1. Формирование навыков правильного воспроизведения слов сложной слоговой структуры.

.

  1. Обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования; формирование умения адекватного употребления слов в самостоятельной речи.


  1. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.



  1. Формирование умений и навыков построения связного высказывания. (особое внимание необходимо обратить на формирование учебного высказывания с использованием учебной терминологии по типу рассуждения и доказательства, начиная с первого класса)

  2. Формирование, коррекция и развитие основных речевых предпосылок письма и чтения.

  3. Формирование универсальных учебных действий.


Основные принципы программы:

  • Принцип учета этиологии и механизмов речевых нарушений.

  • Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования (качественный – для построения логопедической работы; количественный – для отслеживания динамики коррекционной работы).

  • Принцип системности (в коррекционной работе воздействовать на все компоненты речи).

  • Принцип комплексности (комплексное медико-педагогическое воздействие на ребенка. Тесная взаимосвязь всех участников коррекционного процесса)

  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор коррекционных методик осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка)

Основные направления работы:

  1. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

  2. Коррекция и развитие зрительно-пространственного гнозиса.

  3. Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения.

  4. Формирование, коррекция и развитие фонематических процессов.

  5. Формирование, коррекция и развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

  6. Формирование, коррекция и развитие связной речи.

  7. Формирование, коррекция и развитие психологической базы речи.


Методы и приемы

  • Эмпирические.

  • Наглядные (иллюстрации, наблюдения).

  • Логические (индуктивный, дедуктивный).

  • Мотивационные (познавательные игры, убеждение, поощрение).

  • Контрольно-коррекционные (устный, письменный).

  • Словесные (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)

  • Практические (практические задания, тренинги).

  • Метод проблемного изложения

Работа с детьми, с учетом их индивидуальных особенностей.

    • Психологические игры и упражнения для детей имеющих нарушения в развитии речевой деятельности и испытывающих трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

    • Индивидуальные карточки для слабовидящих детей.

    • Ранжирование заданий для детей по уровню сложности.

Реализация универсальных учебных действий

на логопедических занятиях

В современных условиях, с точки зрения повышения эффективности всего образовательного процесса, приоритетным направлением становится реализация развивающего потенциала новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. В ФГОС обозначено: «Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Выделены следующие УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникационные.


Личностные УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на занятии.

3. Определять план выполнения заданий.

4. Осуществлять итоговый контроль деятельности.

5.Оценивать результаты деятельности.

6. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.


1.Ориентироваться в рабочей тетради: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в текстах, словарях.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

6.Применять таблицы, схемы, модели для получения информации.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы логопеда, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Уметь работать в паре.



Пути реализации УУД на логопедических занятиях:


  1. Личностные УУД реализуются на речевых занятиях через постановку воспитательных целей: через моделирование ситуации достижения, подбор соответствующего воспитательным целям смыслового содержания речевого материала, а также через прогнозирование адекватного эмоционального отклика на рассматриваемые на занятии нравственные категории.

  2. Формирование регулятивный действий обеспечивает организацию учащимися своей учебной деятельности: целепологание, на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение промежуточных целей с учетом конечного результата; развитие саморегуляции (обучение правильному дыханию, оптимизация мышечного тонуса, формирование пространственных представлений, формирование сенсомоторных взаимодействий, формирование межполушарного взаимодействия).

  3. При формировании познавательных УУД необходимо учить детей выстраивать четкий алгоритм выполнения задания, предварительно вспоминая определённые блоки информации, правила, способы деятельности, условия выполнения, а затем пошаговое выполнение. При реализации познавательных действий учителю - логопеду необходимо формировать предпосылки к овладению учебным материалом, т.е. устранять проблему речевого недоразвития.

  4. При формировании коммуникативных действий логопедическая работа должна проводиться с позиции восполнения пробелов речевой деятельности. С одной стороны – это произношение (звуки, слоги, слова, предложения), а с другой – активное, осознанное, самоконтролируемое использование детьми в своей речи предложенного специалистом материала. Ребенок овладевает самостоятельным планированием речевого высказывания, умением точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией, овладевает диалогической и монологической речью.

Таким образом, реализация УУД в рамках речевого занятия предполагает постановку и реализацию речевых, коррекционных, обучающих, воспитательных целей, а также отработку речевого материала, запланированного по теме.


Периодичность занятий:

  • 1 класс (ФФНР/НВОНР) – 3 раза в неделю; 93 часа.

Данный курс рассматривает следующие темы:

«Работа над словом»;

«Работа над предложением»;

«Работа над грамматическим оформлением простого предложения без предлога»;

«Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха»;

«Работа над связной речью».

Параллельно проходит работа по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук и развитию зрительного и слухового восприятия.

  • 2 класс (нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР/НВОНР) – 2 раза в неделю; 64 часа.

Курс формирует навык звукобуквенного анализа, дает четкое представление о том, что слово является объектом анализа. В процессе анализа совершенствуется регулирующая функция речи. Речь выступает как средство мышления.

Рассматриваются следующие темы:

«Речь»

«Предложение»

«Слово»

«Способы образования гласных и согласных звуков»

«Слоговая структура слова»

«Ударение»

«Дифференциация гласных»

«Гласные II ряда»

«Мягкие согласные»

«Дифференциация согласных»

«Дифференциация букв сходных по оптическим и кинетическим признакам».

  • 3 класс (нарушение чтения и письма) – 2 раза в неделю; 64 часа.

Курс предполагает комплексный подход, т.е. коррекционная работа по устранению нарушений чтения и письма проводится параллельно с коррекцией дизорфографии.

Рассматриваются следующие темы:

«Корень слова»

«Безударный гласный в корне слова»

«Словообразование»

«Словоизменение»

«Согласование»

«Управление»


По окончанию курса учащиеся должны знать и уметь:

1 класс

  1. Знать все звуки и буквы русского языка;

  2. Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

  3. Знать правильную артикуляцию звуков.

  4. Различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначения;

  5. Правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

  6. Знать способы буквенного обозначения твердых и мягких согласных;

  7. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;

  8. Определять место ударения в слове;

  9. Уметь делить текст на предложения, предложения на слова. Писать под диктовку связный текст в 30 слов.

  10. Вычленять слова из предложений;

  11. Воспринимать слово ( предложение) как объект анализа. Уметь проанализировать слово (предложение) и графически оформить результат.

  12. Четко писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

  13. правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  14. Точно воспринимать указания взрослого.

  15. Уметь определить и запомнить последовательность выполнения действий.

  16. Уметь рассказать о своих действиях.

  17. Уметь самостоятельно строить высказывание из 4 – 6 предложений по сюжетной картинке. Фраза должна состоять из 4 – 5 слов.

2 класс

  1. Проанализировать объект и графически оформить результат, действуя по алгоритму:

    • Выбрать объект;

    • Разделить на слоги;

    • Найти ударный слог;

    • Выделить гласные звуки;

    • Выделить согласные звуки;

    • Подвести итог.

  1. Уметь списывать текст, писать под диктовку связный текст.

  2. Уметь рассказать о своих действиях.

  3. Уметь строить высказывания по сюжетной картинке 6 – 8 предложений. Фраза должна содержать 5 – 6 слов.

  4. Уметь участвовать в диалоге с несколькими лицами, соблюдать речевой этикет.

  5. Точно воспринимать сложную инструкцию, состоящую из 3х звеньев и запомнить последовательность их выполнения.

3 класс

  1. Производить фонетический разбор слов сложной звуко-слоговой структуры. Производить разбор слов по составу. Производить синтаксический разбор предложения.

  2. Уметь выполнять анализ объекта по предложенному алгоритму.

  3. Уметь каллиграфически списывать текст. Писать под диктовку связный текст.

  4. Владеть монологической формой речи в объеме 8 – 10 фраз по предложенной теме.

  5. Участвовать в диалоге с соблюдением норм речевого этикета.

  6. Уметь применять приемы самоконтроля.


Формы контроля:

  1. Диагностика устной и письменной речи:

    • Входная диагностика (1 – 15 сентября);

    • Промежуточная диагностика (декабрь – январь);

    • Итоговая диагностика (15 – 31 мая).

  2. Проверочные работы: тестовые задания, списывание, диктанты.

  3. Проверка навыка чтения.


Планируемый результат:

Проведенная систематическая коррекционная работа по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов, покажет положительную динамику в речевом развитии, поможет преодолеть трудности в усвоении общеобразовательной программы.



Устная речь

Письмо

Чтение

Динамика

«+»

«с незначи-тельными изменениями»

«+»

«с незначи-тельными изменениями»

«+»

«с незначи-тельными изменениями»

1 класс

80%

20%

70%

30%

80%

20%

2 класс

90%

10%

80%

20%

90%

10%

3 класс

100%

-

90%

10%

100%

-








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!