СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Крррекционные занятия на снятие детской агрессии. Снижение уровня агрессивности младших школьников. Осознание неадекватности своего поведения и усвоение позитивных форм общения. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у детей младшего школьного возраста.»

Дополнительная коррекционно-развивающая программа по коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста.



Пояснительная записка.

Агрессивность присуща в той или иной степени каждому человеку и влияет на его развитие. Но форма ее проявления обуславливает успешность этого развития. Если агрессивные реакции человека адекватны ситуации и выражаются в социально приемлемой форме (имеет конструктивную направленность), то можно говорить о нормальном развитии. Если же наоборот, агрессия принимаем деструктивные тенденции, это свидетельствует о нарушениях развития человека. Усвоению ребенком как конструктивной, так деструктивной форм агрессивного поведения способствуют система детско-родительских отношений в целом, а так же набор родительских установок по отношению к ребенку и его воспитанию.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства младших школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Дети черпают  знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

    Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.


Целью данной программы является:


- снижение уровня агрессивности младших школьников  путем снятия эмоционального напряжения,

- устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

-осознание неадекватности своего поведения и усвоение позитивных форм взаимодействия с окружающими.


Задачи:

  1. Знакомство учащихся с понятиями «Агрессивность», «Агрессивный человек», «Агрессивное поведение».

  2. Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.

  3. Обучить ребенка приемам саморегуляции.

  4. Формирование позитивных качеств личности ребенка.

  5. Содействие проявлению позитивных эмоций и переживаний. Развить чувство эмпатии.


К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

 Занятия  рассчитаны на работу с детьми 8 – 10 лет, проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 25-40 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Программа работы включает в себя несколько этапов.

На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержки  ребенку, посещающему занятия.

Основной этап предполагает групповую работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается  ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами  по результатам работы.

Занятие № 1

«Кто такой агрессивный человек?»

Задачи: 

1.Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими.

2. Знакомство учащихся с понятиями «Агрессивность», «Агрессивный человек», «Агрессивное поведение».

3. Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими. 



Ход занятия:



1. Знакомство с понятием «Агрессивность»

Агрессия - это любая форма поведения, противоречащая нормам и правилам нацеленная на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

 (Вопросы для дискуссии: «Что это такое?» «На что похожа агрессивность, если сравнивать с животными, растениями, явлениями природы?» «Какого человека можно назвать агрессивным: как он выглядит, как ходит и разговаривает, как ведет себя?». Делается вывод: агрессивный человек – тот человек, который проявляет агрессию – ругается, орет, дерется, дразнится и т.д.)

2. Упражнение «Портрет агрессивного человека» (Учащиеся, представив агрессивного человека, рисуют его цветными карандашами).

3. Обсуждение рисунков (Вопросы для обсуждения: «Как понять по рисунку, что человек агрессивный?» «За что можно уважать агрессивного человека?» «За что нельзя уважать агрессивного человека?» «Как к такому человеку относятся окружающие?» «Как ты сам относишься к нему?»).

4. Упражнение «Темные и светлые мешочки» (Источник: Хухлаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5)

 (В кабинете на стене крепятся два мешочка – черный и белый. Ребятам объявляется, что все качества человека можно разделить на две группы – темные (плохие, которые мешают ему общаться с другими, приносят неприятности) и светлые (хорошие, которые помогают человеку жить, трудиться, общаться). На отдельном листочке печатается слово «Агрессивность». Учащимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится агрессивность – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни).

5. Дискуссия «Большой секрет для маленькой компании» (Учащимся объявляется, что агрессия в некоторых ситуациях - это нормально. И обсуждается вопрос «В каких ситуациях?»: в ситуации опасности).

6. Чтение рассказа «О путнике и его беде» (В рассказе говорится о том, что агрессия необходима человеку в ситуации обороны – например, для защиты Родины от захватчиков, в других же ситуациях она должна быть под контролем человека, т.к. может причинить много вреда окружающим).

(С. Кондратенков) (Источник: Хухлаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5)

История произошла она в далекие времена, когда люди еще не знали ни телефонов, ни телевизоров, ни машин. Когда вокруг были одни зеленые леса да поляны, а жизнь текла спокойно и размеренно. Почти как у бабушки в деревне. В те далекие времена люди не знали, что Земля делится на материки и острова, но слышали, что далеко-далеко живут воинственные племена, которые непонятно почему нападают на мирных жителей, грабят селения. Надо еще сказать, что жили эти люди не в городах, как мы с вами, а в небольших селениях, находящихся далеко друг от друга.

На окраине деревушки с Той Самой Стороны, откуда приходили обычно разорители, находилась старая березовая роща. Однажды как раз с Той Самой Стороны пришел одинокий странник. Вроде обычный человек, но что-то отличало его, то ли одежда, то ли еще что, а скорее всего широкая открытая улыбка, на которую так и хотелось улыбнуться в ответ. Так вот, этот путник решил передохнуть и остановился в березовой роще. Присел на траву, закрыл глаза... и услышал тихий шелест деревьев, как будто они пели ему колыбельную. И так хорошо стало путнику, что решил он в деревне остаться. А пока он сидел под деревом, к нему подошел седой старик, и спросил: «Откуда путь держишь, чужестранец?» – «Я уже и не помню, где начал свой путь. Знаю только, что где бы я ни появился, я все время приношу с собой горе. Вроде бы стараюсь помочь добрым людям, но обязательно делаю что-то не то, вот и ухожу подальше от печалей». – «Разве можно уйти от своих печалей?» — спросил старик. «Конечно, — улыбаясь, ответил путник. — Уходя, ты оставляешь печаль на месте, а с собой берешь только радость». Они еще о чем-то долго разговаривали, а потом старик предложил путнику остановиться у него. Так и остался тот жить в селении, помогал жителям, чем умел, а когда узнал про воинственные племена, спросил: «Неужели вы ни разу не пытались дать им отпор? Тогда надо этому научиться!»

Он пошел в дом и вынес оттуда тяжелый, блестящий на солнце меч. «С помощью такого меча и храбрости в душе можно победить любого врага!» — сказал путник и взмахнул мечом, который со свистом рассек воздух. Самые храбрые юноши в деревне пошли в ученики к чужестранцу.

После тренировок он любил пойти в березовую рощу, посидеть на зеленой траве, прислонившись спиною к теплому белому стволу, послушать шепот листвы. Это было его самым любимым местом в округе. Но однажды как-то поутру жители деревушки услышали стук металла и топот тысячи ног, а потом увидели огромные полчища воинов. Защитники селения были наготове и ждали врага на большом поле, что было как раз перед березовой рощей. Началось сражение.

Звон металла над рощей стоял невообразимый, повсюду блестели скрещиваемые в битве мечи. Путник, сражавшийся в самом центре битвы, уже даже не помнил, где он находится, он только знал, что надо убивать врагов, и он махал своим верным мечом во все стороны. Он уже ничего не ощущал, только взмах и удар, взмах и удар. Битва так захватила его, что не осталось никаких чувств, кроме злобы и ненависти да звона в ушах. Его уже не существовало, была только ненависть и... взмах-удар, взмах-удар. И вдруг... вдруг он споткнулся и упал. И снова стал собою. Он ощутил свои руки, дрожавшие от усталости, услышал вокруг необычную тишину, потом открыл глаза. Увиденное поразило его настолько, что он даже не смог пошевелиться.

Вокруг больше не было зеленой березовой рощи, остались одни белые пни, а среди них стоял старик и печально смотрел на путника. «Что случилось?» — спросил путник , когда обрел дар речи. «Ты так забылся в своем гневе, что не заметил, как бежали враги, ты все продолжал рубить. Наши воины тоже перепугались и убежали, а ты все рубил, рубил. Вот и порубил все деревья», — ответил старик. После этих слов путник сел и зарыдал, для него эта роща была самым дорогим на свете местом, а он погубил ее. Путник медленно поднялся, взял свой меч и, волоча его по земле, пошел прочь от деревни. Уходить в новые места у него уже не было сил, и он стал жить неподалеку, выстроив себе хижину на опушке леса. Свой меч он припрятал подальше. Больше путник не улыбался и никогда не появлялся в селении. Люди часто видели его бродящим по лесу, одинокого и печального.

Однажды с Той Самой Стороны на селение опять надвинулись враги. Началась битва, но жители поняли, что без могучей силы и ловкости путника им не справиться. Они послали за ним гонца. Путник равнодушно посмотрел на юношу и ответил: «Я поклялся больше не брать в руки меч, хватит, я приношу больше горя, чем радости. Я сдержу свою клятву». Так гонец и ушел ни с чем. Когда у защитников селения уже почти не осталось сил, к путнику пришел тот самый седой старик. Он посмотрел ему в глаза и тихо проговорил: «Если необходимо, то надо взять в руки самый большой меч. Просто не надо забывать, что ты взмахиваешь им и ты им ударяешь, просто помни, что только от тебя зависит, с какой силой и на что опустится твой меч». После этих слов старик побрел в деревню. «Да, — подумал путник, — от беды не убежишь, беду можно только победить». Путник отыскал свой меч и ринулся на помощь друзьям. Он сражался так же храбро, как и всегда, но постоянно помнил, зачем он здесь, и как только увидел первого убегающего прочь врага, сразу опустил меч. Это была победа, самая радостная победа в жизни путника. И он вновь улыбнулся.

На месте срубленной рощи выросла новая, и наш путник по-прежнему любил посидеть под деревом. Чем выше становились деревья, тем лучше он учился сдерживать себя в нужный момент и тем чаще улыбался.

Вопросы для обсуждения:

- В чем была самая главная беда путника? (Неумение сдерживать в нужный момент свою агрессивность)

- Можно ли главного героя (путника) назвать агрессивным человеком? Почему? (Да. Именно эта его особенность указывает на его агрессивность)

- К чему привело неумение сдерживать свою агрессивность в рассказе? (Была загублена березовая роща)

- Если бы люди деревни всегда по отношению ко всем были дружелюбными (в том числе не проявляли агрессии, обороняясь от захватчиков), могли бы они быть в безопасности? (Нет)

- Правильно ли то, что в некоторых случаях агрессия это нормально? (Да, но только в ситуациях обороны, защиты и в ограниченных количествах)

- Приведите примеры из вашей повседневной жизни, когда у вас может возникнуть необходимость проявлять агрессивность по отношению к другим людям. (Когда нападает преступник)

- Можно ли в других случаях проявлять агрессию? (нет)


7. Упражнение «Волшебные очки» (Учащимся предлагается примерить волшебные очки, которые помогают человеку увидеть в себе темные (отрицательные качества). Ребятам, одев очки, необходимо всмотреться в свой внутренний мир и понять, есть ли в нем такое качество как агрессивность. Предлагаются вопросы для обсуждения: «Когда проявляется агрессивность?», «Мешает или помогает агрессивность дружить, общаться с окружающими?», «Хочет ли ребенок избавиться от агрессивности?». После оценки детьми собственного поведения, психологом формулируются цели предстоящих с детьми коррекционных занятий. Ребята информируются о том, что на занятиях они научатся правильно общаться с окружающими; научатся избавляться от имеющейся агрессии, не причиняя вред другим; узнают о некоторых положительных и отрицательных качествах человека, попробуют понять, есть ли эти качества у них самих).

8. Д/З – Пронаблюдать за своим поведением и запомнить ситуации, в которых учащиеся злятся, проявляют агрессию и гнев (Пронаблюдать за своим поведением детям помогает классный руководитель/воспитатель – можно предложить ребятам вести дневник наблюдения за своим поведением).

9. Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание» (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие №2

«Учимся правильно выражать обиду и гнев»

Задачи: 

1. Обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

3. Знакомство с техникой «Я - высказывание», ее отработка.

4. Развитие умения анализировать собственное поведение. 



Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие).

2. Обсуждение домашнего задания (Учащиеся рассказывают о ситуациях, в которых они злились, испытывали чувство злости, как часто эти чувства у них появлялись, как они вели себя в подобных ситуациях. Психолог обобщает все сказанное выводом, что у каждого человека в жизни бывают ситуации, когда он злится, раздражается, гневается, обижается. Только все ведут себя в подобных ситуациях по-разному – кто-то агрессию (гнев, обиду) проявляет, причем каждый по-разному, кто-то ее не проявляет).

3. Просмотр мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда» (Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог).

Вопросы для обсуждения: - Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?

- Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?

- Какой из увиденных способов поведения правильный?

В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно.


4.Упражнение «Опасно - безопасно» (модификация упражнения Т. Кунигель) (Источник: Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5)

Учащимся необходимо распределить предложенные в списке способы выражения гнева, обиды, обиды на две группы: «Опасные способы выражения гнева» и «Безопасные способы выражения гнева, обиды», объяснить свой выбор, дополнить списки двух групп своими примерами. Перечень возможных форм проявления гнева, раздражения, обиды:

- Ударить сильно обидчика - Сломать игрушку или другую вещь одноклассника

- Наорать на товарища

- Отойти в сторону и постараться подумать о хорошем

- Выйти из класса

- Скорчить лицо, показать язык

- Нагрубить

- Заворчать

- Спокойно сказать, что тебя не устраивает

- Заплакать

- Обидеться и надуться, потом еще долго не разговаривать с одноклассником

- Сдержаться в этот момент

- Стерпеть, но потом обидеть более слабого одноклассника

Таблица для заполнения:


Опасные способы выражения гнева, обиды

Безопасные способы выражения гнева, обиды




5. Упражнение «Волшебная фраза» (Учащиеся информируются о том, что есть волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство, при этом не обидев другого человека. Психолог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени»).

Вариант для учащихся 2 и 3 классов

Как правильно строить волшебную фразу.

Обратиться по имени + Сказать вежливое слово + Выразить свое пожелание

«Катя….»

«…пожалуйста…»

«….обращайся ко мне по имени….»

«Коля…»

«….будь так добр….»

«….Не называй меня обидным словом…»

«Мария Ивановна»

«будьте так любезны»

«…Не повышайте на меня голос, не кричите»

Волшебная фраза всегда произносится вежливым тоном!

6. Упражнение «Психологический театр» (Ребятам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»

-Одноклассник взял без спроса твою ручку.

- Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке. Тебе обидно.

-Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться. Тебе очень неприятно.

-Твой друг повысил на тебя голос, и тебе стало обидно.

-На уроке твой сосед по парте отвлекает тебя от выполнения заданий, а ты не хочешь получить замечание от учителя.

-Ваш класс строится на полдник. Сзади стоящий ученик дергает тебя за кофту. Тебе это не нравится.

-Ученик твоего класса нечаянно уронил все твои вещи со стола. Тебе стало неприятно.

-Ты нечаянно столкнулся с пробегающим навстречу одноклассником. Тебе больно и неприятно


Ситуации обыгрываются дважды:

1) Сначала ребята демонстрируют своё обычное поведение в подобной ситуации (Как правило, ученики с удовольствием демонстрируют типичные для них способы агрессивного взаимодействия со сверстниками. Чтобы игра не превратилась в потасовку, психологу необходимо заранее обговорить с учащимися границы поведения в игре. Можно ввести в игру знак «STOP», при демонстрировании которого учащиеся прекращают все свои действия в игре)

2) После заданная ситуация обыгрывается с применением «волшебной» фразы.

После каждого обыгрывания обсуждаются чувства участников. Во время обсуждения учащихся необходимо подвести к выводу о том, что намного приятнее общаться без грубости, злости, обиды, в чем человеку помогает «волшебная» фраза.

7. Д/З – Попробовать использовать один из безопасных способов выражения гнева и обиды - волшебную фразу («Я - высказывание») (В выполнении д/з учащимся оказывает помощь классный руководитель/воспитатель, контролируя поведение детей в конфликтной ситуации, напоминая о «волшебной» фразе).

- Прочитать сказку Бретт Д. «Истории про Энни: Релаксация» (Рассказ читается с детьми в классе/группе в свободное время вместе с классным руководителем или воспитателем с последующим обсуждением.

Энни была маленькой девочкой, которая жила с мамой, папой и большой черной собакой.

Обычно каждое утро она просыпалась радостной и счастливой, но однажды она проснулась злой и раздражительной. Этого она не любила.

Она попошла на кухню. «Где мой завтрак?» – спросила она свою мать требовательным тоном.

«Боже мой, – удивилась мама, – похоже, сегодня утром ты встала не с той ноги».

«Меня разбудил большой противный мотоцикл, который тарахтел на улице, когда я еще спала. Мне хотелось еще поспать, а он заставил меня подняться», – сказала Энни очень сердитым голосом.

«Вот, возьми свои печенья, моя деточка, – сказала мама. – Они уже готовы».

«Я не хочу печенья, я хочу хрустящих булочек», – закапризничала Энни.

«Извини, дорогая моя, но я уже испекла тебе печенье. А хрустящие булочки ты можешь поесть завтра».

«Я не хочу завтра, я хочу их сегодня! – Тебе надо было спросить меня, прежде чем печь печенье!»

Энни взглянула на часы. «Ну вот! Я пропустила свою любимую передачу. Как плохо все с утра складывается!»– крикнула она, обращаясь к матери. – Почему ты меня не разбудила?»

«Извини, доченька, – сказала мама, поглаживая ее ласково по плечу, – но ведь я же не знала, что ты хотела ее посмотреть».

Энни пошла в свою комнату. И хотела наденет сегодня – свой любимый красный свитер с юбкой.

«А где мой свитер?» – крикнула она маме.

«Я отдала его в стирку, – ответила она. – Надень что-нибудь другое».

«А я не хочу носить что-нибудь другое. Я хочу мой свитер», – настаивала Энни.



В комнату вошла собака. Через какое-то время его влажный нос начал пофыркивать около стола, где играла Энни, схватил зубами три фигурки от игры и выскочил из комнаты.

Энни помчалась вслед за ним с криком: «Отдай, пес паршивый! Отдай!»

«Видно, это утро у тебя не из приятных», – сказала мама.

Энни кивнула головой.

«И тебе просто не по себе», – продолжала мама.

«Да, – подтвердила Энни. – Я чувствую себя скверно! Какой отвратительный день!»

«А хочешь, я покажу тебе, как поправить дело? – спросила ее мама. – Тогда, по крайней мере, весь остальной день принесет тебе радость».

«Хорошо, – согласилась Энни. 

«Сядь и послушай внимательно, – сказала мама, – и когда ты будешь слушать, твое настроение улучшится».

«Сядь поудобнее, и я покажу тебе особый способ дыхания, который поможет тебе. Мы можем просто сидеть здесь и делать глубокие и спокойные вдохи. Эти вдохи особые, потому что это – особый, волшебный способ дыхания. И я сейчас объясню тебе почему».

«Нужно сидеть и спокойно дышать в течение нескольких минут и чувствовать, как вдыхаемый воздух входит в нас глубже и глубже, идет по всему телу, а потом снова выходит».

«Да, я это чувствую», – сказала Энни.

«Так вот, особенности и волшебство этого дыхания состоят в том, – продолжала мама Энни, – что, если ты закроешь глаза(дети закрывают глаза) и представишь себе, что смотришь очень внимательно, ты увидишь особый вдыхательный воздух, проходящий по всему телу. Когда делается вдох, он светится и блестит, как свет или стекло. По мере прохождения через тело его цвет изменяется. Когда он выходит из твоего тела, он становится темно-серым и грязным».

«Да, я это вижу», – сказала Энни. Она сидела с закрытыми глазами и могла вообразить, что видела, как вдыхаемый воздух входил в ее легкие и выходил обратно, потому что она дышала очень медленно и спокойно.

«Какого он цвета?» – спросила ее мама.

«Когда он входит, он – переливающегося белого цвета, как алмаз, а когда выходит – мутно-коричневого».

«А почему меняется его цвет?» – спросила Энни.

«Потому, – ответила мама, – что, проходя через твое тело, воздух поглощает все дурные настроения и все плохое, что с тобой произошло за этот день, и уносит с собой вон из твоего тела».

«Как губка, которая стирает со стола грязь?» – спросила Энни.

«Да, – подтвердила ее мама. – И так же, как в случае с губкой, чем больше мы вытираем, тем меньше остается неприятных пятен. Если, например, ты посмотришь на воздух, который выходит наружу сейчас, ты, вероятно, заметишь, что он стал не таким коричневым, как прежде?»

«Правильно», – сказала Энни.

«А если ты подольше понаблюдаешь за своим дыханием, – продолжала мама, – ты заметишь, что, выходя наружу, воздух становится все светлее и чище. Это оттого, что в тебе остается все меньше и меньше всякой дряни. Все дурные настроения и неприятности, которые досаждали тебе сегодня, очищаются и выводятся волшебным дыханием!»

«Надо же! – удивилась Энни. – Мое дыхание стало почти совсем чистым».

"Это – хорошо!.– заметила мама.

«Теперь мы можем отправиться в особенное волшебное путешествие в нашем воображении».

"В своем воображении можно сделать все что угодно, – сказала мама. – Потому что это – твой ум, твое  воображение; ты можешь управлять им. Ты можешь сделать или изменить все что хочешь". Мы отправимся в путешествие на волшебном ковре.

«Прежде всего, – сказала мама Энни, – надо выбрать цвет твоего волшебного ковра. Розовый, красный, желтый, пурпурный, голубой, белый или ты хочешь, чтобы он был многоцветный?»

В воображении возникли красивейшие цвета. Какой из них выбрать?

«Мой ковер будет бело-пурпурным, – сказала Энни и представила себе роскошный бело-пурпурный ковер.

«А какие узоры вытканы на твоем ковре? – спросила мама Энни. – Извилистые, круглые? Простые или смешанные? Или, может быть, там нет узоров вообще?…»

Энни внимательно посмотрела на свой ковер. На нем был выткан очень симпатичный узор,пурпурные звезды на белом фоне.

"Интересно, а какой твой ковер на ощупь? Гладкий и шелковистый или мягкий и пушистый? Холодный, как простыни, или теплый, как одеяло?Наверное, он вызывает у тебя приятные ощущения?…"

«А куда бы ты хотела на нем слетать? Полететь куда-нибудь в определенное место или просто покружить какое-то время в небе над крышами?…»

« Я бы полетала вокруг и посмотрела на землю – ведь сверху так много видно», – сказала Энни.

Ей все это очень нравилось. Какой чудак откажется полетать по окрестностям на волшебном ковре?!

«Некоторые волшебные ковры поют песни. Одни напевают музыку без слов, другие – поют слова без музыки. …- говорила мама Энни»

«Мой поет детские песенки», – заявила Энни.

«Какое это удовольствие – совершать путешествие на волшебном ковре! – сказала мама Эндреа. – Можно полетать над горами, лугами и деревьями. А можно – над пустынями, озерами и заснеженными полями. А куда полетишь ты?…»

«Тебе хорошо на твоем волшебном ковре? – спросила мама Энни. – Волшебные ковры – ковры счастливые, и каждый, кто сидит на них, чувствует себя счастливым. В этом заключается частица их волшебства».

«Я чувствую себя счастливой», – сказала Эндреа.

Путешествие немного напоминало морское путешествие на корабле. Ветер напоминал волны; чувствовался легкий бриз…

"Спустя некоторое время мама сказала: «Теперь ты можешь посмотреть вокруг и выбрать приятное местечко для посадки и короткого отдыха. Можно найти тихое, симпатичное место – как раз то, что тебе надо…»

Энни посмотрела вокруг и скоро нашла то, что надо. «Оно очень миленькое – тихое и зеленое, с цветущим лугом».

«Как здесь хорошо! – сказала Энни после небольшой паузы. – Я сейчас отдыхаю».

«Отдохни подольше, не спеши, – сказала мама. – Не обязательно спать; можно просто сидеть и смотреть вокруг. Здесь есть на что посмотреть, чем полюбоваться…»

«Скоро надо будет расстаться со своим ковром, – сказала мама Энни, ты можешь прилетать сюда снова, когда захочешь. Теперь тебе надо возвращаться обратно ко мне. Ты увезешь с собой воспоминания о тех счастливых минутах, которые подарил тебе ковер. Они надолго останутся в твоей памяти, и что бы ты ни делала, ты будешь чувствовать себя неповторимо прекрасно. И чем бы тебе ни предстояло заняться, ты можешь представить себе, что выполняешь свою работу с удовольствием. Все будет хорошо…!»

Энни открыла глаза. «Это было забавно и очень интересно», – сказала она.

Мне действительно очень хорошо. Я думаю, что предстоящий день принесет мне только хорошие новости!»

Вопросы для обсуждения:

- С каким настроением проснулась Энни? (Девочка была в плохом настроении, раздраженная)

- Бывают ли у вас подобные чувства? (Да)

- Как обычно человеку хочется вести себя в подобном настроении, как он общается с окружающими? (Человек начинает грубить, говорить неприятности, повышает голос)

- Какой из способов предлагается в рассказе для избавления плохого настроения? (Релаксация - расслабление)

- Как влияет на человека расслабление? (Улучшает настроение, помогает отвлечься от плохих эмоций)

- Что помогает человеку расслабиться, отвлечься от забот, негативных эмоций? (Воображение – умение представить что-то хорошее, глубокое дыхание, приятная, спокойная музыка)

8. Прощание – упражнение «Комплимент» (Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие №3

«Избавляемся от гнева правильно»



Задачи: 

1. Знакомство учащихся с приемлемыми способами избавления от гнева и других негативных эмоций.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

3. Знакомство учащихся с разными техниками «выпускания пара» (ауторелаксацией, саморегуляцией, дыхательной гимнастикой, самовнушением и др.), их отработка.



Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие).

2. Обсуждение домашнего задания (Учащиеся делятся информацией о том, получилось ли у них выражать свой гнев, обиду с помощью «волшебной» фразы. Помогла ли эта форма выражения негативных эмоций в разрешении конфликтных ситуаций и ссор?).

3. Гнев – это одна из самых сильных эмоций, которую может испытывать человек. Гнев может быть направлен на человека, какое-либо явление, действие. Характерная черта данной эмоции – непродолжительность, гнев силен, но проходит достаточно быстро. Часто гнев приводит к оскорблениям, после которых человек испытывает чувство вины перед тем, кому их нанес.

Когда мы гневаемся, появляется ощущение, будто внутри что-то «закипает» и вот-вот взорвется. Если человек видит источник своего раздражения, ему становится трудно себя контролировать, в итоге, вся злость выплескивается на объект ненависти. 

 Чтобы побороть гнев, необходимо научиться прислушиваться к самому себе: постарайтесь запомнить те моменты, которые приводят вас к эмоциональному напряжению, помните, в каких ситуациях у вас возникает раздражительность. 

4. Обсуждение вопросы для обсуждения: 

«Какие чувства обычно возникают у человека в ответ на грубое поведение окружающих?», «Можно ли постоянно держать гнев (обиду и другие негативные чувства) внутри себя? Почему?»,

«Какие вы знаете способы для выплескивания гнева и других негативных эмойций? Опасные ли эти способы или безопасные?»

 В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что грубое поведение человека может вызывать у других людей множество негативных чувств. Возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих. От имеющегося гнева и других негативных эмоций необходимо избавляться с помощью приемлемых способов: пробежаться или выполнить другое физическое упражнение; покричать наедине; побить боксерскую грушу и т.д.)



5. Информация на заметку «Как правильно «выпускать пар»?» (Учащиеся информируются о том, что существуют так называемые приемы «выпускания пара» - избавления от агрессии, гнева и других негативных чувств и эмоций. Далее психолог знакомит учащихся с перечисленными ниже приемами, предлагая выполнить ряд упражнений).

Упражнение «Кулачки» («Лимон»). 

Учащиеся обучаются следующей технике: необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать. Детям следует обратить внимание на разницу между ощущениями, которые они испытывают в напряженном и в расслабленном состоянии. Дети рассказывают о своих впечатлениях. Психолог сообщает ребятам, что это упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии.

При выполнении упражнения «Лимон», ребята должны представить, что в руках они сдавливают лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка.



Упражнение «Посчитай до десяти».  Психолог предлагает учащимся вспомнить свое внутренне состояние в одной из ситуаций, когда они испытывали гнев, обиду, злость, и попытаться воспроизвести его. После этого необходимо задержать дыхание и, прежде чем начать что-то делать или говорить, посчитать до десяти. (Вместе с психологом дети отрабатывают данный прием и затем обсуждают, как трансформировалось их состояние. Изменилось ли первоначальное намеренье быть агрессивным? Каким оно стало? Кому это упражнение помогло сдержаться?)

Упражнение «Воздушный шарик». Ребятам предлагается превратиться в воздушный шарик, для чего необходимо: поднять руки вверх, изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и задержать дыхание. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза. Психолог обращает внимание ребят, что это упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих.

 Упражнение «Лист гнева» («Рисунок обидчика», «Порви бумагу»). Ребята информируются о следующем приеме «выпускания пара»: нарисовать на листке бумаги обидчика, а после скомкать, потоптать, разорвать на мелкие кусочки этот листок. Можно просто разорвать ненужный вам листок, потратив всю отрицательную энергию на это действие.

  Упражнение «Боксерская груша» («Кукла Бобо», «Подушка гнева» и т.п.). Тренером заблаговременно готовится инвентарь, который будет выполнять функцию боксерской груши, куклы Бобо, подушки гнева: подушки, мягкие съемные спинки крессел, скатанный валиком матрац и т.п. Ребятам предлагается возможность «отлупить грушу». После выполнения упражнение детям сообщается, что сейчас ими был использован один из приемов, позволяющих «выпустить пар», выплеснуть агрессивную энергию.

6. Д/З – В момент нарастания негативных чувств – гнева, обиды, злости – постараться воспользоваться наиболее понравившимися способами правильного избавления от них (классный руководитель/воспитатель ежедневно напоминает учащимся о разнообразных безопасных способах избавления от гнева).

7. Релаксационный настрой «Ручей» (музыкальное сопровождение: трек «Журчащий ручей»)

Представьте, что вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши руки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка... (пауза). Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Улыбнитесь ласковому ручейку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.

8.Прощание – Игра – пантомима «Подари подарок» (Учащиеся по кругу друг другу без слов, а только с помощью жестов изображают подарки, которыми хотели бы одарить своих одноклассников. Получивший подарок должен поблагодарить дарящего. Ведущий начинает первый выполнять задание, задавая правильный настрой).

Занятие №4


«Правила безопасного общения»

Задачи: 

1. Создание условий для комфортного пребывания учащихся в классном коллективе.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения.

3. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

4. Формирование положительной мотивации на соблюдение правил комфортного общения. 



Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие).

2. Обсуждение домашнего задания (Учащиеся делятся информацией о том, какие способы «выпускания пара» им лучше всего помогли).

3. Упражнение «Термометр комфорта» ( Учащимся необходимо с помощью красного карандаша на заготовке «Термометр комфорта» оценить, насколько им комфортно в группе, классе. При этом, комфортно – значит хорошо, уютно, безопасно, у меня хорошее настроение. Получившиеся результаты совместно обсуждаются и анализируются. Особенно важным является обсуждение причин низкого уровня комфорта у отдельных учащихся. Подобных ребят нужно попросить озвучить причины, по которым им некомфортно в классе. Как правило, это грубое, несдержанное, агрессивное поведение других учащихся.

Для обсуждения полученных результатов предлагаются вопросы:

«По какой причине возникает чувство дискомфорта?»,

«Как часто такое чувство возникает?»,

«Что ученик сам делает для того, чтобы общение с ним было комфортным для других?»

После учащиеся информируются о том, что существуют правила безопасного общения в группе, классе, соблюдение которых делает общение, взаимодействие комфортным. Степень комфорта зависит от самих учащихся – прилагают ли они сами усилия).



4. Знакомство с памяткой «Правила общения в нашем классе

-Учащимся предлагается самостоятельно попробовать сформулировать правила общения с окружающими. После психолог знакомит учащихся с правилами, предложенными в памятке. Все правила совместно обсуждаются).


Правила общения в нашем классе

В нашем классе можно:

В нашем классе нельзя:

1. Помогать друг другу в трудную минуту

1. Драться

2. Защищать друг друга от обидчиков

2. Обзываться друг на друга

3. Дружить между собой

3. Брать без спроса вещи одноклассников

4. Бережно относиться к вещам одноклассников

4. Обращаться друг к другу по кличкам

5. Использовать в своей речи вежливые слова

5. Делать больно своим одноклассникам

6. Помогать по учебе своим одноклассникам

6. Обижать более слабых ребят

7. Называть друг друга по имени

7. Унижать достоинство своих одноклассников

8. Уважительно относиться друг к другу

8. Фамильярничать

Соблюдай перечисленные правила, и общение в классе станет приятным как для тебя самого, так и для твоих товарищей.



5. Создание рисунков «Школа с правилами и без» (Учащимся предлагается нарисовать на одной половине листа школу с правилами, на другой – школу без правил.


Школа с правилами

Школа без правил




В дальнейшем рисунки обсуждаются – ребята отвечают на вопросы:

«Безопасно ли в Школе без правил?»,

«В какой школе – с правилами или без – ребята чувствуют себя комфортнее и почему?»,

«В какой школе они хотели бы сами учиться?»

В беседе с учащимися необходимо подвести их к выводу о том, что уровень комфорта каждого человека в коллективе (т.е. уютно, безопасно, хорошо ли ему в коллективе) зависит от того, соблюдает ли он сам и окружающие его люди правила поведения, правила общения


6. Д/З – постараться соблюдать правила безопасного общения в классе. Каждый день в течение недели измерять степень комфортности в классе с помощью «Термометра комфорта» (классный руководитель/воспитатель ежедневно напоминает учащимся о данном задании, а также помогает анализировать состояние детей).


7. Сеанс релаксации «Облака». Трек.

Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие-легкие, ваши ноги легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке

8. Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание» (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие №5

«Как реагировать на грубость?»

Задачи: 

1. Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

3. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие).

2. Обсуждение Д/З (Учащиеся демонстрируют результаты измерения чувства комфортности в классе, результаты обобщаются, делаются выводы. 

Задается вопрос: 

«Помогает ли соблюдение правил безопасного общения в налаживании атмосферы в классе?»,

«Трудно ли постоянно соблюдать правила безопасного общения?»).



3. Упражнение «Психологический театр» (Ребятам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуация для обыгрывания: «Один одноклассник, проходя мимо другого, нечаянно задел его». Учащимся необходимо изобразить, как обычно школьники ведут себя в данной ситуации.)

4.М/ф «Мишка задира”

Краткое содержание мультфильма: В мультипликационном фильме учащимся показывают грубое поведение медведя, и последствия этого поведения.

Вопросы для обсуждения:

- О чем рассказывается в мультфильме?

- Как вы обычно ведете себя в ответ на грубое поведение других людей?

- Как правильно человеку реагировать на грубость другого человека в зависимости от ее вида?


Грубость - проявления жесткости в отношениях, неучтивости, невежливости. Грубость выражается в недоброжелательности к окружающим, в не внимании к чужим интересам , в неумении сдерживать свое раздражение , в непредумышленном или намеренном оскорблении окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

 В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что грубое поведение окружающих необходимо либо игнорировать (не обращать внимания), либо пресекать в культурной, вежливой форме (с помощью корректного замечания). А возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих.).


5. Знакомство с памяткой «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?» (Учащиеся информируются о том, что существуют правила, как необходимо вести себя в ответ на грубое поведение другого человека в ваш адрес. Учащиеся самостоятельно записывают перечисленные правила в заготовку «Лесенка»).

 Пять правил поведения:

1. Произнести «волшебную» фразу (Комментарий для учащихся: Иногда человеку достаточно сделать корректное замечание в вежливой форме для того, чтобы он изменил свое неприемлемое (грубое, несдержанное, обидное) поведение. Для этого достаточно произнести «волшебную» фразу («Я - высказывание»))

2. Не обращать внимания и просто отойти (Комментарий для учащихся: Некоторые люди не понимают вежливой просьбы, и все равно продолжают свои неприемлемые действия. Но это не значит, что нужно грубить им в ответ, кричать, что-то доказывать. Просто нужно отойти в сторону и перестать обращать на них внимание) 3. Обратиться за помощью к взрослому (классному руководителю, воспитателю) (Комментарий для учащихся: Отдельные учащиеся, несмотря на то, что вы выполнили предыдущие пункты правил, могут и дальше совершать обидные для вас действия. Поэтому вам необходимо обратиться за помощью к взрослому – пусть он вмешается в конфликт и повоздействует на нарушителя спокойствия)

4. Не ругаться в ответ! (Комментарий для учащихся: Ни в коем случае нельзя начинать ругаться в ответ грубияну. Это только подогреет конфликт и приведет к еще большему его разрастанию)

5. Не драться в ответ! (Комментарий для учащихся: Тем более не следует прибегать к физической силе для успокоения грубияна).

Для учащихся 2-го класса можно использовать памятку «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?» уже в готовом виде.

Для закрепления полученных знаний желательно обыграть все перечисленные в памятке правила, вспомнив типичные ситуации школьной жизни, в которых окружающие проявляли грубость.

6. Упражнение «Психологический театр» (Отработка пяти правил памятки).

7. Д/З – постараться в течение недели использовать пять правил памятки (классный руководитель/воспитатель ежедневно напоминает учащимся о данном задании, а также помогает использовать полученные на занятии навыки и умения).

8. Сеанс релаксации «Порхание бабочки» под спокойную музыку. (музыкальное сопровождение: трек «Теплый летний вечер») (Источник: Дьяченко Л. Релаксация в гнездышке // Школьный психолог, 2005, №11.)

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо и приятно (пауза). Но вот пришло время возвращаться обратно. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.



Занятие №6

«Что делать, когда дразнят?»

Задачи:

1. Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.

3. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.

4. Создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы в классном коллективе.

Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие)

2. Обсуждение Д/З (Учащиеся делятся информацией о том, получилось ли у них соблюдать пять правил поведения в ответ на грубость другого человека. Помогли ли эти правила предотвратить конфликт? Трудно ли было следовать памятке?

- Учащиеся также делятся информацией о проведенном в классе наблюдении – как наиболее часто друг к другу обращаются ребята класса. Часто ли используются дразнилки, неприятные выражения, клички. После обсуждения анализируются чувства детей, к которым обращаются посредством обидных слов, обсуждается их поведения в подобной ситуации).

3. Чтение рассказа «История про Энни: Если ребенка дразнят» с последующим обсуждением (В рассказе говорится о девочке, над которой смеялись (дразнили, обзывали) в классе. Для разрешения этой ситуации мама ей предложила поменять свое отношение к происходящему и свое поведение – перестать обращать внимание на дразнилки. В результате изменилось поведение одноклассников – они перестали дразнить девочку).

Энни была маленькой девочкой и жила в доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой.

Энни ходила в школу, которая находилась недалеко от ее дома. Ей нравилось в школе. Ей нравилась учительница. Она любила рисовать, встречаться с друзьями. Одно ей не нравилось в школе – одна девочка Мэри.

Сначала Мэри почти не замечала Энни, но с недавних пор стала обращать на нее очень большое внимание. А Энни хотела бы, чтобы было наоборот. И все из-за того, что Мэри стала дразнить Энни. Каждый раз, когда Мэри встречала Энни, она начинала ее дразнить. Она давала ей всякие прозвища и смеялась над ней вместе со своими приятелями.

Энни это бесило. Иногда она даже плакала. Она низко опускала голову и надеялась, что если осторожно прокрадется мимо и не посмотрит в сторону Мэри, та ее не станет дразнить. Но Мэри все равно дразнила. Энни старалась избегать встреч с Мэри, но та всегда ее находила. Чем больше Энни краснела, чем ниже она опускала голову и чем ближе дело подходило к слезам, тем больше Мэри смеялась и дразнилась. Энни хотелось стать невидимой. Ей хотелось, чтобы ее не заставляли ходить в школу и даже чтобы она не была Энни.

Однажды Энни пришла из школы особенно расстроенная. Заметив это, мама подошла к ней, и спросила: «Что-нибудь случилось?».

Энни подняла грустные глаза: «Я ненавижу школу».

«Отчего же? Ведь тебе там так нравилось! Какая-нибудь неприятность?»

Энни ответила. «Это все из-за Мэри, – пояснила Энни. – Она все время обзывает меня по-всякому и старается сделать так, чтобы все надо мной смеялись».

Мама снова обняла Энни. «Тебе должно быть это очень неприятно», – сказала она.

«Она просто не перестает дразниться – все дразнит и дразнит меня». Глаза Энни наполнились слезами.

«Ты, наверное, чувствуешь себя просто ужасно, особенно когда думаешь, что ничего нельзя сделать,  но это не так-»– сказала мама.

«Это было бы замечательно!» – обрадовалась Энни. Она уже почувствовала какое-то облегчение.

"Надо кое-что спланировать. Мы сделаем из тебя младшего научного сотрудника, изучающего поведение»-сказала мама.

«Ученого, – уточнила мама. – Ученый – это очень и очень важная персона, которая изучает разные вещи. Его интересуют, как работают люди, почему они поступают так, а не иначе, и что, например, надо сделать, чтобы они так не поступали, если что-то плохо».

«Давай-ка присядем для начала и обдумаем несколько разных способов воздействия на Мэри. Тогда ты как ученый сможешь испытать разные способы воздействия на практике и убедиться, какой из них наиболее эффективный».

«Начнем с того, – сказала мама, – что мы знаем один способ, который не дает результатов».

"Я знаю, – сказала Энни. – Это – то, что я делаю сейчас. Этот способ не действует, потому что Мэри продолжает меня дразнить. Он не изменил ее поведения1".

«Правильно, – сказала мама. – Я вижу, из тебя получится отличный ученый-исследователь».

«Ну, хорошо, – сказала мама. – Приступим». Она взяла лист бумаги и разлиновала его на три колонки. Над первой колонкой она написала: «Что сделала Мэри». Над второй – «Что сделала Энни». А над третьей – «Что произошло». «Теперь, – сказала она, – давай напишем, что мы уже знаем».

В первой колонке, под словами «Что сделала Мэри», мама написала: «Мэри дразнила Энни». Дойдя до второй со словами «Что сделала Энни», она спросила Энни: «Что мы здесь напишем?»

«Не знаю, но когда Мэри меня дразнила, я расстраивалась и начинала плакать».

И мама вписала слова: «Энни расстраивалась и плакала».

«Ну, – спросила она, – а что происходило после того, как ты расстраивалась и плакала?»

«Мэри продолжала дразниться», – ответила Энни.

И мама написала в третьей колонке: «Мэри продолжала дразниться».

«Так, – сказала она. – Давай подумаем, что еще ты могла бы предпринять».

Энни подумала. «Я могла бы притвориться, что мне все было безразлично, и не обращать никакого внимания на то, что она говорила».

«Неплохой вариант», – сказала мама. Она взяла другой лист бумаги и написала на нем: «Что надо сделать», а под этим заголовком: «1. Притвориться, что не замечаешь».

«Что еще ты могла бы сделать?» – спросила она.

«Я могла бы притвориться, что мне все это было смешно, и рассмеяться», – ответила Энни.

"Я могла бы скорчить рожицу ей, – сказала Энни. – И это будет номер ".

«Правильно», – сказала мама и внесла это в список.

«Я могла бы подразнить ее в ответ, – продолжала Энни. Она так и фонтанировала все новыми и новыми идеями. – Я могла бы сказать ей, что она ведет себя глупо, и потребовать, чтобы она прекратила свои штучки».

«Я могла бы ей сказать, что мне не нравится, когда меня дразнят и спросить ее, почему она так поступает».

Энни была удивлена – оказывается, сколько существовало выходов из ее ситуации.

"Теперь, – сказала мама, – нам нужно выработать последовательность, в которой мы их испробуем.

«Значит так, – сказала мама. – Возьми с собой в школу небольшую записную книжку и каждый раз, когда Мэри начинает тебя дразнить, делай в ней пометку».

«Кажется, это нетрудно, – сказала Энни. – Я начну с завтрашнего дня».

Через две недели она показала маме свою записную книжку.

«Вот, посмотри, – сказала она. – За десять дней у меня получилось двадцать пометок в записной книжке».

«Хорошая работа», – поощрила ее мама.

«Но что интересно, – сказала Энни задумчиво, – я сейчас так занята своей научно-исследовательской работой, что всякие штучки Мэри уже не действуют на меня, как раньше».

«Давай помозгуем, – сказала мама. – Ты сказала, что штучки Мэри уже не действовали на тебя так, как прежде. Может быть, как раз то, что ты перестала так реагировать на них, и меняет ее поведение?»

«Ты права», – сказала Энни. Немного подумав, она добавила: «Если то, что я не реагирую и не расстраиваюсь, меняет поведение Мэри, может быть, оно изменится еще больше, если я не будут обращать на ее вредные штучки никакого внимания вообще?

«Как ты думаешь: зачем Мэри тебя дразнит?»

Подумав немного, Энни ответила: «Чтобы расстроить или разозлить меня».

«Правильно, – сказала мама. – Часто люди дразнят других потому, что им нравится выводить их из равновесия. Поэтому, если ты расстраиваешься, то Мэри получает то, чего она добивается, и она знает, что поддразнивание на тебя действует».

«Ты хочешь сказать, что Мэри знает: для того, чтобы меня расстроить или разозлить, ей будет достаточно меня только подразнить?»

«Вот именно, – сказала мама.

«Теперь скажи мне, как ты выглядишь, когда тебя дразнит Мэри?»

«Вот так», – сказала Энни. Она низко опустила голову, сгорбилась, постаралась покраснеть и выглядеть плаксивой.

«Понятно, – сказала мама. – Теперь для того, чтобы показать Мэри, что ее штучки не срабатывают и что ты вовсе не расстраиваешься, нам нужно попрактиковаться вести себя совершенно по-другому».Она выпрямила плечи и гордо подняла голову.

 – Давай попрактикуемся: допустим, я – Мэри, и я дразню тебя, а ты постарайся не замечать».

Итак, мама Энни стала изображать Мэри. Она по-всякому обзывала Энни, показывала ей язык, а Энни не обращала на нее никакого внимания. Она просто проходила мимо, как будто перед ней стоял шкаф.

«Эта дубина и кривляка Мэри пытается вывести меня из себя, – подумала Энни. – Но этот номер не пройдет и вовсе не собираюсь обращать на нее внимание».

На следующее утро, когда Энни пришла в школу, она уже с нетерпением ждала, когда же, наконец, Мэри начнет ее дразнить. Энни сохраняла олимпийское спокойствие, не удостоив вниманием свою обидчицу.

Энни была на седьмом небе. «Теперь, как только Мэри начнет меня дразнить, – сказала она, – я буду выглядеть уверенной и не буду обращать на нее абсолютно никакого внимания. И буду так делать каждый раз».

«Правильно, – одобрила мама. 

Вопросы для обсуждения:

- Почему Энни не нравилась Мэри? (Она обзывалась, дразнилась, надсмехалась над Энни)

- Как Энни вела себя в подобных ситуациях (Краснела, бледнела, плакала, убегала, пряталась – т.е. обращала внимание на насмешки Мэри)

- Что посоветовала мама Энни для исправления ситуации? (Провести небольшое психологическое исследование, в котором необходимо было понаблюдать за своим поведением, и как на это поведение реагируют обидчики)

- К какому выводу пришла Энни в ходе своего эксперимента? (Она поняла, что вела себя в ситуациях, когда ее обижали неправильно – обращала внимание на обидчиков, чем еще более раззадоривала их, от чего еще более страдала)

- Как стала вести себя Энни в ситуациях, когда ее обижали? К чему это привело? (Энни перестала обращать внимание на обидчиков, и после нескольких попыток обидеть ее, одноклассники просто перестали ее обижать)


4. Упражнение «Называй меня ласково» (Учащимся предлагается по кругу, передавая друг другу мягкую игрушку , озвучить вслух для всех учащихся класса информацию о том, как бы ребенку хотелось, чтобы его называли одноклассники – ласковое, вежливое имя).

После того, как учащиеся вслух информируют друг друга о том, как бы им хотелось, чтобы их называли в классе, составляется коллективное панно – цветок ромашка, или поляна с цветами, или дерево с листочками, на лепестках, цветах или листочках которых пишутся ласковые имена ребят. Получившееся панно вывешивается на видное место в классе как напоминание о желательном обращении ребят друг к другу


5. Д/З –постараться всю неделю общаться с ребятами при помощи ласковых имен (В выполнении д/з учащимся оказывает помощь классный руководитель, контролируя поведение детей в повседневном взаимодействии, напоминая о ласковых именах). 


  1. Сеанс релаксации «Полет птицы» под спокойную музыку. (музыкальное сопровождение: трек «Пение птиц»)

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы — птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья — ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок ласкает... поглаживает... (пауза) А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле. Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день.


Занятие №7

«Вежливые слова – помощники в дружбе»

Задачи:

1. Формирование положительной мотивации на использование вежливых слов в повседневном общении.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения.

3. Развитие умения анализировать собственное поведение, свои качества личности.

Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие).

2. Обсуждение Д/З (Учащиеся рассказывают о том, получилось ли у них общаться с помощью ласковых имен. Делятся своими впечатлениями).

3. Прослушивание аудио сказки или чтение сказки Ш. Перро «Подарки феи» (Источник: Интернет – сайт «Лукошко сказок» (Сказка о том, как две разные по характеру сестры – грубая и вежливая – были награждены волшебницей: грубую фея проучила, а вежливую, учтивую – наградила волшебным даром)

Подарки феи

Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

— Пейте на здоровье, тетушка,— сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.

— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст.

— Ну, если так,— сказала мать,— надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

— Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.

— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать.— И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.

Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко.— Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите...

— Однако вы не очень-то любезны,— сказала спокойно фея.— Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!

Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

— Это ты, доченька? Ну как?

— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

— Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем так горько плачет.

— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!..

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.

Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданого, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.

Ну, а старшая сестра с каждым днем становилась все противнее и несноснее. В конце концов даже собственная мать не выдержала и прогнала ее из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми.

4. Обсуждение сказки (Вопросы для обсуждения:

 «О каких двух противоположных качествах человека говорится в этой сказке?»,

«Как проявлялась вежливость младшей сестры в сказке?»,

«Как проявлялась грубость у старшей сестры?»,

«Как фея наградила двух сестер за их особенности?»,

«Чем закончилась жизнь старшей (грубой) сестры?»).

5. Упражнение «Темные и светлые мешочки» (Учащимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится качество грубость – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни. То же проделывается и с противоположным качеством - вежливость).

6. Знакомство с памяткой «Краткий словарик вежливых слов» (После обсуждения вежливых слов, представленных в памятке, учащимся предлагается перечислить другие известные вежливые слова и выражения, а также описать ситуации их использования).

8. Д/З – Постараться строить взаимодействие с окружающими, используя вежливые слова и выражения.

- Посмотреть с последующим обсуждением м/ф «Уроки хороших манер: Теплые слова»(В мультипликационном фильме в виде поучительной беседы учителя с учащимися даются знания о том, что такое теплые слова, с кем и зачем необходимо общаться посредством теплых слов.

Классный руководитель/воспитатель организует обсуждение мультфильма по следующим вопросам: «О каких теплых словах в м/ф велась речь?», «Какие теплые слова вы еще знаете?», «Как по-другому можно назвать теплые слова?», «Зачем вообще нужно использовать вежливые слова?», «Только ли в семье (дома с близкими) необходимо использовать теплые (вежливые, добрые) слова?»)



9. Сеанс релаксации «Лентяи» под спокойную музыку.

10. Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание» (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).











































Необходимые материалы: пластилин, бумага, ручка, карточки с картинками (кулак, солнце, подарок, слезы, злое лицо, мама, грязь, дождь, торт)

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(эмоцию). Потому что….»

  1. Мини лекция «Я – эмоциональное».

  2. Упражнение «Агрессивная скульптура» (осознание внешнего образа агрессивности человека).

Ведущий предлагает создать агрессивную скульптуру. Что тебе не нравится в ней? Хочешь, чтобы это агрессивное тело тебя не преследовало? Сомни мягкий податливый материал в комочек, скатай из него шарик и обними его ладошками. Улыбнись.

  1. Упражнение «Веселые скоморохи»

Ведущий: Задумай человека, на которого хоть немного сердит, и напиши его имя на листочке. Заверни листочек. А теперь представь, что ты веселый скоморох и на площади тебе надо развеселить народ. Развесели любым способом. Получилось? А теперь разверни листочек и еще раз подумай об этом человеке. Так ли сердито ты к нему относишься. Сделай вывод (ребенок должен прийти к выводу, что смех снижает уровень агрессии).

  1. Упражнение «Ассоциации»

Ведущий: Подбери к слову «агрессия» и «улыбка» картинки и разложи их на две группы.  

  • Что ты чувствовал, когда работал со словом «агрессия»?

  • Какие чувства ты испытывал,  когда видел слово «улыбка»?

  • Какое настроение тебе ближе? Какой же вывод ты сделаешь?

  1. Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 5.

Необходимые материалы: ватман, портреты, картон для труда, бумага, цветная гофрированная бумага, атласные ленточки, степлер, скотч, ножницы, клей, фломастеры, акварель, кисти.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(природное явление). Потому что….»

  1. Мини лекция «Настроение».

  2. Упражнение «Метафорический портрет» (актуализация и выражение чувств, исследование и укрепление «Я» - концепции).

Ведущий предлагает ряд фотографий (рисунков) по принципу игры в ассоциации: «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом), то я был бы…». Затем на листе ватмана, в центре, ребенок располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении проговаривают свои чувства и мысли.

  1. Упражнение «Встреча с драконом» (отреагирование негативных состояний)

Ведущий  рассказывает о драконах, иллюстрируя свой рассказ мифами, картинками или отрывками из фильмов. До сегодняшнего дня во многих восточных странах сохранились ритуалы, посвященные дракону. Как правило, это обряд встречи дракона и героя. Предлагается провести такой обряд, но для начала нужно сделать дракона. Для этого из подготовленных материалов нужно сделать большую маску дракона. Основа маски изготавливается из картона, а затем украшается маска. когда маска дракона готова, предлагается придумать дракону имя, легенду, наделить его какими – то свойствами, придумать и разыграть ритуал оживления (что нужно сделать, чтобы дракон ожил?). Этим ритуалом может быть какой то танец, песня. Есть легенда, что если герой слабее духом, чем дракон, то при встрече герой может превратиться в дракона. Каждый герой в древние времена много тренировал свой дух, чтобы сохранить себя при встрече с драконом. Ведущий надевает маску и герой должен сказать дракону: «Я не стану драконом, потому что…..», приводя в качестве довода свои сильные стороны, те качества, которые позволяют подростку в ситуации конфликта оставаться собой. Обсуждение:

  • Какой дракон живет в каждом из нас?

  • Что должно произойти, чтобы он ожил?

  • Для чего герою необходимо сохранить себя? Почему нельзя превращаться в дракона?

  • Что может помочь герою,  укрепить его дух?

  • Как противостоять дракону, если использовать его стратегии нельзя?

  • Как можно защититься, если не кусаться, не драться, не ругаться и т.п?

  • Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 6.

Необходимые материалы: медная проволока, кусачки, магнитофон, музыкальные композиции, кусочки зеркала и цветного стекла, плотный картон, рамка для фотографий, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы, пластилин, клей, мебельный силикон любого цвета.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

 «Сегодня я похож на …..(дерево). Потому что….»

  1. Мини лекция «Агрессивное поведение».

  2. Упражнение «Проволочный человек» (содействие формированию навыка самоуправления).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!