СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа по развитию письменной речи на логопункте

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлены разделы по выявленным нарушениям в письменной речи у учащихся на логопункте 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа по развитию письменной речи на логопункте»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ Рекомендовано по решению научно-методического совета кафедры коррек-ционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования ГБОУ ДПО «ВГАПК и ПРО» в 2012году

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА

И ЧТЕНИЯ

Рекомендовано по решению научно-методического совета кафедры коррек-ционной педагогики, специальной психологии и здоровьеформирующего образования ГБОУ ДПО «ВГАПК и ПРО»

в 2012году

Программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования Цель программы : Корригировать;  Восполнять пробелы;  Совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления;  Формировать личность школьника; Развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность. Адресат программы Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

Программа обеспечивает решение задач ФГОС начального образования

Цель программы :

  • Корригировать;
  • Восполнять пробелы;
  • Совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления;
  • Формировать личность школьника;
  • Развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность.

Адресат программы Коррекционно-развивающий материал программ рассчитан на учащихся 1-4 классов массовой общеобразовательной школы, имеющих различные нарушения в развитии устной и письменной речи.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ  Исследования ученых А. В. Ястребовой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой.  Причины неуспеваемости учащихся начальных классов ОУ- разнообразные нарушения устной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.  Приоритетным направлением работы школьного логопеда-своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников, устранение её нарушений. В массовых школах встречаются дети со следующими нарушениями устной речи: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи ( OHP III уровня), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); письменной речи: дисграфия, дислексия.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

  • Исследования ученых А. В. Ястребовой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой.

Причины неуспеваемости учащихся начальных классов ОУ- разнообразные нарушения устной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

  • Приоритетным направлением работы школьного логопеда-своевременное выявление и предупреждение нарушений устной и письменной речи школьников, устранение её нарушений.
  • В массовых школах встречаются дети со следующими нарушениями устной речи: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи ( OHP III уровня), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР); письменной речи: дисграфия, дислексия.
Особенности письменной речи у детей с дисграфией .  1.Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что на письме возникают ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков речи (ребенок пишет слова так, как он их произносит) или несформированностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков). Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют этим же ошибкам в устной речи .  2Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания — дифференциации фонем). Ошибки при этом виде дисграфии обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-ть, ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д..).

Особенности письменной речи у детей с дисграфией .

1.Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что на письме возникают ошибки, обусловленные неправильным произношением звуков речи (ребенок пишет слова так, как он их произносит) или несформированностью кинестетических образов звуков (при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков). Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют этим же ошибкам в устной речи .

2Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания — дифференциации фонем). Ошибки при этом виде дисграфии обусловлены неточностью слуховой дифференциации звуков при их правильном произношении и проявляются они в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-ть, ц-с, с-щ, з-ж, б-п, д-т, г-к и т. д..).

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . Механизмом этого вида дисграфии является нарушение:анализа предложений на слова: слитное написание слов, особенно предлогов с различными частями речи; раздельное написание слов (приставки, корень);

слогового и фонематического анализа и синтеза (искажение звуко-буквенной, слоговой структуры слова, пропуски согласных при их стечении (дожи-дожди, деки-деньки), пропуски гласных (девчки-девочки, пшли-пошли), перестановки букв (пакельки-капельки), добавление букв, слогов (веснана-весна))

4.Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.

5.Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:

неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;зеркальное написание букв;недописывание элементов, лишние элементы;замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).

Особенности чтения у детей с дислексией

  • Фонематическая дислексия .

Первая форма — нарушение чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем): б-п, д-т, с-ш, ж-ш и т.д.

Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа (побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки)).

2. Аграмматическая дислексия.

Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (словоизменений)

3. Мнестическая дислексия . У детей появляются трудности в усвоении всех букв и их недифференцированные замены (нарушены процессы памяти), нарушается ассоциация между зрительным образом буквы и произносимым звуком.

4.Семантическая дислексия . Нарушение понимания прочитанных слов. После прочтения слов по слогам дети затрудняются показать соответствующие карточки. Такое нарушение понимания обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза, нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения. Учащиеся затрудняются слитно произнести слова, предъявленные в виде изолированно произнесенных звуков р, у, к, а; воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам.

5.Оптическая дислексия. Трудности в усвоении оптически (графически) сходных букв и проявляется в их недифференцированных заменах: литеральные — нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, вербальные — нарушения при чтении слов.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ  Принцип научности Принципы доступности Принцип индивидуального подхода Принцип сознательности и активности Принцип наглядности Принцип целостности Формы работы. Занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся как групповые, так и индивидуальные .  Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 3 -6 человек. Периодичность коррекционных занятий 2-3 раза в неделю на протяжении 1-2 учебных лет. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального - 20 минут Периодичность , протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

  • Принцип научности
  • Принципы доступности
  • Принцип индивидуального подхода
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип наглядности
  • Принцип целостности

Формы работы. Занятия с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся как групповые, так и индивидуальные .

Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 3 -6 человек.

Периодичность коррекционных занятий 2-3 раза в неделю на протяжении 1-2 учебных лет.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального - 20 минут

Периодичность , протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Программа составлена в соответствии С инструктивным письмом МО РФ №2 от 14.12.2000г «Об организации работы логопедического кабинета общеобразовательного учреждения»;  Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) Ястребова А. В., Бессонова Т. П.. Коррекция нарушений письма и чтения проводится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Программа составлена в соответствии

  • С инструктивным письмом МО РФ №2 от 14.12.2000г «Об организации работы логопедического кабинета общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) Ястребова А. В., Бессонова Т. П..
  • Коррекция нарушений письма и чтения проводится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии
Разделы программы  Раздел 1. «Тематический план работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии». Раздел 2. «Тематический план работы по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза« Раздел 3. «Тематический план работы по коррекции аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии». Раздел 4. «Тематический план работы по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии»  Раздел 5. «Тематический план работы профилактики нарушения письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении »

Разделы программы

Раздел 1. «Тематический план работы по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии».

Раздел 2. «Тематический план работы по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза«

Раздел 3. «Тематический план работы по коррекции аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии».

Раздел 4. «Тематический план работы по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии»

Раздел 5. «Тематический план работы профилактики нарушения письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении »

Содержание программы реализуется посредством учебно-методического обеспечения :

  • Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - М.: Аурис, Айсберг, 1991.
  • Дмитриев С.Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. - М., 2005
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  • Ефименкова Л.Н.. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. - М., 2004
  • Ефименкова Л.Н.. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. - М., 2004
  • Ефименкова Л.Н.. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. - М., 2005.
  • Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дис-графических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи. Сборник "Патология речи", - СПб.: Образование, 1992.
  • Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.
  • Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007
  • Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007
  • Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007
  • МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие СПб. 1995г
  • Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.-М.; 1983
  • Токарь И.Е. Сборник Упражнений для занятий по преодолению нарушений письма и чтения. Практическое пособие для логопедов, учителей начальных классов и психологов. Изд-во «Коррекционная педагогика», 2004 г.
  • Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Метод, пособие. М.: Айрис-пресс, 2006 г.
  • Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)-М..: «Когито-Центр», 1996.
  • Ястребова А.В, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.- М., 2007.
  • Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи
  • Ястребова А.В. Спирова Л.Ф. Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи и др.
Мультимедиа поддержка реализации программы 1.« Учись говорить правильно» ( CD - ROM ) Издательство: Новый диск Год выпуска: 2008 2. Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 2 класс ( CD - ROM ) Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 3 класс ( CD - ROM ) Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 4 класс ( CD - ROM ) Издательство: НПООО Инис-СОФТ Год выпуска: 2001 3. «Баба Яга учится читать» ( CD - ROM ) Издательство: МедиаХауз Год выпуска: 2003 4. «Домашний логопед». Практический курс ( CD - ROM ) Издательство: Новый Диск ,2008 5. «Супер детки» - Тренировка быстрого чтения ( CD - ROM ) Издательство: MultiSoft , 2009 6. «Супер детки» - Учим буквы ( CD - ROM ) Издательство: MultiSoft ,2009 7. Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы Уроки Кирилла и Мефодия Обучение грамоте 1 класс ( DVD ) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс ( DVD ) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс ( DVD ) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс ( DVD ) Издательство: Кирилл и Мефодий, 2008-2009

Мультимедиа поддержка реализации программы

1.« Учись говорить правильно» ( CD - ROM ) Издательство: Новый диск Год выпуска: 2008 2. Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы

Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 2 класс ( CD - ROM ) Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 3 класс ( CD - ROM ) Семейный наставник. Русский язык. Начальная школа. 4 класс ( CD - ROM ) Издательство: НПООО Инис-СОФТ Год выпуска: 2001

3. «Баба Яга учится читать» ( CD - ROM ) Издательство: МедиаХауз

Год выпуска: 2003

4. «Домашний логопед». Практический курс ( CD - ROM ) Издательство: Новый Диск ,2008

5. «Супер детки» - Тренировка быстрого чтения ( CD - ROM ) Издательство: MultiSoft , 2009

6. «Супер детки» - Учим буквы ( CD - ROM ) Издательство: MultiSoft ,2009

7. Обучающий комплекс по русскому языку для начальной школы Уроки Кирилла и Мефодия Обучение грамоте 1 класс ( DVD ) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс ( DVD ) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс ( DVD ) Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс ( DVD ) Издательство: Кирилл и Мефодий, 2008-2009

Приложение1 Виды работ, используемых при коррекции письменной речи Диктанты Зрительный предупредительный диктант  2) Слуховой предупредительный диктант   3) Объяснительный диктант  4) Выборочный диктант. 5) Творческие диктанты а) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний  б)Объяснительный творческий диктант  в)Творческий диктант по опорным словам. г)Творческий диктант с использованием серии предметных картинок.  д)Творческий диктант с заменой. 6.Диктант «Проверяю себя».  7.Диктант-молчанка по картинкам  8.Выборочный диктант-молчанка по картинкам  9.Устный диктант по картинкам  10.Устный диктант.  11.Устный диктант.  Работа с деформированным текстом  А)Составление рассказа из деформированных предложений. Б)Работа с деформированным предложением  Изложение

Приложение1

Виды работ, используемых при коррекции письменной речи

  • Диктанты
  • Зрительный предупредительный диктант
  • 2) Слуховой предупредительный диктант

3) Объяснительный диктант

4) Выборочный диктант.

5) Творческие диктанты

а) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний

б)Объяснительный творческий диктант

в)Творческий диктант по опорным словам.

г)Творческий диктант с использованием серии предметных картинок.

д)Творческий диктант с заменой.

6.Диктант «Проверяю себя».

7.Диктант-молчанка по картинкам

8.Выборочный диктант-молчанка по картинкам

9.Устный диктант по картинкам

10.Устный диктант.

11.Устный диктант.

  • Работа с деформированным текстом

А)Составление рассказа из деформированных предложений.

Б)Работа с деформированным предложением

  • Изложение
Приложение 2 Виды работ, используемых по совершенствованию навыков полноценного чтения .' Чтение слоговых таблиц различной структуры; Чтение слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы ; Чтение слов с одинаковыми окончаниями; Чтение «гнёзд» однокоренных слов ; Чтение слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня; Чтение слов имеющих одинаковые приставки, но разные корни; Упражнения по прочитанному тексту; Выбор слов, отвечающих на вопрос Кто? ЧТО? и самостоятельный подбор к ним слов, сочетающихся по смыслу и отвечающие на вопросы Что делает? Какой?  Подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных;  Подбор к прилагательным-синонимам подходящие по смыслу имена существительные.

Приложение 2

Виды работ, используемых по совершенствованию навыков полноценного чтения .'

  • Чтение слоговых таблиц различной структуры;
  • Чтение слоговых таблиц, имеющих различные грамматические формы ;
  • Чтение слов с одинаковыми окончаниями;
  • Чтение «гнёзд» однокоренных слов ;
  • Чтение слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня;
  • Чтение слов имеющих одинаковые приставки, но разные корни;
  • Упражнения по прочитанному тексту;
  • Выбор слов, отвечающих на вопрос Кто? ЧТО? и самостоятельный подбор к ним слов, сочетающихся по смыслу и отвечающие на вопросы Что делает? Какой?
  • Подбор к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных;
  • Подбор к прилагательным-синонимам подходящие по смыслу имена существительные.
  Приложение1 Виды работ, используемых при коррекции письменной речи   Приложение 2 Виды работ, используемых по совершенствованию навыков полноценного чтения .' ПриложениеЗ Технологический план усвоения модуля «Правописание безударных гласных в корне слова» (по Г.Г.Мисаренко) Приложение 4. Приемы работы по формированию контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза .

Приложение1

Виды работ, используемых при коррекции письменной речи

Приложение 2

Виды работ, используемых по совершенствованию навыков полноценного чтения .'

ПриложениеЗ

Технологический план усвоения модуля

«Правописание безударных гласных в корне слова»

(по Г.Г.Мисаренко)

Приложение 4.

Приемы работы по формированию контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!