КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
«ЖИТЬ ВМЕСТЕ!»
Актуальность.В связи с растущим темпом развития современной действительности, растет и количество проблем, таких как: сложность адаптации, проблемы асоциального поведения, сиротства, бродяжничества и т.п.В условиях кризисной экономики родителям становится сложно в полной мере выполнять свои обязанности в отношении детей, и как следствие, детипо различным причинам оказываются в воспитательных организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Педагоги социозащитных учреждений сталкиваются с различными категориями детей «группы риска». Данной категории детей требуется профессиональная помощь при решении различных жизненных проблем, в ином случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу[1].
В последнее время перед педагогами так же встает вопрос об условиях эффективности работы с детьми «группы риска». Ведется активный поиск эффективных форм и методов работы в данном направлении. Сложность работы с детьми «группы риска» обусловлена тем, что педагогам нелегко организовать работу с такой категорией детей. В связи с актуальностью данной проблемы, нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Жить вместе!» по сопровождению педагогов при работе с детьми «группы риска» в условиях детского дома.Разрабатывая программу, мы определили цель и задачи следующим образом:
Цель программы:организация комплексного сопровождения (социально-психологического, психологического) педагогов при работе с детьми «группы риска» в условиях детского дома.
Задачи программы:
Повышение уровня культуры общения между педагогами и детьми «группы риска».
Оказание социально-педагогической и психологической поддержки педагогам и воспитанникам.
Создание единой стратеги и тактики при организации работы с детьми «группы риска».
Повышение навыков профессионального общения; формирование и совершенствование навыков межличностного общения у детей «группы риска».
Создание доверительного контакта между педагогами и детьми «группы риска».
Назначение программы: программа предназначена для сопровождения педагогов при работе с детьми «группы риска» в государственном бюджетном образовательном учреждении Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Коряжемский детский дом-школа».
Характеристика контингента: количество воспитанников ГБУ АО «Коряжемский детский дом-школа» составляет 35 человек, из них 31 школьник. 6 человек - ученики младшего школьного звена. Девочек – 7 человек, мальчиков – 28 человек. Количество социальных сирот – 35 человек. Возраст воспитанников: от 3 до18 лет.Педагогический состав 45 педагогов, из их 27 человек имеет высшее образование, остальные – среднее профессиональное образование. Преобладающая часть коллектива – педагоги со стажем работы более 10 лет.
В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия; непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений, сотворчество, самоорганизация и саморазвитие, взаимодействия всех субъектов комплексного сопровождения; доверительное взаимодействие, конфиденциальность информации, полученной в ходе консультаций, результативность выполненной работы.
Наиболее эффективными способами являются: групповые игры, семинары, групповые занятия, индивидуальное консультирование, совместная трудовая деятельность и досуг и др.
Критерии и показатели эффективности комплексного сопровождения:повышениеуровня культуры общения между педагогами и детьми «группы риска»; социально-педагогическая и психологическая поддержка педагогов и воспитанников; наличие единой стратегии и тактики при работе с детьми «группы риска»; бесконфликтное профессионального общения у педагогов; гармоничное межличностное общение у воспитанников; доверительный контакт между педагогами и детьми «группы риска».
Условия реализации программы: наличие квалифицированных специалистов (социальный педагог, психолог); наличие специально оборудованного кабинета; техническое обеспечение.
Сроки реализации Программы: один год.
Коррекционно – развивающая программа
по сопровождению педагогов при организации работы с детьми «группы риска» в условиях детского дома «Жить вместе!»
№ п/п | Содержание | Ответственные | Дата |
1 | Знакомство с контингентом воспитанников, изучение личных дел. Знакомство с составом педагогов. Выявление и фиксация основных проблем воспитанников с помощью анкетирования педагогов. | Социальный педагог | Сентябрь |
2 | Семинар для педагогов «Особенности взаимодействия с детьми группы риска». | Социальный педагог | Октябрь |
3 | Разработка методических материалов для педагогов по построению взаимодействия с воспитанниками | Социальный педагог, психолог | В течение года |
4 | Групповое занятие для педагогов «Эффективное взаимодействие в решении проблем воспитанников «группы риска» | Социальный педагог, психолог | Ноябрь |
5 | Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам взаимодействия | Социальный педагог, психолог | С ноября в течение года |
6 | Подготовка и участие педагогов и воспитанников к совместному мероприятию («День матери») | Педагоги | Ноябрь |
7 | Совместная групповая игра «Коллективная сказка» | Социальный педагог | Декабрь |
8 | Подготовка и участие педагогов и воспитанников к совместному мероприятию («Новый год») | Педагоги | Декабрь |
9 | Организация совместного досуга (поездки, походы и пр.) | Заместитель директора по УВР | В течение года |
10 | Организация совместной трудовой деятельности (мини-ремонт, приборка в комнатах, приготовление пищи и пр.) | Заместитель директора по УВР | В течение года |
11 | Участие педагогов и детей в благоустройстве детского дома и окружающей его территории | Заместитель директора по УВР, педагоги | В течение года |
12 | Групповой семинар для педагогов на тему «Девиантное поведение подростков – причины и способы преодоления». | Социальный педагог, психолог | Январь-февраль |
13 | Организация игры на взаимодействие «Правда или ложь?» | Психолог | Март |
14 | Совместная игра «Наоборот» с изменением роли педагогов и детей | Социальный педагог, психолог | Апрель |
15 | Проведение итогового собрания с педагогами. Анкетирование педагогов по итогам результатов деятельности. | Социальный педагог, психолог | Май |
Эффекты данной Программы для педагогов детского дома: информирование педагогов об особенностях и способах эффективной работы с детьми «группы риска» при решении их проблем;выработка единой стратегии для эффективной работы с детьми «группы риска»;повышение коммуникативных способностей как профессиональной компетенции.
Эффекты данной Программы для воспитанников детского дома:повышение культуры общения с педагогами;изменение в поведении и направлении деятельности воспитанников;совершенствование навыков межличностного общения.
Основные этапы работы:
Подготовительный этап: ознакомление с контингентом педагогов и воспитанников, составление анкет для выявления наиболее значимых проблем.
Первичная диагностика: сбор данных о проблемах воспитанников, постановка процесса сопровождения при работе педагогов и воспитанников на основе полученных данных.
Коррекция типового плана и содержания работы на основании анализа полученных данных.
Реализация координационно-развивающих мероприятий: проведение групповых занятий, индивидуальных консультаций, организация совместных мероприятий, сопровождение и наблюдение в процессе работы педагогов с воспитанниками.
Оформление результатов работы, анализ полученных данных итогового анкетирования.
Таким образом, представленная программа способствует организации комплексного сопровождения педагогов при работе с детьми «группы риска» в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Миненко И.В. План работы по взаимодействию семьи и школы задачи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://26206s009.edusite.ru/ (дата обращения: 15.02.2019).