СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа "Помоги себя сам»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая программа "Помоги себя сам» предназначена для учащихся коррекционных классов средней образовательной школы, имеющих различные акцентуации характера. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа "Помоги себя сам»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Вязьмы Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического объединения учителей

______________________

протокол № ___

от «___» августа ___ года

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № ___

от «___» августа ____ года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

№ __________

от «___» августа ____ года








КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ДЛЯ ПОДРОСТКОВ


"ПОМОГИ СЕБЕ САМ"







Составитель: Орлова О.В

Педагог-психолог








2023 год

г. Вязьма



Актуальность

Подростковый возраст – период становления личности человека. Это период перехода ребенка от детства к взрослости, перестройка физиологических и психологических процессов и активного формирования взглядов и убеждений. "Трудный" характер – с таким определением чаще всего приходят к социальному педагогу учителя и родители подростков. Чаще всего мы встречаемся с так называемыми акцентуациями либо в виде акцентуированных черт характера – ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют общение с окружающими, либо в виде акцентуированных типов характеров, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека, при этом возникают особые коммуникативные сложности. В связи с этим у подростков возрастают трудности адаптации и взаимодействия с окружающими. По мнению современных психологов, в основе успешной адаптации лежат самоанализ, самоосознание, отслеживание изменений, обращение к своему внутреннему миру, гибкость и способность саморазвития.
Коррекционно-развивающая программа "Помоги себя сам» предназначена для учащихся коррекционных классов средней образовательной школы, имеющих различные акцентуации характера. Рефлексивный самопознавательный процесс начинает бурно развиваться в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте особенно остро встают проблемы "кто я такой", "что я могу", "что я думаю, как и почему". Иногда подростку трудно самому найти ответы на эти вопросы. Данная программа дает возможность подросткам изучить некоторые свои психологические особенности, понять самого себя, разобраться в отношении других людей к себе.
Приоритетной целью образования в условиях модернизации образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Здесь на первый план выходит такое качество личности, как способность к рефлексии – осознание, рассмотрение, самоанализ; поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы "со стороны".
Существует множество программ и тренингов, в которых один из этапов занятия – рефлексия (обсуждение итогов занятия). Данная же программа направлена на развитие рефлексивных навыков в течение всего занятия. В результате учащиеся повысят свою психологическую культуру, позитивное самоотношение, приобретут способность к рефлексии и самопониманию, научатся отстаивать свое мнение и аргументировать его.
Программа построена таким образом, что в процессе занятий идет развитие различных компонентов самосознания: когнитивного аспекта – (самопонимание), эмоционального (отношение к себе, самооценка) и поведенческого (саморазвитие, саморегуляция, тренировка определенных навыков). Коррекционно-развивающая программа для подростков " Создай себя сам" обладает большим мотивирующим и развивающим потенциалом, так как в программе учтены психологические и возрастные особенности школьников.


Цели коррекционно-развивающей работы:

- формирование важнейших социальных жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, уверенности в себе;

- развитие рефлексивных навыков, самопонимания;

- формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.

Поставленные цели будут достигнуты более эффективно, если привычка к здоровому образу жизни возникнет у детей не в силу формального подчинения требованиям взрослых, а в силу глубоких жизненных мотивов.

Результатом реализации программы должно стать формирование не только представления о том или ином явлении, но и адекватного отношения к нему, а также развитие навыка эффективного поведения в соответствующей социальной ситуации.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Обучающие:

Овладение базовыми коммуникативными умениями:

-слушать и слышать другого;

-участвовать в свободной беседе;

-участвовать в коллективном деле;

-быть внимательным к самому себе и к окружающим;

- научить осознавать ценность своего здоровья, избегать опасных ситуаций, различать, что полезно, что вредно;

- обучить навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия;

- сформировать навыки выхода из конфликтных ситуаций;

- сформировать у подростков негативное отношение к вредным привычкам.

Развивающие:

- развитие у подростков представлений о чувствах и эмоциях;

- развитие способностей узнавания чувств и эмоций в процессе их проявления;

- знакомство со средствами эмоциональной экспрессивности

- развитие представление о самом себе, положительного отношения к себе;

- развитие личной эмоциональной экспрессивности.

- развитие рефлексивных, аналитических навыков.

- развитие критического мышления, художественного восприятия.

Воспитывающие:

- воспитание эмоций подростка;

- воспитание позитивного отношения к самому себе и окружающим;

- воспитание самоуважения и самовосприятия;

- воспитание стремления к саморазвитию;

- обучить навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия;

Адресность коррекционно-развивающей программы:
Программа ориентирована на учащихся коррекционных классов, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;

на подростков, желающих изменить себя или ставящих перед собой цель развития личности в возрасте от 13 до 16 лет.

Важные принципы, на которые опирается коррекционо-развивающая программа:

  • единство коррекции и развития;

  • единство возрастного и индивидуального развития;

  • деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному.

Сроки реализации Срок реализации программы 1 год.

Частота необходимых встреч: 1 раз в неделю.
Длительность каждой встречи: от 1-го до 2-х часов.

Методики и техники коррекционной работы:

В процессе работы используются:

  1. Наблюдение

  2. Словесные методы (беседа, рассказ, лекция, дискуссия)

  3. Практический метод (игровые упражнения, ролевые игры)

  4. Показ и обсуждение видеороликов и фрагментов фильма.

  5.   Психогимнастика.

  6. Рисование и т.д.
    Необходимо отметить, что задавая вопросы конкретному участнику ("А как ты думаешь?", "Ты согласен с таким мнением?", "Как ты к этому относишься?"), ведущий стимулирует развитие его рефлексивной активности, побуждает думать и оценивать, сопоставлять и анализировать, а не пассивно участвовать в занятиях. Также, в глазах подростка повышается значимость его мнения, дается возможность высказаться, сравнить свою точку зрения с другой. Психолог также может научить подростка осознавать (вербализировать) свои чувства в различных ситуациях, что поможет подростку самому лучше понять себя

Необходимые материалы и оборудование:
Условия проведения – отдельный кабинет, необходимы стулья или кресла, которые можно поставить вкруг.
Необходимые материалы для занятий – карандаши, краски, кисточки, листы бумаги (формата А4), цветная бумага, цветной картон, фломастеры, мяч, мягкая игрушка.

Форма коррекционной работы – групповая. Обязательной процедурой занятий является индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Начало каждого занятия предполагает приветствие и выяснение актуального состояния каждого участника (настроение, заинтересованность в теме занятия, ожидания и пожелания). К каждой теме предлагается афоризм или крылатая фраза, которая перед занятием записывается на доске и обсуждается в начале занятия. В конце любого занятия проводится подведение итогов (рефлексия занятия). Система ценностей ведущего группы видится следующим образом: Справедливость. Индивидуальный подход, Саморефлексия, Творческость, Естественность, Мудрость, Активность.
Обучение проводится в двух направлениях:

  1. усвоение теоретических знаний;

  2. формирование практических навыков.

Теоретическая часть – определение цели и задач, анализ основной темы занятия. Проходит в форме рассказов, бесед, мини - лекций.

Практическая часть – проведение упражнений - активаторов, тренинговых занятий, сюжетных и ролевых игр.

Структура программы

Работа осуществляется по четырем основным направлениям одновременно:

  1. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

  2. Инструментальное направление — формирование личностной рефлексии: умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; строить жизненные планы.

  3. Потребностно-мотивационное направление — формирование умения находить в трудных ситуациях внутренние ресурсы, принимать на себя ответственность за свою жизнь, делать выбор, а в целом — развитие потребности в самоизменении и личностном росте.

  4. Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, способствует переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.

Содержание коррекционно-развивающих занятий:

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике по тематическим блокам. Каждый такой блок имеет конкретные цели, объединяющие содержание соответствующих занятий:

1блок - развитие рефлексии, направленной на развитие личности (самооценка, самопонимание и др.);

2 блок - развитие межличностной рефлексии, навыков социализации (понимание другого человека, возможность поставить себя на место другого человека и т.д.).

3 блок - профилактика вредных привычек.



Календарно - тематическое планирование занятий

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

теория

практика

1 блок Развитие личности.

1.

Знакомимся заново. Представление программы.

1



2.

Понятие личности: « Кто я? Кто ты?»

1

1


3.

« Что могут дети?»

Выявление творческих и спортивных способностей.

1

1


4.

Семья. Понятие здоровой семьи.

1

1


5.

Наши права и обязанности.

Знакомство с ФЗ № 114 « О противодействии экстремистской деятельности.

1

1


6.

Самооценка, развитие и личностный рост.


2


7.

Детские и молодежные объединения и организации.

2



8.

Самооценка, развитие и личностный рост.

1

1


9.

Основы самонаблюдения. Я и мой возраст. Мой мир.

1

1


10.

Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие.


2


11.

Агрессивное неуверенное поведение и уверенность в себе.


2


12.

Стрессы и способы его снятия.

1

1


13.

Развиваем стрессоустойчивость.

1

1


14.

Я и мои эмоции.

1

1


2 блок

15.

Мы общаемся.

1

1


16.

Умение слушать.

1

1


17.

Навыки безопасного поведения.

1

1


18.

Доверие

1

1


19.

Виды группового давления.

1

1


20.

Умение сказать «нет»

1

1


21.

Принятие решений.

1

1


3 блок

22.

Мое здоровье и как его сохранить.

1

1


23.

Организм человека и вредные привычки.

1

1


24.

Что можно и что нельзя пробовать

1

1


25.

Курение: мифы и реальность.

1

1


26.

Ближайшие последствия курения и выработка навыков отказа от предложения курить.

1

1


27.

Почему есть пьющие и не пьющие люди.

1

1


28.

Мифы об алкоголе.

1

1


29.

Навыки критического мышления.

1

1


30.

Реклама – человек – здоровье.

1

1


31.

Психоактивные вещества, наркотики.

1

1


32.

Наркотики: мифы и реальность.

1

1


33.

Умение отвечать за себя.

1

1


34.

Действия имеют последствия.

1

1


35.

Итоговое.


2


ВСЕГО:

32

38

70 часов


Содержание программы:


Тема 1. Знакомство. Представление программы. «Здравствуй, группа» (2 часа).

Установление контакта с подростками. Создание доверительной атмосферы и достижение взаимопонимания с целью успешной работы по программе, что будет способствовать сплочению группы.

Упражнения - активаторы « Знакомство», « Молекулы и атомы».

Упражнение в парах «Интервью».

Рисунок « Моя семья».


Тема №2. Понятие личности: « Кто я? Кто ты?» (2 часа)

Способствовать формированию у детей представлений о своей уникальности и неповторимости, развитие представлений о самом себе, положительного отношения к себе. Понятие личности. Прикоснуться к понятию ценности каждой личности.

Упражнения-активаторы « Мое имя», « Изменение внешности»

Упражнения « Я», «Похвала по кругу»

Рисунок « Что мне в себе нравится»


Тема № 3. « Что могут дети?»

Выявление творческих и спортивных способностей.

Методика определения задатков, склонностей и интересов А.И. Савенкова.

Методика диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова.

Презентации о работе кружков, клубов, спортивных секций г. Коврова.

Запись в кружки и спортивные секции.


Тема № 4. Семья. Понятие здоровой семьи.

Помочь формированию у подростков позитивного отношения к понятию здоровой семьи, показать ее отличия от семьи дисфункциональной.

Обсуждение проблемы « Зачем нужна семья». Осознание установок относительно семьи.

Упражнения-активаторы « Черные шнурки», « Кочки»

«Мозговой штурм»: « Хорошая семья: права и обязанности». Определение основных функций семьи.

Работа в тройках « Семья: права и обязанности».


Тема № 5. Наши права и обязанности.

Обобщить знания воспитанников об основных правах ребёнка, развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей, воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их права.

Обсуждение презентаций «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка».

Практические навыки в применении прав и обязанностей в повседневной жизни, через комментирование сказок.

Круглый стол « Нормы жизни в обществе».

Деловая игра « Отчего зависят поступки человека».

Знакомство с ФЗ № 114 « О противодействии экстремистской деятельности.

Анкетирование.

Оформление памяток « Этим я пользуюсь; этого – добьюсь».

Рефлексия

- Что должен знать ребенок вступая во взрослую жизнь? (каждый имеет права и обязанности)

- Как и почему люди должны относиться к друг другу?

Тема № 6. Самооценка, развитие и личностный рост.

Способствовать формированию у подростка адекватной самооценки, уверенности в себе.

Обсуждение « Из чего складывается моя самооценка? Какие мнения мне приятны, какие нет?»

Упражнения-активаторы « Я люблю …, я не люблю…», « Эхо», « Зоопарк».

Упражнение « Надписи на спине».

Работа в тройках « Мои особенности и преимущества».


Тема № 7. Детские и молодежные объединения и организации.

Познакомить учащихся с различными детскими и молодёжными общественными организациями, содержанием их деятельности.

Информация о понятии « детское движение», «о правах ребенка на международном уровне».

Рассказ об истории развития общественных объединений.

Неформальные объединения молодёжи как социальное явление.

Просмотр и обсуждение видеоролика « неформальные молодежные объединения.


Тема № 8. Самооценка, развитие и личностный рост.

Способствовать формированию у подростка адекватной самооценки, уверенности в себе.

Обсуждение « Из чего складывается моя самооценка? Какие мнения мне приятны, какие нет?»

Упражнения-активаторы « Я люблю …, я не люблю…», « Эхо», « Зоопарк».

Упражнение « Надписи на спине».

Работа в тройках « Мои особенности и преимущества».


Тема № 9.Основы самонаблюдения. Я и мой возраст. Мой мир.

Получение навыков самонаблюдения, познание своей индивидуальности.
Выполнение методики Кто Я? Обсуждение результатов.

Дискуссия «Я и мой возраст, какие изменения происходят со мной и с другими людьми вокруг? Что такое рефлексия, для чего она нужна.
Рисунок "Мой мир".
Методика Е. Е. Туник - решение нескольких нестандартных задач.

Обсуждение: какую роль играет творчество в жизни человека.
Упражнение "Воображаемое путешествие" (придумать рассказ о путешествии и нарисовать небольшой рисунок к рассказу).

Упражнение по составлению рассказа с использованием определенных слов, или завершение рассказа.

Задания: вообразите дом на дереве и спроектируйте его; придумать синонимы к слову яркий.
Рассмотреть вопрос о взаимосвязи рефлексии и творчества.
Вопросы к обсуждению: Из чего складываются наши представления о самих себе? Какую роль играет самооценка?
Рефлексия занятия. Каковы ваши впечатления? Что нового вы открыли для себя?

Тема № 10. Я и мой внутренний мир. Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие.
Формирование навыков эмпатийного общения, способствовать самопознанию.
Упражнение – нарисуйте свое представление о счастье. Обсуждение.
Задание – вообразите идеальное место, где вы хотели бы делать уроки и настроение (что вокруг, представить все подробности: цвет, свет, запах, ощущения, звуки и т. д.). Обсуждение упражнения в группе.
3адание – обсудить понятия самопознание, самоосмысление, самопринятие. Как можно познать себя? (какие существуют методы организации самопознания).
Упражнение: нарисуйте открытку, если возникнет желание, подарите ее кому-нибудь из группы.
Упражнение Парк отдыха

Упражнение Футболка с надписью.
Упражнение Дерево. Условие упражнения: найти свое место в данной композиции
Работа со сказкой. "Фламинго, или Скала желаний"
Упражнение "Зебра"


Тема № 11. Агрессивное неуверенное поведение и уверенность в себе.

Способствовать формированию у подростков представлений, понятий и уверенности в себе, научить различать демонстрируемые другими агрессивность и неуверенность, выделять ситуации, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе.

Дискуссии « Неуверенность в себе» и « Уверенность в себе».

Упражнения – активаторы « « Два паровозика», « Поросята, котята и утята».

Ролевые игры. Обыгрывание различных ситуаций.


Тема № 12. Стрессы и способы его снятия.

Знакомство с понятием стресса, его стадиями и способами снятия. Отработка навыков борьбы со стрессом.

Информация: понятие стресса.

Упражнения-активаторы «Преодолей препятствия», « Дракон».

Упражнение на снятия стресса « Маятник».

Дискуссия « Стресс – хорошо или плохо?»

« Мозговой штурм»: « как бороться со стрессом».


Тема № 13. Развиваем стрессоустойчивость».

Формирование у подростков самоэффективности как способа преодоления страха.

Упражнения на воображения и прогноз перспектив.

Игра-упражнение « Жизнь – смерть».

Обобщающая беседа « Стресс и твои возможности».

Практические занятия по снятию стресса.


Тема № 14. Я и мои эмоции.

Сформировать у подростков представление о понятии « эмоции», рассказать о видах эмоций. Выработать понятие того, что испытывать любые эмоции – это естественно. Научить способам овладения своими эмоциями.

Информация об эмоциях.

Обсуждение: виды эмоций: страх, грусть, обида – отрицательные эмоции. Положительные эмоции – радость, веселье. Человеку присуще испытывать самые разнообразные эмоции. Это не должно его пугать.

Дискуссия « Как справляться, управлять своими эмоциями».

Упражнения – активаторы « море волнуется - раз…», « Бабочка-ледышка»

Упражнение: « Ужасно прекрасный рисунок».


Тема № 15. Мы общаемся.

Познакомить подростков с основными правилами общения, помочь сформировать правильные представления о различных видах общения.

Рассказ « Что такое общение».

Групповое обсуждение « Что такое общение?»

Упражнения – активаторы « Общение руками», « Зеркало».

Работа в подгруппах.

Работа в тройках.


Тема № 16. Умение слушать.

Знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого слушания, отработка навыков умения активно слушать.

Информация о вербальном и невербальном общении.

Дискуссия « какими способами мы общаемся».

« Мозговой штурм»: « Что такое умение хорошо слушать».

Упражнения-активаторы « Разговор по телефону», «Разговор слепого, немого, глухого», « зеркало».

Работа в тройках.


Тема № 17. Навыки безопасного поведения.

Научить детей избегать некоторые опасные ситуации. Выработка навыков безопасного поведения.

Знакомство с формулой безопасности.

Дискуссия «Выработка правил безопасного поведения».

Оформление памятки « Как избежать опасности».

Упражнения-активаторы «Запрещенное движение», « Ассоциация».

Ролевые игры.

Тема № 18. Доверие.

Научить подростков определять тех людей, которым они могут доверять в различных ситуациях, к которым могут обратиться за помощью.

Рассказ о ситуациях, в которых людям требуется помощь.

Обсуждение круга вопросов.

Упражнения-активаторы « Кошки-мышки», « Робот»

Работа в тройках « Доверяю – не доверяю…»


Тема № 19. Виды группового давления.

Знакомство с понятием группового давления и его видами, отработка умения замечать групповое давление и выделять различные его виды, начало отработки навыка сопротивления групповому давлению.

Информация о групповом давлении, его видах.

Обсуждение: рассмотреть ситуации , когда вас пытались заставить что-либо сделать. Как вы при этом себя чувствовали? Хотелось ли вам так поступать?

Дискуссия: Какие виды давления использовались, когда вас пытались заставить что-либо сделать?

Упражнения-активаторы « Разожми кулак», «Прорвись в круг».

Ролевая игра « Отработка навыков отказа».


Тема № 20. Умение сказать «нет».

Научить подростков способам отказа. Отработка умения сказать «нет».

Лекция « Несколько способов сказать «нет».

Дискуссия « Когда и почему необходимо отстаивать свое мнение и сопротивляться групповому давлению?»


« Мозговой штурм»: « Какие есть способы отказа?»

Упражнения-активаторы « Вам барыня прислала сто рублей2, «Передай быстрее».

Ролевая игра.


Тема № 21. Принятие решений.

Знакомство с этапами принятия решения, отработка навыков принятия решения.

Информация о принятии решений.

Обсуждение: « Из каких этапов состоит состоит принятие решения?»

Упражнения-активаторы « Товарищи командиры», «10 очков»

Работа в тройках по разбору ситуаций.


Тема № 22. Мое здоровье и как его сохранить.

Помочь подросткам осознать необходимость сохранения и поддержания здоровья.

Информация о здоровье и здоровом образе жизни.

Упражнения-активаторы « Съедобное - несъедобное», «Структура».

Игра по карточкам « определи вид спорта».

Дискуссия « Что вредно и что полезно для здоровья?»

Рисунок « Что помогает сохранить хорошее здоровье».


Тема № 23. Организм человека и вредные привычки.

Ознакомить подростков с основными сведениями о строении человеческого тела; рассказать о негативном влиянии табака, алкоголя и наркотических средств на функции организма.

Рассказ о негативном влиянии табака, алкоголя и наркотических средств на функции организма.

Дискуссия « Возможные воздействия на организм человека вредных привычек».

Упражнения- активаторы « Слепой и поводырь», «Цепочки»Групповой рисунок « Вредное воздействие алкоголя, никотина на организм человека.


Тема № 24. Что можно и что нельзя пробовать

Сформировать у детей способность различать, что можно и что нельзя пробовать, что наносит вред здоровью; научиться правильно употреблять лекарственные препараты.

Информация о съедобном и несъедобном.

Упражнения-активаторы « Хорошо - плохо», « Каждый, кто».

Упражнения по отработке навыков» Что можно и что нельзя пробовать».

Ролевая игра.

Рисунок знаков « Разрешается», «Запрещается».


Тема № 25. Курение: мифы и реальность.

Помочь подросткам разобраться, что является правдой, а что ложью о курении.

Знакомство с мифами и реальностью о курении.

Упражнения-активаторы « Электрический ток», «Перебежки», «Ассоциации», Фруктовая корзинка».

Решение задачи: сколько денег уходит на курение?


Тема № 26. Ближайшие последствия курения и выработка навыков отказа от предложения курить.

Помочь сформировать у подростков представление о немедленном вредном воздействии никотина на отдельные органы и системы организма, выработать негативное отношение к курению.

Рассказ о последствиях долговременного курения.

Изготовление агиток.

Дискуссия « Почему люди курят и почему не курят. Почему легче не начинать курить, чем бросить?»

Опыт «Курящая кукла».

Упражнения-активаторы « Телетайп», «1,2,3,4,5».


Тема № 27. Почему есть пьющие и не пьющие люди.

Показать опасность употребления алкоголя.

Дискуссия « Почему люди употребляют или не употребляют алкоголь?»

Лекция « Влияние алкоголя на организм подростка».

Упражнения-активаторы « Немой зоопарк», «Да» и «Нет» не говорите».


Тема № 28. Мифы об алкоголе.

Способствовать формированию негативного отношения к употреблению алкоголя, знакомство с последствиями употребления алкоголя.

Информация: природа алкоголя.

Дискуссия « Достоверность мифов об алкоголе».

Упражнения-активаторы « Кочки», « Семеро козлят и волк».


Тема № 29. Навыки критического мышления.

Формирование у подростков умения контролировать ситуацию. Отработка умения анализировать достоверность информации.

Игра - активатор « Четыре стихии».

Дискуссия « Достоверность информации»

Вопрос-ответ.

Анализ ситуаций.

Тема № 30. Реклама – человек – здоровье.

Знакомство с психологическими приемами воздействия на потребителя; развитие критических навыков оценки рекламы и сопротивления ее давлению.

Информация о цели рекламы.

Обсуждение вопросов: Для чего нужна реклама? Можно ли всегда доверять рекламе? Что отсутствует в рекламе?

Дискуссия: Всякая ли реклама хороша? Не преувеличивает ли порой достоинства того или иного товара? Может ли реклама нанести вред?

Упражнения-активаторы « Немые картины», « Ладошки».


Тема № 31. Психоактивные вещества, наркотики.

Ознакомить подростков с понятиями наркотики, психоактивные вещества, наркомания, токсикомания. Знакомство с важнейшими последствиями употребления наркотиков, выработка негативного отношения к употреблению наркотиков.

Информация о психоактивных веществах.

Упражнения-активаторы « Третий лишний».

Упражнение на групповое давление.

Лекция « Чей это выбор».


Тема № 32. Наркотики: миф и реальность.

Формировать потребность к здоровому образу жизни, развивать установку на отказ от наркотиков.

Беседа « Мифы и наркотики».

Дискуссия « Я и наркотики».

Групповая работа: составление таблицы « Мифы и реальность»

Дискуссия « Употребление наркотиков и закон».


Тема № 33. Умение отвечать за себя.

Сформировать у подростков представление об ответственности за себя, ознакомить с правовой ответственностью несовершеннолетних за употребление наркотиков и алкоголя, повторить навыки, необходимые ля принятия самостоятельного решения и оценки последствий своих действий.

Упражнение-активатор « Колечко, колечко, выйди на крылечко»

Информация ведущего об ответственности каждого человека.

Дискуссия « Правовой аспект употребления несовершеннолетними алкоголя и наркотиков»

Информация ведущего о законах, ответственности несовершеннолетних за употребление алкоголя и наркотиков.

Упражнение-активатор « бурундуки»

Работа в подгруппах (по 3 человека).


Тема № 34. Действия имеют последствия.

Сформировать у подростков понятие о том, что любые действия имеют последствия, необходимо уметь оценить их, прежде чем принимать решение.

Упражнение-активатор « 10 очков».

Информация ведущего о том, что любое действие имеет последствие.

Ролевая игра « Оценка последствий ситуаций».

Информация ведущего о необходимости продумывания последствий каждого своего поступка.

Упражнение-активатор « Камень-ножницы-бумага».

Ролевая игра « Отработка навыков решения проблемы»


Тема № 35. Итоговое.

Получение обратной связи, обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов.

Обмен чувствами.

Разминка. Поиграть в то, что понравилось во время занятий.

Общий рисунок « На занятиях я…»

Упражнение-активатор « Солнце радости».

Подведение итогов.


Список литературы:

  1. П.П. Кучегашева , Ю.В. Науменко, И. В. Федоскина Мое здоровье.-2-е изд., стереотип.-М.: Глобус,2010

  2. Под общей редакцией А. В. Гаврилина Программа первичной позитивной наркопрофилактики. Владимир, 2001.

  3. В.А. Родионов Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков учащихся. Ярославль, Академия развития холдинг,2002

  4. Т.В. Попова Родительские собрания Учимся понимать подростка,изд.Учитель,Волгоград,2008

  5. Л.В. Прикуль Психологический практикум и тренинг Профилактика насилия в семье и школе.изд.Учитель.Волгоград, 2009

  6. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г.. Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей./ Под ред. Е.Г. Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2006

  7. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Издательство "Союз", – 2002

  8.  Гришкова Т., Меркулова Т. "Возможности развития рефлексии у детей средствами психологической работы" // Школьный психолог №3-2006, с. 16-19.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Адаптированный подростковый опросник Шмишека

(для определения акцентуации характера у подростка)


Инструкция. Предлагаемый тебе опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных

сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужном ответить «да» или «нет». Не обдумывай

ответ долго, отвечай быстро, стараясь дать первый ответ, который приходит в голову.


  1. Ты обычно спокоен, весел?

  2. Легко ли у тебя вызвать слезы?

  3. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

  4. Проверяешь ли ты по нескольку раз, нет ли ошибок в твоей работе?

  5. Ты такой же смелый, как большинство твоих сверстников?

  6. Бывают ли у тебя периоды тоскливого настроения?

  7. Любишь ли ты бывать главным в игре?

  8. Бывают ли дни, когда ты сердишься на всех без всякой причины?

  9. Серьезный ли ты человек?

  10. Бывает ли, что тебе что-то нравится особенно сильно?

  11. Можешь ли ты первым затеять игру?

  12. Долго ли ты помнишь о нанесенной тебе обиде?

  13. Умеешь ли ты сочувствовать другим?

  14. Складывая вещи в портфель, проверяешь ли ты несколько раз, не забыл ли чего-нибудь?

  15. Стараешься ли ты быть лучшим в классе, спортивной секции?

  16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?

  17. Считают ли тебя одноклассники слишком аккуратным, стара-тельным?

  18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

  19. Любят ли тебя все твои знакомые?

  20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

  21. Твое настроение обычно немного грустное?

  22. Случалось ли тебе рыдать от горя?

  23. Тебе трудно оставаться на одном месте

  24. Стараешься ли ты доказать, что ты прав, если тебя несправедливо обижают?

  25. Можешь ли ты стрелять из рогатки по птицам, дразнить собак и кошек?

  26. Раздражает ли тебя беспорядок в твоих вещах, игрушках, книгах?

  27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться дома один?

  28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины?

  29. Ты — один из лучших учеников в классе?

  30. Бывает ли, что ты злишься, кричишь на окружающих?

  31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

  32. Чувствуешь ли ты себя иногда абсолютно счастливым?

  33. Умеешь ли развеселить ребят?

  34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь, что ты о нем думаешь?

  35. Ты боишься крови?

  36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

  37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

  38. Бывает ли тебе страшно или неприятно входить в темную комнату?

  39. Любишь ли ты работу, которая требует длительного труда и терпения?

  40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

  41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках и вечерах в школе?

  42. Ты когда-нибудь убегаешь из дома?

  43. Кажется ли тебе жизнь иногда тяжелой?

  44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или одноклассниками настолько, что мог не пойти в школу?

  45. Можешь ли ты шутить даже при неудачах или неприятностях?

  46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?

  47. Любишь ли ты животных?

  48. Бывает ли, что ты, уйдя из дому, возвращаешься, чтобы про-верить, все ли в порядке?

  49. Беспокоят ли тебя иногда мысли о том, что с твоими близкими может что-нибудь случиться?

  50. Зависит ли твое настроение от погоды?

  51. Трудно ли тебе отвечать перед всем классом?

  52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?

  53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

  54. Впадаешь ли ты в отчаяние, если тебе что-нибудь не удается?

  55. Нравится ли тебе организовывать какое-либо дело или игру?

  56. Продолжаешь ли ты упорно добиваться цели, даже если встречаешь препятствия?

  57. Случалось ли тебе когда-нибудь плакать из-за грустной книги или фильма?

  58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-либо забот?

  59. Рассказываешь ли ты учителям о проделках одноклассников?

  60. Боишься ли ты один пройти по темной улице?

  61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

  62. Бывает ли, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься в плохом?

  63. Свободно ли ты себя чувствуешь на новом месте или с незнако-мыми ребятами?

  64. Часто ли у тебя бывает головная боль?

  65. Часто ли ты смеешься?

  66. Можешь ли ты играть или заниматься каким-то общим делом с тем, кто тебе не нравится?

  67. Удается ли тебе сделать много разных дел за один день?

  68. Сильно ли ты переживаешь из-за несправедливости?

  69. Любишь ли ты природу?

  70. Уходя из дома, проверяешь ли ты, выключен ли везде свет?

  71. Боязлив ли ты?

  72. Меняется ли твое настроение в праздники?

  73. Участвуешь ли ты в художественной самодеятельности, теат-ральном кружке?

  74. Ты любишь мечтать или фантазировать?

  75. Бывает ли, что тебя беспокоит твое будущее?

  76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

  77. Можешь ли ты развлечь своих сверстников?

  78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

  79. Сильно ли ты переживаешь, если у твоих друзей или близких неприятности?

  80. Можешь ли ты из-за одной ошибки или помарки переписать страницу в тетради?

  81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

  82. Снятся ли тебе страшные сны?

  83. Бывает ли у тебя иногда внезапно желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

  84. Становится ли тебе веселее среди других детей?

  85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты отвлечься от них на время?

  86. Совершаешь ли ты иногда неожиданные для себя поступки?

  87. Ты скорее молчалив, чем болтлив?

  88. Мог бы ты, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, что забыть, что на самом деле ты не такой, как на сцене?


Обработка результатов. Подсчитывается количество значимых ответов для каждого типа

акцентуации. Полученные показатели умножаются на соответствующие для каждого типа

коэффициенты, приводимые в скобках после названия типа, — это делается для уравнивания

показателей. Максимальный показатель по каждому виду акцентуация — 24. Признаком

акцентуации характера считается показатель, превосходящий 12 баллов. В случае, если

выявляется несколько показателей выше 12 баллов, возможен подсчет среднего

показателя акцентуации. В этом случае признаком акцентуации можно считать показатели,

превышающие среднее число.




ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ РЕНЗУЛЛИ
(Елена ТУНИК, газета Школьный психолог, январь 2004, №4, с.14-17.)
Опросник Рензулли является экспресс-методом, по­зволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени. Опросник креативности — это объективный, состо­ящий из десяти пунктов, список характеристик творче­ского мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступ­ных внешнему наблюдению. Заполнение опросника тре­бует 10-20 минут, в зависимости от количества оцени­ваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собра­нии и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными ра­ботниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8-11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, со­держащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко. Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).


Творческие характеристики:
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений про­блем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выра­жении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предпри­имчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связан­ные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипули­рует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и измене­нием правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмо­ра и видит смешное в ситуациях, ко­торые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более от­крыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); про­являет эмоциональную чувствитель­ность.
8. Обладает чувством прекрасно­го; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивиду­алист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3



Анкета, направленная на выявление рефлексивной активности у подростков.


Анкета включает в себя следующие вопросы:
1. Что для Вас важно в жизни?
2. Как вы относитесь к самому себе?
3. Какие ситуации заставляют вас думать?

Форма ответа испытуемых: неограниченное количество ответов в свободной форме за пять минут.
Вопрос "Что для Вас важно в жизни?" направлен на выявление ценностно-смысловой рефлексии у подростков. Данный вопрос подвергается как качественной, так и количественной интерпретации. Показателем по этому вопросу является количество данных ответов.
Вопрос "Как вы относитесь к самому себе?" направлен не только на простую констатацию отношения к себе, но и на выявление включенности в самоотношение: чем больше вариаций отношения к себе, тем многограннее, отчетливее и сложнее образ Я человека, осознаннее личностные качества. В этом вопросе два параметра характеризуют уровень развитости процессов рефлексии: количество ответов и количество всех слов в ответе.
Вопрос "Какие ситуации заставляют вас думать?" направлен на выявление спектра ситуаций, которые запускают механизм рефлексии в действие. По данному вопросу проводится качественный, содержательный и количественный анализ (регистрируемый показатель: количество перечисленных в ответе ситуаций).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!