МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Наименование школы»
РЕКОМЕНДОВАНО На заседании методического объединения учителей Протокол от «__»__________№ ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ФИО.______ «____» ____________ 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ФИО.__________________ «___» ______2020г. |
Коррекционно-развивающая программа
психологического сопровождения учащейся 7 класса
индивидуальной формы обучения
Фамилия Имя
на 2020-2021 учебный год
(34 рабочих недели, 2 часа в неделю)
Составитель рабочей программы:
Самардак Елена Владимировна
Макеевка
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения составлена на основе:
- Рабочего учебного плана МОУ «ОШ №___»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ от __ августа 2020 г. № ___.).
- Государственного общеобразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ от __ августа 2020 г. № ___.).
- Коррекционно-развивающей программы психологического сопровождения учеников 1-9 классов индивидуальной формы обучения (35 часов); составители: Есип О.Н., Сизова В.В., - Донецк, 2016 – 19 с.
Особенности реализации программы
Данная программа является руководством по психологическому сопровождению учащейся 7-го класса индивидуальной формы обучения Ф. И. (ПМПК №__ от ________, рекомендовано обучение по индивидуальному учебному плану по варианту 1АООП. Приказ №____ от __________).
Программа рассчитана на один год обучения и состоит из 68 часов (2 часа в неделю), согласно учебному плану МОУ «ОШ №___».
В программе определены основные виды занятий, включенные в учебный план для психокоррекционной работы с учащимся. Определение разделов программы и их соподчинение обусловлено особенностями развития ребенка. Основными в программе являются практические задания и упражнения, которые оказывают решающее влияние на весь ход психического и социального развития ребенка.
Данная коррекционно-развивающая программа охватывает основные виды деятельности практического психолога: психодиагностика, психопросвещение, коррекционно-развивающая и консультативная работа, ориентирована на социализацию ребенка в обществе, коррекцию познавательных процессов учащися с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей и их личностных качеств.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми, имеющими легкую умственную отсталость, обучающихся в общеобразовательных школах. Программа учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся с умственной отсталостью, особые образовательные потребности, включая потребности инвалидов, а также значимость образования для дальнейшего развития и социализации указанных лиц.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на:
коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,
стереотипии и др.;
на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий;
дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП.
Задачи коррекционной работы:
− выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
− осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
− организация индивидуальных занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
− реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
− оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их
воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
− Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
− Принцип системности − обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
− Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
− Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
− Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
− Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится:
− в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
− в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);
− в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
− развития познавательной сферы, специфических трудностей в
овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
− развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
− определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы
и методы:
− сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
− психолого-педагогический эксперимент,
− наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
− беседы с учащимися, учителями и родителями,
− изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
− оформление документации (психолого-педагогические дневники
наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
− составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
− формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
− организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее социально-личностное развитие,
− разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
− организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся,
− развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и
коррекцию его поведения,
− социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
− занятия индивидуальные;
− игры, упражнения, этюды;
− психокоррекционные методы и технологии;
− беседы с обучающимися;
− организация деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность, конструирование и др.).
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
− психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся,
− консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
− беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг;
− анкетирование педагогов, родителей (законных представителей);
− разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
− проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
− оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
− психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
− психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
− разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения обучающихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
− взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально- педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
− индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
− лекции для родителей,
− анкетирование педагогов, родителей,
− разработка методических материалов и рекомендаций учителю,
родителям.
В программе определены основные виды занятий, включенные в учебный план для психокоррекционной работы с учеником. Выделение разделов программы и их соподчинение определено особенностями развития ребенка в каждом возрастном периоде.
Основными в программе являются практические задания и упражнения, которые оказывают решающее влияние на весь ход психического и социального развития ребенка.
Целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов друг с другом. Как все разделы программы в совокупности, так и каждый в отдельности дают возможность для решения основных коррекционно-развивающих задач.
При использовании программы должны учитываться региональные, культурные, этнографические условия, в которых находится конкретное учреждение. При работе по данной программе требуется творческое применение всего материала, что допускает его изменение в зависимости от контингента детей, их дошкольной подготовки. Особенно необходимо творческое использование программы в тех случаях, когда коррекционно-образовательный процесс осуществляется с детьми, находившихся ранее в условиях социальной депривации. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы. Для того, чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизованым.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Планируемые результаты освоения программы
Базовые учебные действия:
Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений.
Положительное отношение к окружающей действительности.
Умение вступать в контакт и работать в коллективе.
Способность использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
Способность сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Личностные результаты:
Развитие самоуважения.
Развитие фантазии и самовыражения.
Развитие положительного образа «Я».
Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.
Повышение самооценки.
Развитие рефлексии своего «неадекватного» поведения.
Преодоление страхов.
Формирование доверия к окружающим.
Активизация доброжелательного отношения к окружающим.
Развитие умения сотрудничать.
Развитие самоконтроля.
Формирование способности воспринимать, и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей.
Осознание своих прав и обязанностей.
Тематический план
7 класс
№ | Разделы, темы | Количествочасов |
Вступление | 1 |
Раздел I. Диагностика личности учащегося | 14 |
1 | Диагностика познавательных процессов, интеллектуальных способностей | 6 |
2 | Диагностика типологических особенностей личности | 2 |
3 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 2 |
4 | Диагностика коммуникативных способностей и межличностных отношений | 2 |
5 | Диагностика профессиональной направленности учащегося | 2 |
Раздел II. Работа с родителями | 5 |
1 | Участие родителей в формировании личности и адаптации ребенка в обществе | 2 |
2 | Взаимоотношения и развитие конструктивного общения в семне | 2 |
3 | Рекомендации родителям относительно будущей профессии | 1 |
Раздел III. Психокоррекционная и развивающе- восстановительная работа психолога с учащимся | 46 |
1 | Развитие способностей учащищся | 36 |
| Коррекция познавательных процессов | 26 |
| Развитие интеллектуальных способностей | 5 |
| Развитие эмоционально-волевой сферы | 5 |
2 | Социализация личности | 10 |
| Развитие коммуникативных способностей учащегося | 3 |
| Формирование здорового образа жизни | 2 |
| Расширение кругозора ребенка в мире профессий | 2 |
| Становление самооценки и развитие социализации учащегося | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п // номер по теме | Дата | Тема урока | Достижения учащегося | Примеча- ние |
План | Факт |
I четверть |
Вступление (1ч) |
1 | 1 | 01.09 | | Знакомство с учащимся и родителями. Беседа с целью выявления проблем по вопросам воспитания и обучения учащегося. Сбор информации о психофизиологическом состоянии ребенка, о взаимоотношениях с окружающими. Методика «Кругозор». | рассказывает о своей семье, отвечает на вопросы психолога | |
Раздел I. Диагностика личности учащегося (14ч) Тема 1 «Диагностика познавательных процессов, интеллектуальных способностей» (6ч) |
2 | 1 | 04.09 | | Диагностика памяти. Методики «Заучивание десяти слов», «Пиктограмма». | развивается воображениепамять, внимание, мышление, восприятие | |
3 | 2 | 11.09 | | Диагностика памяти. Методики «Определение уровня сформированности непроизвольного и произвольного запоминания», «Объем памяти на числа». | |
4 | 3 | 15.09 | | Диагностика внимания. Методики «Модификация метода П’эрона-Рузера», тест Бурдона, таблицы Шульте, «Определение избирательности внимания». | |
5 | 4 | 18.09 | | Диагностика воображения, нарушений восприятия. Методики «Выявление уровня развития воображения», «Узнавание фигур». | |
6 | 5 | 22.09 | | Диагностика мышления и уровня интеллектуального развития. Методика Кооса, «Тест Равена», «Тест интеллекта Амтхауера» | |
7 | 6 | 25.09 | | Диагностика мышления и уровня интеллектуального развития. «Культурно-свободный тест на интеллект», методика «КОНТУР», тест «Нарисуй человека» | |
Тема 2 «Диагностика типологических особенностей личности» (2ч) |
8 | 7 | 29.09 | | Выявление типа темперамента и особенностей характера учащегося . Диагностика типа темперамента и особенностей характера. ОСТ В.М. Русалов, методика «Тип акцентауции» | развиваются: воображение, внимание, мелкая моторика руки | |
9 | 8 | 02.10 | | Выявление типа темперамента и особенностей характера учащегося . Диагностика типа темперамента и особенностей характера. Тест «Опросник Айценка», «Несуществующее животное», «ТФАР». | |
Тема 3 «Диагностика эмоционально-волевой сферы» (2ч) |
10 | 1 | 06.10 | | Диагностика произвольной регуляции поведения, самооценки, страхов и тревожности, отношения к Я-образу. Методики «Исследование самооценки личности с помощью процедуры ранжирования», «Волевые качества». | развиваются: волевая регуляция поведения, внимание, мелкая моторика руки | |
11 | 2 | 09.10 | | Диагностика произвольной регуляции поведения, самооценки, страхов и тревожности, отношения к Я-образу. Методики: «Автопортрет», «Изменение личности тревожности», «Незаконченные предложения». | |
Тема 4 «Диагностика коммуникативных способностей и межличностных отношений» (2ч) |
12 | 1 | 13.10 | | Диагностика коммуникативных способностей и взаимоотношений с окружением школьника: тест опросник «КОС-1». Рисунок на тему «Я дома» | развиваются: воображение, внимание, мелкая моторика руки | |
13 | 2 | 16.10 | | Диагностика коммуникативных способностей и взаимоотношений с окружением учащегося. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении». Рисунок на тему «Я и мои друзья». | |
Тема 5 «Диагностика профессиональной направленности учащегося» (2ч) |
14 | 1 | 20.10 | | Диагностика профессиональных способностей. Рисунок на тему «Кем я хочу быть», тест «Знаете ли вы свои профессиональные склонности?» | развивается воображение, внимание, мелкую моторику руки, мышление; определяется отношение к профессии | |
15 | 2 | 23.10 | | Диагностика профессиональных способностей. Анкета «НИН». | |
II четверть |
Раздел ІІ. Работа с родителями (5ч) |
Тема 1 «Участие родителей в формировании личности и адаптации ребенка в обществе» (2ч) |
16 | 1 | 03.11 | | Беседа по вопросу участия родителей в формировании личности личностных качеств ребенка. Занятия с элементами тренинга «Развитие самостоятельности у детей», «Формирование у ребенка адекватной самооценки» (работа с «Я-образом») | осознается значение семьи для человека, формируется адекватная самооценка | |
17 | 2 | 06.11 | | Выявление родительского отношения по отношению к ребенку. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина | |
Тема 2 «Взаимоотношения и развитие конструктивного общения в семье» (2ч) |
18 | 1 | 10.11 | | Мини-тренинги «Основы общения», «Стиль общения», «Учимся понимать и уважать других» | осознается отношение семьи к его личности;формируются навыки бесконфликтного общения с окружающими; развиваются коммуникативные умения | |
19 | 2 | 13.11 | | Мини-тренинги «Конструктивное общение», «Как общаться продуктивно?» | |
Тема 3 «Рекомендации родителям относительно будущей профессии» (1ч) |
20 | 1 | 17.11 | | Интерактивные игры: «Я выбираю профессию или профессия выбирает меня», «Азбука профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Колейдоскоп профессий» | определяются интересы относительно будущей профессии | |
Раздел IIІ. Психокоррекционная и развивающе-восстановительная работа психолога с учащимся (46ч) |
Тема 1 «Развитие познавательных способностей эмоциионально-волевой сферы учащегося» (36ч) |
Коррекция познавательных процессов (26ч) |
21 | 1 | 20.11 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию внимания, восприятия. Работа с таблицами Шульте, работа со 100-клеточными таблицами, «Геометрические фигуры». | развиваются: память, воображение, внимание, мышление; расширяется словарный запас | |
22 | 2 | 24.11 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию мышления и речи. Игры «Сложи квадрат», «Алфавит». | |
23 | 3 | 27.11 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию памяти. Игры «Двигательная память», «Запомни предмет», «Формы предметов». | |
24 | 4 | 01.12 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию воображения. Игры «Пофантазируй», «Угадай, что спрятано» | |
25 | 5 | 04.12 | | Развитие познавательных способностей. «Математические квадраты», «Скороговорки». Игра «Нос-пол-потолок» | |
26 | 6 | 08.12 | | Развитие познавательных способностей. «Шум не мешает», «Успей прочитать». | |
27 | 7 | 11.12 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию памяти, восприятия. Игры «Запомни звуки», «Вспомни и нарисуй», «Кто здесь лишний?». | |
28 | 8 | 15.12 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию воображения, речи. Игры «Что куда годится?», «Ну-ка, отгадай». | |
29 | 9 | 18.12 | | Развитие познавательных способностей. «Двигательная память», «Длинные слова». | |
30 | 10 | 22.12 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию словесно-логического мышления. Игра «Сложи сказку», методика «Исключение понятий». | |
31 | 11 | 25.12 | | Развитие познавательных процессов «Лица и люди», «Запомни предмет» | |
| | | | III четверть | |
32 | 12 | 12.01 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию воображения, восприятия. Игры «Лейка-чудодейка», «Помоги забраться в дом», «Выбери нужные цвета». | |
33 | 13 | 15.01 | | Развитие познавательных процессов. «Слова», «Составь рассказ» | |
34 | 14 | 19.01 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию мышления. Методика «Последовательность событий», «Сравнение понятий» | |
35 | 15 | 22.01 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию зрительной памяти. Работа с палочками. Игра «Запомни пары слов» | |
36 | 16 | 26.01 | | Развитие познавательных процессов. «Ассоциации», «Что общего». | |
37 | 17 | 29.01 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию концентрации внимания, восприятие. Работа с развивающими картинками. | |
38 | 18 | 02.02 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию мышления. Прохождение лабиринтов, отгадывание загадок. | |
39 | 19 | 05.02 | | Развитие познавательных способностей. «Кто самый внимательный», «Слово на каждый шаг» | |
40 | 20 | 09.02 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию воображения. Игра «Выполни рисунок», «Сочиняем сказку». | |
41 | 21 | 12.02 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию внимания. «Найди все числа по порядку», «Найди отличие» | |
42 | 22 | 16.02 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию мышления и речи. Игры «Сочини предложение», «Противоположность» | |
43 | 23 | 19.02 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию памяти, восприятия. Игры «Чего не стало», «Запомни и нарисуй», «Что изменилось?» | |
44 | 24 | 26.02 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию воображения. Игры «Волшебные кляксы», «Три краски», «Наложенные изображения», «Парные изображения» | |
45 | 25 | 02.03 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию внимания. Игры «Выполни по образцу», «Расскажи о предмете» | |
46 | 26 | 05.03 | | Коррекционно-развивающие игры и упражнения по развитию мышления. Игры «Говори наоборот», «Назови предметы» | |
Развитие интеллектуальных способностей (5ч) |
47 | 1 | 09.03 | | Коррекционные и развивающие игры и упражнения по развитию интеллектуальных способностей «Урок мышления»: «Составь картинку», «Угадай отсутствующее слово» | развиваются: память, воображение, внимание, интеллектуальные способности; расширяется словарный запас | |
48 | 2 | 12.03 | | Урок мышления: «Словесная перестрелка», «Рассыпанные словосочетания». | |
49 | 3 | 16.03 | | Урок мышления: «Третий-лишний?», «Ошибка» | |
50 | 4 | 19.03 | | Развитие интеллектуальных способностей. «Составь рассказ», «Найди закономерность» | |
IV четверть |
51 | 5 | 30.03 | | Развитие интеллектуальных способностей. «Аналогии», «Классификация предметов». | | |
Развитие эмоционально-волевой сферы (5ч) |
52 | 1 | 02.04 | | Коррекционные и развивающие занятия с использованием психогимнастики. | развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции, формируется адекватная самооценка, снижается уровень тревожности | |
53 | 2 | 06.04 | | Графическая беседа «Круг воли». Урок-тренинг «Встреча эмоций», «Снимаем кино». | |
54 | 3 | 09.04 | | Урок-тренинг «Угадай эмоцию», «Лото настроений», «Классификация чувств» | |
55 | 4 | 13.04 | | Коррекционные и развивающие занятия с использованием упражнений для развития произвольной регуляции поведения, самооценки. Рисование эмоций. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций. | |
56 | 5 | 16.04 | | Коррекционные и развивающие занятия с использованием упражнений для коррекции страхов и тревожности. Релаксационный тренинг «Я-это Я. И это – хорошо» | |
Тема 2 «Социализация личности» (10ч) |
Развитие коммуникативных способностей учащегося (3ч) |
57 | 1 | 20.04 | | Интерактивные игры и упражнения «Общение – это», «Передача информации» | развиваются память, воображение, внимание, интеллектуальные способности, толерантность, расширяется словарный запас | |
58 | 2 | 23.04 | | Интерактивные игры и упражнения «Я – сообщение», «Слова жесты в общении» | |
59 | 3 | 27.04 | | Интерактивные игры и упражнения «Общаться – это здорово», «Плакат полерантности» | |
Формирование здорового образа жизни (2ч) |
60 | 4 | 30.04 | | Гейм-технология «Познавательная платформа»: «В здоровом теле здоровый дух», «В согласии с миром и с собой», «Здоровье и гаджеты», «Как сказать куренью – нет!» | формируется уверенность поведения, стрессоустойчивость, мотивация на здоровый образ жизни | |
61 | 5 | 07.05 | | Интерактивная игра «Ступеньки здорового образа жизни». Познавательная платформа: «Аптечка «Анти-стресс», «Гендерное воспитание «Он + Она» | |
Расширение кругозора ребенка в мире профессий (2ч) |
62 | 1 | 14.05 | | Беседа «Многообразие профессий на современном рынке труда». Мини-тренинг «Я в мире профессий: игры «Знатоки профессий», «Семь нот». | различает виды профессий; развивает воображение, память, тонкую моторику рук, кругозор; расширяет языковой запас | |
63 | 2 | 18.05 | | Мини-тренинги: «Я в мире профессий»: игры «Не бейся», «Отгадай профессию», «Человек и профессия» | |
Становление самооценки и развитие социализации учащегося (3ч) |
64 | 3 | 21.05 | | Изучение самооценки учащегося и его социализации. Коллаж: «Мое прошлое. Мое настоящее. Мое будущее» | развивается кругозор, память, воображение, внимание, формруется адекватная самооценка | |
65 | 4 | 25.05 | | Рисунок «Мир вокруг меня». «Письмо самому себе». Диагностика познавательных процессов. | |
66 | 5 | 28.05 | | Мини-тренинг «Я среди людей». Диагностика познавательных процессов. Подведение итогов. | |
Список использованной литературы:
Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999.
Айзенберг Б.И., Кузнецова Л.В. Психокорекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: психотерапия в дефектологии. – М., 1992.
Большая энцциклопедия для дошкольника. Перевод В. Лаптева, И. Лебедева. – М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», издание на русском языке, 1999. – 496с.
Бойбіна Ю.В., Гончарова С.В. Обліково-звітна документація шкільного психолога. – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 216с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / отв. ред. Крымский С.Б. – К.: Наук. думка, 1989. – 200 с.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая психология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов–н/Д: «Феникс», 1996. – 448 с.
Дмитренко Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. – К.: Рад. Школа, 1983. – 112с.
Золотая книга лучших сказок мира: Для дош. И мл. школ. Возраста / Пер. и сост. Г.П. Шалеева; Худож. А. Сегюр. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 464с.
Золотые сказки. / Пер. Е. Павловой. – М.: ООО Пресском, 2002. – 224с.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – 144 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1995. – 576 с.
Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика [Текст] : учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Т. Г. Никуленко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 381 с.
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480с.
Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 384с. – (Серия „Хрестоматия по психологии”).
Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: МПА, 1995. – 376
Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников:конспекты занятий,упражнения и задания\авт.-сост.Л.А. Абьятанова,Т.А. Иванова .-2-е изд.- Волгоград: Учитель,2001.- 87с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1970.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., «Просвещение», 1986.
Сартан Г.Н.Тренинг самостоятельности у детей.- Екатеринбург.У- Фактория.2004.-144 с.(Психология детства.практикум)
Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.
Светлова И.Е. Тренируем память: Учебное пособие / Художник Т.Ляхович. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с., илл. (Серия «Домашняя школа»).
Светлова И.Е. Развиваем устную речь: Учбное пособие / Художник В.Трубицын, Ю. Трубицына. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72с., илл. (Серия «Домашняя школа»).
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. Учеб. Пос. для детей млад. Школьного возраста. – М., ООО «Издательство Астрель», ООО»Издательство АСТ», 2002. – 416с.
Ульянкова У.В., Лебедева О.В.Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений.М.:Издательский центр «Академия,2012. » -176с.
Хаткина Н.В. Озарная азбука (буквы, слоги, слова) / Н.В. Хаткина. – ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2001. – 272с.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. – М., 2001.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983. – 64с., ил.
http://psiholog-dnepr.com.ua/view-and-read/knigi-po-skazkoterapii
http://festival.1september.ru/articles/549311/