СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа «Развитие ВПФ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая программа "Развитие ВПФ" составлена для обучающегося с ОВЗ  в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа «Развитие ВПФ»»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

«Развитие ВПФ»

Программа составлена с учетом рекомендаций ПМПК и результатов диагностических обследований. Программа состоит из 35 занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся индивидуально один раза в неделю. График занятий составляется в соответствии с общим расписанием на каждую четверть.

Программа рассчитана на 35 учебных недель.

Цели программы:

- осознание и развитие индивидуальных особенностей подростка (развитие ВПФ: памяти, мышления, восприятия, внимания, речи);

- развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность его успешной социализации и социальной адаптации.

Задачи:

1) способствовать развитию психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения;

2) мотивировать учащегося к занятиям;

3) ориентировать на развитие творческих способностей и воображения.

Ожидаемый результат:

положительная динамика развития высших психических функций.

Коррекционно-развивающая программа построена на основе программ:

- Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5—8 классы. Криволапова Н. А. — М.: Просвещение, 2012. ;

- «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.,

- с использованием оборудования и развивающих пособий кабинета сенсомоторного развития.

Программа предусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические), коммуникативные.

Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.


Календарно-тематическое планирование занятий


Задачи занятия

Методики и задания

Дата

1.

Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.

1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)


2.

Интеллект. Развитие внимания (переключение);развитие мышления (анализ и синтез).

1.Вводная часть

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант.

2. Основная часть.

- Говорящая надпись;

- Называйте и считайте;

- Три слова;

- Составь слова.

3. Рефлексия занятия.


3.

Развитие пространственных представлений; развитие мышления (гибкость, анализ и синтез).

1. Вводная часть

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий.

2. Основная часть.

- Какие мы разные!;

- Мнемолото;

- Замените цифры символами;

- Отгадайте слова.

3. Рефлексия занятия.


4.

Развитие внутреннего плана действия; развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ).

1. Вводная часть

2. Основная часть.

- Тактика и стратегия;

- Муха;

- 3. Рефлексия занятия.


5.

Развитие пространственных представлений; развитие мышления (установление закономерностей, гибкость).

1. Вводная часть

2. Основная часть.

- Речевые игры;

- Найдите фигуру;

- Забавные омонимы.

3. Рефлексия занятия.


6.

Развитие внимания; развитие мышления (гибкость, установление сходства, противоположности).

1. Вводная часть

Тренинг внимания. Ограничение понятий.

2. Основная часть.

- Отгадай слово;

- Задумай и покажи;

- Выберите синонимы и антонимы.

3. Рефлексия занятия.


7.

Развитие пространственных представлений;

- развитие вербального мышления;

- развитие умения дифференцировать чувства.


1. Вводная часть

2. Основная часть.

- Слово в зеркале;

- Подберите синонимы и антонимы;

- Шершавые дощечки

3. Рефлексия занятия.


8.

Развитие мышления (установление закономерностей, сходства, противоположности, различия).

1. Вводная часть

Интеллектуальная разминка. Что такое признак.

2. Основная часть.

- Найди фигуры;

- Одинаковые? Противоположные? Разные?

- Общее и частное.

3. Рефлексия занятия.


9.

Развитие пространственных представлений;

- Развитие вербального мышления;

- развитие умения различать эмоциональные состояния.


1. Вводная часть

Обобщение понятий и формулирование определений.

2. Основная часть.

- Ошибки в изображениях;

- Существенные и несущественные признаки;

- Найди пару.

3. Рефлексия занятия.


10.

Развитие внимания (устойчивость); развитие мышления (гибкость; развитие вербального мышления.)


1. Вводная часть

Тренинг внимания. Ограничение понятий.

2. Основная часть.

- Какие слова легче?;

- Читай - считай;

- Замени символы цифрами;

- Объясните поговорки.

3. Рефлексия занятия.


11.

Развитие мышления (установление закономерностей); развитие вербального мышления.


1. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах.

2. Основная часть.

- Найдите фигуры наощупь «Сенсино»;

- Определи закономерность;

- Составь рассказ на заданную букву.

3. Рефлексия занятия.


12.

Развитие пространственных представлений; развитие вербального мышления.


1. Вводная часть

2. Основная часть.

- Найди клад;

- Понимание пословиц;

- Переверни фразу наоборот.

3. Рефлексия занятия.


13.

Развитие вербального мышления; развитие мышления (установление закономерностей).

1. Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности.

2. Основная часть.

- Найди пирамиду;

- Найдите фигуры;

- Выразите разными словами;

- Кто это?

3. Рефлексия занятия.


14.

Развитие внимания; развитие вербального мышления; развитие умения различать разные формы поведения.

1. Тренинг внимания. Ограничение понятий.

2. Основная часть.

- Делаем вместе;

- Что изменилось?;

- Как попросить и отказать.

3. Рефлексия занятия.


15.

Развитие пространственных представлений; развитие логического мышления; развитие умения различать разные формы поведения.

1. Объяснение значений слов.

2. Основная часть.

- найдите лишнюю фигуру;

- Сравниваем понятия;

- «Мягче-жестче».

3. Рефлексия занятия.


16.

Развитие внутреннего плана действия; развитие логического мышления; развитие эмоциональной сферы.

1. Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности.

2. Основная часть.

- Муха;

- Сравниваем понятия;

- Собери настроение.

3. Рефлексия занятия.


17

Развитие мышления (установление закономерностей);

- развитие логического мышления;

- развитие умения различать виды поведения.


1. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач.

2. Основная часть.

- Найдите фигуры;

- Сравниваем понятия (отношения часть – целое и целое – его часть);

- Сравниваем понятия (обобщение и конкретизация);

- Какое бывает поведение?

3. Рефлексия занятия.


18.

Развитие внимания (устойчивость);

- развитие пространственных представлений; развитие логического мышления; развитие умения различать виды поведения.

1. Тренинг внимания.

2. Основная часть.

- Стенографы;

- «Латинские буквы»;

- Сравниваем понятия;

- Кто это? Узнай по описанию.

3. Рефлексия занятия.


19.

Развитие воображения; развитие логического мышления; рефлексия собственных личных качеств.

1. Использование предметов не по назначению.

2.Основная часть.

- Придумайте предметы;

- Разделите понятия;

- «Тактилото».

3.Рефлексия занятия.


20.

Развитие зрительной памяти

1. Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое.

2.Основная часть:

- Перекресток;

- Найди отличия;

- Запомни образец.

3. Рефлексия занятия.


21.

Развитие воображения; развитие логических форм вербального мышления; рефлексия личных качеств.


1. Существенные и несущественные признаки.

2. Основная часть:

- Рисуем в уме;

- Определите вид суждения;

- Какой я?

3. Рефлексия занятия.


22.

Развитие пространственных представлений; развитие мышления; развитие логических форм вербального мышления.


1. Классифицировать понятия по двум и трём признакам.

2. Основная часть:

- Переворот фигур;

- Найдите фигуры;

- Измените форму, не меняя содержания;

- Угадайте выражение лица.

3. Рефлексия занятия.


23.

Развитие мышления;

развитие логических форм вербального мышления;

развитие перцептивно-эмоциональной сферы.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Замените цифру буквами;

- Разгадай ребус;

- Зашифруй слово.

3. Рефлексия занятия.


24.

Развитие перцептивно-эмоциональной сферы;

развитие пространственных представлений; развитие логических форм вербального мышления.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2.Основная часть:

- Учимся различать эмоции;

- Магнитные человечки;

- Отгадай.

3.Рефлексия занятия.


25.

Развитие воображения;

развитие перцептивно-эмоциональной сферы;

развитие логических форм вербального мышления.

1. Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры. 2.Основная часть:

- Соедините точки;

- Составь загадку;

- Последовательные картинки

3. Рефлексия занятия.


26.

Развитие внимания; развитие логических форм вербального мышления.


1. Тренинг внимания. Ограничение понятий.

2.Основная часть:

- Называйте и считайте;

- Учимся рассуждать;

- Чем все закончилось?

3.Рефлексия занятия.


27.

Развитие мышления (установление закономерностей); классификация понятий


1. Классификация понятий. Правила классификации.

2.Основная часть:

- Найдите фигуру;

- «Пассадо»;

- А что сказал бы ты?

3. Рефлексия занятия.


28.

Развитие пространственных представлений; развитие зрительной памяти.

1. Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности.

2. Основная часть:

- Переворот фигур;

- «Муха»;

- Противоположности.

3. Рефлексия занятия.


29.


Сравнение понятий; развитие мышления (гибкость); развитие логических форм вербального мышления.

1. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний.

2. Основная часть:

- Я – ромашка;

- Разгадай ребусы;

- Объясни слово.

3. Рефлексия занятия.


30.

Развитие мышления; развитие логических форм вербального мышления; рефлексия личностных качеств.

1. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач.

2. Основная часть:

- Найдите фигуры;

- «Пейзажи»;

- Расскажи, как запомнил.

3. Рефлексия занятия.


31.

Развитие пространственных представлений;

Развитие слуховой памяти.

1. Тренинг слуховой памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности..

2. Основная часть:

- Развертка с буквами;

- Закончи предложение, рассказ;

- Покажи слово.

3. Рефлексия занятия.


32.

Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.

1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)




33-34

Диагностика:

- исследование уровня умственного развития;

- определение избирательности внимания;

- изучения самооценки.


1. Школьный тест умственного развития;

2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга);

3. Школьный тест освоенности мышления учащихся 6 класса (ШТОМ – 6)




35

Изучение самооценки

Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.)



Количество часов

35






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!