Программа составлена с учетом рекомендаций ПМПК и результатов диагностических обследований. Программа состоит из 35 занятий. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся индивидуально один раза в неделю. График занятий составляется в соответствии с общим расписанием на каждую четверть.
Программа рассчитана на 35 учебных недель.
- осознание и развитие индивидуальных особенностей подростка (развитие ВПФ: памяти, мышления, восприятия, внимания, речи);
- развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность его успешной социализации и социальной адаптации.
1) способствовать развитию психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения;
3) ориентировать на развитие творческих способностей и воображения.
положительная динамика развития высших психических функций.
- Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5—8 классы. Криволапова Н. А. — М.: Просвещение, 2012. ;
- «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П.,
- с использованием оборудования и развивающих пособий кабинета сенсомоторного развития.
Программа предусматривает развитие основных видов универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование, действия нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, оценка, коррекция, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические, знаково- символические), коммуникативные.
Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.
№ | Задачи занятия | Методики и задания | Дата |
1. | Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. | 1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | |
2. | Интеллект. Развитие внимания (переключение);развитие мышления (анализ и синтез). | 1.Вводная часть Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. 2. Основная часть. - Говорящая надпись; - Называйте и считайте; - Три слова; - Составь слова. 3. Рефлексия занятия. | |
3. | Развитие пространственных представлений; развитие мышления (гибкость, анализ и синтез). | 1. Вводная часть Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род — вид. Обобщение понятий. 2. Основная часть. - Какие мы разные!; - Мнемолото; - Замените цифры символами; - Отгадайте слова. 3. Рефлексия занятия. | |
4. | Развитие внутреннего плана действия; развитие мышления (абстрагирование, вербальный анализ). | 1. Вводная часть 2. Основная часть. - Тактика и стратегия; - Муха; - 3. Рефлексия занятия. | |
5. | Развитие пространственных представлений; развитие мышления (установление закономерностей, гибкость). | 1. Вводная часть 2. Основная часть. - Речевые игры; - Найдите фигуру; - Забавные омонимы. 3. Рефлексия занятия. | |
6. | Развитие внимания; развитие мышления (гибкость, установление сходства, противоположности). | 1. Вводная часть Тренинг внимания. Ограничение понятий. 2. Основная часть. - Отгадай слово; - Задумай и покажи; - Выберите синонимы и антонимы. 3. Рефлексия занятия. | |
7. | Развитие пространственных представлений; - развитие вербального мышления; - развитие умения дифференцировать чувства. | 1. Вводная часть 2. Основная часть. - Слово в зеркале; - Подберите синонимы и антонимы; - Шершавые дощечки 3. Рефлексия занятия. | |
8. | Развитие мышления (установление закономерностей, сходства, противоположности, различия). | 1. Вводная часть Интеллектуальная разминка. Что такое признак. 2. Основная часть. - Найди фигуры; - Одинаковые? Противоположные? Разные? - Общее и частное. 3. Рефлексия занятия. | |
9. | Развитие пространственных представлений; - Развитие вербального мышления; - развитие умения различать эмоциональные состояния. | 1. Вводная часть Обобщение понятий и формулирование определений. 2. Основная часть. - Ошибки в изображениях; - Существенные и несущественные признаки; - Найди пару. 3. Рефлексия занятия. | |
10. | Развитие внимания (устойчивость); развитие мышления (гибкость; развитие вербального мышления.) | 1. Вводная часть Тренинг внимания. Ограничение понятий. 2. Основная часть. - Какие слова легче?; - Читай - считай; - Замени символы цифрами; - Объясните поговорки. 3. Рефлексия занятия. | |
11. | Развитие мышления (установление закономерностей); развитие вербального мышления. | 1. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. 2. Основная часть. - Найдите фигуры наощупь «Сенсино»; - Определи закономерность; - Составь рассказ на заданную букву. 3. Рефлексия занятия. | |
12. | Развитие пространственных представлений; развитие вербального мышления. | 1. Вводная часть 2. Основная часть. - Найди клад; - Понимание пословиц; - Переверни фразу наоборот. 3. Рефлексия занятия. | |
13. | Развитие вербального мышления; развитие мышления (установление закономерностей). | 1. Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. 2. Основная часть. - Найди пирамиду; - Найдите фигуры; - Выразите разными словами; - Кто это? 3. Рефлексия занятия. | |
14. | Развитие внимания; развитие вербального мышления; развитие умения различать разные формы поведения. | 1. Тренинг внимания. Ограничение понятий. 2. Основная часть. - Делаем вместе; - Что изменилось?; - Как попросить и отказать. 3. Рефлексия занятия. | |
15. | Развитие пространственных представлений; развитие логического мышления; развитие умения различать разные формы поведения. | 1. Объяснение значений слов. 2. Основная часть. - найдите лишнюю фигуру; - Сравниваем понятия; - «Мягче-жестче». 3. Рефлексия занятия. | |
16. | Развитие внутреннего плана действия; развитие логического мышления; развитие эмоциональной сферы. | 1. Функциональные отношения между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. 2. Основная часть. - Муха; - Сравниваем понятия; - Собери настроение. 3. Рефлексия занятия. | |
17 | Развитие мышления (установление закономерностей); - развитие логического мышления; - развитие умения различать виды поведения. | 1. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. 2. Основная часть. - Найдите фигуры; - Сравниваем понятия (отношения часть – целое и целое – его часть); - Сравниваем понятия (обобщение и конкретизация); - Какое бывает поведение? 3. Рефлексия занятия. | |
18. | Развитие внимания (устойчивость); - развитие пространственных представлений; развитие логического мышления; развитие умения различать виды поведения. | 1. Тренинг внимания. 2. Основная часть. - Стенографы; - «Латинские буквы»; - Сравниваем понятия; - Кто это? Узнай по описанию. 3. Рефлексия занятия. | |
19. | Развитие воображения; развитие логического мышления; рефлексия собственных личных качеств. | 1. Использование предметов не по назначению. 2.Основная часть. - Придумайте предметы; - Разделите понятия; - «Тактилото». 3.Рефлексия занятия. | |
20. | Развитие зрительной памяти | 1. Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое. 2.Основная часть: - Перекресток; - Найди отличия; - Запомни образец. 3. Рефлексия занятия. | |
21. | Развитие воображения; развитие логических форм вербального мышления; рефлексия личных качеств. | 1. Существенные и несущественные признаки. 2. Основная часть: - Рисуем в уме; - Определите вид суждения; - Какой я? 3. Рефлексия занятия. | |
22. | Развитие пространственных представлений; развитие мышления; развитие логических форм вербального мышления. | 1. Классифицировать понятия по двум и трём признакам. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - Найдите фигуры; - Измените форму, не меняя содержания; - Угадайте выражение лица. 3. Рефлексия занятия. | |
23. | Развитие мышления; развитие логических форм вербального мышления; развитие перцептивно-эмоциональной сферы. | 1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Замените цифру буквами; - Разгадай ребус; - Зашифруй слово. 3. Рефлексия занятия. | |
24. | Развитие перцептивно-эмоциональной сферы; развитие пространственных представлений; развитие логических форм вербального мышления. | 1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия. 2.Основная часть: - Учимся различать эмоции; - Магнитные человечки; - Отгадай. 3.Рефлексия занятия. | |
25. | Развитие воображения; развитие перцептивно-эмоциональной сферы; развитие логических форм вербального мышления. | 1. Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры. 2.Основная часть: - Соедините точки; - Составь загадку; - Последовательные картинки 3. Рефлексия занятия. | |
26. | Развитие внимания; развитие логических форм вербального мышления. | 1. Тренинг внимания. Ограничение понятий. 2.Основная часть: - Называйте и считайте; - Учимся рассуждать; - Чем все закончилось? 3.Рефлексия занятия. | |
27. | Развитие мышления (установление закономерностей); классификация понятий | 1. Классификация понятий. Правила классификации. 2.Основная часть: - Найдите фигуру; - «Пассадо»; - А что сказал бы ты? 3. Рефлексия занятия. | |
28. | Развитие пространственных представлений; развитие зрительной памяти. | 1. Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. 2. Основная часть: - Переворот фигур; - «Муха»; - Противоположности. 3. Рефлексия занятия. | |
29. | Сравнение понятий; развитие мышления (гибкость); развитие логических форм вербального мышления. | 1. Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. 2. Основная часть: - Я – ромашка; - Разгадай ребусы; - Объясни слово. 3. Рефлексия занятия. | |
30. | Развитие мышления; развитие логических форм вербального мышления; рефлексия личностных качеств. | 1. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. 2. Основная часть: - Найдите фигуры; - «Пейзажи»; - Расскажи, как запомнил. 3. Рефлексия занятия. | |
31. | Развитие пространственных представлений; Развитие слуховой памяти. | 1. Тренинг слуховой памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности.. 2. Основная часть: - Развертка с буквами; - Закончи предложение, рассказ; - Покажи слово. 3. Рефлексия занятия. | |
32. | Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. | 1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | |
33-34 | Диагностика: - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. | 1. Школьный тест умственного развития; 2. Избирательность внимания (тест Г. Мюнстерберга); 3. Школьный тест освоенности мышления учащихся 6 класса (ШТОМ – 6) | |
35 | Изучение самооценки | Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | |
| Количество часов | 35 | |