СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая работа по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

О некоторых аспектах коррекционно-развивающей работы по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы»



Коррекционно-развивающая работа по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы



Логика развёртывания коррекционно-развивающей работы по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы должна быть следующей:

Первый этап – уточнение и обогащение знаний о пространственных признаках окружающих объектов;

Второй этап – уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трёх-, а затем в двухмерном пространстве).

Третий этап - уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.

Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.

Итак, на первом этапе учащимся могут быть предложены следующие виды коррекционно- развивающих заданий:

  • Провести подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленить главные, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными (в ряд нарисованы квадрат,круг,треугольник, пятиугольник. Из нарисованных фигур надо выбрать три,которые больше похожи друг на друга, чем четвёртая).

  • Разделить объект на составные элементы,охарактеризовать их.(предлагается рисунок, состоящий из геометрических фигур. Надо определить составные части каждой фигуры).

  • Воспроизвести заданные фигуры разными способами (построить из палочек или спичек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать,вылепить, выложить из тесьмы,смоделировать с помощью пальцев и кистей тук и т.д.).

  • Преобразовать фигуры (например,с помощью палочек или спичек из одной фигуры сделать другую, перекладывая или добавляя заданное количество палочек или спичек).

  • Дорисовать незавершённые контуры геометрических фигур, предметов и др.).

Второй этап предполагает использование следующих заданий:

  • Определить сторонность у себя,сначала сопровождая процесс ориентировки развёрнутыми речевыми комментариями, а затем только мысленно;

  • Выделить объекты, указать их местоположение в пространстве относительно себя;

  • Определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально;

  • Обозначить направления графически (схемой), предварительно показав их рукой в воздухе;

  • Определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив;

  • Написать «геометрический диктант» - на плоскости листа под диктовку педагога расположить требуемые геометрические фигуры.









На третьем этапе учащимся предлагаются более сложные задания, к выполнению которых они оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы:



  • Определить пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально;

  • Провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядно представленному образцу;

  • Определить пространственные соотношения элементов графических изображений;

  • Выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции;

  • Провести ориентировку на основе предложенного плана.







Изложенная поэтапная схема коррекционно – развивающего воздействия поможет учителю не только создать необходимую базу для формирования у учеников полноценных навыков пространственной ориентации и на их основе навыков чтения, письма, счёта, но и сделать так, чтобы в итоге сами пространственные представления и понятия способствовали дальнейшему росту познавательных способностей учеников и были включены в учебную деятельность, стали её частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!