Коррекционно – развивающее обучение по развитию речевого восприятия с ЗПР с подгруппой детей по лексической теме: «Овощи - фрукты».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, как хранят.
Коррекционно-образовательные:
• активизировать и расширять словарь по теме «Овощи - фрукты»
• стимулировать речевую активность детей
• совершенствовать речевые навыки и умения
• формировать зрительный гнозис
• совершенствовать навыки согласования слов в предложении
• формировать грамматический строй речи
Коррекционно - развивающие:
• развивать артикуляционную моторику.
• развивать мелкую моторику рук.
• развивать фонематическое восприятие
• развивать способность к самоконтролю
• развивать длительность и плавность речевого выдоха
• развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение
• развивать координацию движений с речью;
• развивать связную речь;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.
Коррекционно - воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
• воспитывать умение правильно вести себя
Оборудование: Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок, фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов. Две корзины. Разрезные картинки. Мяч. Декоративные тыковки с буквами.
ХОД:
I. Организационный момент
Дефектолог: Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами разомнемся:
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок, (дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок, (дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка, (дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка. (дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали. (дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали, (дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили, (дети разминают средний)
С дачи домой увозили. (дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Дефектолог: Кто-нибудь догадался о чем, сегодня, пойдет речь?
Дети: Об овощах.
Дефектолог: Молодцы, но не только. Отгадайте загадку, и узнаете о чем еще.
Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…(Фрукты)
Молодцы, конечно же это фрукты, а наш разговор пойдет об овощах и фруктах.
II. Основная часть.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, все перепутал. Кто же это мог быть? (ответы детей)
- Смотрите тут записка: «Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша ….» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)
- Тогда вперед выполнять задания.
Дыхательная разминка:
Игровое упражнение «Узнай, какой овощ - фрукт спрятан»
Овощи-фрукты накрыты цветными салфетками.
Дефектолог: Подуем на салфетку и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался.
Дети выполняют.
Дефектолог: Ой, тут на столе такой беспорядок и опять записка:- «Разложите овощи в корзинку, фрукты в вазу».
Дети выполняют
Дефектолог: Молодцы! Смотрите мячик, а давайте поиграем. (ответы детей) Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать.
Образование относительных прилагательных
Игра «Какой сок?»
Логопед:
Сок из фруктов — (какой).
Сок из яблок …. яблочный
Сок из апельсина …. апельсиновый.
Сок из груши ….грушевый.
Сок из ананасов …. ананасовый.
Сок из винограда …. виноградный.
А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? — Ассорти
- Ребята, а из овощей можно делать соки? — Да.
- Как назовём сок из моркови? — Морковный.
- Из огурца? — Огуречный.
- Из свёклы? — Свекольный.
- Молодцы! Замечательно!
Логопед: теперь сыграем в игру «Какой салат?»
Много блюд из овощей, салатик назови скорей!
Салат из овощей - (какой). овощной
- Какой салат получится из огурцов…. огуречный
Салат из капусты …. капустный.
Салат из свеклы … свекольный
Салат из моркови…. морковный
Дефектолог: Вот мы немного поиграли, отдохнули. Пора и дальше выполнять задания. Посмотрите, конверт (достаю карточки) и в нем задания «Нужно назвать все картинки, которые нарисованы». Смотрите внимательно, не спешите. Готовы.
Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)
- Катя, назови, что у тебя изображено (перечисляет). Молодец! Одним словом это как можно назвать? Правильно! И т. д. у всех детей.
Дефектолог: Наши глазки устали, нужно им помочь отдохнуть. Гимнастика для глаз.
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Логопед: А вот и следующее поручение.
Дидактическая игра «Что как храним?»
- Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи?
- А вот мы сейчас и проверим.
На картинку посмотрите,
Что и как храним расскажите.
- Разложите овощи и фрукты: те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки.
(на картинках: вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки; морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)
Дефектолог: А давайте мы немного отдохнем! Поиграем в игру «Нелепица»
Если сказанное соответствует действительности, то вы поднимаете руки вверх и говорите:
- Да-да-да – это так!
Если нет, то вы приседаете и говорите:
- Нет-нет-нет – все не так!
Зеленый огурец
Сладкий лук
Круглый кабачок
Красная репа
Горький помидор
Сладкий перец
Синий горошек
Дефектолог: Отдохнули, выполним следующее задание. Посмотрите на столе лежат разрезанные картинки, нужно их собрать.
Игра «Собери разрезную картинку».
Дефектолог: - Ребята, у кого получился фрукт, а у кого овощ?
Ответы детей.
Дефектолог: А вот еще один конверт «Загадки»
Сочная, длинная,
Полезная, витаминная,
И с кокетливой косой,
Наслаждается росой.
Пусть до осени сидит,
Как созреет – удивит.
(Морковь)
Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки,
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней. Я….
(Кукуруза)
Ты вкусна, кругла, красива!
Свекольник, борщ и винегрет.
А сочна, ну просто диво!
Без тебя уж не обед!
Нам во всем ты помогла,
А зовут тебя.
(Свекла)
Пустые бочонки,
На ветках висят,
В салаты, борщи,
Попадать не спешат!
(Перец сладкий)
Золотая голова – тяжела, велика.
Золотая голова – в огороде прилегла.
Голова велика, а вот шея тонка.
(Тыква)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала….
(Груша)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
(Груша)
Круглые зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки.
(Яблоки)
Кислое и сладкое
С кожицею гладкою.
Сочное, душистое
С мякотью лучистою.
Людям всем полезно.
Лечит от болезней!
Даже птичкам зябликам
Вкусно. Это ж.
(Яблоко)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?
(Картошка)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.
(Горох)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
(Капуста)
Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю.
(Лук)
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Дефектолог: Молодцы! Вот и все! Хоть и устали, а задания выполнили. Как вы думаете, кто все эти задания предлагал? Когда овощи и фрукты собирают, урожай пополняют?
Дети: Осенью.
Дефектолог: Конечно, проказница Осень нам задания и задавала, а мы все выполнили.
- Кто вспомнит, что мы сегодня делали? (ответы детей)
- Спасибо вам