Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 5 классов
«В мире эмоций»
МБОУ «Лицей№27» им. И.Д. Смолькина.
Педагог-психолог
Пыжова Ольга Вячеславовна
Цель: Развитие способности понимать эмоциональные состояния других людей и умения адекватно выразить свое состояние.
Задачи занятия:
Познакомить учащихся с основными эмоциями.
Помочь учащимся правильно реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.
Предполагаемый психологический результат.
Обогащение мира эмоций и чувств подростков. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
Время на игру и на обсуждение. 45 мин
Участники: Учащиеся 5–6 классов (11–12 лет). Размер группы до 20 человек.
Материалы, необходимые для проведения игры.
Бумага, формата А 4, цветные карандаши, фломастеры, степлер, магниты, клей. Карточки с пиктограммами. Карточки с названиями чувств. Карточки с различными этюдами. Вырезки из журналов частей лица; овалы лица. Лепестки цветов, середина (ромашка), Таблица “Мое настроение”. Карточки у каждого участника с цветовым изображением настроения.
Ход занятия
Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по необычной стране Эмоций. Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми. Во время занятия мы будем делать различные задания, интересные и познавательные, где необходимо проявить себя. Начинаем мы налегке, но в ходе нашего путешествия будем наполнять свой багаж новыми знаниями, впечатлениями, практическим опытом. Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!
Итак, в добрый путь!
1. Упражнение “Приветствие”.
Поздоровайтесь друг с другом: грустно, радостно.
Обсуждение.
Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..
Слово “эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает “ потрясаю, волную”.
Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?
Вывод: изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.
2. Игра “Мимика человека”. 10 мин.
Поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. Если человек в течение десяти секунд не называет нужное слово, то он выбывает из игры
Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции.
1. А как мы выражаем свои эмоции?
– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
3. Упражнение. “Понимаете ли вы язык мимики?”
Перед вами 9 выражений лица, в которых художник закодировал девять эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.
4. Игра “Изобрази, угадай эмоцию”. (Работа с пиктограммами).
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
5. Упражнение. Изображение эмоций.
Схематически нарисуйте эмоции, которые помогают вам в общении, а затем те эмоции, которые мешают вам общаться.
6. Упражнение “Волшебный магазин”.
Инструкция: “Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.
Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.
Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?
Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.
Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).
Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: “Ничего себе!”, “Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.
И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).
Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
Мы сейчас будем работать по командам. Для того чтобы определить, кто в какой команде выберете одну из цветных карточек. (Разбивка по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый).
7. Упражнение: составьте чувство радости из вырезок журналов.
Работа по командам – 4 команды.
Каждая команда из вырезок из газет и журналов на заготовленном овале лица составляет чувство “радость”.
Реквизит: клей, вырезки из журналов частей лица, овал лица.
Каждая команда демонстрирует свой шедевр.
Инструкция: “Перед вами лежат вырезанные из журналов рисунки и фотографии, на которых изображены части лица: лица, брови, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать овал для лица и приклеить на него выбранные вами части так, чтобы, глядя на получившиеся лица, мы могли сказать: “Все эти лица радостные”. Приступайте к работе.
8.Упражнение: “Букет приятных событий”, “Ромашка”.
А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.
На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…
В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый).
Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий.
9. Упражнение “Мое настроение сейчас”. Нарисуйте свое настроение в данный момент. Используйте цветные карандаши, фломастеры.
Обсуждение :Учащимся предлагается оценить цветом свое настроение.
“Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент”.
Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:
ЦветЭмоциональное состояниеКрасныйВосторгОранжевыйРадость, весельеЖелтыйСветлое, приятное настроениеЗеленыйСпокойное, уравновешенное состояниеСинийГрустное настроениеФиолетовыйТревожное, напряженное состояниеЧерныйУпадок сил, уныниеБелыйРавнодушие (трудно сказать)
Рефлексия. Выводы. 15 мин.
Мы познакомились с различными эмоциями. Обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.
Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового об эмоциях и их проявлениях.
Заключительное упражнение.
Улыбнитесь друг другу. Кто хочет, и мне тоже. А я улыбаюсь всем вам
Список использованной литературы
1. Вачков И.В. Психологическая азбука. М.: Ось-89, 2004.
. Овчарова Р.В. Справочник школьного психолога. М.,1996.
. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, ч.2.,ч. 3. М.. 1998.