Конспект открытого занятия «Как краски поссорились и помирились»
Цель: Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях
Задачи:
1.. Развивать способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации;
2. Содействовать пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими;
3. Формировать ценностное отношение к каждому человеку;
4. Формировать навыки коммуникации и бесконфликтного общения
Длительность занятия- 40 минут
Количество участников группы-8-12 человек
Место проведения – учебный кабинет, комната для коррекционно-развивающих занятий.
Материалы и оборудование – доска, компьютер, проектор, шаблоны камней с положительными и отрицательными личностными качествами , лист ватмана с шаблоном «дерева конфликтов »,листы пожеланий для обратной связи и рефлексии , стикеры.
Ход занятия:
Приветствие. Введение в тему занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ожидает путешествие в сказку о Разноцветном королевстве. Путешествие непростое. Героям сказки нужна ваша помощь. Вы готовы им помочь? Тогда начинаем!
Основная часть.
Музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»
На проекторе:
1 слайд « Сказка о том как краски поссорились и помирились » .
2 слайд «
Жили были краски в Разноцветном королевстве.. Они дружили, ходили друг к другу в гости и каждый день разукрашивали мир, благодаря им он был ярким и красивым. Но однажды краски поссорились. Каждая утверждала, что она лучше, нужнее и важнее остальных.
Зеленый сказал: « Это ясно, что я самая важная! Я символ жизни и надежды. Трава, листья, деревья, животные умерли бы без меня!»
Синий прервал его: «Ты думаешь только о земле. А посмотри на небо и воду. Вода – источник жизни и без нее вы – ничто!»
Желтый засмеялся: «Вы это серьезно? Я приношу в мир улыбку, радость, счастье и тепло. Только я вызываю у всех восторг!»
Тут начал расхваливать себя и Оранжевый: «Я – цвет силы и здоровья. Вспомните, морковь, тыква, апельсин, манго – в них самые важные витамины. А когда я окрашиваю небо на закате или рассвете – никто даже и не вспоминает о вас!»
Красный не выдержал и крикнул: «Я здесь главный! Я цвет опасности и храбрости. Я цвет жизни! Без меня Земля бы была пустой, как луна. Я цвет страсти и любви!»
Только голубой, и фиолетовый промолчали, они просто не умели спорить.
Спор становился все громче и громче.
Музыкальное сопровождение
Небо становилось все мрачнее, набежали тучки, солнышко спряталось, а потом и вовсе исчезло.
На проекторе 3 слайд «Дождь»
Сверкнула молния, послышался гром. Пошел дождь..
Краски поблекли , мир стал бесцветным и унылым. Краски больше не могли разукрашивать мир, дарить ему настроение и красоту.
Как помочь сказкам помириться?
Жили-были краски
Это было в сказке
С ней не расстаемся
И еще вернемся
А пока подумаем
Как жить, чтобы краскам не тужить.
В любой сказке герои, чтобы обрести потерянное , проходят испытания.
Мы, чтобы помочь краскам пройдем своим путем, выполнив несколько упражнений.
Упражнение Дорожка камней.
На полу выложена дорожка из «камней», на которых качества, которые помогают и наоборот мешают построить дружеские отношения в классе, чтобы в нем было всегда тепло, светло и уютно. Дети собирают камешки-помощники ( светлого цвета) с собой, а мешающие «камни» ( темного цвета) - качества откладывают в сторону.
Собрав все камешки, помогающие в общении, дети, называя их прокладывают светлую дорожку из них.
Упражнение «Дерево конфликтов» - (стикеры, плакат с изображением дерева)
Ведущий. Дорожка нас привела к дереву. Оно непростое. Это дерево конфликтов. Наша задача помочь ему освободиться от всего, что мешает ему расти. У дерева в корнях поселились вредители, это причины конфликтов.
Давайте их уберем и найдем те, что причины, которые привели к ссоре красок.
Дети убирают стикеры, ведущий направляет работу детей, в результате остаются три последних причины конфликтов .
Ведущий. А как мы можем изменить то, что нам помешает и вызывает ссоры на то, что нам поможет ссоры избежать?
В итоге остаются стикеры: разные мнения по одному и тому же вопросу, умение слушать, желание уступать
В кроне дерева укреплены листочки, на которых с одной стороны указаны последствия конфликтов, а с другой стороны подсказка-выход из конфликтной ситуации. Дети разворачивают листики и укрепляют на дереве подсказки-выходы из конфликтов.
Ведущий . Мы помогли дереву, оно будет расти, ничто ему не помешает быть сильным и здоровым. Мы прекрасно поработали и теперь знаем, как помочь краскам. Прежде чем вернуться в сказку, выполним еще одно упражнение.
Упражнение Магический круг
Ведущий. У индейцев есть еще один секрет – когда они садятся в круг, берутся за руки и начинают дышать, они ощущают, как через их тела, через руки от одного к другому перетекает поток энергии. Может быть, вам тоже удастся почувствовать этот поток энергии…
А когда солнце, наконец, покажется над горизонтом, индейцы молча встают, поднимая вверх руки – все племя встает как один человек. Но, прежде чем встать, индейцы хором говорят одну магическую фразу, которая звучит так: "Это легко!"
Теперь вы знаете, что делают индейцы по утрам. Приготовьтесь, сейчас я вам подам сигнал. Итак… Солнце встает…
А теперь вернемся в сказку.
Жили-были краски
Это было в сказке
Будем сказку продолжать
Надо сказку завершать
Краски, пройдя испытания смогли помириться, они поняли, что ссориться не стоит. Дождик закончился, тучки рассеялись.
Выглянуло солнышко.
На проекторе слайд 4 «Разноцветное солнце»
В солнечные лучи вплелись разноцветные косички красок, они снова сияли, были яркими, как прежде.
Солнце щедро поделилось красками своим теплом и напутствовало их словами:
«Никогда не ссорьтесь. Не ищите главного Каждый цвет важен, уникален. Чтобы вернуться в мир вам нужно выстроиться на небе по порядку, а поможет вам в этом заклинание : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
На проекторе слайд 5 «Радуга »
Краски сделали то, о чем просило их ласковое солнце и раскинулась чудесная радуга.
Это земля улыбнулась. И с тех пор, после дождя на небе появляется радуга.
Это напоминание о том, как важно ценить друг друга и не ссориться.
Краски до сих пор живут дружно и каждый день выходят на работу украшать мир, чтобы он мир был ярким и разноцветным.
Завершение занятия. Рефлексия.
Вот и закончилась сказка, подошло к концу и наше занятие.
Мы с вами побывали в сказке, слушали, играли, помогали краскам.
Было ли занятие для вас полезным, интересным?
Оставьте ваши отзывы.
Участники размещают свои отзывы в виде цветов плакате, где они работали все занятие.
Красный цветок- интересно, желтый-полезно, фиолетовый-скучно.
Упражнение «Подарок»
Цель: завершение работы с позитивным настроем.
Сейчас, пожалуйста, снова встаньте в круг. Для каждого участника я приготовила пожелания. Участники по очереди подходят к ведущему , получают пожелания . Ведущий предлагает всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.
Участники по очереди зачитывают пожелания и прощаясь уходят.
Приложение\
Надписи на камнях к упражнению «Дорожка камней»
Помогающие общению | Мешающие общению |
спокойствие вежливость общительность честность сопереживание доброта | несдержанность грубость агрессивность хвастовство жадность злоба зависть упрямство обидчивость |
Стикеры к упражнению «Дерево конфликтов»
Стикеры у корней дерева:
-оскорбления
-отрицательные замечания
-ложь
-насмешки,
-разные мнения по одному и тому же вопросу
- неумение слушать
-нежелание уступать
Надписи на листьях дерева:
-ссора- договориться
-плохое настроение управлять эмоциями
-непонимание понять другого
-разрыв отношений сохранить отношения.
Примеры пожеланий к упражнению «Подарок» :
1.Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
3. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10.Взгляни на своего Обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11.Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.