Коррекционно-развивающее занятие с обучающимся ОВЗ ЗПР
Тема: «Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова».
Цель занятия: закрепление умений классифицировать предметы; развитие внимания, мышления, пространственной ориентации.
Оборудование: тетрадь, ручка, 2 корзинки, названия фруктов и овощей, мяч.
Ход занятия:
Начиная занятие, давайте отметим наше настроение.
Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия.
Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок.
Зеленый цвет – хорошее настроение
Голубой цвет – среднее настроение
Желтый цвет – плохое настроение
- Сегодня к нам на урок, на ракете прилетели смешарики, но выйти из ракеты не могут так как дверь закодирована. Смешарики очень расстроены, и просят нас им помочь. Поможем? Для этого нам нужно найти пять цифр кода, которые мы узнаем, выполнив задания:
Упражнение 1. «Раздели на группы»
Цель: развитие образно-логического мышления ребенка.
В корзинку, что стоит справа нужно собрать слова, которые обозначают фрукты, а в корзинку слева нужно собрать названия овощей (груша, апельсин, помидор, репа, свекла, яблоко, лук, мандарин, капуста).
- Давайте посчитаем, сколько у нас получилось фруктов, это и будет первая цифра кодового замка. (4)
Упражнение 2.«Нарисуй по точкам».
Цель: развитие воображения.
Ход упражнения: психолог предлагает ребенку рисунок, на котором контур предмета или изображения воспроизведен точками. Ребенок должен увидеть изображение и обвести его линией.
- Давайте посчитаем, сколько у нас получилось точек, это и будет вторая цифра кодового замка. (9)
Упражнение 3. Игра «Четвёртый лишний»
Выберете 4 лишнее слово.
1)ель, белка, ландыш, холодильник,
2)солнце, луна, дом, синица,
3) материк, океан, остров, полуостров;
4)река, болото, море, озеро.
- Давайте посчитаем, сколько у нас получилось слов, это и будет третья цифра кодового замка. (4)
Упражнение 4. «Допиши по аналогии»
Подумай, как связаны слова в первой паре, и допиши подходящее по смыслу слово.
Молоток у столяра, а у художника - ___________________
Варенье – сладкое, а горчица - ____________________
Пилот управляет самолётом, а повар - ________________
Рисуем карандашом, а пишем - _______________________
Летом идет дождь, а зимой - ___________________
В каждом ряду выписать слово, которое по смыслу не подходит к остальным трем словам.
Ласточка, самолет, сорока, грач
Клубника, черника, береза, морошка.
- Посчитайте, сколько слов мы записали? Это будет 4 цифра кодового замка.(2)
Упражнение 5. «Назовите противоположные слова» (психолог кидает мяч ребенку и называет слово, ученик кидает мяч обратно и называет противоположное слово).
Новый-…
Мокрый-…
Белый-…
Ночь-…
Холодно-…
- А сейчас посчитайте, сколько слов наоборот мы назвали, это и будет следующая цифра кодового замка. (5)
Упражнение 6. «Найди ошибки и их прокомментируй»
1.Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы.
2.Собака, корова, курица, лисица – это звери.
3. Муха, комар, муравей, карп – это насекомые.
4.Лягушки, жабы, черепахи – это земноводные.
- А сейчас посчитайте, сколько ошибок мы назвали, это и будет следующая цифра кодового замка. (4)
Рефлексия. (3 мин.)
- Какой код у нас получился? Давайте поможем смешарикам выбраться из ракеты.
- Что нового вы сегодня узнал на занятии?
- Какая игра понравилась больше всего?
Упражнение «Портфель настроения»
Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия.
Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля.
Зеленый цвет – хорошее настроение
Голубой цвет – среднее настроение
Желтый цвет – плохое настроение
Прощание. (2 мин.)
Психолог, взявшись за руки с ребенком, прощается со словами:
Я и ты, ты и я,
Мы друзья - навсегда!