Тема городского семинара педагогов-психологов
«Путешествие по морю эмоций»
Педагог-психолог Козырева М.Е.
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: «Путешествие по морю эмоций».
Цель: формирование представлений у учащихся об эмоциональных, адекватных состояниях в процессе контакта с окружающим миром; снятие тревожности и напряжения; развитие познавательных процессов.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными эмоциями (радость, гнев, страх, грусть, удивление, злость, обида).
Продолжать учить детей изображать настроение с помощью мимики, жестов; выражать негативные чувства и эмоции адекватным способом.
Закреплять умения детей определять эмоции по внешним признакам путем подбора деталей отдельных черт лица, отображающих разные эмоции.
Развивать слуховое восприятие, внимание, творческое воображение, умение определять настроение музыки, соотнеся с цветом.
Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения в процессе коммуникативной деятельности.
Снятие напряжения, тревожности, улучшение динамики внутреннего состояния учащихся
Материал для занятия:
Ноутбук, проектор, колокольчик, подзорная труба, якорь, смайлики, бутылка, манная крупа гуашь, листы А4.
Ход занятия:
Вступление. Ритуал приветствия.
Здравствуйте, ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. У кого будет плюшевое сердечко, тот должен назвать имя и сказать: «Мне нравится в тебе, что ты…(добрый, открытый и т.д.) ».А теперь ребята, подойдите друг к другу, возьмитесь за руки и ощупайте ладошки . Какие они большие или маленькие, теплые или холодные. Расскажите о ваших ощущениях и эмоциях.
Основная часть.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие на корабле по морю эмоций. Посмотрите на наш красивый корабль, но, к сожалению, у него нет названия, а вы знаете, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Перед вами смайлики, выберете тот смайлик, с настроением которого мы отправимся в путешествие. (Улыбка, радость, весельчак). Проголосуем? Кто за то, чтобы назвать корабль «Улыбка»?
Давайте, мы с вами возьмем с собой хорошее настроение и займем свои места на борту. Отправляясь в путешествие по морю, как вы думаете, что нужно взять с собой? (Компас, спасательный круг, карту, припасы еды).
Посмотрите, у нас есть карта, на ней нарисованы все острова, которые мы должны посетить. Чтобы не потеряться и вовремя собираться на борту корабля, мы будем звонить в колокольчик.
Команда готова к отплытию? (Да). Звенит колокольчик, нам пора в путь.
Упражнение «Шарик»
Надуйте шарик и на счёт 3 отпустите его. Ура!!!!!Мы отплываем !
Звучит музыка.
I. Посмотрим на карту, мы видим следующий остров. Называется он остров Музыки. Отправимся на этот остров. На этом острове всегда звучит музыка. У музыки тоже бывает разное настроение, которое может передаваться и человеку. Перед вами схема эмоциональной грамотности (,синий- вы открыты для общения и готовы оказать помощь друзьям: , зелёный-желание общаться красный – поток энергии, вы работоспособны ,активны ; коричневый- вам нужна поддержка и совет; жёлтый- вам хочется рисовать, что-то изобретать; фиолетовый-вам хочется путешествовать ). Когда прозвучит музыкальный отрывок, вы должны встать на круг, который соответствует вашей эмоции. Теперь,давайте поиграем слушайте музыку и становитесь на цвет с какой музыкой ассоциации.
Звенит колокольчик, нам пора в путь. Команда готова к отплытию? (Да)
Упражнение «Шарик»
Надуйте шарик и на счёт 3 отпустите его. Ура!!!!!Мы отплываем !
Звучит музыка.
II. Посмотрим на карту, мы видим Необитаемый остров. Отправимся туда. Ребята, кажется на этом острове никого нет. Почему? Может здесь все поссорились? По-моему здесь поселилась злость. Посмотрите на эти стаканы с водой. Когда мы спокойны, то наше настроение похоже на чистую и прозрачную воду, а когда мы веселимся, то наше настроение похоже на праздничный салют. Но бывает, когда мы злимся, наше настроение похоже на грязную воду в луже после дождя. Вы испытывали чувство злости? -А давайте мы попробуем притвориться злыми. Встаньте ровно и начинайте надувать живот, хмурьте брови , дуйте губы. Теперь хлопаем в ладоши . Наша злость лопнула и мы стали добрыми.
«Мешочек криков» мы с Вами будем избавляться от злости,плохого настроен6ия ,выкрикнув страх и злость, ОБИДУ В «Мешочек ЗЛОСТИ. » Мы громко выкрикиваем всю злость и туго завяжем. Поднести к каждому ребёнку мешочек в которой уходит злость .
Нам, чтобы расколдовать остров, нужно самим научиться избавляться от злости.
Каждый из вас пусть скажет по одному способу, как можно избавиться от злости? (Правильно дышать, посмотреть веселый мультик, поговорить с близким человеком, посмеяться).
Звенит колокольчик, нам пора в путь.
Команда готова к отплытию? (Да)
Мы отплываем !
Звучит музыка.
III. Посмотрим на карту, мы видим «Остров спокойствия» Ребята,. Отправимся туда.
Это остров спокойствия. На нём мы научимся быть спокойными в трудных ситуациях. Тут таится важный секрет.
«Замри» Я хочу открыть вам секрет .но он тоже необычный, когда я вам его расскажу , возьмите его в руки и спрячьте- вы заберёте его с собой и он всегда будет с вами. Будет помогать. Главное не забывать про него.
-Как только ты почувствовал, что ты забеспокоился ,затревожился, тебе хочется что то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу- скажи себе мысленно : «Замри! Обхвати ладонями локти- это поза выдержанного человека. Посмотри вокруг, что делают другие ,найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой
А сейчас посмотрим ,получится ли у вас. По команде «Балуемся» .ВЫ бегаете, кричите, а по команде «Замри»обхватываете себя руками ,смотрите вокруг
«Избавление от грусти и плохого настроения» Посмотрите это старинные газеты. Жители этого острова с помощью их избавлялись от грусти и плохого настроения. Возьмите каждый по газете и порвите на мелкие кусочки ,проговаривая своё прошлое плохое настроение или же просто рвите в клочья о подбрасывайте.
Стало легче? Мне тоже стало легче и ещё, мне очень интересно путешествовать вместе с вами!
Звенит колокольчик, нам пора занять свои места. Ребята, давайте посмотрим на карту. На всех ли островах мы побывали? (Да).
Звенит колокольчик, нам пора в путь. Команда готова к отплытию? (Да)
Мы отплываем !
Звучит музыка.
Наше путешествие подошло к концу. Команде предлагаю построиться на берегу.
На берегу наш ожидает волшебная шкатулочка. Загляните в неё по очереди, открывая её и передавая друг другу. Там Вы увидите самого смелого(ую), красивого (ую), и очень приятного человека, личность ,которого я очень тоже люблю. Посмотрите в шкатулку . ЗАПОМНИТЕ он(а) самый (ая) самый(ая) лучший(ая) !
3.
Арт- терапевтическое упражнение «Волшебная страна»
Давайте, ребята, вспомним на каких островах мы побывали? (остров Музыки , Необитаемый остров , Остров спокойствия).
Давайте нарисуем наше путешествие, чтобы оно осталось у нас на рисунке. Вы должны рисовать его вместе. Посмотрите, что мы с Вами привезли с острова эмоций : это волшебный песок .Он будет напоминать нам о приятных моментах в нашем путешествии.
Рисовать мы будем необычным способом .Сначала рисуйте фломастером, маркером , обводите клеем прорисованное ,посыпайте волшебным песком с острова на которых мы побывали и наносите гуашь. Ваша волшебная страна будет выдавать эффект 3Д!
Ребята вам понравилось наше путешествие? Что нового мы узнали?
4.
Рефлексия.
Дети стоят в кругу .
-Какой остров вам больше всего понравился? Почему?
-Чем вам помогло занятие?
Спасибо, ребята, до свидания!