Коррекционно-развивающее занятие в 4 классе
Тема: «Чувства и эмоции. Осмысливание и оценка человеческих поступков через сказку». Терапевтическая сказка «Чудо – кактус».
Цель: развивать умение понимать свои чувства и чувства других.
1. Создать положительный эмоциональный фон, настрой детей на совместную работу.
2. Развивать умение понимать и передавать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
3. Обучать приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Задачи:
Образовательные:
обогащение и активизация словаря, устной речи учащихся;
знакомство учащихся с новым понятием этики («красота души»);
развитие словесно-логического мышления;
расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
развитие воображения и абстрактного мышления.
Воспитательные:
формирование начальных представлений о внутреннем мире человека, его эмоциях;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
развитие эмпатийных умений учащихся;
сплочение детского коллектива;
оказание помощи в духовно-нравственном ориентировании учащихся.
Коррекционные:
создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;
сплочение детского коллектива;
развитие творческих способностей;
диагностика эмоционального состояния учащихся;
коррекция негативных эмоциональных переживаний в адаптационный период;
повышение самооценки учащихся;
гармонизация внутреннего состояния учащихся.
Оборудование: компьютер; заранее распечатанные цветные изображения (пустыни, кактусов, каравана, цветущих кактусов); музыкальная композиция «Релаксация: красный цвет»; живой кактус; вырезанные из картона изображения цветов в цветовом диапазоне теста Люшера; картинки с тремя основными смайликами (грустный, нейтральный, веселый).
Ход занятия:
Вводная часть.
Психологический настрой . Ритуал приветствия
“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
Сегодня мы с вами продолжим разговор о мире эмоций. И нашу работу мы начнем с упражнения, выполняемого только вашими глазами. Будьте внимательны, старайтесь выполнять правильно, вместе со мной, не торопясь.
Упражнение № 1 «Движение по 4-м направлениям и диагоналям».
Упражнение совершается в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз, по диагоналям. Каждое движение от 4 до 7 сек., с фиксацией в крайних положениях.
II. Основная часть.
- Ребята, я вам сейчас прочту стихотворение. Вы его внимательно послушайте
«Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение»
- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Кто из вас знает, что такое настроение? Какое бывает настроение, изображаем мимикой разные эмоции (ответы детей с демонстрацией мимических карточек).
Когда у вас хорошее настроение, когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях? (Ответы детей).
-Как можно поделиться своей радостью с другими?
-А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев? Чем может закончиться наше плохое настроение? Как избавиться от чувства злости? Ответы детей. Обобщение ответов детей.
- А теперь послушайте сказку.
Сказка «Чудо-кактус» (Сучкова О. Н.)
На серебристых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась новая невидимая преграда. И всякий кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все в округе называли его кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там «Дерущаяся Злюка» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку надо чаще наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше, и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко, и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов … и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку стали называть Чудо-Кактус.
— Каким вы представили кактус? Злым или добрым?
— Каким он стал после дождя?
физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Творческая работа.
Сейчас мы с вами будем работать с пластилином. Возьмите пластилин, из которого вы будете лепить кактус. Представьте себе, что он чувствовал, когда был один, какие эмоции испытывал. Вылепи его из пластилина. Какие у него были колючки и почему? Что с ним произошло потом? Украсьте свой кактус цветами.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Пусть каждый из вас поразмышляет о том, как изменилось его психическое состояние и расскажет нам как он себя чувствует в конце занятия.
Ритуал прощания!
– Ребята наше занятие подходит к концу, я предлагаю, скажем, вместе:
«Спасибо скажем мы не раз.
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!»