СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические  игры на развитие  тактильной чувствительности

 

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся од­ним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки ши­рокая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и на­звать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по факту­ре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелко­вом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и склады­вают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нуж­ный платочек для каждой куклы.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие игры»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ !!!



Игры и упражнения для развития общей моторики


Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следую­щие упражнения:

  • бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;

  • ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;

  • подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как мож­но дольше удержать его в воздухе;

  • пройти по начерченной на полу линии;

  • попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;

  • попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;

  • повернуться туловищем направо и налево;

  • подлезть под натянутой веревочкой;

  • «бег» на коленках (четвереньках);

  • игры типа «Тир»: попадание в цель различными предме­тами (мячом, стрелами, кольцами).


Игры и упражнения для развития мелкой моторики

Упражнения на развитие статической координациидвижений. «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опушенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика.

«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Олень здоровается» — скрещенные руки поднять вверх, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие наклоны вперед.


Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединя­ются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Пальцеход» — на плотном ковролине нашито 20 пуго­виц — по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными паль­цами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный паль­цы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегу­нов (на столе).

«Необычное животное» — показать, как передвигается животное, укоторого пять ног, по столу (сначала правой, а за­тем левой рукой).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

«Командир» — сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному со счетом: «Ты командир, а твои пальчики — солдаты. Командуй: раз, два, три...»


Упражнения на ритмическую организацию движений,переключаемостъ.

«Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеи­ми руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Кольцо зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а за­тем обеими руками вместе.

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.


Упражнения на развитие координированных графиче­ских движений.


«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен».

Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.


Упражнения с предметами:

  • составление контуров предметов из палочек сначала бо­лее крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, тре­угольник, машина);

  • составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

  • вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой мелких бусин, бисера;

  • сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор кру­пы (пшено, гречка, рис);

  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

  • завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пу­зырьков, баночек;

  • доставание бусин ложкой из стакана;

  • складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в уз­кий цилиндр;

  • продевание нитки в иголку;

  • стирание ластиком нарисованных предметов;

  • капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

  • надевание и снимание колечка (массаж пальца);

  • втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

  • комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

  • прикрепление бельевых прищепок к горизонтально на­тянутой веревке;

  • перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью в пластиковых ведрах или та­зиках;

сжимание и разжимание эспандера;

— катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пу­говиц и сшивание материалов различными видами швов.

«Рамки с застежками».

Материал: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной по­ловинки отличаются по цвету от тесемок другой).

Ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, со­единяя две половинки ткани.

Варианты:

можно использовать рамки с разными застежками: большие и маленькие пуговицы, кнопки, петли, застежки из ремешков и др.

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Игры

«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музы­кальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меня­ются местами.

«Работники» — дети по очереди изображают работу с ка­ким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молот­ком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.


Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ног­тевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражне­ния, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

  • мытье рук перед едой

  • стряхивание воды с кисти

  • полоскание белья

  • надевание перчаток

  • поглаживание кошки

  • пальчики танцуют

Упражнения педагог может придумать сам, проявив твор­чество.



Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности


«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся од­ним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки ши­рокая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и на­звать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по факту­ре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелко­вом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и склады­вают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нуж­ный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготов­лены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, Шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинако­вые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает лю­бую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную и картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисоватьее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или не большие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотно и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфеткуна ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти: пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек»

Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различ­ными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.

Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву)

На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с за­крытыми глазами. «Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).«Собери матрешку»

Два играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Прочитай»

Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка»

Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограни­ченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непро­зрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашка­ми, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, оре­хами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?


Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы


«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб)

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрическиефигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик»

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы.Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один тре­угольник, три овала и один круг и др. Требуется определит лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

  • составить конструкцию по памяти, по описанию;

  • составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких гео­метрических фигур состоит замок.

«Зрительный диктант»

Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

Варианты:

— дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур
(в том числе и из объемных геометрических фигур).

«Определи форму предмета»

Перед ребенком разложены карточки с изображением пред­метов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Пе­дагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вы­резанными геометрическими фигурами вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометриче­скую фигуру.


Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины


«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить вы­сокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной дли­ны: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Варианты:

— детям предлагают разложить в порядке возрастания или
Убывания величины ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой ко­роткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая са­мая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориенти­руясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ши­рина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая Длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Матрешки»

Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от са­мого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последую­щего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

— собрать одновременно две стопки кружков по разным
параметрам: одну по убывающей величине, другую — по воз­растающей величине.

«Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезан­ные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты:

— дается контурное изображение предметов и предлагается
определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, маши­
на; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

  1. расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) вы­соте;

  2. расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.


«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

«Выполни задание»

На листе с крупно написанными буквами и цифрами ребе­нок выбирает самую широкую букву, обозначающую звук [ш], самую высокую, обозначающую звук [ш], самую низкую цифру 1, самую узкую цифру 8 и т. д.

2. Выполнение заданий, связанных с измерением пред­метов:

а) измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;

б) измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.



Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета


«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изо­бражением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показы­вает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памя­ти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответст­вии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок»

Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну по­ловинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеле­ный, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные Цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветови их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Варианты:

— детям демонстрируют панно с аппликационным изобра­жением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и тем­ного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схо­жие цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух расте­ний, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оран­жевый, красный — розовый, синий — голубой и др


Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия


«Что изменилось?»

Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буква­ми (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и от­вернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

«Найди ошибку»

Ребенку предлагают карточку с неправильными написа­ниями:

слов — одна буква написана зеркально (пропущена, встав­лена лишняя);

примеров — сделана ошибка на вычисление, цифра напи­сана зеркально и др.;

предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

«Найди отличия»

Детям предлагают рассмотреть парные картинки с призна­ками различий (карточки букв и цифр с различным написани­ем, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

«Знаковая таблица»

Детям предлагают на цветной таблице показать числа опре­деленного цвета в порядке возрастания (убывания) за опреде­ленное время.

«Наложенные изображения»

Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (пред­метов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»

Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, гео­метрических фигур. Требуется найти все спрятанные изобра­жения.

«Зашумленные" изображения»

Предъявляют контурные изображения предметов, геометри­ческих фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опо­знать и назвать.

«Парные изображения»

Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

Варианты:

  • используются парные игрушки;

  • предъявляют предмет и его изображение.

«Незаконченные изображения»

Предъявляют изображения с недорисованными элемента­ми, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без ле­пестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно на­звать недостающие детали (или дорисовать).

Варианты:

— предъявляют изображения, на которых нарисована лишь
часть предмета (или его характерная деталь), требуется восста­новить все изображение.

«Точечные изображения»

Предъявляют изображения предметов, геометрических фи­гур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Перевернутые изображения»

Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

«Разрезанные изображения»

Предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты:

— предлагают картинки с изображениями различных пред­метов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали,
диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Запомни и нарисуй»

Ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а за­тем схематично нарисовать их.

«Буковки»

Предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):

  • все буквы И;

  • все гласные;одним цветом все буквы Б, а другим цветом все бук­выА

«Найди букву»

В тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

«Где зажегся фонарик?»

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребе­нок должен определить его местоположение.

Варианты:

сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
«Сложи узор»

Сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а так­же составить самые различные узоры из кубиков Коса, Ники­тина.

«Шкафчик»

Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.

На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.

Варианты:

  • прятать одновременно 2—1 игрушки;

  • найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.


Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия


«Различай веселую и грустную музыку»

Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яр­кие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыкедругая — в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условнообозначающую данный характер музыки.

«Тихо и громко»

Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую — топает ногами.

Варианты:

  • можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;

  • использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький — тихо;

  • на громкое звучание большого барабана отвечать гром­кой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;

  • на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую — узкие и более бледные;

  • найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое зву­чание колокольчика.

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» Ученикам раздают карточки с изображением музыкальныхинструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.

Варианты:

— перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.


«Шагаем и танцуем»

Ребенку предлагают послушать звучание различных инструмен­тов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.

«Высокий и низкий звук»

Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук ин­струмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий — опустить.

Варианты:

  • использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;

  • выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;

— изображать голосом воспринятый тон.
«Ударь в бубен»

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном по­рядке длинными и короткими полосками.

Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски — медленные удары, короткие — быстрые).

Варианты:

— полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют
в бубен то тихо, то громко.

«Далеко близко»

У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий дол­жен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

«Будь внимателен»

Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» — стоять на одной ноге, «лягушка» — при­сесть и скакать вприсядку, «птицы» — бегать, раскинув руки, «зайцы» — прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстро­му и точному реагированию на звуковые сигналы.

«Звоночки»

Материал: несколько звоночков различного звучания.

Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).

«Определи, что слышится»

Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой — тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, звонка будильника и др. Нужно опреде­лить, что слышится.

В арианты:

— возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Шумящие коробочки»

Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.

«Повтори»

Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой Ребенок должен запомнить и повторить.

«Быстро и медленно»

Материал: кукла, барабан.

Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удар.

Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.

«Слушай и выполняй»

Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например:

1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед,
опустить голову вниз, поднять голову;

2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.
«Что слышно?»

По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать! что происходило за дверью и за окном.


Дидактические игры и упражненияна развитие ориентировки в пространстве


«Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка дер­жит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

«Покажи правильно»

Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

«Незаконченные изображения»

Детям предлагают карточки с недорисованными изображе­ниями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, ис­пользуя пространственную терминологию.

«Твой путь в школу»

Ребенку предлагают рассказать, как он идет в школу (в мага­зин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребен­ка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

«Автомобили»

По сигналу педагога дети двигаются в различных направле­ниях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.

Варианты:

— каждый ребенок проводит свой автомобиль до автосто­янки, пользуясь схемой маршрута.

«Выполни задание»

Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице. Варианты:

  • определить местоположение отдельных предметов ме­бели;

  • определить местоположение других детей относительно себя;

  • определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;

  • определить местоположение предметов относительно Друг друга;

  • расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»

Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью Условных мерок (или метра) правильность ответа.

« Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мер­ки (или метра).

«Что где находится?»

Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изо­браженные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

«Откуда и чей голос?»

Ребенку предлагают встать спиной к классу и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.

«Внимательно слушай и рисуй»

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.

Например, вверху слева прямоугольник, справа от негоквадрат, в центре круг и т. д.

Варианты:

— разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку
дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.

«Где что лежит?»

Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

Варианты:

  • предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснитьсвои действия;

  • по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по фор­ме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.

«Фигуры высшего пилотажа»

Педагог на фланелеграфе показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ученики объясняют изменение маршрута, используяслова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.

«Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)

«Следопыт»

По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

Варианты:

  • дети по очереди сами прячут игрушку и составляют ри­сунок-схему комнаты с обозначением места, где находится иг­рушка;

  • по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.

«Разведчики»

По письменной инструкции дети находят спрятанное в тай­нике важное донесение. Пример инструкции:

  1. Встаньте у классной доски, повернувшись к ней спиной.

  2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

  3. Повернитесь налево.

  4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз.

Что видите необычного? Ищите!

«Самый внимательный»

На доске лист ватмана с написанными на нем рядами букв (6 рядов по 6 букв). Учащимся предлагают карточки с задания­ми: напиши в тетради все согласные буквы из второго горизон­тального ряда, напиши все гласные из третьего вертикального ряда и т. д.

Графические диктанты.


Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений


«Неделька»

Ребенку предлагают разложить по порядку таблички с на­званиями дней недели. Варианты:

  • разложить таблички, начиная с определенного дня (на­пример, с четверга); в обратном порядке;

  • каждому ребенку раздают таблички с названием дня не­дели, педагог называет громко любой день недели, например среду. По команде «Неделька, стройся» ученик с табличкой «среда» встает первым, а все остальные выстраиваются по по­рядку следования дней недели;

  • использовать таблички с названиями месяцев, времен года; разложить их по порядку, начиная с заданного месяца (времени года); в обратном порядке.

«Молчанка»

Материал: круг, разделенный на 7 частей — дней недели, набор карточек с цифрами от 1 до 7 по количеству учеников.

Педагог на демонстрационном круге молча показывает день недели, ученики должны поднять карточку с цифрой, которой соответствует этот день.

Варианты:

— педагог показывает цифру, а ребенок должен показать
карточку с названием дня недели.

«Когда деревья надевают этот наряд?»

Педагог демонстрирует карточку с цветным изображением деревьев в разное время года, читает отрывок из стихотворения и спрашивает, в какое время года это происходит в природе.

Варианты:

у каждого ученика табличка с названием времени года;
когда учитель показывает иллюстрацию с изображением определенного пейзажа, ученики поднимают соответствующую кар­
точку.

«Когда это бывает?»

Материал: иллюстрации деятельности людей в разные час­ти суток.

Педагог показывает иллюстрацию и задает вопросы: что де­лает мальчик? Какая это часть суток? Как догадался? И т. д.

Варианты:

иллюстрации, связанные с временами года. Вопросы: в
какое время года нужны эти предметы? (Лыжи, сачок, зонт,
скакалка и т. д.) По каким признакам вы определили это время
года?

«Что длится короче»

Педагог спрашивает детей, что длится короче: час или ми­нута, час или день и т. д. Варианты:

педагог спрашивает детей, какое дело можно сделать
быстрее, какое дольше: построить домик из конструкто­ра — построить настоящий дом; посадить дерево — вырастить
его и т. д.

«Определи возраст человека»

Педагог демонстрирует детям картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста и предлагает показать, где изображен ребенок, пожилой человек, подросток и т. д.

Варианты:

предлагается разложить таблички с надписями: 1 год,
7 лет, 30 лет, 70 лет и др. под соответствующие картинки (фо­тографии) людей разного возраста.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!