СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие технологии в образовательном процессе ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (в условиях функционирования базовой площадки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен вопрос о реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения, функционирующего в условиях базовой площадки.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие технологии в образовательном процессе ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (в условиях функционирования базовой площадки).»

Коррекционно-развивающие технологии в образовательном процессе

ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(в условиях функционирования базовой площадки)


Баранова Галина Анатольевна

доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области»,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула


Губанова Елена Алексеевна,

директор ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья» г. Суворов



Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения, функционирующего в условиях базовой площадки.

Ключевые слова: базовая площадка; организация образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; коррекционно-педагогическая работа; коррекционно-развивающие технологии; технологии разноуровневого обучения; здоровьесберегающие технологии; индивидуализация и дифференциация образовательного процесса; предупреждение тревожности, агрессивности ребенка; коррекция и развитие психических процессов; ретрансляция передового педагогического опыта.


Одним из важных направлений развития современной системы образования является организация образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Это сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Реализация коррекционно-педагогической работы с такими детьми требует наличия специально подготовленного педагога. Его профессиональная деятельность выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально - педагогической, консультативно-диагностической, собственно коррекционной и другими видами деятельности. Особое внимание в подготовке педагога должно быть уделено овладению современными коррекционно-развивающими технологиями, спецификой их реализации в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения.

ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» является базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области». Одной из главных задач деятельности базовой площадки образовательной организации является внедрение новых образовательных технологий, совершенствование научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса, ретрансляция передового педагогического опыта обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание в организации образовательного процесса уделяется реализации на практике технологии разноуровневого обучения. Данная технология основана на принципах природосообразности, гуманизации, организации процесса обучения, отвечающего реальным потребностям и интересам ребёнка.

Разноуровневое обучение предполагает такую организацию учебного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей.

Целевые ориентации реализации технологии разноуровневого обучения в образовательном процессе:

- предупреждение тревожности, агрессивности ребенка с помощью методов коррекции, компенсирования нарушений в развитии ученика;

- коррекция и развитие психических процессов, способностей и их включение в образовательный процесс;

- формирование положительной мотивации учебной деятельности;

Включение данной технологии в образовательный процесс предъявляет следующие требования к организации урока:

- создание адекватных педагогических условий для детей с ОВЗ;

- основой мотивации учебной деятельности должен быть познавательный интерес;

- сочетание рационального и эмоционального в содержании учебного материала;

- специальные коррекционные методы, игровые приёмы, занимательный материал,

- учебный материал практического содержания и прикладного характера;

- личностно-ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи детям с ОВЗ;

- ход познания – «от ученика»;

- преобразующий характер деятельности учащихся;

- гибкая структура целей, задач, методов, приёмов и форм работы, средств организации урока в зависимости от назначения урока, его содержания и возможностей ученика. Использование предложенных подходов способствует достижению целей урока, снятию стрессовых ситуаций, вызывает положительное отношение к обучению.

Нужно подчеркнуть, что разноуровневая дифференциация обучения применяется на разных этапах образовательного процесса:

- изучение нового материала;

- текущая проверка усвоения пройденного материала;

- контроль знаний на уроке;

- самостоятельные и контрольные работы;

- дифференцированная домашняя работа;

- организация работы над ошибками;

- уроки закрепления.

Создание условий для познавательной активности учащихся достигается специально организованным обучением. Оно предполагает реализацию в образовательном процессе дифференцированного подхода к учащимся с учётом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом.

По степени выраженности нарушений в развитии учащихся можно выделить следующие группы:

- учащиеся со средним (базовым) уровнем обучаемости;

- учащиеся с низким уровнем обучаемости.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья ведётся по адаптированным образовательным программам. Рассмотрим подробнее каждую из обозначенных групп учащихся.

Учащиеся со средним (базовым) уровнем обучаемости выполняют задания с помощью учителя и по опорным схемам. Обучаемы, проявляют положительное отношение к учебному процессу. Для учащихся характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Однако не могут самостоятельно выделять признаки предмета; их представления бедны и отрывочны. Им трудно запомнить материал, необходимо многократное повторение. Внешне психические особенности таких детей проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности. С трудом выполняют задания на обобщение, так как уровень их логического мышления низок.

Учащиеся с низким уровнем обучаемости – низкий уровень учебных способностей. Такие дети требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений учебного материала. Низкий уровень развития познавательного интереса, быстрая утомляемость, пробелы в знаниях, игнорирование трудных заданий. Ученики медлительны, апатичны, не успевают за классом. В отсутствии индивидуального подхода, они теряют интерес к учебе.

При организации дифференцированного обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития учащихся, способностью восполнения пробелов, повышением учебной мотивации.

Состав групп позволяет адаптировать содержание учебного материала к возможностям конкретных учащихся. Помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на «зону ближайшего развития» каждого ученика, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Выделение выше обозначенных групп учащихся помогает в подборе разноуровневых заданий. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно.

Реализация технологии разноуровневого обучения предполагает вариативный подход к отбору заданий, их объём с учётом времени выполнения, уровнем развития познавательной деятельности, индивидуальными возможностями ребенка.

Технология разноуровневого обучения включает личностную и социальную составляющие в организации образовательного процесса. Требует от учителя особого стиля общения с учениками: умение увидеть, понять и принять каждого. Должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности учащихся, терпение.

Учитель должен быть ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество. Учащимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения, ребенок имеет право на ошибки. Педагог концентрирует внимание и интерес детей к внутреннему миру другого – его мыслям, знаниям, формам деятельности. Учит видеть состояние товарища, умение выражать свои чувства, воспитывает терпимость, дружелюбие. Это способствует предотвращению конфликтных ситуаций, формирует умение общаться, толерантное поведение.

Отметим, что применяя технологию разноуровневого обучения в образовательном процессе, учитель планирует в своей деятельности реализацию факторов здоровьесбережения, Каждый компонент адаптированной основной общеобразовательной программы школы включает различные элементы здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии предполагают систему мер взаимосвязи и взаимодействия всех факторов образовательной среды школы, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Должно быть предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии в зависимости от особенностей использования в образовательном процессе психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем можно представить в виде следующих подгрупп:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, направленного на предотвращение состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- педагогические технологии, содержащие программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Формами реализации здоровьесберегающих технологий, применяемых педагогами в образовательном процессе являются:

- Динамические паузы – проводятся для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других видов деятельности в зависимости от вида учебных занятий. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

- Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения, Такой вид деятельности направлен на развитие двигательных способностей, музыкального слуха и других психических процессов, лежащих в их основе.

- Подвижные и спортивные игры, применяются учителем в различных режимных моментах или как часть занятия по физическому воспитанию. Могут проводиться ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения.

- Гимнастика корригирующая. Учащимся предлагаются упражнения, направленные на регуляцию сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем организма ребенка. Выполняя данные упражнения дети учатся управлять своими движениями, производить их координировано, с заданной амплитудой, в определенном направлении, темпе, ритме.

-Технологии обучения здоровому образу жизни. Это: коммуникативные игры, беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

- Массаж, самомассаж – является одним из средств лечебно-профилактической работы, влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук) обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, способствует снятию напряжения.

Нужно отметить, что эффективность реализации коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе может быть показана в ходе проведения региональных научно-методических и научно-практических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классов и др. мероприятий педагогического коллектива. Проведение данных мероприятий должно содействовать повышению квалификации педагогических кадров, предусматривающей ознакомление учителей с новейшими достижениями в области специальной педагогики, психологии, дефектологии, частных методик.

Приведем пример регионального мероприятия: 22 апреля 2019 года состоялась региональная педагогическая мастерская для руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья по проблеме «Особенности реализации здоровьесберегающих технологий в условиях специальной (коррекционной) образовательной организации». В ходе региональной педагогической мастерской педагогами школы был освещен вопрос о реализации здоровьесберегающих технологий в ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Были показаны следующие мастер-классы:

- «Занятие с элементами арт-терапии «Цветочная поляна»;

- использование приема самомассажа в работе учителя-логопеда;

- урок социально-бытовой ориентировки «Разговор о правильном питании»;

- корреционно-развивающее занятие «Если добрый ты…»;

В завершении региональной педагогической мастерской состоялась концертная программа «Пять шагов к здоровью».

Следует подчеркнуть, что в процессе повышения квалификации в условиях базовой площадки, особое внимание уделяется формированию и совершенствованию следующего комплекса профессиональных компетенций педагогов:

- способность наблюдать, анализировать, оценивать деятельность учащихся; диагностировать уровень их развития; оценивать методическую оснащенность педагогического процесса, вносить конкретные предложения по его совершенствованию; анализировать собственную педагогическую деятельность (рефлексировать);

- умение создать условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса; планировать работу с детьми с ОВЗ; подбирать формы, виды и средства коррекционно-педагогического воздействия на детей с учетом знаний их индивидуальных особенностей; прогнозировать результаты педагогического воздействия;

- способность находить индивидуальный подход к детям; регулировать взаимоотношения между ними; разбираться в конфликтных ситуациях и устранять их;

- моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса;

- умение осуществлять консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ.

Итогом деятельности базовой площадки в 2018-2019 учебном году явилась разработка и публикация учебно-методического пособия, обеспечивающего возможность использования результатов деятельности базовой площадки в целях позитивного изменения образовательной практики в регионе.

В учебно-методическом пособии представлен теоретический и практический материал, раскрывающий опыт работы базовой площадки по проблеме реализации современных коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития (в условиях перехода на ФГОС обучающихся с умственной отсталостью). Содержание пособия включает три главы:

- в первой главе раскрываются особенности организации образовательного процесса школы; опыт работы педагогического коллектива по проблеме реализации современных коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития (в условиях перехода на ФГОС обучающихся с умственной отсталостью);

- во второй и третьей главах представлены публикации педагогов по проблеме реализации современных коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. В своих публикациях учителя раскрывают различные методические аспекты инновационного педагогического опыта по следующим вопросам:

- технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционного образования;

- специфика организации педагогического процесса по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

- развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках и внеурочной деятельности;

- развитие творческих возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.

В целом отметим, что функционирование базовой площадки является основой профессиональной подготовки учителя к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и рассматривается как целостное образование в структуре повышения квалификации педагогических кадров, включающее мотивационный, содержательный и операционный компоненты образовательного процесса.


Список литературы:

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

2. Факторович А.А. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Юрайт, 2017. – 113 с.

3. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. – 3-е изд., доп. – М.: Юрайт, 2017. – 259 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!