СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающие занятия.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия.»


ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРНУЮ КАРТИНКУ»


ЦЕЛЬ: развитие логического мышления, речи и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска (наборное полотно); магниты; 12 пар предметных картинок; фасоль – горох, гранат – мандарин, чайник – чашка, петух – индюк, аист – лебедь, кузнечик – муравей, лопата – пила, ель – лиственница, тюльпан – гвоздика, коза – овца, воробей – синица, волк – медведь.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картинки к игре. Расположение картинок: верхний ряд – фасоль, гранат, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк; нижний ряд – пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика.

Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.

Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение. Например: «К картинке, на которой нарисована фасоль, я подобрал картинку «горох», потому что это овощи».

Получая обоснованный ответ, педагог меняет расположение картинок – входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.

Педагог просит детей внимательно рассмотреть составленные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на доске картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.



ИГРА «ОВОЩИ»


ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки с изображениями овощей (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ: педагог каждому ребенку картинку с изображениями овощами.

Дети встают в круг, показывают и называют имеющимися у них картинки. Затем ведущий произносит название какого-либо из овощей. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать овощ, изображенный на карточке любого игрока. После того, как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребенок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок – побыстрее назвать следующий овощ.


ПРИМЕЧАНИЕ:

на первых порах в роли ведущего выступает педагог, затем ведущий выбирается из числа детей.




ИГРА «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»


ЦЕЛЬ: развитие внимания и зрительной памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ: карточка к игре (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог дает каждому ребенку карточку к игре и предлагает внимательно рассмотреть её. Через 10 секунд дети должны перевернуть карточки и ответить на вопрос педагога: «Что нарисовано на картинке?»


Дети поочередно дают ответ, затем меняются карточками. Игра повторяется.


ПРИМЕЧАНИЕ: за правильный ответ рекомендуется выдавать фишку.



УПРАЖНЕНИЕ «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»


ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

дети ложатся на коврике на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены,

слегка раздвинуты.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями её крыльев. Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз аромат … и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.








































ИГРА «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»


ЦЕЛЬ: развитие внимания.


ОБОРУДОВАНИЕ:

16 картинок с изображениями овощей и фруктов; фишки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.

В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга. Дети занимают свои места. Звучит команда «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра продолжается. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.



ИГРА «ФРУКТЫ»



ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ: картинки и изображениями фруктов (по количеству детей).


ПРИМЕЧАНИЕ: эта игра аналогична игре «Овощи».


ИГРА «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ,

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»


ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточки к игре (для каждого ребенка), картинки с изображениями тех овощей и фруктов, которые нарисованы на карточках, данных в «Раздаточном материале» (по комплекту для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех овощей и фруктов, которые нарисованы на полученной им карточке.

Педагог предлагает детям перевернуть карточки и проверить расположение картинок. По окончании проверки, детей просят убрать «лишнюю картинку» и объяснить сове решение. Например: «Лишняя картинка – яблоко, потому что картофель, морковь, горох – это овощи, яблоко – фрукт».

Выполнив задание, дети меняются местами. Игра повторяется.


ПРИМЕЧАНИЕ:

если во время игры дети сидят за отдельными столами, то они меняются местами, в других условиях проведения игры – обмениваются стимульным материалом. Для усложнения задания в комплект можно вести несколько картинок, которых нет карточке.


УПРАЖНЕНИЕ «ТИХОЕ ОЗЕРО»



ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы отдохнули хорошо, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».















ИГРА «ИЗОБРАЗИ ЯВЛЕНИЕ»


ЦЕЛЬ: развитие эмоционально-выразительных движений.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытяну губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.


Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.



ИГРА «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ»



ЦЕЛЬ: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска (наборное полотно); магниты; 8 пар предметных картинок; мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот - рысь, трамвай – троллейбус, ель – лиственница, аист – лебедь.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог поочередно прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.


ПРИМЕЧАНИЕ:

рекомендуется выдавать фишку за каждый обоснованный ответ и поощрять детей найти как можно больше черт сходства и различия.


ИГРА «ВСПОМНИ ДВИЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЯВЛЕНИЯМ»


ЦЕЛЬ:

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

звучит музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Как только музыка прекращается, дети останавливаются, слушают, какое явление педагог назовет, и выполняют соответствующее движение.

Игра продолжается.





УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»


ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
















ИГРА «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ?»


ЦЕЛЬ: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает одному из детей назвать за одну минуту три предмета круглой, овальной и прямоугольной формы. Аналогичные задания поочередно даются всем детям.


ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»


ЦЕЛЬ:

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог просит детей изобразить с помощью выразительных движений кенгуру, кузнечика, лягушку.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Кенгуру!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.


ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ»


ЦЕЛЬ: развитие внимания, мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ: мяч.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

дети встают в круг. Педагог с мячом в руках – в центр круга.

Педагог бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла».


ПРИМЕЧАНИЕ:

используются стимульные слова: фрукты, овощи, злаки, грибы, ягоды, посуда и т.д.


УПРАЖНЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»


ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».


































ИГРА «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»


ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

два стола; 24 предметные картинки (для каждой команды).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог делит детей на две команды. Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинаковые комплекты картинок с

изображениями овощей, фруктов, животных и т.д. У каждой команды по 24 картинки. Участники первой и второй команд поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, то ее откладывают в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает команда, набравшая большее количество

картинок.


ИГРА «ПОЗЫ»


ЦЕЛЬ: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ:

8-16 картинок с изображениями животных; кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает детям выбрать 4 любые картинки с изображениями животных. Дети

выбирают карточки, на которых нарисованы, например, лиса, еж, медведь, заяц, и принимают

характерные позы этих животных.

Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Медведь!»), дети должны быстрее принять соответствующую позу.

Игра продолжается.


ЗАДАНИЕ «ВЫЛОЖИ ЦИФРЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»



ЦЕЛЬ: расширение объема памяти и развитие внимания.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска; магниты; мел (маркер); четыре демонстрационные карточки с цифрами;

квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки (для каждого ребенка); поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре

клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На магнитной доске

заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но только большего размера, квадрат с четырьмя клетками.

Дети наблюдают за тем, как педагог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках. Дается время для запоминания – 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.


ПРИМЕЧАНИЕ:

на одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания и увеличить количество используемых карточек до четырех. Вместо цифр можно использовать буквы или любые картинки.




УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» (СМ. РАНЕЕ «ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ»)





















ИГРА «ЗВЕРИ»


ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки с изображением зверей (по количеству детей)


ПРИМЕЧАНИЕ: эта игра аналогична игре «Овощи».



ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИ КАРТОЧКИ»



ЦЕЛЬ: развитие логического мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ:

квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять

клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые.

Педагог предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.


ИГРА «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И СОКОЛ»


ЦЕЛЬ:

развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

с помощью считалки или по желанию выбираются «лиса» и «сокол». Сокол уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, который изображает лису, ведет за собой «лисят» и

проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности их повторяют.

Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой «лисенок».

Игра повторяется 2-3 раза со сменой ведущих.


ПРИМЕЧАНИЕ: желательно музыкальное сопровождение.


УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»



ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).



ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинает мягко подниматься навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».






















ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ГРУППАМ»


ЦЕЛЬ: развитие анализа и синтеза.


ОБОРУДОВАНИЕ:

поднос с 12 предметными картинками, которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты: молоток, пила, лопата и т.д.


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками.

Педагог предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. Выполнив задание, дети меняются местами (комплектами картинок) и приступают к проведению следующего варианта классификации.


ПРИМЕЧАНИЕ: комплекты картинок у всех детей разные.



ИГРА «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»



ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, способности к волевому

управлению поведением.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог просит детей изобразить с помощью жестов ветер и снег.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные жесты предлагает повторить и запомнить всем участникам игры. Затем педагог договаривается с детьми, что на один хлопок они будут изображать ветер, на два – снег, на три – встанут в круг.

Включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.



ЗАДАНИЕ «ВЫЛОЖИ БУКВЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»



ЦЕЛЬ: увеличение объема памяти развитие внимания.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска (наборное полотно); магниты; пять (шесть) демонстрационных карточек, на которых выписаны знакомые детям буквы; поднос с пятью (шестью) карточками, на которых написаны те же буквы (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится поднос с пятью (шестью) карточками, на которых написаны буквы. Дети наблюдают за тем, как психолог располагает демонстрационные карточки с буквами на магнитной доске. Дается время для запоминания – 5-6 секунд. Затем карточки с буквами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же

буквы на своих столах.


ПРИМЕЧАНИЕ:

на одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания.



УПРАЖНЕНИЕ «ОТДЫХ НА МОРЕ»


ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».











ИГРА «ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ»


ЦЕЛЬ:

развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска (наборное полотно); магниты; 8 пар предметных картинок; кастрюля – сковорода, тарелка - блюдце, велосипед – мотоцикл, лыжи – коньки, скворечник – улей, сапоги – ботинки, белка – лиса, кабан – свинья.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ: педагог поочередно прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различия между изображениями предметами.


ПРИМЕЧАНИЕ:

рекомендуется выдавать фишку за каждый обоснованный ответ и поощрять найти как можно больше черт сходства и различия.



ИГРА «ПОЕЗД»


ЦЕЛЬ: развитие внимания и зрительной памяти.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

в игре участвует не более шести детей.

Выбирается водящий – «паровозик», остальные дети – «вагончик». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом он отворачивается, а педагог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?» «Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами.

Игра продолжается.


ПРИМЕЧАНИЕ:

каждый ребенок должен побывать в роли водящего. За правильный ответ рекомендуется выдавать фишку.


ЗАДАНИЕ «ЗАКРОЙ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ»


ЦЕЛЬ: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги.

Педагог предлагает детям найти картинку, которая не подходит к остальным и закрыть ее бумажным квадратиком. Дети выполняют задание и после проверки меняются местами (стимульным материалом).



УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ТИХОЕ ОЗЕРО» (СМ. РАНЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «ТИХОЕ ОЗЕРО»)





































ИГРА «ЧТО ЭТО»


ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

два стола; 16 картинок с изображениями посуды и мебели (для каждой команды).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог делит детей на две команды.

Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинаковые комплекты картинок с изображениями посуды и мебели. У каждой команды по 16 картинок. Участники первой и второй команд поочередно дают описание из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, она откладывается с сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает команда, набравшая большее количество картинок.


ИГРА «ПОСУДА»


ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображениями предметов посуды (по количеству детей).


ПРИМЕЧАНИЕ: игра аналогична игре «Овощи».



ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ»


ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, памяти и мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги и простой карандаш (для каждого

ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш (для каждого

ребенка).

Педагог предлагает детям:


а) нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольника и зачеркнуть третью фигуру;

б) нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

в) нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.


УПРАЖНЕНИЕ НА РЕКЛАСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ПОРХАНИЕ БАБОЧКИ» (СМ. РАНЕЕ)









































ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРНУЮ КАРТИНКУ»


ЦЕЛЬ: развитие логического мышления, речи и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска (наборное полотно); 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать - подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мед), корзина – подосиновик, ваза – тюльпан (гвоздика), лошадь – жеребенок, белка – орех (шишка).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог прикрепляет к магнитной доске картинки.

Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь, белка; нижний ряд – жеребенок, якорь, подосиновик, соты (мед), подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех (шишки), гвоздь, тюльпан (гвоздика).

Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение. Например: «К картинке, на которой нарисован мотоцикл, я подобрал картинку «колесо», потому что колесо – часть (деталь) мотоцикла». Получая обоснованный ответ, педагог меняет расположение картинок - входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой. Педагог просит детей внимательно рассмотреть составленные пары. Затем нижний ряд убирается, а детям по оставшимся на доске картинкам предлагается вспомнить, какие были с ними в паре.



ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»



ЦЕЛЬ:

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог просит детей изобразить с помощью выразительных движений нахохлившегося воробья, сугроб, мороз.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем включается музыка, дети движутся по кругу ил танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Воробей!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.



ЗАДАНИЕ «ВЫЛОЖИ КРУГИ»



ЦЕЛЬ: развитие внимания и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ:

фланелеграф; лист плотной бумаги; пять кругов разного цвета для прикрепления к фланелеграфу; поднос с пятью кружками разного цвета (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится поднос с набором кружков.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу пять кругов разного цвета и предлагает запомнить их последовательность. Через 10 секунд круги закрываются бумажным листом. Дети по памяти выкладывают увиденный ряд кругов на своих столах.


ПРИМЕЧАНИЕ:

на одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания.



ИГРА «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»


ЦЕЛЬ: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточки к игре, простой карандаш и ластик (для каждого ребенка)


ОПИСАНИЕ ИГРЫ: на столе перед каждым ребенком находится карточка к игре, простой карандаш и ластик.

Педагог предлагает детям подумать, на что похожи данные изображения, и дорисовать их так, чтобы получились предметные или сюжетные картинки. По окончании рисования педагог просит назвать как можно больше ассоциаций, которые возникли при рассматривании изображений.


ПРИМЕЧАНИЕ:

для стимуляции активности детей рекомендуется использовать фишки.











ЗАДАНИЕ «ПОДБЕРИ ЧЕТВЕРТУЮ ФИГУРУ»


ЦЕЛЬ:

развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе каждого ребенка находятся карточки к заданию и простой карандаш.

Педагог привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков.


ПРИМЕЧАНИЕ:

дети выполняют задание самостоятельно. Нужный рисунок обводится карандашом или отмечается галочкой (крестиком).



ИГРА «ПАЛОЧКИ»


ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, способности к согласованному

взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ: 30 счетных палочек.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

счетные палочки рассыпают на столе или коврике на полу.

Участники игры по очереди выбирают их, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, выбирая палочку, неосторожно пошевелил соседнюю, очередь переходит к следующему игроку. Выигрывает ребенок, который взял большее количество палочек.


ПРИМЕЧАНИЕ:

чтобы рассыпать палочки надо сначала зажать их в кулаке, затем быстро разжать пальцы.



ЗАДАНИЕ «КАКОЙ БУКВЫ НЕ СТАЛО?»


ЦЕЛЬ: расширение объема памяти, развитие внимания.


ОБОРУДОВАНИЕ:

фланелеграф; 8 демонстрационных карточек, на которых написаны знакомые детям буквы (для работы на фланелеграфе).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

педагог в произвольном порядке прикрепляет к фланелеграфу 8 карточек, на которых написаны знакомые детям буквы. Дается время для запоминания – 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.


ПРИМЕЧАНИЕ:

на одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания. Если дети легко справляются с заданием, его следует усложнить – убирать не по одной, а по две-три буквы.



УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА»


ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».









ЗАДАНИЕ «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА БЕЛОГО,

СИНЕГО, КРАСНОГО ЦВЕТА»


ЦЕЛЬ:

развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.


ПРИМЕЧАНИЕ:

ход выполнения задания определяется педагогом. Для стимуляции активности детей рекомендуется использовать фишки.




ИГРА «ПОЗЫ»


ЦЕЛЬ: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ: педагог предлагает детям придумать и принять следующие позы: «Пингвин», «Певец», «Гном».

Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Пингвин!»), дети должны быстро принять соответствующую позу.

Игра продолжается.




ЗАДАНИЕ «АНАЛИЗИРУЕМ РЯДЫ»


ЦЕЛЬ: развитие внимания и логического мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка)


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится к заданию и простой карандаш.

Педагог предлагает детям:

А) Продолжить ряд: 112, 113, 114 …;

Б) Вычеркнуть лишнее число 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12;

В) Вычеркнуть лишнюю фигуру:




ПРИМЕЧАНИЕ:

при возникновении затруднений на доске записываются аналогичные задания и обсуждаются способы их решения.


УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»


ЦЕЛЬ: релаксация, развитие дыхания, воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки.


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ: дети сидят на стульчиках.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».


























ИГРА «ЧТО ЭТО?»


ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

два стола: 16 картинок с изображениями бытовых электроприборов и различных видов транспорта (для каждой команды).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ: педагог делит детей на две команды.

Команды располагаются за столами, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. На столах лежат одинаковые комплекты картинок с изображениями бытовых электроприборов и различных видов транспорта. У каждой команды по 16 картинок. Участники первой и второй команд поочередно дают описание из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, то она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает команда, набравшая большее количество картинок.



ИГРА «ТРАНСПОРТ»


ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки с изображениями различных видов транспорта (по количеству детей).



ПРИМЕЧАНИЕ:

эта игра аналогична игре «Овощи». Смотрите описание ее ранее.



ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ»


ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, памяти и мышления.



ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Педагог предлагает детям:

А) Нарисовать три треугольника, один овал и зачеркнуть первую фигуру;

Б) Нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть

четвертую фигуру;

В) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть

шестую фигуру.



УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ, КОГДА СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»


ЦЕЛЬ: релаксация, развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон; кассета с записью отрывка из музыкального произведения (например, Э. Григ «Рассвет», балет «Пер Гюнт»).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЕ: дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.































ЗАДАНИЕ «ЧИТАЕМ СЛОГИ, СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА»


ЦЕЛЬ:

расширение объема внимания, развитие мышления и навыков послогового чтения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

доска, мел, поднос с карточками, на которых написаны слоги: НА, РА, ША, ПА, СА, МА, ЛА, КА, КИ (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на доске написаны следующие слоги: НА, РА, ША, ПА, СА, МА, ЛА, КА, КИ.

На столе перед каждым ребенком находится поднос с карточками, на которых написаны те же слоги. Педагог предлагает детям прочитать слоги, написанные на доске, а затем, используя индивидуальные карточки, составить как можно больше слов из данных слогов.


ПРИМЕЧАНИЕ:

при возникновении затруднений задание можно упростить – детям предлагается составить из слогов слова: каша, наша, рама, рана, раки, маки, лаки, сама, мала, киса, лапа, кипа и т.д.


ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»


ЦЕЛЬ:

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог договаривается с детьми, что по команде «Зайчики!» они будут прыгать, «Лошадки!» - скакать, «Раки!» - пятиться, «Птицы!»- махать руками, «Аисты!» - стоять на одной ноге.

Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит музыка, например, команда «Зайчик!», дети начинают прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой.

Игра продолжается.


ЗАДАНИЕ «НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ, ПОХОЖИЕ НА КРУГ,

КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК»


ЦЕЛЬ:

развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.


ПРИМЕЧАНИЕ:

ход выполнения задания определяется педагогом. Для стимуляции активности детей рекомендуется использовать шишки.


УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ» (СМ. РАНЕЕ)









































ИГРА «ВЫЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»


ЦЕЛЬ: развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти,

логического мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к игре (для каждого ребенка), картинки с изображением тех предметов, которые нарисованы на карточках, данных в раздаточном материале (по комплекту для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог дает каждому ребенку карточку к игре и комплект картинок с изображением тех предметов, которые нарисованы на полученной карточке.

Дети рассматривают карточки в течение 10 секунд, затем переворачивают их и, используя комплект картинок, воспроизводят увиденное на карточках. Педагог предлагает детям перевернуть карточки и проверить расположения картинок. Выполнив задание, дети меняются местами (стимульным материалом).

Игра повторяется.



ИГРА «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»


ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки с изображением зимующих птиц (по количеству детей).


ПРИМЕЧАНИЕ: эта игра аналогична игре «Овощи». (см. ранее)



ИГРА «ЧТО К ЧЕМУ ПОДХОДИТ»


ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ: мяч.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

дети встают в круг, педагог с мячом в руках – в центр круга.

Педагог объясняет правила игры: «Я буду бросать вам мяч и называть слово. Вам нужно поймать мяч, бросить его мне и сказать такое слово, которое подходит моему. Например, я говорю – дождь, а вы – зонтик, я – дом, а вы – крыша.


ПРИМЕЧАНИЕ:

используются стимульные слова: лодка, обед, футбол, хоккей, гнездо, улей, лес, огород, школа, магазин, часы, руль и т.д.





УПРАЖНЕНИЕ «ОТДОХНЕМ»



ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «лягте на коврики, на

спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены.

Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю. Отдыхают мои руки, отдыхают мои ноги, отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться. Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».













ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ГРУППАМ»


ЦЕЛЬ: развитие навыков анализа и синтеза.


ОБОРУДОВАНИЕ:

поднос с 12-ю предметными картинками, которые можно разделить на три группы, например, одежда: платье, юбка, шуба, куртка; обувь: сапоги, туфли, ботинки, кроссовки; головные уборы: платок, шляпа, шапка, панама и т.д. (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится поднос с 12-ю предметными картинками.

Педагог предлагает детям разделить все картинки на три группы. Выполнив задание, дети меняются местами (комплектами картинок) и приступают к проведению следующего варианта классификации.


ПРИМЕЧАНИЕ: комплекты картинок у всех детей разные.


ИГРА «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»


ЦЕЛЬ:

развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков они будут

выполнять заданное движение.

Эти движения могут придумывать сами дети, может предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок – присесть, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное движение.

Игра продолжается.



ЗАДАНИЕ «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КАРТИНКА»


ЦЕЛЬ: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию, простой карандаш и ластик (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится карточка с незаконченными и ничего не значащими изображениями, простой карандаш и ластик.

Педагог предлагает детям дорисовать изображения так, чтобы получилась законченная картинка. По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.









































ЗАДАНИЕ «РАССТАВЬ ЗНАКИ»


ЦЕЛЬ: развитие логического мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карта – квадратный лист бумаги, разделенный на 16 клеток, в клеточках верхнего ряда написаны (наклеены) математические знаки (+, -, =) (для каждого ребенка), поднос с 12-ю карточками, на которых написаны (наклеены) математические знаки (+, -, =) – по четыре карточки на каждый знак (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится поднос с набором математических знаков и карта:



+


-

=

















Педагог предлагает детям разложить карточки со знаками по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковы знака.



ИГРА «СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»


ЦЕЛЬ:

развитие способности быстро переключать внимание, воспитание выдержки и волевого усилия.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает детям показать и запомнить действия, соответствующие номерам команд:

команда 1 – повернуть голову и посмотреть вправо, опустить голову вниз, поднять вверх;

команда 2 – поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки;

команда 3 – поднять правую ногу, опустить, поднять левую ногу, опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.

Затем включается музыка, дети танцуют. На первую остановку музыки – действуют в соответствии с командой 1, на вторую остановку – с командой 2 и т.д.




ИГРА «КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»


ЦЕЛЬ:

развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает детям ответить на вопросы «Что бывает зеленым?», «Что бывает красны?»


ПРИМЕЧАНИЕ:

игру рекомендуется проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ выдается фишка. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.



УПРАЖНЕНИЕ «ОТДЫХ»


ЦЕЛЬ: релаксация, развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитофон, кассета с записью отрывка из музыкального произведения (например, Ф. Шопен

«Ноктюрн № 2»), коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ: педагог предлагает детям лечь на коврики, принять удобную позу, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.













ИГРА «ПОСТАВЬ ПАЛЬЧИК»


ЦЕЛЬ: развитие внимания.


ОБОРУДОВАНИЕ:

16 картинок с изображением различных видов транспорта или бытовых электроприборов, фишки, коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

коврики, на которых будут сидеть (лежать) дети, располагаются в виде лепестков цветка.

В центре «цветка» выкладываются 16 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга. Дети занимают свои места. Звучит команд «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Самолет». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Игра продолжается. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек.


ИГРА «ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО»


ЦЕЛЬ: развитие моторно-слуховой памяти и пространственной

ориентации.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает каждому ребенку запомнить «свое место», например, место одного из детей – мягкий модуль, другого – стул, третьего – пуфик, и т.д.

Затем включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда «Место!». Каждый ребенок должен быстро занять «свое место».


ПРИМЕЧАНИЕ:

далее игра усложняется – во время движения педагог переставляет модуля, стульчики, пуфики на другие места.



ИГРА «ПРИДУМАЙ ЗАГАДКУ»


ЦЕЛЬ: развитие речи и мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки и знакомые детям предметы.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

на столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы.

Педагог предлагает одному из детей (водящему), не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый из детей не побывает в роли водящего.


УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ТИХОЕ ОЗЕРО» (СМ. РАНЕЕ)







































ИГРА «САМЫЙ СМЕКАЛИСТЫЙ»


ЦЕЛЬ: развития внимания и логического мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ:

24 карточки с изображением геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, ромба; по цвету фигуры – синие, красные, зеленые; по размеру – большие и маленькие (два комплекта).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

все сидят за общим столом. В центре стола выкладываются 24 карточки изображением вверх,

чтобы они не касались друг друга.

Педагог ставит перед собой коробку со вторым набором карточек. Он достает оттуда по одной карточке, показывает детям и просит их найти на столе такую карточку, которая отличается от предъявленной только одним признаком. Например, если показан большой красный круг, то нужно найти маленький красный круг, если показан большой красный квадрат, то нужно найти большой зеленый (синий) квадрат т.д.


ПРИМЕЧАНИЕ:

для стимуляции активности детей рекомендуется использовать фишки. Выигрывает ребенок, набравший большее количество фишек. Задания можно усложнить, предложив подбирать фигуры, отличающиеся двумя признаками.



ИГРА «ПОЗЫ»


ЦЕЛЬ:

развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает детям придумать и принять позы к буквам Г, К, Ф, Х, Р.

Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или из перечисленных букв, дети должны быстро принять соответствующую позу.

Игра продолжается.



ЗАДАНИЕ «ДОРИСУЙ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА»


ЦЕЛЬ: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию, простой карандаш и ластик (для каждого ребенка)

ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ: на столе перед каждым ребенком находится карточка к заданию, простой карандаш и ластик.

Педагог предлагает детям дорисовать фигуры так, чтобы получилась единая сюжетная картинка. По окончании рисования поочередно рассказывают о своих рисунках.



ИГРА «СЛУШАЙ СВОЕ ИМЯ»


ЦЕЛЬ: снижение напряженности и возбуждения.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, коврики (по количеству детей).


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

на некотором расстоянии друг от друга расставлены мягкие модули, пуфики и большие мягкие игрушки.

Рядом с ними расположены коврики. Дети стоят в стороне.

Педагог включает музыку и называет по имени любого ребенка. Тот начинает двигаться, обходя препятствия (модули, пуфики, игрушки). Когда в музыке возникнет пауза, ребенок садится на коврик. Затем вызывается по имени следующий ребенок, он тоже двигается между препятствиями как хочет, садится, когда музыка обрывается. Игра продолжается до тех, пока все дети не сядут на коврики.




















ИГРА «КАРТИНКИ-ЗАГАДКИ»


ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ: коробка с 12-ю предметными картинками.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ: на столе стоит коробка с 12-ю предметными картинками.

Педагог предлагает одному из детей (водящему) подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изображенного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает о каком предмете идет речь, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из детей один-два раза не побывает в роли водящего.



ИГРА «ИНСТРУМЕНТЫ»


ЦЕЛЬ:

расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением инструментов (по количеству детей).


ПРИМЕЧАНИЕ: эта игра аналогична игре «Овощи» (см. ранее)



ЗАДАНИЕ «ЗАПИШИ БУКВЫ, КАК ЗАПОМНИЛ»


ЦЕЛЬ: развитие произвольного внимания и слуховой памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Педагог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.


ПРИМЕЧАНИЕ: на одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания. При возникновении затруднений рекомендуется сократить количество букв.



УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ТИХОЕ ОЗЕРО» (СМ. РАНЕЕ)



ЗАДАНИЕ «КТО ИЛИ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫСОКИМ, ХОЛОДНЫМ,

КОРОТКИМ, ТВЕРДЫМ, ЖИДКИМ?»


ЦЕЛЬ: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса.


ПРИМЕЧАНИЕ:

ход выполнения задания определяется педагогом. Для стимуляции активности детям рекомендуется использовать фишки.


ИГРА «ЗАПРЕТНОЕ ЧИСЛО»


ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью спокойной музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог договаривается с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Когда дети услышат число «восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Затем включается музыка, дети идут по кругу. Педагог произносит, например: 2, 6, 9, 10, 8, 3, 5, 7, 9, 12, 3, 6, 8, 6, 9, 8 и т.д. На счет «восемь» дети хлопают в ладоши.


ЗАДАНИЕ «ВЫЛОЖИ БУКВЫ ТАК, КАК ТОЛЬКО ЧТО ВИДЕЛ»


ЦЕЛЬ: расширение объема памяти и развитие внимания.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска, магниты, мел (маркер), четыре демонстрационные карточки с буквами, квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки (для каждого ребенка), поднос с четырьмя карточками, на которых написаны те же буквы (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ: на столе перед каждым ребенком находится

квадратный лист бумаги, разделенный на четыре

клетки, и поднос с четырьмя карточками, на

которых написаны буквы. На магнитной доске

заранее начерчен мелом (маркером) такой же, но

только большего размера, квадрат с четырьмя

клетками.

Дети наблюдают за тем, как педагог располагает в клетках четыре демонстрационные карточки с буквами. Дается время запоминания – 5-6 секунд. Затем карточки с буквами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же буквы на своих листах.


ПРИМЕЧАНИЕ: на одном занятии можно предложить детям выполнить 2-3 варианта задания.


УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«НЕОБЫЧНАЯ РАДУГА» (СМ. РАНЕЕ)









































ИГРА «УГАДАЙ ИГРУШКУ»


ЦЕЛЬ: развитие восприятия, мышления, выразительных движений.


ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

на столе педагога находятся игрушки. С помощью считалки по желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты на 2-3 минуты. В его отсутствие выбирается тот, кто будет позой, жестами или мимикой изображать одну из игрушек.

Водящий должен отгадать игрушку, взять ее в руки и назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно» или «Неправильно». Игра продолжается.


ПРИМЕЧАНИЕ: в роли водящего должен побывать каждый ребенок.



ИГРА «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»


ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог просит детей изобразить с помощью выразительных движений капель, ручеек, сосульку.

Дети поочередно выполняет задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем педагог договаривается с детьми, что на один хлопок они будут изображать капель, на два – ручеек, на три – сосульку. Включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.



ЗАДАНИЕ «НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ЧИСЛА»


ЦЕЛЬ: расширение объема внимания, развитие способности к

сосредоточению.


ОБОРУДОВАНИЕ: карточка к заданию и две фишки (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находятся карточки к заданию и две фишки.

Педагог предлагает детям найти одинаковые цифры и закрыть их фишками. После проверки дети меняются местами (стимульным материалом) и приступают к выполнению следующего варианта задания.



УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ОТДОХНЕМ» (СМ. РАНЕЕ)








































ЗАДАНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ДВУМ КАРТИНКАМ»



ЦЕЛЬ: развитие мышления, воображения и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска (наборное полотно), магниты, пары предметных картинок: бабушка – кофта (петух, чашка, ваза и т.д.), девочка – кролик (фасоль, лыжи, трамваи и т.д.), мальчик – кот (велосипед, коньки, книги и т.д.), пчела – улей, корзина - подосиновик, аквариум – рыбки, муравей – муравейник, аист – гнездо.


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

педагог поочередно прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) каждую пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.


ПРИМЕЧАНИЕ: для стимуляции активности детей рекомендуется

использовать фишки.



ИГРА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»



ЦЕЛЬ:

развитие внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


ОБОРУДОВАНИЕ:

картинки с изображением перелетных птиц (по количеству детей).


ПРИМЕЧАНИЕ: эта игра аналогична игре «Овощи» (см. ранее)



ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ И ЗАЧЕРКНИ»



ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания, памяти и мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.

Педагог предлагает детям:


- нарисовать три треугольника, один круг, два овала и зачеркнуть четвертую фигуру;


- нарисовать два овала, два прямоугольника, два квадрата и зачеркнуть третью фигуру;


- нарисовать три круга, три овала, один прямоугольник и зачеркнуть шестую фигуру.




УПРАЖНЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»



ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью спокойной классической музыки.


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

дети сидят на стульчиках (ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.
























ИГРА «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД»


ЦЕЛЬ: развитие мышления и речи.


ОБОРУДОВАНИЕ: 20-30 предметных картинок.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

все сидят за общим столом. Предметные картинки распределяют между всеми играющими.

Педагог говорит детям: «Мы будем играть в поезд. Каждая картинка – вагончик. Я положу первую картинку, потом тот, кто слева от меня, положит свою. Так будем делать все по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики тоже должны быть сцеплены. Вот как это делается: к примеру, кладем картинку, на которой нарисована ложка, за ней можно положить картинку, нарисована тарелка, так как ложкой едят из тарелки; далее кладем картинку с изображением чайника, потому что тарелка и чайник – это посуда».


ПРИМЕЧАНИЕ:

картинки можно класть в любом порядке, главное, чтобы ребенок объяснил, почему он делает именно так.


ИГРА «ПОЗЫ»


ЦЕЛЬ: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений,

внимания и памяти.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог предлагает детям придумать и принять следующие позы: «цветок», «удивление», «радостное известие», «вкусная конфета».

Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «цветок!»), дети должны быстро принять соответствующую позу. Игра продолжается.


ЗАДАНИЕ «ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА»


ЦЕЛЬ: расширение объема внимания и возможностей его распределения,

развитие мыслительных способностей.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка)


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находятся карточка к заданию и простой карандаш.

Педагог предлагает детям, используя «ключ» (алфавит, данный в верхней части карточки), «расшифровать» (записать) и прочитать слова.


ПРИМЕЧАНИЕ:

в зависимости от темпа работы дети могут «расшифровать от одного до четырех-пяти слов.





































ЗАНЯТИЕ № 1


ИГРА «ОТВЕЧАЕМ БЫСТРО»


ЦЕЛЬ:

развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия.


ОБОРУДОВАНИЕ:

магнитная доска (наборное полотно), магниты, картинки: воробей, голубь, дятел, кузнечик, лиса, пчела волк, бабочка, ворона.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Педагог прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) картинки к игре. Расположение картинок: верхний ряд – воробей, голубь, дятел; средний ряд – кузнечик, лиса, пчела; нижний ряд – волк, бабочка, ворона.

Детям предлагается рассмотреть и назвать все картинки.

Затем дети должны, как можно быстрее ответить на вопросы педагога:

- Как можно назвать тех, кто нарисован в верхнем ряду? (птицы)


- Кого больше на картинках – зверей или насекомых? (птицы, звери, насекомые).


- На какие три группы можно разделить все картинки? (птицы, звери, насекомые).


- Посмотрите на картинки в третьем столбике (не путать столбик с рядом!). Что общего у всех, кто там нарисован? (все летают).


- сравните первый и второй столбики. Что вы заметили общего? (в каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь).


ПРИМЕЧАНИЕ: для стимуляции активности детей рекомендуется использовать фишки.



ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»



ЦЕЛЬ:

стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.


ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с записью веселой музыки.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

педагог просит вспомнить и изобразить с помощью выразительных движений зверей, птиц, насекомых из предыдущей игры.

Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Воробей!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

Игра продолжается.



ЗАДАНИЕ «ЧИСТЫЙ ЛИСТ»



ЦЕЛЬ: развитие восприятия и мелкой моторики.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию, ножницы, клеящий карандаш и салфетка (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находятся карточка к заданию, ножницы, клеящий карандаш и салфетка.

Педагог предлагает детям вырезать и аккуратно наклеить белые фигуры на серые так, чтобы получился чистый белый лист.


ПРИМЕЧАНИЕ:

если нет возможности использовать клей, то детям предлагается просто закрыть серые фигуры соответствующими белыми.



УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ

«ОТДЫХ НА МОРЕ» (СМ. РАНЕЕ)
















ЗАДАНИЕ «РАСШИФРУЙ СЛОВА»



ЦЕЛЬ:

расширение объема внимания и возможностей его распределения, развития мыслительных способностей.


ОБОРУДОВАНИЕ: карточка к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находятся карточка к заданию и простой карандаш.

Педагог предлагает детям, используя «ключ» (таблицу, данную в верхней части карточки), «расшифровать» (записать) и прочитать слова.


ПРИМЕЧАНИЕ: в зависимости от темпа работы дети могут «расшифровать» от двух до шести слов.


ИГРА «ФИЛЯ, ГДЕ ТЫ»


ЦЕЛЬ: развитие навыков произвольного поведения.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

дети становятся полукругом, ведущий находится в центре. Игроки поворачиваются спиной к ведущему и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного из детей. Этот ребенок будет Филей, а все остальные – котятами. По сигналу дети открывают глаза и поворачиваются. Ведущий спрашивает: «Филя, где ты?» «Филя» не отзывается. Ведущий задает вопрос во второй раз, «Филя» молчит. Когда вопрос прозвучит трижды, «Филя» начинает рычать, а затем старается поймать «котят». Если «котенок» успел присесть на корточки, его овить нельзя. Пойманные «котята» выходят из игры. Выигрывает тот, кто останется непойманным.


ПРИМЕЧАНИЕ: на первых порах в роли ведущего выступает педагог.


ЗАДАНИЕ «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ»


ЦЕЛЬ: развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики.


ОБОРУДОВАНИЕ:

карточка к заданию, чистый лист бумаги, простой карандаш и ластик (для каждого ребенка).


ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ:

на столе перед каждым ребенком находятся карточка к заданию, чистый лист бумаги, простой карандаш и ластик.

Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры в течение 10 секунд, затем перевернуть карточки и нарисовать увиденное по памяти. После проверки дети меняются местами (стимульным материалом) и приступают к выполнению следующего варианта задания.


УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

«ВОДУШНЫЙ ШАРИК» (СМ. РАНЕЕ)



ИГРА «ШКОЛА»


ЦЕЛЬ: снять страх перед школой, облегчить адаптацию к школе.


ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

1-я часть: «Школа для животных»

Каждый ребёнок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (испуганного зайца, агрессивного тигра и т.д.) «Животные» рассаживаются за столы, входит «учитель» и начинает урок: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание? К доске пойдет заяц и нарисует морковку». Далее сюжет развивают дети. «Животные» ведут себя в соответствии со своей ролью.


ПРИМЕЧАНИЕ:

если оказывается, что дети боятся не школы, а учителя, то его роль играет один из ребят.


2-я часть « Школа для людей»

Если в первой части допускались различные «звериные» ситуации, то во второй – школа представлена как нечто «возвышенное», доброе. Проводится урок рисования. Один из детей выполняет роль учителя, «ученики рисуют сюжет «Школа».


ПРИМЕЧАНИЕ: можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какие-либо фигуры (круг, квадрат, и т.п.) дети перерисовывают эти фигуры. «Учитель» хвалит своих «учеников».


ПРИМЕЧАНИЕ: продолжительность игры «Школа» - 45 минут.

















53



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!