СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Коррекционно-развивающие занятия»

предмет «Игротерапия»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог










город Черняховск

2020 год



Пояснительная записка

Образовательная область «Коррекционные технологии» представлена программой «Игротерапия».

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста, школьного подросткового возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность.

Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:

- коммуникативную – установление эмоционального контакта;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

В ходе игротерапии решаются следующие задачи: развитие мелкой и общей моторик, всех видов памяти, внимания, мышления; развитие таких важных процессов как анализ, синтез, обобщение и сравнение, развитие самоконтроля и саморегуляции; повышение самооценки; развитие коммуникативных способностей и уверенности в себе. В игре ребенок развивает речь. Особое внимание уделяется коррекции детской агрессивности, тревожности и гиперактивности.


Актуальность

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра является не только основным и любимым занятием детей, но и становится универсальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игра улучшает процесс передачи социально ценных отношений, делая его эмоциональным, позволяет включиться в общение.

Таким образом, актуальность изучения процессов игры для использования ее как психокоррекционного средства, неоспорима. Только хорошо зная механизм воздействия игры на глубинные психофизиологические структуры человеческого мозга, можно эффективно оказать психокоррекционную поддержку. Во многих случаях игра выступает в качестве ведущего метода реконструктивного лечебно-коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера); в других случаях – в качестве вспомогательного (симптоматического) средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной  депривации (в случае умственной отсталости, аутизма, психических заболеваний и т.д.).

Основные методы работы

Основным методом и средством работы с детьми была выбрана игра –«сказкотерапия», «легоконструирование», «ручное творчество», «арт-терапия», «компьютерная грамотность». В ходе решения поставленных задач также можно использовать психогимнастику, продуктивные виды деятельности (лепка, квиллинг, оригами, бисероплетение, коллаж, папье-маше, аппликации и т.д. ). Содержание игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, снятие эмоционального напряжения. В них включены этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. Психогимнастика помогает снятию негативных эмоциональных состояний, повышенной возбудимости и агрессии, способствует двигательному раскрепощению и стимуляции воображения.

Организация занятий

Учитывая разные возраста детей, возрастные особенности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра, беседа, физминутка, релаксация глаз. При проведении занятий важно опираться на индивидуальные особенности детей и поддерживать желание детей принимать участие в обсуждении игр, упражнений, прислушиваться к точке зрения каждого ребенка.

Использование ЛЕГО-конструкторов в воспитательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста и младшего школьного, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Цикл арт-терапевтических занятий способствует устранению неэффективного психологического напряжения; снятию эмоционального напряжения; коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.

Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».

Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Психогимнастика - комплекс упражнений для психики, снижение напряжения участников тренинга; снятие запретов и страхов; развитие внимания; сокращение эмоциональной дистанции между участниками занятия; развитие чувствительности к собственным движениям и активности других людей; формирование способностей к выражению собственных чувств и эмоций и пониманию чувств других людей без словесного выражения.

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников. С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей ребенка достигается в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывания сказочных сюжетов и т. д.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Занятия по сказкотерапии помогают детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства и школьного возраста, не вынося в душе негативные качества. 

Ручное творчество способствуют сплочению коллектива, получению эмоционального и физического удовольствия от результатов. Формирование позитивного психологического климата в коллективе, снятие напряжения у детей, создание позитивного отношения друг к другу и эффективных эмоциональных взаимосвязей – все это результат детского рукоделия. К детскому творчеству можно отнести: лепка, оригами, квиллинг, вышивка, бисероплетение, батик, бумагопластика и мн.др.



Календарно-тематический план по предмету: «Игротерапия»

№п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Формирование моторики и графомотрных навыков

7

2

Формирование тактильно-двигательного восприятия

2

3

Формирование кинестетических и кинетических ощущений

2

4

Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

7

5

Формирование зрительного восприятия

3

6

Формирование представлений об особых свойствах предметов

4

7

Формирование слухового внимания, памяти.


3

8

Формирование пространственных представлений

3

9

Формирование временных представлений

3













Учебно-тематическое планирование по предмету: «Игротерапия» 1-4 класса компенсирующего обучения


п\п


темы


РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ:


Количество часов



Предполагаемая дата проведения урока


Фактическая дата проведения урока


Тип урока


Вид контроля




1 четверть

I. Формирование моторики и графомоторных навыков


9

7



Комбинированный

Текущий

1

1

Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».

1



Комбинированный

Текущий

2

2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».

1



Комбинированный

Текущий

3

3

Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

1



Комбинированный

Текущий

4

4

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».

1



Комбинированный

Текущий

5

5

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.

1



Комбинированный

Текущий

6-7

6-7

Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник».

2



Комбинированный

Текущий




II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

2





8

1

Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие … Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».

1





Комбинированный

Текущий

9

2

Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты».


1



Комбинированный

Текущий



Итого:

9







2 четверть

III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений

7

2






10

1

Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня».

1



Комбинированный

Текущий

11

2

Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий.

1



Комбинированный

Текущий




IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

7





12

1

Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».

1



Комбинированный

Текущий

13

2

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий.

1



Комбинированный

Текущий

14

3

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1



Комбинированный

Текущий

15

4

Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

1



Комбинированный

Текущий

16

5

Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?».

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

7





17-18

6-7

3 четверть

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).

10

2



Комбинированный

Текущий



V. Формирование зрительного восприятия

3





19

1

Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).

1



Комбинированный

Текущий

20

2

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».

1



Комбинированный

Текущий

21

3

Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».

1



Комбинированный

Текущий




VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

4





22

1

Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

1



Комбинированный

Текущий

23

2

Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?».

1



Комбинированный

Текущий

24

3

Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец».

1



Комбинированный

Текущий

25

4

Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня».

1



Комбинированный

Текущий




VII. Формирование слухового внимания, памяти.


3





26

1

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?».

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

10





27

2

4 четверть

Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.

8

1



Комбинированный

Текущий

28

3

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики».

1



Комбинированный

Текущий



VIII. Формирование пространственных представлений

3





29

1

Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».


1



Комбинированный

Текущий

30

2

Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.

1



Комбинированный

Текущий

31

3

Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

1



Комбинированный

Текущий



IX. Формирование временных представлений

3





32

1

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».

1



Комбинированный

Текущий

33

2

Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год.

1



Комбинированный

Текущий

34

3

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

1



Комбинированный

Текущий



Итого:

За год:

8

34











27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!