СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия для подростков, склонных к воровству и обману

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающие занятия помогут обучающимся проанализировать и исправить своё поведение.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия для подростков, склонных к воровству и обману»


МБОУ Вельяминовская СОШ им. Л.С. Филина



















Коррекционно-развивающая программа работы с подростками склонными к воровству и обману.







Автор - составитель программы:

педагог-психолог Копцова О.А.



















с. Вельяминова

2023







Пояснительная записка

Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое. Беспокойство родителей понятно: одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.

Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник ребёнка, и клептомания имеют мало общего. Клептомания (от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается.

В случае же детского воровства эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям и педагогам необходимо сделать - это попробовать найти причины воровства ребёнка, а второе - постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком, способствующие разрешению возникшей ситуации.

В связи с этим необходимо решать вопросы профилактики воровства в детском возрасте.

К сожалению, особенную тревогу у родителей, воспитателей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок - повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу?

Проблема делинквентного поведения - это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Цель индивидуальной коррекционной программы: определить факторы и причины детского воровства, особенности проявления у дошкольников, направления коррекционной работы с детьми, склонными к воровству, рекомендации для родителей.

Воровство можно рассматривать в трех аспектах:

- социальном (воровство — это правонарушение); 

- медико-биологическом (данный аспект каса­ется такого заболевания, как клептомания);

- психологическом (первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка).

Выделяют 6 категорий, объединяющих воровство:

- способ восстановления утраченных взаимоотношений «мать—ребенок»;

- акт агрессии;

- защита от страха;

- способ получить наказание;

- способ восстановления или повышения самооценки;

- реакция на семейную тайну.

Выделяют два вида воровства:

преднамеренное;

бесцельное (клептомания).

Особенности проявления воровства у дошкольников.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.


  1. Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

  2. Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

  3. Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

  4. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

  5. Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

  Причины и факторы возникновения воровства.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

  • Желание владеть, чем-либо (чаще всего игрушкой).

  • Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.

  • Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

  • Желание отомстить кому-либо.

Наиболее частые причины детского воровства:

  1. Одна из причин – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.

  2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка.

  3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику.

  4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие.

  5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

  6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям).

  7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

  8. Вымогательство со стороны более старших детей.

  9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Цель программы - формирование позитивных психологических установок, способствующих профилактике склонности к воровству и обману.

Задачи программы:

  • активизация личностной позиции и взгляда подростка на рассматриваемую проблему;

  • актуализация и коррекция нравственных и этических установок;

  • выработка адекватного отношения к себе и своим поступкам;

  • осознание значимости каждой личности и его роли в социуме.

Форма проведения занятий:

  • диагностические беседы, консультативные беседы;

  • практические задания (проективные методики, анкеты, анализ моральной дилеммы и т.д.);

  • сказкотерапия (анализ рассказов, сказок литературных и психологических), что способствует формированию нравственного, духовного развития личности;

  • ситуационные задания, психогимнастика;

  • арт-терапевтические упражнения (рисование картин, просмотр и анализ картин и т.д.).

Примерная структура занятий:

Программа включает в себя 10 занятий, периодичностью 1 раз в неделю, продолжительностью 60 минут. Занятия проводятся в групповой форме по 6-10 человек.

  • Ритуал приветствия.

  • Разминка.

  • Анализ домашнего задания.

  • Рефлексия опыта.

  • Беседа-консультация.

  • Психогимнастика.

  • Практическое упражнение, задание.

  • Обсуждение.

  • Упражнения на саморегуляцию.

  • Релаксация.

  • Ритуал прощания.

Предполагаемый результат работы - расширение знаний о себе, своих возможностях и особенностях; развитие рефлексивных навыков; осознание свои поступков и принятие ответственности за них.

Для оценки эффективности используются следующие методики:

  1. Тест Дембо-Рубенштейна для изучения самооценки. Выполняется на первом и заключительном занятии.

  2. Цветовой тест Люшера. Проводится на первом и заключительном занятии. Результаты теста позволят определить динамику эмоционального состояния участников, уровень тревожности.

  3. Самоотчет участника. По окончании занятия подросток высказывается по схеме: что узнал нового, что понравилась, что нужно изменить. Ведущий анализирует и делает выводы.

  4. Наблюдение ведущего. По окончании занятий ведущий фиксирует реакцию подростка в процессе выполнения заданий, отмечает, принимал ли участие в играх, было ли ему комфортно, какие темы были более значимыми.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

1 занятие.

«Вводное занятие. Полёт и падение»

1

2 занятие.

«Какие бывают поступки»

1

3 занятие.

«Горькая, правда, ложь во благо»

1

4 занятие.

«Добрые дела»

1

5 занятие.

«Уверенное и неуверенное поведение»

1

6 занятие.

«Мои друзья и я»

1

7 занятие.

«Всегда ли нужно говорить «ДА»»

1

8 занятие.

«Умей сказать «НЕТ»»

1

9 занятие.

«Цена проступка»

1

10 занятие.

«Заключительное занятие»

1













Содержание занятий

1 занятие. «Вводное занятие. Полёт и падение».

Цель: сформировать у учащихся понятие о детском воровстве;  подвести учащихся к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае совершения человеком воровства.

Основные понятия: полет; падение; приятные и неприятные ощущения.

    1. Приветствие (способ придумывает группа, он используется на всех занятиях).

    2. Упражнение «Что такое полет?».

  Тренер ведет беседу, предлагая детям испытывать ощущения полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста. Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Кто хотел бы полетать, как птицы? Сделайте это. Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи).
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.

    1. Упражнение «Что такое падение?». Тренер продолжает беседу.

Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)? Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью теряет способность трудиться, он становится инвалидом.
Обсуждение: падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.

    1. Упражнение «Рисунок». 

Детям предлагается за столами нарисовать в альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение».
Обсуждение: в кругу каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, который вывешивается на импровизированной выставке.
Тренер подводит итоги. Полет почти всегда связан с приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет - это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга.

    1. Упражнение «Что такое воровство?».

Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно испытывать ощущения «полета». Однако, на самом деле испытывают ощущение боли как при «падении».

Что же происходит при совершении акта воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит,  называют эти ощущения «кайфом». Когда же  человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».

    1. Завершение занятия:

способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия.

2 занятие. «Какие бывают поступки»

Цель: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки.

Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; воровство – это плохой поступок.

  1. Приветствие.

Обсуждение домашних рисунков «Моя семья». Дети рассказывают о членах своей семьи. Рисунок позволяет предположить характер взаимоотношений между родителями и детьми. Показателями этого могут служить размеры действующих лиц, дистанция между членами семьи, цветовая гамма. Мрачные тона указывают на психологическое напряжение ребенка, неудовлетворенность, возможно, одиночество в семье. Светлые тона говорят о благополучии, удовлетворении, спокойствии ребенка. Однако, цвета на рисунке могут быть связаны с меняющимся настроением, поэтому при изучении рисунок важно учитывать рассказ самого ребенка.

  1. Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих». 

К занятию следует приготовить картинки с изображением разных поступков. Дети отвечают на вопросы по кругу, можно по желанию. Какие поступки бывают? (Хорошие и плохие). Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим поступкам. Хорошие поступки приносят пользу всем.

  1. Упражнение «Плохой поступок».

 Тренер поясняет, что за плохие поступки родители, учителя могут наказывать, при этом обязательно ученику разъясняют причину, чтобы связать этот поступок с неприятным ощущением. И тогда, желая впредь избежать неприятных ощущений, ребенок не захочет совершать плохих поступков. За плохой поступок можно попросить прощения.

Чтение главы «Наказание» из повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы». Обсуждение: какой плохой поступок совершил герой? Как его наказали? Учащимся предлагается подумать и рассказать о каком-либо своем плохом поступке, который принес вред другим, и о котором они сожалеют? Тренер поддерживает каждого ребенка улыбкой, словом, поощрением за признание поступка плохим перед всеми.

  1. Упражнение «Хороший поступок». 

За хорошие поступки детей награждают. Почему? Для того, чтобы связать хороший поступок с приятным ощущением. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился достигать своих целей, удовлетворять свои желания с помощью хороших поступков.

Детям предлагается подумать и рассказать каждому по очереди о своем хорошем поступке, который принес пользу им и другим людям. Тренер награждает высказавшегося ребенка разными формами: похвалой, улыбкой, поощрением, удивлением, восхищением.

  1. Заключительная беседа.

Тренер предлагает ученикам вспомнить все, что они знают о воровстве, подумайте и ответьте: почему воровство – это ПЛОХОЙ поступок (приносит вред самому человеку, родным, обществу)? Помните, воровство приносит вред людям, поэтому оно во всех без исключения странах мира! Завершение занятия.

  1. Завершение занятия:

способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия.

3 занятие. «Горькая, правда, ложь во благо»

Цель: сформировать у учащихся представление о человеке, который лжет, и о правдивом человеке; понимание того, что человек, который ворует,  становится рабом.

Основные понятия: свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от воровства.

  1. Приветствие.

  2. Упражнение «Правда – свобода, ложь – это рабство».

Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда». Инструкция: педагог может использовать сказку В.Н. Даля «Правда и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь». Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет). Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)

Тренер подводит детей к выводу: Кривда иногда выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять.

  1. Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».

Обсуждение: почему старшие ребята перед взрослыми скрывают факт курения? факт употребления алкоголя? (Попадая в зависимость от курения, алкоголя, подростки скрывают, лгут себе и взрослым, потому что не осознают опасность и вредность психоактивных веществ). Важно тренеру отметить, что взрослые обязательно помогут подростку отказаться от совершения противоправных поступков.

Беседа. Тренер поясняет, что, начав воровать, вор становится постепенно  рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь воровать, что вор не может ни о чем другом думать. Чем чаще он ворует, тем ему сильнее хочется воровать. «Ловушка» захлопывается. Теперь все поступки вора направлены только на добывание тех предметов, которые он выбрал для совершения актов воровства. Например, вор может часами бродить по городу, чтобы найти тот предмет, который хочет украсть, а когда найдёт его готов пойти на всё, что бы украсть.

  1. Упражнение «Вор - тяжело больной человек».

Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым).

Воровство разрушает  личность человека. Жизнь подчинена одной цели: быстрее украсть.  Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если вовремя не принять очередную дозу наркотика, то наступает «ломка». Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму.

  1. Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?».

Воры - несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто-то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Человек, который лжет, не может быть другом.

Воровство наказывается Законом.

  1. Домашнее задание:

нарисовать или сделать из пластилина, глины поделку «Правда».

  1. Завершение занятия:

способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия.

4 занятие. «Добрые дела»

Цель: сформировать у учащихся представление о добре и зле. Воровство – злое дело.

Основные понятия: добро и зло, общение, чума.

  1. Приветствие.

  2. Упражнение «Что такое добрые дела?».

Чтение одного - двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел.

Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек. Доброта как черта характера человека – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.

  1. Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?».

Это не может быть добрым делом. Ведь воровство это болезнь такая же, как чума или наркомания.   Главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде. После приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания - наркомании. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик».

  1. Упражнение «Воры-микробы». 

Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров- микробов»,  предлагая всем попробовать украсть. Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны фразы ОТКАЗА от воровства, которые обсуждаются заранее, или предлагается тренером. После игры снимаются маски. Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.

5 занятие « Уверенное и неуверенное поведение»

Цели: Обучить тому, как отличать в практических ситуациях уверенное от неуверенного. Дальнейшая отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

  1. Приветствие.


  2. Игра « Воспроизведение»

Дети садятся в круг. Бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч. Принимает любую позу, какую захочет. И все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч, бросает мяч следующему и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.

  1. Упражнение «Сила слова»

Составляются три списка слов, характерных для уверенных и неуверенных ответов. Ведущий записывает слова на ватмане.

4.Упражнение «Круг уверенности»

Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на полу примерно в полуметре от себя. Зайдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были на «гребне успеха». В этой ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо вам сопутствовала удача. Удивительная способность нашего мозга - это то, что для него нет границ между реальной историей и воображаемой. Фантазируйте, смело никто не будет знать об этом.

5.Игра « Я – хозяин»

Каково ваше представление о хозяине?
Одна из черт хозяина – это уверенность в себе. Кто из вас уверен в себе, встаньте! Поздравьте того кто встал первым, а остальные пусть сядут. Я верю, что ты –хозяин, но докажи это другим. Сделай или скажи что – то, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!

Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хозяина ( «хозяином будешь ты») из претендентов; претендент должен произнести фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли –это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации хозяином.

6.Рефлексия.

Что нового сегодня поняли для себя? Продолжи фразу: « Уверенный человек это.....»

  1. Завершение занятия:

способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия.

  1. занятие «Я и мои друзья»

Основные понятия: хорошо и плохо, хорошие поступки.

  1. Приветствие.

  2. Упражнение «Качества человека». Разминка.

  • Запиши утверждения, которые относятся к понятию «Верный друг».

  • Анкета-опросник «Верный друг»

  1. Обсуждение на тему «Я и мои друзья».

  2. Упражнение «Друзья из сказок».

Угадай по описанию сказочных персонажей, которые ради дружбы были способны на героические поступки.

  • Эта девочка из соседнего дома, ради друга смогла преодолеть много сложных ситуаций, найти и отогреть слезами его холодное сердце (Герда);

  • Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь своему новому больному другу (Женя из сказки «Цветик-семицветик»).

  1. Проективная методика «Круг моих друзей»

В центральном круге обозначь очень близких друзей, верных, проверенных временем. В ближайшем круге хороших друзей, в дальнем людей с кем мне приятно общаться.

  1. Чтение сказки«Почему врать плохо».

В далеком заснеженном городе жила девочка. У нее было много вредных привычек. Она была злая, ленивая, эгоистичная и очень любила врать. Не проходило и дня, чтобы она не обманула кого-нибудь.
Нельзя сказать, чтобы она в душе была такай. Она, совершая свои поступки, не знала, что так нельзя делать. Она искренне считала, что во лжи нет ничего плохого, что нельзя срывать злость на других людях. Она вечно грубила и оскорбляла своих друзей и родителей, поэтому у нее не осталось ни одного друга, все друзья покинули ее. Однажды дождливым осенним вечером она скучала, сидя у окна. Ей было нечего делать, ей не с кем было играть и общаться, ведь у нее не осталосьни одного друга. Ей стало настолько скучно, что она стала задумываться о том, почему у нее не осталось друзей. Она вспомнила свое отношение к ним, но все-таки не поняла, почему они бросили ее. Она решила нейти ответ на этот вопрос. Она вышла на улицу и начала спрашивать прохожих: «Почему врать плохо?» или «Почему нельзя срывать на других людях свою злость?» Люди, проходившие по улице, дали ей ответы на эти вопросы. Девочка наконец-то поняла свои плохие привычки и начала потихоньку от них избавляться. Ей было легко это сделать, ведь в душе она была очень хорошая. Уже через год у нее было много друзей.

6. Обсуждение.

7. Ритуал прощания.



ЗАНЯТИЕ 7 «Всегда ли нужно говорить «ДА»?»

Цель: Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания. Что решение, принимаемое « всей компанией». Не всегда самое правильное.

  1. Приветствие.

  2. Анализ домашнего задания: Какие качества написали близкие тебе люди? Почему как ты считаешь? Как ты думаешь, что и как тебе нужно изменить в себе?


  3. .Игра « Полет в будущее»

Вы попали в будущее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи: -выжить-определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозящей беде. Вопросы для обсуждения: Что означают слова «соблазн», « вредные привычки», « зависимость»?Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.

На ватмане фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости: алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д. Эмоциональные зависимости: ( убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе), постоянно включенный телевизор, стремление к риску, азарту, откладывать все на потом, компьютерные игры, постоянное желание разговаривать по телефону, постоянное желание спать и т. д.

Когда мы выяснили. Чего нам следует опасаться, мы запишем это в « Большой книге идей». Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им ( план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.

  1. Рефлексия:

Как себя чувствовали в этой роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло успешно справиться с ситуацией?
Ведуший: мы нашли способы противодействия соблазнам. Давайте напишем их в « Большую книгу идей»

  1. Ритуал прощания





ЗАНЯТИЕ 8 «Умей сказать «НЕТ»»

Цель: Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания. Что решение, принимаемое « всей компанией». Не всегда самое правильное.

1. Ритуал приветствия.

2.Игра: «Марионетка»

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание : два участника должны играть роль кукловода-полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются по 2 стула на расстоянии 1,5 –2 метра.

Цель кукловодов –перевести куклу с одного стула на другой. При этом человек, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно чтобы на месте куклы побывал каждый. Участники обсуждают, что испытывал он на месте куклы. Помогите сделать вывод о неприятных ощущениях, когда ты не самостоятелен.

3.Мини лекция « Умей сказать « НЕТ» !»

На прошлом занятии мы нашли удачные способы сказать « НЕТ !» предлагающим нам алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление. Но оглянитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и сигарет, испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?( Вместе с ребятами составляем список причин )*подражание родителям;*желание, чтобытебя считали взрослым;*для избавления от наболевших проблем;*для ослабления самоконтроля;*чтобы расслабиться;*чтобы отважиться на общение;* для «военных» историй, которые сводятся к тому, как « герой» сломался, в каком состоянии очухался, куда попали как он ничего не помнит и т. п.-Что же лежит в основе этих причин? (общее для всех)Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены? (хочу, но не могу)

Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким -либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Не удовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе и не начнет искать способов удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену зависимости.
Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Ведущий сообщает участникам алгоритм «Двух О» (алгоритм «Оптимального Отказа):

Я –сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение( «Мне приятно, что меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино).



Алгоритм записывается на ватмане. Участники делятся на пары, один из них уговаривает другого, второй отказывается, использует предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

  1. Рефлексия.

Участникам предлагается завершить высказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что...» Это позволит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

  1. Ритуал прощания

9 занятие «Цена проступка»

  1. Приветствие.

  2. Разминка.

Ребенку дают монетки(кружки из красной и черной бумаги или монеты – это условная цена поступка (эмоциональное благополучие, репутация, здоровье, дружба и т.д.) и предлагают ситуации, в которых он должен оценить поступок героев. Если готов – кладет монетку на стол и происходит обсуждение поступка героев и цены, которую каждый заплатил.

  1. Чтение и обсуждение рассказа.

Дымка и Антон......

А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, вернее у четвертой ноги не было лапы. Он где-то ее потерял. Но он все равно бегал очень быстро и всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, но всегда возвращался к Ваньке. Антон любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик -бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе. И как только Дымка занялась Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает: "Я, ребята, ничего не знаю".Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: "Ты взял?" Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла. Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.

  1. Закончи предложения:

  • Я злюсь, когда...

  • Мне обидно когда...

  • Я радуюсь, когда...

  • Мне стыдно, когда...

  • Я грущу, когда...

  • Я боюсь, когда...

Обсуждение задания.

  1. Задание «Свиток желаний».

На «свитках» нужно записать свои пожелания и добрые дела, которые бы ты хотел пожелать и сделать кому-нибудь из близких тебе людей. Мы встретимся с тобой в сентябре и узнаем, как исполнились твои желания. «Свитки» «запечатывают» (скотчем, упаковывают в конверт и т.п.) и кладут в условное место

  1. Ритуал прощания

Занятие 10. «Заключительное занятие»

  1. Приветствие.

  2. Повторная итоговая диагностика;

  3. Профилактическая беседа «Я вчера. Я сегодня. Я завтра».

  4. Ритуал прощания.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!