СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия "Охрана зрения и развитие зрительного восприятия "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дана с целью , чтобы сохранить зрение у слабовидящих детей. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия "Охрана зрения и развитие зрительного восприятия "»



Пояснительная записка к программе «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставаний в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.

Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушенным зрением. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют дифференцированного подхода тифлопедагога, преподавателей, медицинских работников, родителей, знаний учащимися своего дефекта, особенностей его прогноза. Учащийся III-IV видов образовательной деятельности обязан освоить стандарт общеобразовательной программы. Основной задачей школьных учреждений для слепых и слабовидящих детей является подготовка их к обучению путем осуществления коррекционно - развивающих и лечебно - восстановительных мероприятий. Программа курса развития зрительного восприятия решает задачи развития зрительной реакции на предметы окружающего мира, учит замечать их форму, объем, цвет, формирует у детей зрительные способы обследования предметов, учит соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных тел, а также закрепляет у детей умение анализировать основные признаки предметов. Важным является формирование навыков зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции. По результатам обучения учащиеся создают сюжетные изображения и срисовывают их.

Эффективную помощь при этом может оказать данный предмет коррекционной области учебного плана в условиях всесторонней помощи ученику в сохранении зрения и развития всех возможностей зрительного анализатора с учетом патологии зрения каждого конкретного ученика. Реализация этих задач предполагается через дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного и лечебного процессов, снижение нервно-психологической нагрузки учащихся.

Данный курс позволит качественно изменить отношение учащихся к своему здоровью, образованию, нести ответственность за свою жизнь, грамотно пользоваться возможностями своего нарушенного зрения для восприятия окружающего мира.



















Исходя из означенных целей, определены задачи:



  1. Расширение и коррекция у детей предметных представлений и способов обследования предметов через расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира; формирование конкретных способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации); формирование обобщающих понятий.



  1. Повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования у учащихся зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов; формирование системы сенсорных эталонов; научение пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий.



  1. Формирование у учащихся потребности использовать зрительные умения и навыки для установления логических причинно-следственных связей при отражении множества объектов окружающей действительности (развивается сукцессивность /преемственность/, симультанность/одновременность/, что оказывает положительное влияния на аналитико-синтетическую деятельность).

  2. Набор дидактических задач, направленных на развитие глубины пространства; развитие пространственной ориентировки через формирование пространственных представлений (зрительная оценка пространственных отношений между предметами).

  3. Набор дидактических задач по развитию зрительного восприятия как психического познавательного процесса (активное использование средств педагогического воздействия на развитие зрительных функций).

  4. Обеспечение тесной связи мануальных (контролирующих) и зрительных действий; совершенствование зрительно-моторной координации.



Предмет рассчитан на незрячих и слабовидящих детей в объеме 34 часов в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю индивидуально или подгруппой не более 3 человек. Могут иметь место и такие формы организации познавательной деятельности как беседы, уроки вопросов и ответов, тренинги, экскурсии и другие. Полученные навыки используются учащимися на общеобразовательных предметах.

Дидактический материал должен помочь учащимся усваивать школьные предметы. Содержательные аспекты программы по предмету «Развитие зрительного восприятия» для учащихся III-IV вида образовательной деятельности представлены через тематическое планирование с определением целей и задач, также определены планируемые результаты.







I

раздел

Зрение.


К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты

Знает /понимает

Умеет

Дидактика


-Введение в курс «Развитие зрительного восприятия».













Воспитание правильного отношения к своему дефекту.



Трезво и здраво оценивать состояние зрительной функции.



Выполнять тифлотребования.



Учить отказываться от негативного мышления.



Показать важность уважения и взаимопонимания в семье.






Причины ухудшения зрения.




Сохранять остаточное зрение


Комплекс офтальмологических гимнастик

Практикум: Определение состояния зрительных функций. Диагностические карты. (совместно с офтальмологом, психоневрологом).



-Зрительная система и ее функции.





Анатомию глаза

Работать с муляжом/схемой




Законы передачи зрительного изображения.



-Инвалидность по зрению.

Тифлотребования.





Свое зрение




Учиться с радостью






Положительные результаты тифлотребований как в школе, так и дома.



-Семейный подход к восстановлению зрения.



Сущность семейных отношений.

Не испытывать чувства обиды.

Тренинги: «Меня в семье любят».

«Я самый …»

















II раздел

Развитие операционных механизмов зрительного восприятия.


К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты

Знает /понимает

Умеет

Дидактика


- Предметные представления – средство совершенствования предметного восприятия.











Совершенствование предметного восприятия.



Обогащение и расширение роли зрительных представлений о свойствах и качествах предметов.





Обучение зрительному анализу части предмета.



Умение различать общее и отличительное между предметами одного вида.

Предметы в натуральном виде и их изображение /реальное, контурное, силуэтное/.


Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов

Предметные, пространственные, временные представления о предмете. Часть предмета.

-Полнота и дифференцированность предметного восприятия. Виды, методы зрительного восприятия.





Как выделить главные отличительные признаки предметов одного рода и вида

Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.


Приемы, направленные на формирование представлений о предметах родовых понятий /овощи, фрукты, растения, посуда,

одежда, транспорт, животные и др./. Тактильно –двигательные приемы. Зрительно-двигательные приемы.

-Причинно – следственные связи отражения окружающей действительности.


Последовательность рассматривания.




Узнавать искажение изображения или пространственного местоположения одного и того предмета или его части

Алгоритмы для анализа предметов

-Формирование навыков использования зрительных умений. /Зрительное внимание. Зрительные образы./



Понимает важность и необходимость иметь навыки зрительных умений

Контролировать свои действия

Практикум.












III раздел

Формирование системы зрительных сенсорных эталонов.

К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты




Знает /понимает

Умеет

Дидактика


-Исследование уровня сенсорной готовности учащегося. Виды сенсорных обследовательских действий.





Повысить уровень сенсорной готовности к школьному обучению.



Формирование зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов.



Формирование умения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.



Развитие сенсорных обследовательских действий.




Три этапа овладения сенсорными эталонами.


Различать от 8 до 12 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков коричневого, оранжевого, фиолетового, желтого, голубого при увеличении поля восприятия и расстояния между объектами.

Узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и др


-Углубленное представление о свойствах и качествах предметов с учетом зрительных возможностей учащихся.





Первичное выделение и узнавание свойств конкретных предметов.

Последующие этапы знакомства с образцами изученных свойств.

Использовать сформированные представления для более точного отображения свойств предмета.


Локализация, сравнение и соотнесение заданного цветового объекта из множества цветовых. Сенсорные операции при восприятии цветов близлежащих в цветовой гамме.

Аналогично: форма.


- Формирование умения пользоваться сенсорными эталонами





Сложность сенсорных действий

Пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств окружающего мира.

Алгоритм последовательности.

Тренировка в узнавании, локализации, соотнесении усвоенной формы /объекта/ в новом пространственном положении объекта.





1V

раздел

Формирование у учащихся потребности использовать зрительные умения и навыки.


К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты

Знает /понимает

Умеет

Дидактика


-Восприятие сюжетных изображений.









Установление логических причинно-следственных связей при отражении множества объектов окружающей действительности: развитие сукцессивности/ =преемственность/, симультанности =одновременность/.

Положительное влияние на аналитико-синтетическую деятельность.






Важность последовательности восприятия

Последовательно проводить указанную операцию при изучении программного материала.

Целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов


-Формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет.







Причинно-следственные связи

Выделить главные информативные признаки для сюжета.

Сюжетные картинки. Четкое выделение существенных признаков для понимания сюжета. Характеристики явлений природы



-Выделение информативных признаков в сюжетном изображении, установление логических связей.



Логические связи

Выделять главное и второстепенное. Детализировать.

Разрозненные картинки для составления сюжета. Время событий, место действия. Поза, жест, мимика.


-Развитие монологической и описательной речи.







Что такое монолог.

Описание.

Определять человека по одежде, предметам обихода и др.

Тексты разных типов речи. Составление рассказиков, сказок. Социальная принадлежность героя.





Vраздел

Зрительная оценка пространственных отношений между предметами.


К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты

Знает /понимает

Умеет

Дидактика


-Развитие глубины пространства





















Сформировать понимание важности глубинное зрение



Действовать на практике с применением измерительных навыков в большом и малом пространстве.

Целенаправленно развивать пространственное восприятие.




Теоретические и практические знания и умения

Перенести теорию в практику

Узнавание предмета на большом расстоянии. Измерительные навыки.


-Практическая деятельность в свободном пространстве










Важность глубинного зрения.

Точно воспринимать предмет и

полисенсорно

Предмет перекрывает контур и расположен ближе, а перекрываемый дальше. Игры в большом пространстве для выделения различий и сходства по окрасу.



-Пространственная ориентировка через формирование пространственных представлений













Макро- мини пространство

Ориентироваться на основе пространственных представлений

Учить зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов. Изменение его места расположения.


-Расширение опыта ориентировки в окружающей действительности.











Алгоритмы способов ориентировки.

Располагать /ся/ предметы по заданию.

Оценка положение одного относительно другого. Как изменился предмет от изменения его пространственного положения.









VI раздел

Зрительное восприятие как психический познавательный процесс.

К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты

Знает /понимает

Умеет

Дидактика


-Максимальное использование своих зрительных потенциальных возможностей












Набор дидактических задач по развитию зрительного восприятия как психического познавательного процесса (активное использование средств педагогического воздействия на развитие различительных зрительных функций).

Тренировочная деятельность с целью стабилизации достигнутого уровня.










Свои зрит. возможности

С помощью педагога их использовать с последующей самостоятельностью

Усложнение наглядного материала и дидактических задач


-Грубая дифференциация цвета. Различение оттенков одного цвета.










Основные цвета

Зрительно различать оттенки

Наборы по цветовому признаку.



-Восприятие силуэтных и контурных изображений на прямом и обратном контрасте








Сущность прямого и обратного контраста /он сложнее/

Различать контурное, силуэтное изображения

Силуэтные изображения. Дополнить контур.


-Прослеживающая функция глаза















Функции контроля

Пользоваться способами слежения объекта

Дидактические игры: «Обведи по контуру», «Проследи путь» и пр.

VII

раздел

Совершенствование зрительно-моторной координации.


К-во часов

Цель. Коррекционные задачи

Планируемые результаты

Знает /понимает

Умеет

Дидактика


- Формирование мануальных обследовательских действий












Обеспечение тесной связи мануальных (контролирующих) и зрительных действий.



Совершенствование зрительно-моторной координации.



Совершенствование функции контроля.



Расширение компенсаторных способов познания.






Алгоритмы обследовательских действий.

Целенаправленно обследовать; приспосабливать мануальные движения к особенностям предмета

Выполнение мануальных действий при восприятии округлой, угольной форм и т.д.


-Роль подключения руки в акт зрительного восприятия










Компенсаторные способы познания (внимание, речь, инструктаж, логика,, память и т.д.)

Подключать руку /руки/ при обследовании незнакомого предмета округлой и угольной форм как компенсаторный способ познания.

Зрительная дифференциация по величине (/выбрать из двух меньший/ / больший по величине в большом и малом пространстве. Выбрать из трех как зрительным способом, так и практическими соотносящими действиями.



-Перевод внешних практических действий во внутренний план.











Законы зрительной дифференциации,

зрительно-моторной координации.

Накладывать, прикладывать предметы.

Выбирать из 3 два одинаковых.

Тренировка в проведении непрерывных линий под разными углами от заданных начала и конца образца.

Непрерывные линии.






Дидактический материал.

Занятия проводятся в кабинете охраны зрения. Для организации теоретической и практической работы в кабинет используются наборы различных по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синего цветов); наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса; диапроектора, слайдов; игрушек, моделей, муляжей, некоторых натуральных объектов, цветных фломастеров, карандашей; материалы для лепки, таблицы, специализированные тифлосредства (лупы, тифлоплееры, трости, приборы по Брайлю, рельефно-графические пособия, тифлоизмерительные приборы, специальные сигнализаторы), магнитофон с музыкальными дисками для релаксации, персональный компьютер, осветительные приборы, люксметр и другое.

Формы контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Критерии результатов обучения:

Ученик должен понимать степень ответственности за свое здоровье, должен знать специальный язык окулиста, прогнозируемые результаты своего зрения, должен уметь ставить достижимые цели, иметь чувство собственного достоинства, адаптироваться в зрячей среде, комфортно чувствовать себя в обществе, определять цвета, поле зрения, узнавание предметов простыми способами.



Литература.

1. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопедагогики.-Учебное пособие. Л., 1983 г.

2. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей.- Учебно-методическое пособие. Москва, ВОС,1990 г.

3. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции.- Учебно-методическое пособие. Москва, ВОС, 1990г.

4. Демьянов Ю.Г., Сорокин В.М. и др. Диагностика и коррекция неадек­ватных установок на инвалидность и отношение к дефекту. Воронеж, 1992 г.

5. Стернина З.М. Новая парадигма коррекционной педагогики./Сб.Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами фи­зического воспитания. Москва. Изд-во «Физкультура, образование, наука», 1995г./

6. Плаксина Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в условиях сенсорного воспитания. /Сб. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. 1., Ин-т коррекционной педагогики, РАО. Москва, 1995г./

7. Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения.-Верхняя Пышма,1997 г.

8.Л.И.Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения.-М. ГороД,1998 г.

9. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. Под редакцией Л.И.Плаксиной. Адэль, Калуга, 1998г.

10. В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. Основы тифлопедагогики. / Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения/.- Москва, «Просвещение»,2000 г.

11. Рожкова, В.С.Токарева. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. М.: Владос, 2002 г.

12. Рельефно – точечный шрифт Луи Брайля – основа грамотности слепых и инструмент познания окружающего мира (материалы конференции). ВОС,2004г.

13.Психология воспитания детей с нарушением зрения. /под редакцией Л.И.Солнцевой и В.З.Денискиной/. Налоговый вестник, Москва,2004

14. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. «Логос» ВОМ Москва,2004.

15. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта / Зальцман Л.М., научно – методический журнал «Дефектолог» №2, 2006/

16. Анализ результатов изучения слепых детей со сложными нарушениями развития за тридцать лет/ Басилова Т.А., Александрова Н.А. научно – методический журнал «Дефектолог» №2, 2006/.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!