СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционные формы деятельности в оценке знаний и дозировке домашних заданий в условиях уровневой дифференциации.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, упорно борясь с неуспеваемостью, ориентировалась лишь на «среднего» ученика.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные формы деятельности в оценке знаний и дозировке домашних заданий в условиях уровневой дифференциации.»

Коррекционные формы деятельности в оценке знаний и дозировке домашних заданий в условиях уровневой дифференциации.



Установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, упорно борясь с неуспеваемостью, ориентировалась лишь на «среднего» ученика. Культ единообразия, дисциплины и порядка на долгие годы замораживал развитие самобытных, способных детей, изгонял из школы подлинный интерес к знаниям. Снижал престиж труда и таланта. Введение всеобщего обязательного среднего образования усилило тенденцию к нивелированию личности ученика.

Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно выполнять практические задания, добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач при объяснении новой темы.

Школа начинается с 1-го класса. Поэтому дифференцировать детей надо при поступлении в школу, основой такой дифференциации должна быть прогнозируемая психологом «способность к обучению в школе». Почему всё это надо учитывать или, точнее, почему нельзя не учитывать. Природа - мудрый учитель, она заинтересована в том, чтобы каждый нашёл своё «место под солнцем», и каждому отмеряет способности в той или иной сфере. Благодаря этому у человечества есть гениальные учёные (интеллектуальная сфера), великие поэты и актёры» (эмоциональная сфера), выдающиеся спортсмены, балерины, танцоры (психомоторика), искуснейшие ювелиры, повара, строители (прикладные умения). Последних значительно больше, но они и нужны в большом количестве. Непонятным становится стремление сделать всех одинаковыми, в равной мере умными и умелыми. Тем более что такое стремление приводит к отрицательным результатам, как, впрочем, и всё что делается вопреки природным закономерностям. Дети не равны в возможностях овладения школьной программой. Только при условии, если учитель даёт адекватный возможностям детей материал, в посильном для них темпе, с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, только тогда он усваивается вообще, а тем более эффективно, прочно. Но надо быть волшебником, чтобы так подать его одновременно и сильному, и среднему, и слабому ученику. Да ещё при этом умудриться объективно оценить их знания.

Как ставить положительные оценки и сильному, и слабому ученикам, если они качественно несопоставимы? Но оценка по сути своего должна отражать субъективный прогресс каждого ребёнка. И если слабый ученик стараниями своими заслужил положительную оценку, но итог его стараний не сопоставим с результатами, демонстрируемыми сильным учеником, что делает обычно учитель? Вместо заслуженных «5» или «4» ставит в лучшем случае привычное «3», определяя тем самым границы личностного роста ученика. А как может расти личность, регулярно получая «3», а то и «2»? Причём, получая за работу головой. Изначально поставленный в неравные с другими условия, имея при этом, возможно, более ловкое тело, быстрые ноги, умелые руки. Абсолютно уверены, что невозможно развивать личность вообще, а тем более гармонично в ситуации хронической неудачи, отсутствия успеха. Да и почему во главе угла ставить только интеллектуальные достижения. Ведь потребность общества в работниках сугубо интеллектуального труда не так уж велики.

Понятие дифференциации должно быть существенно расширено и гуманизировано, для того чтобы она действительно явилась тем инструментом, тем методом, который окажет действенное воздействие на процесс приобретения знаний и решительно сдвинет народное образование на новые рубежи совершенствования общеобразовательной школы.

Ориентация на максимум усвоения учебного материала может привести к заметной перегрузке школьников, уровень требований для большинства ребят может стать просто недостижимым. Как следствие - пропал интерес к учёбе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет разноуровневая дифференциация знаний и умений. Цель её - обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на продвинутом уровне. В соответствии с этим в каждой изучаемой теме определяется необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого формируется повышенный уровень усвоения материала.

Такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться успехов в учёбе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей. И если ребёнок не может или не хочет овладевать вершинами науки, это не даёт повода отказывать ему в уважении.

Достижение уровня обязательной подготовки - это сигнал о полновесных и добротных знаниях и умениях, сигнал учебного успеха. Почувствовав уверенность в своих силах, школьник естественно задаётся вопросом: «А что дальше? Почему бы не испытать себя? Сейчас важно доказать слабому, что и ему доступен успех. Метод обучения, о котором идёт речь, способствует сближению учителя и ученика, установлению доверительных отношений, помогает педагогу лучше и быстрее узнать характер, способности каждого ребёнка, влияет и на взаимоотношения между детьми и родителями. Он оказывает положительное воздействие на личность школьника, позволяет ему стать полноценным участником учебного процесса, научить наконец свободу выбора своего поведения.

Дифференцированные задания - это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правила и выработать необходимый навык на его основе.

Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблице, карточке и т.д. Их следует разделить на 2 вида:

  1. Обязательные задания. Их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику.

  2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определение выводов.

Учитель предусматривает возможные затруднения детей в процессе восприятия материала, поэтому при подборе дифференцированных заданий учитывается и это. Зная индивидуальные особенности детей, учитель подбирает задания, позволяющие повысить активность всех детей в процессе восприятия, осмысления нового материала. При подборе заданий учитель не забывает о том, что интерес к необходимости приобретения новых знаний возникает при понимании детьми практической ценности изучаемого правила, закона, свойства, выработке нужных навыков.

Цели разноуровневой дифференциации обучения таковы:

  • С психолого - педагогической точки зрения - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

  • С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества.

  • С дидактической точки зрения - решение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе. Сочетание дифференциации и интеграции содержания образования необходимо также и для преодоления перегрузки учащихся, связанной с решением задачи углубления знаний в избранных областях деятельности. Дополнительное учебное время для того углубления может возникнуть за счёт интеграции содержания образования при изучении непрофильных предметов (например, курс «Человек и природа» для учащихся гуманитарного профиля).

Таким образом, сочетание интеграции и дифференциации содержания образования может содействовать формированию целостного представления о природе и обществе и, одновременно, углублению знаний школьников в избранной ими области деятельности, это способствует развитию их интересов, склонностей и способностей.

Методические принципы уровневой дифференциации обучения разработаны и экспериментально проверены сотрудниками лаборатории обучения математики, но они могут быть использованы и в других предметах.

Важнейшие принципы таковы: формирование опоры, предусматривающее, что все учащиеся независимо от их способностей, должны пройти этап овладения спорными знаниями и умениями, т.е. обязательный уровень подготовки; выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки как основы дифференциации обучения. Другими словами, учебный процесс не должен быть ограничен обязательными требованиями к результатам обучения; добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности; соответствие содержания. Контроля и оценивания знаний уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях. Эффективным способом организации контроля, направленного на выявление обязательных результатов обучения выступает зачётная система.

Методы обучения должны опираться на деятельное начало, формирующее у учащихся основы рефлексивного диалектического мышления. Учитель призван развивать разнообразную деятельность учащихся, благодаря которой они усваивали бы соответствующие знания и умения. Методы обучения в профильных классах имеют специфику, связанную с интересами, склонностями и способностями учеников к избранным ими предметам.

Эта специфика выражается: в общей доле самостоятельной работы учащихся с литературой при изучении нового материала, решении задач, выполнении нового материала, выполнении экспериментальных и творческих заданий; в интенсификации обучения за счёт лекционо-семинарской системы, введения тематических зачётов, укрупнения блоков усвоения; в усилении индивидуальной работы преподавания с учащимися как на уроках, так и во внеурочной работе; в создании особой атмосферы давления, сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность и труд.

Наиболее характерная особенность работы с учащимися в этих классах - перенос центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение информации, овладение умениями и навыками. Учитель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации. А прежде всего организатором самостоятельной работы учащихся и её консультантом.

В учебном процессе должны быть разведены уровни подачи материала учащимся. Уровень подачи должен быть выше уровня воспроизведения. Уровень подачи должен быть одинаковым для всех детей; уровень воспроизведения должен быть, по возможности, дифференцированным.

Принцип разведения уровней позволяет избежать отрицательные последствия традиционной школы.

Во-первых, ясно, что ребёнок значительно легче и прочнее запоминает тогда, когда это запоминание не рассматривается как обязательное, при этом он запоминает не утомляясь, много больше, чем при принудительном запоминании.

Во-вторых, при разведении уровней подачи и воспроизведения учебного материала фактически решается проблема дифференциации детей и создаются хорошие условия для широкой реализации принципа равных стартовых возможностей.

Самостоятельная домашняя работа учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. Правильно организованные домашние задания имеют большое образовательное и воспитательное значение, обеспечивая закрепление учащимися ЗУН. Домашние задания дают возможность выравнивать знания учащихся, имеющих пробелы по отдельным разделам или темам.

Хорошо успевающим учащимся и учащимся, проявляющим интерес к предмету, домашняя работа помогает углубить знания, формирует устойчивый интерес к изучаемой дисциплине.

Насколько необходимы и оптимальны по своему объёму и содержанию задания, получаемые учащимися на дом? Учителя не всегда берут во внимание особенности профильной направленности обучения. Домашние задания по непрофильным предметам в профильных и общеобразовательных классах зачастую абсолютно одинаковы, а порой в профильных - более трудоёмкие, что приводит к стрессовым ситуациям и перегрузкам.

Согласно СанПину домашние задания в первом классе можно задавать только со второго полугодия. Иногда оно должно отнимать у ребёнка не более часа времени. Во втором классе уроки займут полтора часа. В 3 и 4 - до двух часов, в 5, 6 - до 2, 5, в 7,8 - до трёх, ну а старшеклассникам санитарные нормы разрешают сидеть над книжками не более 4-х часов.

По объёму домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1 -7 -м классах и половины - в 8-10 классах.

На выходные и праздничные дни домашние задания не выполняются.

Непосильные задания ведут к перегрузке учащихся, которым зачастую не хватает времени для их выполнения. Больше половины учащихся говорят о недостаточности времени как о главной трудности в выполнении домашних заданий. Это обусловлено в основном двумя моментами: большими по объёму и трудными по содержанию домашними заданиями. С одной стороны, и неумением учащихся правильно распределять свободное время, рационально организовать свой учебный труд - с другой.

Непосильные задания отражаются на работоспособности учащихся, вызывают переутомление у одних; других приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям.

Чтобы регулировать объём заданий целесообразно их дифференцировать: 1) задания для всех, и 2) задания, рассчитанные на учеников, увлекающихся данным предметом и направленные на расширение и углубление знаний.

Опыт трудовых учителей убеждает в возможности нового подхода к домашней работе: они не дают обязательных домашних заданий. Но это не значит, что ученики дома ничего не делают.

Во многих учебниках есть разные по сложности упражнения и задания; поэтому иногда можно предлагать ученика выбрать упражнения по желанию.

Ученики с разным типом мышления по- разному выполняют домашние задания: те, у кого более развито образное мышление, легче выполняют задания по гуманитарным предметам, но им труднее даются задания по математике, физике, химии.

Таким ученикам пригодятся карточки с инструкциями, схемами. Ученики с более развитым логическим мышлением легче решают задачи, а при выполнении заданий по гуманитарным предметам им нужно показывать способы логической обработки материала. Дозирование помощи - очень важное средство индивидуализации. Дифференцированные домашние задания являются неотъемлемой частью уровневой дифференциации.

При разведении уровней появляется возможность перейти к более прогрессивной форме проверки - когда производится сравнение каждого учащегося с самими собой для разных моментов времени. Сейчас всё чаще провозглашается установка для учителей инновационных школ: «Не сравнивай одного ученика с другим. Сравни его сегодняшнего с ним вчерашним» - значит, создай ему благоприятные условия для развития, для перехода из «слабых» в «сильные», а потому не лишай его контактов с более успевающими и с иначе мыслящими, предоставь ему. Как и всем, много интересной и разной информации и при этом не торопи, не заставляй его всё это сразу усвоить. Будь терпелив с ним, держи перед ним открытым «зелёный свет»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!