СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие в  помощь психологам, логопедам и классным руководителям

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.»

 

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.

Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя,   правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

 2. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.

  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец

  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

  • Опора на ощущения разных модальностей.

  • Подбор по аналогии.

  • Подбор по противопоставлению.

  • Пиктограмма

  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

  • Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали.

  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

  • Многократное усиление функции.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

  • Обращение к собеседнику с вопросами.

  • Работа со словарями на время.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

  • Группировка по общности признаков.

  • Исключение лишнего.

  • Кроссворды и ребусы.

  • Повтор инструкции





6. Создание ситуации успеха на занятии.

7. Динамическое наблюдение за обучаемым (не реже 1 раза в четверть обсуждение результатов наблюдений ).

При изучении принимают во внимание следующие показатели:

  1. Физическое состояние и развитие ребенка, динамика физического развития, особенности слуха и зрения, двигательной сферы, координации движений, работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

  2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени, внимания, памяти, мышления, познавательные интересы, любознательность.

  3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности .

  4. Особенности эмоционально – волевой сферы: эмоционально –волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение, особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрослыми, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

  5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренные программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета, характер ошибок при чтении, письме и счете.

Воспитательный прием:

- Создание ситуации успеха на занятии.

- Динамическое наблюдение за обучаемым (не реже 1 раза в четверть обсуждение результатов наблюдений ).

При изучении принимают во внимание следующие показатели:

  1. Динамика работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).

  2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени, внимания, памяти, мышления, познавательные интересы, любознательность.

  3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности .

  4. Особенности эмоционально – волевой сферы: эмоционально – волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение, особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрослыми, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.

  5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренные программой: общая осведомленность об окружающем мире и о себе, сформированность навыков чтения, письма, счета, характер ошибок при чтении, письме и счете.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!