СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционные занятия с педагогом-психологом для младших школьников. Развитие памяти и формирование различных приёмов запоминания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

Огромное влияние на развитие ребёнка, на  его отношении к учебному процессу,  успешность учебной деятельности, оказывает память ребёнка, уровень её сформированности, скорость запоминания, объём, ведущий вид.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные занятия с педагогом-психологом для младших школьников. Развитие памяти и формирование различных приёмов запоминания.»

Коррекционные занятия с педагогом-психологом

Тема: Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания).


Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее.

Огромное влияние на развитие ребёнка, на его отношении к учебному процессу, успешность учебной деятельности, оказывает память ребёнка, уровень её сформированности, скорость запоминания, объём, ведущий вид.




Память человека подразделяется на несколько видов. Например, по ведущему анализатору: на зрительную (визуальную), слуховую (аудиальную), обонятельную (запоминаем запахи) ,осязательную(тактильная чувствительность) , вкусовую.

По способу запоминания: логическая и механическая.

Также память бывает непроизвольная (когда мы запоминаем то, что не требует от нас усилий, то есть запоминается само собой). Например, у маленьких детей присутствует только непроизвольная память. В возрасте 6-7 лет у ребёнка начинает формироваться произвольная память (когда необходимо заучивать, запоминать, и для запоминания необходимо затрачивать определённые усилия, применять волю).

В зависимости от  длительности сохранения информации память может быть кратковременная и долговременная.

По содержанию память делится на: эмоциональную, двигательную, словесную, образную.

Для успешного овладения учебным материалом, развития навыков учебной деятельности, активного расширения кругозора, необходимо развивать память, овладевать различными приемами запоминания, и также необходимо знать, какие каналы восприятия у ребёнка наиболее активны и развивать наименее активные, тем самым развивая различные виды памяти.

В данной публикации я предлагаю некоторые упражнения и игры для развития некоторых видов памяти, которые необходимы для всестороннего развития ребёнка.

В эти игры дети могут играть как со взрослыми, так и с другими детьми.

Упражнения для развития памяти у детей младшей школы:

Для развития зрительной (визуальной) и образной памяти.

  • “Цветной ряд” - разложите 5-7 разноцветных кубиков перед ребенком. Засеките 30 сек и закройте ряд. Попросите ребенка расставить другие кубики (или нарисовать) по цвету в точно такой же последовательности. Проделывайте так несколько раз с разными комбинациями, пока ребенок не будет каждый раз выставлять правильно. Потом можно увеличивать количество кубиков и сокращать время для запоминания.

  • “Зоопарк” - Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте. Уберите карточку. Пусть он припомнит и нарисует каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.


  • “Картинка” - эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

  • “Кручу-верчу” - Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера (линейка, карандаш, заколка и т.д.). Дайте ему 30 сек на запоминание, потом он отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.

  • «Повторяй-ка!»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

Материалкарандаш, бумага.

  • Как играем: нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.

  • Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. д.

  • Усложняем: постройте дом из кубиков: основание - куб, стены - кубики разного цвета, призма - крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.

  • «Узор из пуговиц»

Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания.

Материалпуговицы, счетные палочки.

  • Как играем: выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор. Если он затрудняется, то помогите ему.

  • Откройте свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.

  • Закрепляем: выкладывать можно также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.


Большую помощь в запоминании текстов, стихов оказывают различные приёмы, которым необходимо ребёнка научить.


  •  «Глаза открываем – стихи вспоминаем»

Как играем: вы хотите выучить с ребенком стихотворение? Например, такое:

Осень золотая в гости к нам пришла

И с собою много красок принесла.

Желтый, и зеленый, и бордовый лист,

На тропинку нашу, падая, ложись.


Дождик-шалунишка к нам стучит в окно.

Улетают птицы в небо высоко.

Мы с собой корзинки разные возьмем.

В лес мы по грибочки дружно все пойдем.

Итак, начинаем.

  • Прочтите первую строчку. Предложите ребенку закрыть глаза, представить ее образ. Например, идет красавица Осень, вся в золоте. А может, ребенок представит другой образ? Спросите его, какая осень в его воображении.

  • Вторая строчка: «И с собою много красок принесла». Рисуете словами картинку: образ осени и цветных узоров или красок в корзине и т. д.

  • Таким приемом лучше запоминается любое стихотворение. Ведь он основан на чувственном восприятии.

  • Закрепляем: при рассказывании ребенком стихотворения предложите вспомнить, представить образ каждой строчки.

  • Возьмите любое стихотворение К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака.

  • Усложняем: используйте этот прием и при пересказе сказки по памяти. Рассказ должен быть сначала из 4- 5 предложений, а в дальнейшем — до 10.

  • «Узелки на память»

Как играем: после просмотра детских фильмов, передач, мультфильмов всегда проводите беседу. Спрашивайте ребенка, что ему понравилось, что не понравилось, что запомнилось. Делитесь своими впечатлениями. Кто больше вспомнит, тот и победил.

  • Закрепляем: спросите ребенка, о чем, например, вчера читали книгу.

  • Усложняем: увеличивайте время после просмотра фильма, вспоминая его, например, на следующий день. В такую игру можно играть в любое время, когда вам надо занять ребенка, в дороге, в очереди.

Для развития слуховой (аудиальной) памяти

Цель: развитие слуховой краткосрочной  памяти, внимания, наблюдательности.

  • Чемодан” - несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…карту». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту и…компас!». Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту, компас и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

  • Пары слов” - Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

  • «Супермаркет»-Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5 и более.

  • «Я знаю пять имён...»

Цель: развитие  памяти, внимания, моторики.

  • Предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю пять имен мальчиков...» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он. Это могут быть названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т. п.

  • «Я скажу, а ты - запомни»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

  • Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. На первых занятиях можно группировать объекты по темам, например: перечислять предметы посуды, мебели и т. п. В дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов, добавлять вещи из разных смысловых групп: дерево, ствол, ветка; дом, стена окно, дверь; диван, стол, кресло, чашка, мяч и т. п.

  • «Соберем букет»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

  • Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т.д.

  • «Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти.

  • Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

  • Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

  • «Запомни звук»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ребёнку предлагают закрыть глаза и по очереди послушать звучание разных предметов. Затем ребёнок открывает глаза и демонстрирует порядок звучания предметов.



Развитие осязательной памяти.


  • «Нарисуй фигуру»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: фигура, вырезанная из твердой бумаги или картона.

Ребенок с завязанными глазами ощупывает фигуру. Затем его просят нарисовать по памяти то, что он запомнил:  «Нарисуй фигуру, которую ты только что держал в руках».

  • «Найди свой предмет»

В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.

  • «Круг, треугольник и квадрат»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: геометрические фигуры круг, треугольник и квадрат, вырезанные из твердой бумаги или картона и разделенные на несколько частей.

Задания:

  • Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.

  • «Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем - треугольник и квадрат».

  • Расскажи, какую фигуру тебе было легче собирать. Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запоминал эти части?


Развитие двигательной памяти.


  • «Кукловод»

Цель: развитие двигательной памяти.

1 вариант. Педагог - «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

2 вариант. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек – «кукловод», другой – «кукла».

3 вариант. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

  • «Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

  • Упражнение «Паровозик»

Несколько детей встают "паровозиком" друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти свое место.



Как лучше устраивать такие игры ребенку?

  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.

  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.

  • Если ребенок справился с заданием, похвалите его и можно вручить небольшие призы и поощрения.

И еще несколько простых советов для развития памяти ребенка. Это уже не игры, а ненавязчивые действия:

  1. По дороге из школы расспрашивайте ребенка о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета учительница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же — за что?) и т.д.

  2. Вместо того, чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легким конструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а также зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.

  3. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры.

  4. Полноценный сон. Ночной сон школьника должен длиться минимум 9 часов.

  5. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов.

Как видите, упражнения для развития детской памяти выполнять совсем не сложно.
Родителям важно уделять этому внимание и время. Так вы поможете ребенку без проблем запоминать информацию.

Также способствует развитию памяти релаксационные и дыхательные упражнения.


Тренировке памяти способствует произвольное запоминание зрительных объектов. Например: посмотреть вокруг себя предметы (в комнате) и назвать их, запоминание слухового ряда : цифры, звуки, слова.

Можно с ребёнком проводить слуховые и зрительные диктанты, заучивание и воспроизведение стихов, сказок и т.п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!