СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционный курс: «Психокоррекционные занятия» Класс: 5 Учебный год: 2022-2023 Педагог-психолог: Ещенко В.Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционный курс: «Психокоррекционные занятия» Класс: 5 Учебный год: 2022-2023 Педагог-психолог: Ещенко В.Г.»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136) 53-3-02

ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru


«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



и.о зам. директора по УМР

_______ Дашиева Д.В.

от___________________

«Утверждено»



и.о. директор школы

_________ Е.Г. Сапожникова

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Коррекционный курс: «Психокоррекционные занятия»

Класс: 5

Учебный год: 2022-2023

Педагог-психолог: Ещенко В.Г.










с. Новая Брянь





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».


Цель программы:

Коррекция и развитие личности обучающегося, создание условий для психического и личностного развития обучающихся.

Задачи:

1.Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

2.Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

3.Формирование пространственно-временных ориентировок, исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

4.Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;

5.Развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями (законными представителями), педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

6.Обучение речевым средствам общения, расширение словарного запаса;

7.Формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

8.Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;

9.Коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

Используемые принципы:

1.Принцип наглядности;

2.Принцип доступности;

3.Принцип практической направленности.

4.Принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);

5.Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

6.Принцип коррекции и компенсации;

7.Деятельностный принцип;

8.Принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа состоит из серии специально организованных психокоррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на психокоррекционно-развивающих занятиях.

В основу данной программы заложены:

-Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции» (Н.П. Слободяник);

-Программа «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева);

-Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с уо (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.).

С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данные занятия не совсем обычные: дети играют, выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку. Предлагаемая система занятий по развитию личности ребенка направлена на формирование практических навыков и умений использовать свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности. На занятиях используется системный и деятельностный подходы, основанные на повышении самостоятельности и расширении возможности их социализации в обществе.

Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.

Особенность проведения занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому педагогу-психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, предупреждать появление серьезных психологических проблем.

Программа направлена на формирование познавательно-эмоционально-волевой сферы, коммуникативных и личностных БУД и включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером возможных проблем подросткового возраста.

Структура занятия:

1.Введение в тему занятия и разминка: используется ритуалы приветствия, разминочные задания;

2.Основная часть, которая может быть реализована в двух направлениях:

-Если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала - введение нового содержания - его закрепление;

-Если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение - углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

3.Упражнения на развитие: дыхания; зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения.

4.Подведение итогов: рефлексия результатов занятия:

-Эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);

-Осмысление зачем, для чего нужно то, чем мы занимались, о чем шла речь.


Занятия могут быть объединены сюжетной линией и строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Задания даются от простого к сложному. В содержании занятий прослеживается социальная направленность, содействующая интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общество.

На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих

методов, типов, форм проведения уроков и элементов образовательных

технологий:

а) Общепедагогические методы:

1.Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

2.Наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;

3.Практические - упражнения

б) Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

-Задания по степени нарастающей трудности;

-Метод самостоятельной обработки информации;

-Специальные коррекционные упражнения;

-Задания с опорой на несколько анализаторов;

-Развёрнутая словесная оценка;

-Призы, поощрения.

Методики работы:

1). Цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света).

2). Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).

3). Ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Основные типы уроков:

-Урок изучения нового материала;

-Урок закрепления и применения знаний;

-Урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

-Урок контроля знаний и умений;

-Комбинированный урок.

Нетрадиционные формы уроков:

-Интегрированный;

-Урок-игра:

-Урок – экскурсия;

-Урок-викторина;

-Урок – путешествие;

-Урок с элементами исследования;.

Форма занятия:

-Групповая;

-Коллективная;

-Работа в парах;

-Индивидуальная работа;

-Фронтальная.

Элементы образовательных технологий:

-Технология исследовательской направленности;

-Здоровьесберегающие технологии;

-Технология игрового обучения;

-Информационно-коммуникационные технологии;

-Технология проблемного обучения.


ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 5 классе рассчитана:

  1. Групповые занятия - 68 часа в год (2 раза в неделю по 40 минут).

  2. Индивидуальные занятия – 3 занятия в неделю по 15 минут.


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2. Развитие всех познавательных процессов: память, мышление, внимание, воображение, речь.

3.Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;

4.Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности, сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8.Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9.Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

10.Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень

Достаточный уровень

5 класс

-Знать цвета, название предметов;

-Иметь представления о фигурах (круг, квадрат, треугольник);

-Знать времена года;

-Знать школьные

принадлежности;

-Слушать педагога;

-Знать эмоции.

-Знать основные цвета, описывать предметы;

-Знать все фигуры (круг, квадрат, треугольник);

-Знать времена года и их последовательность;

-Иметь представления о контрастных температурах;

-Уметь определять эмоции;

-Знать и уметь пользоваться школьными принадлежностями;

-Уметь сравнивать и анализировать предметы по признакам;

-Уметь находить общие и отличительные признаки предметов;

-Уметь целенаправленно выполнять

действия и движения педагога;

-Уметь соблюдать правила и последовательность действий;

-Уметь использовать полученные знания на уроках и во внеучебной деятельности.



ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

работать с учебными принадлежностями (инструментами); организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

оценивать действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия: Обучающиеся научатся: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; выполнять действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия: Обучающиеся научатся: -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Групповые занятия - 68 часа в год (2 раза в неделю по 40 минут).

    п/п

    Разделы учебного предмета

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    1

    Введение

    2

    Знакомятся с учебным предметом, оборудованием и демонстрационными пособиями. Называют учебный предмет, записывают его название. Изучают правила поведения в кабинете, сенсорной комнате, инструкцию по технике безопасности. Слушают вводный инструктаж по охране труда.

    2

    Методика «Восьмицветовой тест Люшера».

    2

    Социально-личностное развитие с помощью диагностического лото.

    3

    Методика «Рисунок человека»

    2

    Обследование (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, гендерное восприятие)

    4

    Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

    2

    Обследование уровня школьной мотивации.

    5

    Методики - Кактус, Несуществующее животное

    2

    Обследование уровня психоэмоционального состояния обучающихся. Изучение тревожности с помощью проективных методик

    6

    «Барьеры общения "Я + Ты"»

    2

    Обследование уровня межличностных отношений.

    7

    Кто я?

    2

    Помочь осознать свою уникальность и неповторимость.

    8

    Какой я – большой или маленький?

    2

    Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

    9

    Мои способности

    2

    Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

    10

    Мой выбор, мой путь

    2

    Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

    11

    Уникальность. Мой внутренний мир.

    2

    Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

    12

    «Конфликты и способы их разрешения".

    2

    Отработка навыков неконфликтного поведения»

    13

    Удивительный мир. Возраст и особенности

    2

    Сплочение коллектива, создание атмосферы доверия, формирование адекватной оценки.

    14

    Я и взрослые

    2

    Помочь осознать особенности позиции взрослый, помочь принять взрослых такими, какие они есть.

    15

    Я и родители

    2

    Помочь осознать особенности позиции родитель, помочь принять родителей такими, какие они есть.

    16

    Я и друзья

    2

    Помочь осознать особенности позиции друзья, помочь принять друзей такими, какие они есть.

    17

    Доверие и обман

    2

    Помочь усвоить понятия «доверие и обман», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

    18

    Я и моя школа

    2

    Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть.

    19

    Я и мой учитель

    2

    Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть.

    20

    Интерес и лень

    2

    Воспитание положительных качеств личности.

    21

    Поведение

    2

    Познакомить детей с правилами поведения.

    22

    Агрессия, тревожность, застенчивость, скромность

    2

    Познакомить детей с основными видами поведений. Рассказать и показать на примере чем они отличаются друг от друга.

    23

    Конфликты, ссора, драка, воровство, обман.

    2

    Познакомить детей с понятиями «конфликт, ссора, драка, воровство и обман». Уметь отличать понятия друг от друга.

    24

    Наказание, прощение, отношение, сотрудничество

    2

    Познакомить детей с понятиями «наказание, прощение, отношение и сотрудничество». Уметь отличать понятия друг от друга.

    25

    Учимся сравнивать, анализировать, обобщать, познавать и запоминать

    2

    Научить сравнивать, анализировать, обобщать, познавать и запоминать через игру.

    26

    Общение. Культура общения. Барьеры общения

    2

    Знакомство с понятием «общение». Учимся культуре общения. Находим и устраняем барьеры общения через игру.

    27

    Эмоции и чувства «Веселюнтик», «Грустинка», «Обида», «Колючка», «Бояка», «Ухтышка»

    2

    Знакомство и проигрывание эмоций и чувств.

    28

    Ожидание и реальность

    2

    Знакомство с понятиями «ожидание и реальность».

    29

    Диагностика межличностных отношений

    2

    Обследование уровня межличностных отношений.

    30


    Диагностика свойств личности и эмоционально-волевой сферы

    2

    Обследование уровня психоэмоционального состояния обучающихся.

    31

    Диагностика познавательных процессов

    2

    Обследование уровня сформированности познавательных процессов.

    32

    Диагностика готовности к школе

    2

    Обследование уровня готовности к школе.

    33

    Диагностика уровня адаптированности

    2

    Обследование уровня адаптации обучающихся.

    34

    Повторение

    2

    Повторяют и обобщают изученный материал в течение года. Выполняют элементарные задания по инструкции от начала до конца.

    ИТОГО:

    68


  2. Индивидуальные занятия – 3 занятия в неделю по 15-20 минут. На индивидуальных занятиях идет закрепление этих же тем в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.


СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Программа имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в карте развития.

Для оценки эффективности коррекционно – развивающих занятий можно использовать следующие показатели:

1.Степень помощи, которую оказывает педагог - психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога - психолога меньше, тем выше развивающий эффект занятий;

2.Поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

3.Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшихся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

4.Косвенным показателем эффективности даны занятий может быть повышение успеваемости по разным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Кроме того, представляется важным давать оценку воздействия коррекционно – развивающих занятий на эмоциональное состояние учеников. Можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя свое настроение. Сравнение результатов в начале и в конце занятия, позволяет наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием коррекционно – развивающих занятий.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

п/п

Тема учебного занятия.

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

Оборудование и тсо

1

Введение

2

Знакомятся с новым кабинетом, новым учебным предметом, оборудованием и демонстрационными пособиями. Называют учебный предмет, записывают его название. Изучают правила поведения в кабинете, инструкцию по технике безопасности. Слушают вводный инструктаж по охране труда.

Сенсорная комната

2

Методика «Восьмицветовой тест Люшера».

2

Социально-личностное развитие с помощью диагностического лото.

Онлайн тестирование

3

Методика «Рисунок человека»

2

Обследование (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, гендерное восприятие)

Работа в тетради

4

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

2

Обследование уровня школьной мотивации.

Анкетирование

5

Методики - Кактус, Несуществующее животное

2

Обследование уровня психоэмоционального состояния обучающихся. Изучение тревожности с помощью проективных методик

Работа в тетради

6

«Барьеры общения "Я + Ты"»

2

Обследование уровня межличностных отношений.

Классный кабинет, презентация

7

Кто я?

2

Помочь осознать свою уникальность и неповторимость.

Сенсорная комната

8

Какой я – большой или маленький?

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

Классный кабинет

9

Мои способности

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

Дидактическое лото

10

Мой выбор, мой путь

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

Классный кабинет

11

Уникальность. Мой внутренний мир.

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

Аромолампа

12

«Конфликты и способы их разрешения".

2

Отработка навыков неконфликтного поведения»

Проектор «Звездное небо»

13

Удивительный мир. Возраст и особенности

2

Сплочение коллектива, создание атмосферы доверия, формирование адекватной оценки.

Классный кабинет

14

Я и взрослые

2

Помочь осознать особенности позиции взрослый, помочь принять взрослых такими, какие они есть.

Классный кабинет

15

Я и родители

2

Помочь осознать особенности позиции родитель, помочь принять родителей такими, какие они есть.

Работа с фотографиями семьи

16

Я и друзья

2

Помочь осознать особенности позиции друзья, помочь принять друзей такими, какие они есть.

Презентация

17

Доверие и обман

2

Помочь усвоить понятия «доверие и обман», при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

Классный кабинет

18

Я и моя школа

2

Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть.

Классный кабинет

19

Я и мой учитель

2

Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть.

Классный кабинет

20

Интерес и лень

2

Воспитание положительных качеств личности.

Сенсорная комната

21

Поведение

2

Познакомить детей с правилами поведения.

Классный кабинет

22

Агрессия, тревожность, застенчивость, скромность

2

Познакомить детей с основными видами поведений. Рассказать и показать на примере чем они отличаются друг от друга.

Классный кабинет

23

Конфликты, ссора, драка, воровство, обман.

2

Познакомить детей с понятиями «конфликт, ссора, драка, воровство и обман». Уметь отличать понятия друг от друга.

Классный кабинет

24

Наказание, прощение, отношение, сотрудничество

2

Познакомить детей с понятиями «наказание, прощение, отношение и сотрудничество». Уметь отличать понятия друг от друга.

Классный кабинет

25

Учимся сравнивать, анализировать, обобщать, познавать и запоминать

2

Научить сравнивать, анализировать, обобщать, познавать и запоминать через игру.

Аромолампа, фибриопатический дождь

26

Общение. Культура общения. Барьеры общения

2

Знакомство с понятием «общение». Учимся культуре общения. Находим и устраняем барьеры общения через игру.

Классный кабинет

27

Эмоции и чувства «Веселюнтик», «Грустинка», «Обида», «Колючка», «Бояка», «Ухтышка»

2

Знакомство и проигрывание эмоций и чувств.

Сенсорная комната

28

Ожидание и реальность

2

Знакомство с понятиями «ожидание и реальность».

Классный кабинет

29

Методика «Восьмицветовой тест Люшера».

2

Социально-личностное развитие с помощью диагностического лото.

Онлайн тестирование

30


Методика «Рисунок человека»

2

Обследование (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, гендерное восприятие)

Работа в тетради

31

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

2

Обследование уровня школьной мотивации.

Анкетирование

32

Методики - Кактус, Несуществующее животное

2

Обследование уровня психоэмоционального состояния обучающихся. Изучение тревожности с помощью проективных методик

Работа в тетради

33

«Барьеры общения "Я + Ты"»

2

Обследование уровня межличностных отношений.

Классный кабинет, презентация

34

Повторение

2

Повторяют и обобщают изученный материал в течение года. Выполняют элементарные задания по инструкции от начала до конца.

Классный кабинет

ИТОГО:

68




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Тема учебного занятия.

Кол-во часов

1

Кто я? Помочь осознать свою уникальность и неповторимость.

4

2

Доверие и обман - при помощи игры исследовать свои способности и возможности.

6

3

Осознание своей уникальности и неповторимости

5

4

Усвоение понятия «способности»

6

5

Мои способности

4

6

Мой выбор, мой путь

4

7

Осознание особенности позиции «Взрослый»

4

8

Я и взрослые

5

9

Я и родители. Помочь осознать особенности позиции родитель, помочь принять родителей такими, какие они есть.

4

10

Я и друзья- особенности позиции друзья, помочь принять друзей такими, какие они есть.

4

11

Доверие и обман

2

12

Я и моя школа- осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть.

2

13

Я и мой учитель -осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть.

2

14

Интерес и лень

4

15

Поведение. Учимся культуре общения. Находим и устраняем барьеры общения через игру.

5

16

Я и друзья

4

17

Агрессия, тревожность, застенчивость, скромность

6

18

Конфликты, ссора, драка, воровство, ложь. Отработка навыков неконфликтного поведения

6

19

Наказание, прощение, отношение, сотрудничество

4

20

Учимся сравнивать, анализировать, обобщать, познавать и запоминать

6

21

Общение. Культура общения. Барьеры общения

4

22

Эмоции и чувства «Веселюнтик», «Грустинка», «Обида», «Колючка», «Бояка», «Ухтышка»

6

23

Ожидание и реальность. Отработка навыков неконфликтного поведения

5

ИТОГО:

102


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-практическое оборудование:

1.Дидактический материал;

2.Демонстрационный материал;

3.Измерительные инструменты и приспособления;

4.Электронные пособия.

5.Сенсорная комната: Интерактивный сухой бассейн, аромалампа, ароманабор, мольберт стеклянный, фиброоптическое волокно «Звездный дождь. Сенсорная тропа для ног.

Технические средства обучения

Компьютер

Интерактивная доска.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – максимально задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе обучения:

1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

2. Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.

5. Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.

Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Усиливает подачу материала.

2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)

С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут.

Учебно-методический комплекс оборудования:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.:В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС,2010.

2. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

3. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

4. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

5. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

6. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

7. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

8. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

9. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

10. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

11. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

12. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.

13. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.

14. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

15. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.

16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.

17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007.

18. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.

19. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

20. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.

21. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь, 2005, с. 477.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Нарушения восприятия «себя» как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. Издательство: Диалог-МИФИ.

  2. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.

  3. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.

  4. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.

  5. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).

  6. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.

  7. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.

  8. Развивающие игры. Практическое пособие для родителей, учителей и воспитателей. Анисимова Н.В. , Мирошниченко Н.В. , Граш Н.Е. , Дроздовская К.В. Издательство: Феникс, 2010, с. 92.

  9. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.

  10. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!