Работа по коррекции детской агрессивности
1. Диагностика детской агрессивности
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.
Все взрослые (администрация, педагоги, родители) могут ответить на вопросы опросника Гребенкина Е. В. «Исследование уровня насилия в школе».
Педагогам так же предлагается заполнить «Карту наблюдений» Д. Стотта, анкету «Критерии агрессивности ребёнка» Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., «Карту наблюдений за поведением ребёнка в школе».
Родителям можно предложить анкеты с вопросами о поведении ребёнка, чертах его характера, стиле общения с ним, тест «Агрессивен ли ваш ребёнок», опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллера Э. Г., Юстицкис В. В., «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) Варга А. Я., Стлина В. В.
Детям про диагностике агрессивности предлагают методика «Как ты поступишь» (на основе метода «Незаконченных предложений»), опросник А. Басса и А. Дарки, методику изучения самооценки Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, фрустрационный тест С. Розенцвейга (детский вариант), проективные методики «Кактус», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Дом – дерево – человек».
После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.
2. Совместная терапия ребёнка и родителей
Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.
Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.
Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.
Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком ( что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.
Успех семейной терапии достигается благодаря:
осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка,
паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции,
выполнению рекомендаций психолога,
соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий,
сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.
3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми
При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
игра (очень часто используется в работе с младшими детьми),
изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением),
творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности),
сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа),
сублимирование агрессии в спорт,
участие в тренинговой группе.
Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.
4.Коррекция агрессивного поведения детей в группе
Целью групповой терапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации её отношений. Основная терапевтическая задача состоит в эмоциональном отреагировании конфликтных ситуаций в группе и дезактуализации угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании ситуаций.
Групповая форма работы имеет множество преимуществ, среди которых:
группа отображает общество в миниатюре;
групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
группа даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
в группе человек может приобрести новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнёров;
в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
групповая форма работы имеет и экономические преимущества.
Но для проведения групповой терапии агрессивного поведения имеются и противопоказания:
отрицательное отношение ребёнка или его родителей к этой форме работы,
отсутствие успеха предварительной индивидуальной работы или медикаментозной терапии,
сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, т.к. в данном случае поведение становится трудно контролируемым,
наличие острой психотической симптоматики,
снижение интеллекта до степени умеренной дебильности.
Таким образом, проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в настоящее время. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку, т.к. она может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. В то же время агрессивность в форме ненависти и враждебности способна нанести вред, сформировать отрицательные черты характера – либо хулигана, задиры, либо труса, неспособного постоять за себя. В крайних случаях и то, и другое может привести к деструктивному поведению в отношении людей.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. От некоторых соматических заболеваний или заболеваний головного мозга до особенностей среды, окружающей ребёнка с первых дней жизни, включая отношения внутри семьи.
Существует множество классификаций агрессии, но обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга. Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах отличается своими видами и формами. Так же есть различия и в агрессивном поведении мальчиков и девочек.
После поступления запроса к психологу об агрессивном поведении ребёнка проводится первичная диагностика. Для получения необходимой информации используют различные методы: метод наблюдения, метод экспертных оценок, метод анкетирования, проективные методики.
Работу по коррекции агрессивного поведения детей рекомендуется начинать с совместной терапии ребёнка и родителей. Следующий этап коррекции агрессивности – индивидуальная работа психолога с ребёнком. Если количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигает 6 – 12 человек, имеет смысл говорить о создании коррекционной группы.
Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
Наказание не должно унижать ребёнка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
Библиография
Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. – М.: «Мир», 2005. – 496 с.
Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. Нау чред. Е. Рыбина. – М.: Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. – 272 с.
Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
Костромина С. Н. Справочник школьного психолога. – М.: Астрель, 2012. – 512 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 136 с.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с.
Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – 694 с.
Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. –М.: Эксмо, 2010. – 288 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В. П., 1996. – 192 с.