недели
|
занятия
|
Темы и содержание коррекционной работы
|
Навыки овладения звуковым анализом и синтезом.
Словообразование.
|
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сентябрь
1 этап (диагностический)
|
I
|
Знакомство с кабинетом. Обследование. Сбор анамнеза, данные о речевом развитии, исследование психических функций, состояние дыхательной, голосовой моторики. Заполнение речевых карт. Логопедическое заключение
|
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
|
II
|
II этап (подготовительный)
|
III
|
1
|
Гласные звуки, буквы (а,у,о,ы,э)
|
Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия ряд.
|
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют такие упражнения: «Трубочка»
|
IV
|
2
|
Звукобуквенный анализ слов со звуками А, У, О, Ы, Э.
|
Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах
|
« Лопаточка»
|
Октябрь
|
I
|
3
|
Звуки А, У, О, Ы, Э для твёрдых согласных.
|
Определение наличия звука [у] в словах
|
«Блинчик»
|
II
|
4
|
Гласные звуки, буквы (я,ё,ю,и,е)
|
Подбор однородных определений (яблоко красное, спелое….)
|
«Лепешка»
|
III
|
5
|
Звуки и буквы Я, Ю, Ё, И, Е для мягких согласных.
|
Анализ и синтез слогов ши, жи
|
«Пирожок»
|
IV
|
6
|
Дифференциация гласных (а-я; о-ё; у-ю; ы-и; э-е)
|
Определение позиций звуков Знакомство с буквой Ш и звука [ш] в слове (начало, конец). Анализ и синтез слога аш, уш, иш.
|
«Качели»
|
Ноябрь
III этап (коррекционный)
|
II
|
7
|
Гласные и согласные звуки. Обобщающее занятие.
|
Употребление в речи существительных во множественном числе (груша-груши)
|
«Язык перешагивает через зубы»
|
III
|
8
|
Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (от других звуков)
|
Звуковой анализ слова мишка
|
«Маляр»
|
IV
|
9
|
Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (от артикуляционного уклада)
|
буквы ш в словах по схеме: ш ___ __ ш__ ____ ш шум каша малыш мишка; предложения: Это наш пушок
|
«Грибок»
|
Декабрь
|
I
|
10
|
Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (механическим способом)
|
Подбор родственных слов (снег, снежок, снеговик)
|
«Гармошка»
|
II
|
11
|
Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (смешанным способом) Дифференциация
Ш- Ж
|
Слова-антонимы (длинный шарф, короткий шарф)
|
«Вкусное варенье»
|
III
|
12
|
Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах: [ША,ШО,ШУ,РЫ].
Дифференциация Ш – Ж.
|
Подбор антонимов. Намочить- высушить, гладкая-пушистая, малоснежная-снежная
|
«Чашечка»
|
IV
|
13
|
Автоматизация Ш в обратных слогах: [АШ, ОШ, УШ, ИШ]. Дифференциация Ш - Ж.
|
Употребление слов с изменяющейся основой (иду— пошел)
|
«Ковшик»
|
Каникулы
|
Январь
|
III
|
14
|
Автоматизация Ш в прямых и обратных слогах: [АША, ОШО, УШУ, ИШЫ].
|
Слова с противоположным значением (высокий — низкий. широкий — узкий)
|
«Фокус»
|
IV
|
15
|
Автоматизация звука Ш в односложных словах (Ш в начале слова): [ШАР, ШОК].
|
Подобрать слова к схемам (по картинкам)
|
«Саночки»
|
Февраль
|
I
|
16
|
Автоматизация Ш в односложных словах (Ш в конце слова): [ВАШ, ТУШЬ].
|
Употребление слов с эмоционально- оттеночным значением (хитрая лисе» мягкие лапы)
|
«Рупор»
|
II
|
17
|
Автоматизация Ш в двусложных словах ( в середина слова): [камыш, голыш].
|
Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее)
|
Упражнения в переключении позиций языка
«Пирожок» «Чашечка»
|
III
|
18
|
Автоматизация в односложных словах со стечением согласных (в начале слова): [рубашка, букашка].
|
Образование слов с увеличительными оттенками (зубищи, лапищи)
|
«Вкусное варенье»
|
IV
|
19
|
Обследование письменной речи: Обследование навыков письма.
|
Предложения:
У Миши машина и пушка. У шиповника шипы. Паша катает Мишу на машине.
|
Упражнения в переключении позиций языка
«Рупор»
«Улыбочка»
|
Март
|
I
|
20
|
Автоматизация Ш в трехсложных словах (Ш в начале, середине конце слова): [машинка, шумный КАРАНДАШ].
|
Образование притяжательных прилагательных (петушиный хвост» лошадиная грива)
|
«Саночки»
|
II
|
21
|
Автоматизация Ш в словосочетаниях. душистый шампунь, шумят камыши
|
Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш
|
Упражнения в переключении позиций языка «Лошадка»
«Грибок»
|
III
|
22
|
Автоматизация Ш в предложениях и связной речи.
«Кошка и мышка»:
Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.
|
добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос какой? какая? Аня ест грушу
|
Упражнения в переключении позиций языка
«Пирожок» «Лодочка»
|
Каникулы
|
Апрель
|
I
|
23
|
Слоги: жа-жо-жу-жи, жи-жо-жу-жа, жу-жа-жо-жи.
Слова: жаба, жаль, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жёлудь.
|
Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными (вишнёвый сок,
|
«Заборчик»
|
II
|
24
|
Автоматизация Ж в словосочетаниях:
Женина пижама, нижние этажи, желе из ежевики, жидкое мороженое, живущие ежи, жужжащий жук, лежащие ужи.
|
Образование слов с уменьшительно- ласкательным оттенком
|
Упражнения в переключении позиций языка
«Заборчик»
«Язык перешагивает через зубы»
|
III
|
25
|
Дифференциация Ш - Ж. Слова-паронимы: шар – жар, шить – жить, шаль – жаль, шила – жила, шест – жест, шесть – жесть, шарить – жарить, шалость – жалость, Выделение звуков «Ш», «Ж» в словах и проговаривание: шахтер, швабра, ждали, пушок, шпулька.
|
Образование существительных множественного числа (лист — листья, дождь - дожди), Объяснение значения переносных слов; золотая осень
|
Упражнения в переключении позиций губ
«Трубочка» «Улыбочка»
|
IV
|
26
|
Дифференциация Ш - Ж. Закончи слово слогом ША или ЖА: поро(ша), горбу(ша), копу(ша), госпо(жа), кры(ша), гало(ша), покла(жа), прода(жа), Алё(ша).
Слогом ШИ или ЖИ: детёны(ши), бага(жи), гара(жи), ланды(ши).
|
Образование глаголов с помощью приставок (улетели, вылетели, прилетели)
|
«Горка»
|
Май
|
I
|
27
|
Дифференциация Ш - Ж. Предложения: Шофёры вывели машины из гаража. Кошку и лошадь называют домашними животными. В багажнике машины лежали мешки с картошкой.
|
Образование существительных с помощью суффиксов: - ата, -ята, -онок, -ёнок
|
Упражнения в переключении позиций языка
«Горка»
«Катушка»
|
II
|
28
|
Дифференциация Ш - Ж. Составить предложения:
Пожарила, ужин, картошку, на, бабушка. Решето, Марина, положила, на, крыжовник.
|
Спряжение в настоящ. врем. (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):
Слушать жужжание жука. Бежать за жужжащим жуком.
|
Прикосновение к верхней губе
|
IV этап (оценочный)
|
III IV
|
29
30
|
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых работ. Оценка динамики работы с учащимися.
Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Обследование.
|
|
|
|
|
|
|
|
|