СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция устной речи. Постановка и автоматизация шипящих звуков ш, ж.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция устной речи. Постановка и автоматизация шипящих звуков ш, ж.

 

Представленный ниже материал постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч, Щ в слогах, в словах  словосочетаниях и предложениях предназначен для коррекционно- педагогической работы с ребенком и направлен на преодоление  речевых расстройств: - нарушение звукопроизношения:

- неправильное артикулирование звуков, пропуски,  замены, перестановки звуков; - нарушение слоговой структуры слова; - лексические недостатки:

- бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слова; - неправильное грамматическое оформление высказывания; - трудности в усвоении способов словообразования, нарушения развернутой фразовой речи; - мелодико- интонационные недостатки:

- отклонения в голосоподаче, нарушения силы, высоты, тембра голоса, нарушения выразительных средств устной речи; - бедность выразительных средств устной речи; - нарушение общения.

Правильная артикуляция звука Ш

При произнесении звука ш: - губы чуть-чуть вытянуты вперед; - расстояние между зубами – 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны; - кончик языка поднят к альвеолам, по направлению к началу твердого нёба и образует с ним щель;

- передняя часть спинки языка широкая (напоминает форму ковшика) - боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; - средняя часть спинки языка прогибается, а задняя поднимается по направлению к мягкому небу; - небная занавеска поднята и закрывает проход в нос; - голововые складки разомкнуты, струя воздуха проходит между задней частью языка и мягким небом, а также между кончиком языка и твердым небом.

При образовании звука Ж, та же артикуляция, что для Ш, только дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящий голос.

ГОДОВОЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

недели

занятия

Темы и содержание коррекционной работы

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом.

Словообразование.

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков

1

2

3

4

5

Сентябрь

1 этап (диагностический)

I

Знакомство с кабинетом. Обследование. Сбор анамнеза, данные о речевом развитии, исследование психических функций, состояние дыхательной, голосовой моторики. Заполнение речевых карт. Логопедическое заключение

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

II

II этап (подготовительный)

III

1

Гласные звуки, буквы (а,у,о,ы,э)

Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия ряд.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют такие упражнения: «Трубочка»

IV

2

Звукобуквенный анализ слов со звуками А, У, О, Ы, Э.

Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах

« Лопаточка»  

Октябрь

I

3

Звуки А, У, О, Ы, Э для твёрдых согласных.

Определение наличия звука [у] в словах

«Блинчик»

II

4

Гласные звуки, буквы (я,ё,ю,и,е)

Подбор однородных определений (яблоко красное, спелое….)

«Лепешка»

III

5

Звуки и буквы Я, Ю, Ё, И, Е для мягких согласных.

Анализ и синтез слогов ши, жи

«Пирожок»

IV

6

Дифференциация гласных (а-я; о-ё; у-ю; ы-и; э-е)

Определение позиций звуков Знакомство с буквой Ш и звука [ш] в слове (начало, конец). Анализ и синтез слога аш, уш, иш.

«Качели»

Ноябрь

III этап (коррекционный)

II

7

Гласные и согласные звуки. Обобщающее занятие.

Употребление в речи существительных во множественном числе (груша-груши)

«Язык перешагивает через зубы»

III

8

Звук и буква Ш.  Постановка звука Ш. (от других звуков)

Звуковой анализ слова мишка

«Маляр»

IV

9

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (от артикуляционного уклада)

 

буквы ш в словах по схеме: ш ___ __ ш__ ____ ш шум каша малыш мишка; предложения: Это наш пушок

«Грибок»

Декабрь

I

10

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (механическим способом)

Подбор родственных слов (снег, снежок, снеговик)

«Гармошка»

II

11

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (смешанным способом) Дифференциация

 Ш- Ж

Слова-антонимы (длинный шарф, короткий шарф)

«Вкусное варенье»

III

12

Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах: [ША,ШО,ШУ,РЫ].

Дифференциация Ш – Ж.

Подбор антонимов. Намочить- высушить, гладкая-пушистая, малоснежная-снежная

«Чашечка»

IV

13

Автоматизация Ш в обратных слогах: [АШ, ОШ, УШ, ИШ]. Дифференциация Ш - Ж.

Употребление слов с изменяющейся основой (иду— пошел)

«Ковшик»

Каникулы

Январь

III

14

Автоматизация Ш в прямых и обратных слогах: [АША, ОШО, УШУ, ИШЫ].

 

Слова с противоположным значением (высокий — низкий. широкий — узкий)

«Фокус»

IV

15

Автоматизация звука Ш в односложных словах (Ш в начале слова): [ШАР, ШОК].

Подобрать слова к схемам (по картинкам)

«Саночки»

Февраль

I

16

Автоматизация Ш в односложных словах (Ш в конце слова): [ВАШ, ТУШЬ].

Употребление слов с эмоционально- оттеночным значением (хитрая лисе» мягкие лапы)

«Рупор»

II

17

Автоматизация Ш в двусложных словах ( в середина слова): [камыш, голыш].

Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее)

Упражнения в переключении позиций языка

 «Пирожок» «Чашечка»

III

18

Автоматизация в односложных словах со стечением согласных (в начале слова): [рубашка, букашка].

Образование слов с увеличительными оттенками (зубищи, лапищи)

«Вкусное варенье»

IV

19

Обследование письменной речи: Обследование навыков письма.

Предложения:

У Миши машина и пушка. У шиповника шипы. Паша катает Мишу на машине.

Упражнения в переключении позиций языка

«Рупор»

«Улыбочка»

Март

I

20

Автоматизация Ш в трехсложных словах (Ш в начале, середине конце слова): [машинка, шумный КАРАНДАШ].

Образование притяжательных прилагательных (петушиный хвост» лошадиная грива)

«Саночки»

II

21

Автоматизация Ш в словосочетаниях. душистый шампунь, шумят камыши

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш

Упражнения в переключении позиций языка «Лошадка»

«Грибок»

 

III

22

Автоматизация Ш в предложениях и связной речи.

 «Кошка и мышка»:

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос какой? какая? Аня ест грушу

Упражнения в переключении позиций языка

«Пирожок» «Лодочка»

Каникулы

Апрель

I

23

Слоги: жа-жо-жу-жи,  жи-жо-жу-жа,  жу-жа-жо-жи.

Слова: жаба, жаль, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жёлудь.

Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными (вишнёвый сок,

«Заборчик»

II

24

Автоматизация Ж в словосочетаниях:

Женина пижама, нижние этажи, желе из ежевики, жидкое мороженое, живущие ежи, жужжащий жук, лежащие ужи.

Образование слов с уменьшительно- ласкательным оттенком

Упражнения в переключении позиций языка

«Заборчик»

 «Язык перешагивает через зубы»

III

25

Дифференциация Ш - Ж. Слова-паронимы: шар – жар, шить – жить, шаль – жаль, шила – жила, шест – жест, шесть – жесть, шарить – жарить, шалость – жалость, Выделение звуков «Ш», «Ж» в словах и проговаривание: шахтер, швабра, ждали, пушок, шпулька.

Образование существительных множественного числа (лист — листья, дождь - дожди), Объяснение значения переносных слов; золотая осень

Упражнения в переключении позиций губ

«Трубочка» «Улыбочка»

IV

26

Дифференциация Ш - Ж. Закончи слово слогом ША или ЖА: поро(ша), горбу(ша), копу(ша), госпо(жа), кры(ша), гало(ша), покла(жа), прода(жа), Алё(ша).

Слогом ШИ или ЖИ: детёны(ши), бага(жи), гара(жи), ланды(ши).

Образование глаголов с помощью приставок (улетели, вылетели, прилетели)

«Горка»

Май

I

27

Дифференциация Ш - Ж. Предложения: Шофёры вывели машины из гаража. Кошку и лошадь называют домашними животными. В багажнике машины лежали мешки с картошкой.

Образование существительных с помощью суффиксов: - ата, -ята, -онок, -ёнок

Упражнения в переключении позиций языка

 «Горка»

«Катушка»

II

28

Дифференциация Ш - Ж. Составить предложения:

Пожарила, ужин, картошку, на, бабушка. Решето, Марина, положила, на, крыжовник.

Спряжение в настоящ. врем. (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Слушать жужжание жука. Бежать за жужжащим жуком.

Прикосновение к верхней губе

IV этап (оценочный)

III IV

29

30

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых  работ. Оценка динамики работы с учащимися.

Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.  Обследование.

               

 

Используемая литература

  1. Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика»  Методическое пособие СПб. «Детство-Пресс» 2005.
  2. Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина «В мире слов, букв и звуков» Речевые игры на автоматизацию звуков. - М.:ТЦ Сфера 2015.
  3. Л.Г. Парамонова Логопедия для всех. СПб., 2004.
  4. Р.И. Лалаева., Н.В.Серебрякова Коррекция общего недоразвития у дошкольников(формирование лексики и грамматики) СПб. 1999.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция устной речи. Постановка и автоматизация шипящих звуков ш, ж.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лесоперевалочная средняя общеобразовательная школа №2






УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№_____от_______20___








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Адаптированная

(Индивидуальная)

По логопедии

Коррекция устной речи.

Постановка и автоматизация шипящих звуков ш, ж.

(2 класс)

На 2015-2016 учебный год








Составитель:

Капустина О.М.

учитель-логопед







с.Бельтирское 2015г.





Коррекция устной речи.

Постановка и автоматизация шипящих звуков ш, ж.

Представленный ниже материал постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч, Щ в слогах, в словах словосочетаниях и предложениях предназначен для коррекционно- педагогической работы с ребенком и направлен на преодоление речевых расстройств:
- нарушение звукопроизношения:

- неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены, перестановки звуков;
- нарушение слоговой структуры слова;
- лексические недостатки:

- бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слова;
- неправильное грамматическое оформление высказывания;
- трудности в усвоении способов словообразования, нарушения развернутой фразовой речи;
- мелодико- интонационные недостатки:

- отклонения в голосоподаче, нарушения силы, высоты, тембра голоса, нарушения выразительных средств устной речи;
- бедность выразительных средств устной речи;
- нарушение общения.

Правильная артикуляция звука Ш

При произнесении звука ш:
- губы чуть-чуть вытянуты вперед;
- расстояние между зубами – 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны;
- кончик языка поднят к альвеолам, по направлению к началу твердого нёба и образует с ним щель;

- передняя часть спинки языка широкая (напоминает форму ковшика)
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- средняя часть спинки языка прогибается, а задняя поднимается по направлению к мягкому небу;
- небная занавеска поднята и закрывает проход в нос;
- голововые складки разомкнуты, струя воздуха проходит между задней частью языка и мягким небом, а также между кончиком языка и твердым небом.

При образовании звука Ж, та же артикуляция, что для Ш, только дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящий голос.

Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся 1 раза в неделю.


ГОДОВОЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ


недели

занятия

Темы и содержание коррекционной работы

Навыки овладения звуковым анализом и синтезом.

Словообразование.

Комплекс упражнений

1

2

3

4

5

1 этап (диагностический) Сентябрь

I

Знакомство с кабинетом. Обследование. Сбор анамнеза, данные о речевом развитии, исследование психических функций, состояние дыхательной, голосовой моторики. Заполнение речевых карт. Логопедическое заключение

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

II

II этап (подготовительный)

III

1

Гласные звуки, буквы (а,у,о,ы,э)

Определение последовательности звуков в словах. Уточнение понятия ряд.

Выработка движений языка и воздушной струи

IV

2

Звукобуквенный анализ слов со звуками А, У, О, Ы, Э.

Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах

« Лопаточка»

Октябрь

I

3

Звуки А, У, О, Ы, Э для твёрдых согласных.

Определение наличия звука [у] в словах

«Блинчик»

II

4

Гласные звуки, буквы (я,ё,ю,и,е)

Подбор определений (яблоко красное, спелое….)

«Лепешка»

III

5

Звуки и буквы Я, Ю, Ё, И, Е для мягких соглас.

Анализ и синтез слогов ши, жи

«Пирожок»

IV

6

Дифференциация гласных (а-я; о-ё; у-ю; ы-и; э-е)

Определение позиций звука [ш] в слове (начало, конец). Анализ и синтез слога аш, уш, иш.

«Качели»

III этап (коррекционный) Ноябрь

II

7

Гласные и согласные звуки. Обобщающее занятие.

Существительные во множественном числе

(груша-груши)

«Язык перешагивает через зубы»

III

8

Звук и буква Ш. 
Постановка звука Ш.

Звуковой анализ слова Мишка

«Маляр»

IV

9

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (от артикуляционного уклада)

буквы ш в словах по схеме: ш ___ __ ш__ ____ ш шум каша малыш мишка; предложения: Это наш пушок

«Грибок»

Декабрь

I

10

Звук и буква Ш. Постановка звука Ш. (механичес. способом)

Подбор родственных слов (снег, снежок, снеговик)

«Гармошка»

II

11

Постановка звука Ш. (смешанным способом) Дифференциация Ш- Ж

Слова-антонимы (длинный шарф, короткий шарф)

«Вкусное варенье»

III

12

Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах: [ША,ШО,ШУ, РЫ]. Дифференциация Ш – Ж.

Подбор антонимов. Намочить- высушить, гладкая-пушистая, малоснежная-снежная

«Чашечка»

IV

13

Автоматизация Ш в обратных слогах: [АШ, ОШ, УШ, ИШ]. Дифференциация Ш - Ж.

Употребление слов с изменяющейся основой (иду— пошел)

«Ковшик»

Каникулы

Январь

III

14

Автоматизация Ш в прямых и обратных слогах: [АША, ОШО, УШУ, ИШЫ].

Слова с противоположным значением (высокий — низкий. широкий — узкий)

«Фокус»

IV

15

Автоматизация звука Ш в односложных словах (Ш в начале слова): [ШАР, ШОК].

Подобрать слова к схемам (по картинкам)

«Саночки»

Февраль

I

16

Автоматизация Ш в односложных словах (Ш в конце слова): [ВАШ, ТУШЬ].

Употребление слов с эмоционально- оттеночным значением (хитрая лисе» мягкие лапы)

«Рупор»

II

17

Автоматизация Ш в двусложных словах ( в середина слова): [камыш, голыш].

Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее)

«Пирожок» «Чашечка»

III

18

Автоматизация в односложных словах со стечением согласных (в начале слова): [рубашка, букашка].

Образование слов с увеличительными оттенками (зубищи, лапищи)

«Вкусное варенье»

IV

19

Обследование письменной речи:
Обследование навыков письма.

Предложения:

У Миши машина и пушка. У шиповника шипы. Паша катает Мишу на машине.

Переключение позиций языка

«Рупор»

«Улыбочка»

Март

I

20

Автоматизация Ш в трехсложных словах (Ш в начале, середине конце слова): [машинка, шумный КАРАНДАШ].

Образование притяжательных прилагательных (петушиный хвост» лошадиная грива)

«Саночки»

II

21

Автоматизация Ш в словосочетаниях. душистый шампунь, шумят камыши

Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш

Упражнения в переключении позиций языка «Лошадка»

«Грибок»

III

22

Автоматизация Ш в предложениях и связной речи.

«Кошка и мышка»:

Все ушли из дома. Одна кошка сидит на окошке. Кошка видит мышку. А мышка не видит кошку. Мышка шмыг на кухню. Там на столе пышка. Мышка ест пышку. А кошка – с окошка и за мышкой.

добавление слов, подходящих по смыслу, ответ на вопрос какой? какая? Аня ест грушу

Упражнения в переключении позиций языка

«Пирожок» «Лодочка»

Каникулы

Апрель

I

23

Слоги: жа-жо-жу-жи, жи-жо-жу-жа, жу-жа-жо-жи.

Слова: жаба, жаль, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, жёлудь.

Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными (вишнёвый сок,

«Заборчик»

II

24

Автоматизация Ж в словосочетаниях:

Женина пижама, нижние этажи, желе из ежевики, жидкое мороженое, живущие ежи, жужжащий жук.

Образование слов с уменьшительно- ласкательным оттенком

Упражнения в переключении позиций языка

«Заборчик»

«Язык перешагивает через зубы»

III

25

Дифференциация Ш - Ж. Слова-паронимы: шар – жар, шить – жить, шаль – жаль, шила – жила, шест – жест, шесть – жесть, шарить – жарить, шалость – жалость, Выделение звуков «Ш», «Ж» в словах и проговаривание: шахтер, швабра, ждали, пушок, шпулька.

Образование существительных множественного числа (лист — листья, дождь - дожди), Объяснение значения переносных слов; золотая осень

Упражнения в переключении позиций губ

«Трубочка» «Улыбочка»

IV

26

Дифференциация Ш - Ж. Закончи слово слогом ША или ЖА: поро(ша), горбу(ша), копу(ша), госпо(жа), кры(ша), гало(ша), покла(жа), прода(жа), Алё(ша).

Слогом ШИ или ЖИ: детёны(ши), бага(жи), гара(жи), ланды(ши).

Образование глаголов с помощью приставок (улетели, вылетели, прилетели)

«Горка»

Май

I

27

Дифференциация Ш - Ж. Предложения: Шофёры вывели машины из гаража. Кошку и лошадь называют домашними животными. В багажнике машины лежали мешки с картошкой.

Образование существительных с помощью суффиксов: - ата, -ята, -онок, -ёнок

Упражнения в переключении позиций языка

«Горка»

«Катушка»

II

28

Дифференциация Ш - Ж. Составить предложения:

Пожарила, ужин, картошку, на, бабушка. Решето, Марина, положила, на, крыжовник.

Спряжение в настоящ. врем. (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Слушать жужжание жука. Бежать за жужжащим жуком.

Прикосновение к верхней губе

IV этап (оценочный)

III IV

29

30

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых работ. Оценка динамики работы с учащимися.

Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Обследование.


Используемая литература

Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика» Методическое пособие СПб. «Детство-Пресс» 2005г

Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина «В мире слов, букв и звуков» Речевые игры на автоматизацию звуков. - М.:ТЦ Сфера 2015.

Л.Г. Парамонова Логопедия для всех. СПб., 2004.

Р.И. Лалаева., Н.В.Серебрякова Коррекция общего недоразвития у дошкольников(формирование лексики и грамматики) СПб. 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!