СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи). 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).»

Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).

В процессе этой работы учитель обращает особое внимание на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.

 Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.

 

Важное условие – не нарушать последовательности упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания, то объём работы можно разделить на несколько занятий.

 

Учебное занятие-тренинг № 1. Обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного характера.

Игра 1Кто назовёт больше вопросительных слов?

Цель – научить отбирать вопросительные слова для репродуктивных вопросов.

Ход игры. Ученики называют вопросительные слова. Учитель отбирает вопросы репродуктивного характера и выписывает их на доске (Что? Где? Сколько? Когда? Какой? Куда? и т.д.).

Игра 2. Составь вопрос.

Цель – научить конструировать вопросы репродуктивного характера.

Ход игры. Ученики выбирают любое вопросительное слово из записанных на доске и составляют вопрос по содержанию урока.

Игра 3. Выбери слово.

Цель – научить отбирать непонятные слова и выражения в тесте учебной статьи.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать текст учебной статьи (0,5 с.) и выбрать сложные для понимания или непонятные термины. Слова записываются на доске.

Игра 4. Кто быстрее?

Цель – научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебной статьи, выбрать сложные для понимания или непонятные термины, выписать их в тетрадь и, используя вопросительные слова на доске, сконструировать вопрос по содержанию урока.

Игра 5. Кто больше?

Цель – научить конструировать несколько разных вопросов репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать новый блок учебной информации и сконструировать несколько вопросов с разными вопросительными словами по содержанию текста учебной статьи.

Игра 6. Конкурс на лучшую систему вопросов.

Цель – научить конструировать систему вопросов.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса: 1) участники игры работают в творческих парах; 2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов; 3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала; 4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой; 5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.

Игра 7. Вопрос – ответ.

Цель – научить моделировать эталон ответа на вопрос репродуктивного характера.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся, работающим в творческих парах, сконструировать 5 вопросов репродуктивного характера по содержанию нового учебного материала, затем разработать эталон ответа на каждый вопрос. Вопросы и ответы записать в рабочую тетрадь. Далее выбрать один вопрос и ответ на него и предложить учащимся класса для обсуждения.

 

Учебное занятие-тренинг № 2. Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера.

Игра 1. Подбери вопросительные слова.

Цель – научить конструировать вопросы творческого характера.

Ход игры. Учитель на доске записывает ряд вопросительных слов и выражение: Почему? Докажи, что… Какова взаимосвязь…? Каковы причины…? Каковы последствия? Что произойдёт, если…? Объясни зависимость… Затем выбирает из текста учебника 2-3 предложения, которые можно использовать для конструирования творческого задания. Зачитывает эти предложения вслух и выписывает их на доске. К каждому предложению предлагает подобрать варианты вопросительных слов и сконструировать задание творческого характера.

Игра 2. Найди опорное предложение.

Цель – научить отбирать материал для конструирования творческих заданий.

Ход игры. Учитель предлагает в тексте учебной статьи (объём – 1 с.) выбрать предложения, которые выполняют две функции: 1) несут основную смысловую нагрузку; 2) могут быть использованы для конструирования познавательных задач. Учащиеся выбирают предложения из текста учебника и зачитывают их.

Игра 3. Кто больше?

Цель – научить отбирать учебный материал для конструирования творческих заданий в определённое время.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать фрагмент учебной статьи и выписать опорные предложения (работа продолжается в течение 5 минут).

Игра 4. Познавательная задача (работа в творческих парах).

Цель – научить конструировать познавательные задачи.

Ход игры. Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей: смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать блок учебной информации, найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске. Пример познавательной задачи: На территории Республики Коми не вулканов. Почему?

Игра 5. Кто быстрее?

Цель – научить конструировать систему познавательных задач, используя текст учебной статьи.

Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок учебной информации, отобрать 3 опорных предложения, взаимосвязанных по содержанию с учебным материалом, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения задачи. Первые три работы зачитываются в классе (один партнёр читает вопрос, другой – даёт ответ, класс обсуждает варианты познавательных задач и их решение).

Игра 6. «Слоёный пирог»

Цель – научить распределять обязанности в творческих парах (время работы – 10 минут).

Ход игры. Учитель предлагает задания следующего содержания: 1) прочитать фрагмент учебной статьи; 2) отобрать опорные предложения; 3) закодировать информацию (ЛОС – логический опорный сигнал); 4) сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи, коротко записать вариант ответа.

Игра 7. Конкурс на лучшее домашнее задание.

Цель – научить конструировать оригинальное домашнее задание по пройденному материалу.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся прочитать статью учебника по теме урока, разбить статью на логические части (3-4), выбрать одну из них, озаглавить её и сконструировать творческое задание для домашней работы; разработать свой вариант ответа. Условия конкурса: 1) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке; 2) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся); 3) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности.

Учащиеся вместе с учителем выбирают экспертную группу, которая просматривает работы и отбирает 3-4 варианта, предлагаемых учащимися; учащиеся выбирают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!