СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-логопедическое занятие для 1 класса на тему: "Дикие животные осенью. Дифференциация сонорных звуков М-Мь"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-логопедическое занятие для 1 класса представляет собой синтез нескольких видов работы по развитию различных сторон работы. Данный материал может пригодится учителям-логопедам, работающим в школе с детьми имеющим логопедический диагноз ОНР.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедическое занятие для 1 класса на тему: "Дикие животные осенью. Дифференциация сонорных звуков М-Мь"»

Логопедическое занятие в группе ОНР III-IV на тему «Дифференциация сонорных звуков М-М,.» Лексическая тема «Дикие животные осенью. Дифференциация М - М '».


Цели: систематизировать знания детей о диких животных; учить образовывать притяжательные прилагательные; развивать мышление и внимание. Закреплять знания о звуках М - М', учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: символы для обозначения звуков М - М'; карточки с шифровками; картинки; слоговые таблицы; элементы вазочек с написанными на них словами-паронимами; два конверта; демонстрационные картинки с изображением Морозко и Медведя; индивидуальные карточки.


Ход занятия

I. Оргмомент.

Сядет тот из вас кто правильно определит последний звук своего имени.

1. Развитие имения отвечать на поставленный вопрос.

Логопед: Ребята, посмотрите кто пришёл к нам на занятие. Назовите этих героев.

Дети: Морозко и Медведь.

Логопед: Морозко привёл к нам медведя, чтобы мы ему рассказали о его друзьях, диких животных, и помогли уложить его на зиму в спячку. Медведь капризничает и не хочет ложиться спать, а пока он не ляжет спать Морозко не может взять власть в природе и зима не придёт. Поможем Морозко?

Дети: Поможем!

II. Основная часть

1. Развитие связной речи, логического мышления.

Логопед: Вот ребята готовы рассказать о некоторых животных и о том, как они готовятся к зиме.

Презентация к уроку с изображением диких животных, картинки которых открываются после отгадки загадок по названию животных.

Зимой спит,

Летом – ульи ворошит. (медведь)

РАССКАЗ МЕДВЕДЯ: Я – медведь. В еде я неразборчив. Я люблю мёд, ягоды, траву и муравьёв. Всего этого мне нужно много, чтобы больше жира запасти. Я сплю зимой в берлоге. Её я готовлю заранее – устилаю ветками и сухими листьями. Зимой меня не будите.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

РАССКАЗ ЁЖИКА: -Я – ёжик. Весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

Зайчика бросает в дрожь

Это страшный серый … (волк)

РАССКАЗ ВОЛКА: -Я – волк. Я хищник. Чтобы прокормить семью я охочусь на других животных, которые слабее меня. Когда наступают холода, я прячусь в логове и выхожу только на охоту. Зимой волку голодно.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (заяц)

РАССКАЗ ЗАЙЦА: Я – заяц. Зимой линяю. Я зайка маленький. Врагов у меня много. Чтобы легче было прятаться в снегу, я свою серую шубку меняю на белую. А еды у меня мало: кора и веточки молодых деревьев.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

РАССКАЗ БЕЛКИ:

-Я – белка – тоже не гуляла. Я по ёлочкам скакала.

К зиме готовила дупло. В нём и сухо и тепло.

Набрала еловых шишек для сестрёнок и братишек.

Вам я шишек тоже дам вкусных много в них семян.

Логопед: Вот мы и узнали о некоторых диких животных и о том, как они готовятся к зиме. А теперь давайте назовём всю семью животных.

Игра по презентации «Звериная семья».

2. Развитие лексики словами-антонимами. Игра «Наоборот».

Логопед: Медведь ещё продолжает капризничать и спорить с Морозко и всё говорит и делает наоборот. Морозко говорит «холодный», а медведь отвечает наоборот «горячий». Морозко говорит «светлый», а медведь отвечает наоборот «тёмный». Давайте тоже сыграем в игру «Наоборот».

Слова для игры: слабый, ночь, чистый, высоко, белый, короткий, маленький, девочка.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед: Пока мы с вами играли Морозко вам в тетрадках узоры нарисовал в подарок. Посмотрите, кто спрятался в рисунках?

Дети: Животные.

Логопед: Посчитайте сколько животных спряталось в вашем рисунке и цифрой запишите в окошечке.

Работа детей в тетради.

4. Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков.

Логопед: Ребята послушайте ещё раз внимательно названия наших героев. Что вы заметили?

Дети: Они начинаются на похожие звуки - М и М '

Логопед: Давайте расскажем нашим гостям характеристику каждого звука и подберём нужные значки:

Дети: М - согласный, твердый, звонкий, для обозначения используем синий звонок, помощник синий звенящий мячик.

М' - согласный, мягкий, звонкий, для обозначения используем зеленый звонок, помощник зелёный звенящий мячик.

Логопед: Звуки М и М 'тоже являются сонорными, как и ранее изученные нами звуки. Какие согласные сонорные звуки мы изучали на предыдущих занятиях? Все эти звуки – звонкие, они называются сонорными и не имеют глухой пары.

4. Соотнесение звуком с буквой. Пропедевтика оптической дисграфии.

На письме эти два звука обозначаются одной буквой М. Из каких элементов состоит буква М. (печатная из 4-х прямых – 2х длинных и 2-х коротких, письменная из 3-х элементов – прямые с закруглениями внизу «крючочки»). Давайте вместе пропишем эту букву в воздухе.

5. Физминутка «Я мороза не боюсь».

Логопед: Морозко предлагает сделать нам всем вместе зарядку.

Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит надо не зевать:

Прыгать, бегать и скакать.

6. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Покажем Морозко и Медведю ещё одну игру «Смягчалку». Может тогда медведь успокоится и согласится лечь спать на зиму. Я вам буду говорит слог с твёрдым согласным звуком, а вы мне возвращать с мягким согласным звуком. Например: ма-мя.

7. Дифференииаиия звуков М - М' в словах на слух.

Логопед: Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат теневые картинки. Давайте потренируемся выделять звуки нашего занятия и расселим картинки по домикам.

Дети расставляют картинки со звуками М и М' в домики, проговаривая полную характеристику звука и его позицию.

III. Закрепление.

1. Развитие умений фонематического анализа.

Логопед: Давайте покажем нашим гостям, как мы учимся анализировать слова по звукам. «Зажжём фонарики» под каждой буквой слов написанных у вас в тетради. Слова для анализа – мыл и мил

Дети выполняют задание в тетрадях. Для контроля один ребёнок выполняет задание у доски.

Логопед: Чем похожи эти слова? (одинаковое количество звуков. 1 гласный звук, 1 слог, первая и последняя буквы одинаковые)

Чем они различаются? (в середине разные буквы, первый согласный в одном слове мягкий, а в другом твёрдый).

Подберите нужный значок – наушники или звоночек нужного цвета.

IV. Подведение итогов.

Вот и пора прощаться с нашими героями. Медведя мы уже успокоили и он готов пойти в свою берлогу, чтобы залечь в спячку. Давайте на прощание повторим, о чём мы сегодня узнали. О ком мы сегодня рассказывали? Какие новые звуки выучили? Какая буква обозначает эти звуки? Какие звуки называются сонорными?

Вы были большими умницами и нам всем очень понравилось как вы работали. Поэтому мишка-сладкоежка и Морозко – умный старец оставили для вас на память подарки.

мал - мял мыл - мил


мол - мёл мор – мир




мыл – мил мыл – мил


мыл – мил мыл – мил




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!