Логопедическое занятие в группе ОНР III-IV на тему «Дифференциация сонорных звуков М-М,.» Лексическая тема «Дикие животные осенью. Дифференциация М - М '».
Цели: систематизировать знания детей о диких животных; учить образовывать притяжательные прилагательные; развивать мышление и внимание. Закреплять знания о звуках М - М', учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза.
Оборудование: символы для обозначения звуков М - М'; карточки с шифровками; картинки; слоговые таблицы; элементы вазочек с написанными на них словами-паронимами; два конверта; демонстрационные картинки с изображением Морозко и Медведя; индивидуальные карточки.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Сядет тот из вас кто правильно определит последний звук своего имени.
1. Развитие имения отвечать на поставленный вопрос.
Логопед: Ребята, посмотрите кто пришёл к нам на занятие. Назовите этих героев.
Дети: Морозко и Медведь.
Логопед: Морозко привёл к нам медведя, чтобы мы ему рассказали о его друзьях, диких животных, и помогли уложить его на зиму в спячку. Медведь капризничает и не хочет ложиться спать, а пока он не ляжет спать Морозко не может взять власть в природе и зима не придёт. Поможем Морозко?
Дети: Поможем!
II. Основная часть
1. Развитие связной речи, логического мышления.
Логопед: Вот ребята готовы рассказать о некоторых животных и о том, как они готовятся к зиме.
Презентация к уроку с изображением диких животных, картинки которых открываются после отгадки загадок по названию животных.
Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (медведь)
РАССКАЗ МЕДВЕДЯ: Я – медведь. В еде я неразборчив. Я люблю мёд, ягоды, траву и муравьёв. Всего этого мне нужно много, чтобы больше жира запасти. Я сплю зимой в берлоге. Её я готовлю заранее – устилаю ветками и сухими листьями. Зимой меня не будите.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (ёж)
РАССКАЗ ЁЖИКА: -Я – ёжик. Весь в иголках. Брюшко беленькое. Лапки короткие. Бегаю быстро. А питаюсь насекомыми, грибами, ягодами, фруктами. Могу поймать мышку и змею. Осенью я готовлюсь к зимней спячке. Собираю в укромном местечке сухие листья и засыпаю в них до весны.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Зайчика бросает в дрожь
Это страшный серый … (волк)
РАССКАЗ ВОЛКА: -Я – волк. Я хищник. Чтобы прокормить семью я охочусь на других животных, которые слабее меня. Когда наступают холода, я прячусь в логове и выхожу только на охоту. Зимой волку голодно.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
РАССКАЗ ЗАЙЦА: Я – заяц. Зимой линяю. Я зайка маленький. Врагов у меня много. Чтобы легче было прятаться в снегу, я свою серую шубку меняю на белую. А еды у меня мало: кора и веточки молодых деревьев.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
РАССКАЗ БЕЛКИ:
-Я – белка – тоже не гуляла. Я по ёлочкам скакала.
К зиме готовила дупло. В нём и сухо и тепло.
Набрала еловых шишек для сестрёнок и братишек.
Вам я шишек тоже дам вкусных много в них семян.
Логопед: Вот мы и узнали о некоторых диких животных и о том, как они готовятся к зиме. А теперь давайте назовём всю семью животных.
Игра по презентации «Звериная семья».
2. Развитие лексики словами-антонимами. Игра «Наоборот».
Логопед: Медведь ещё продолжает капризничать и спорить с Морозко и всё говорит и делает наоборот. Морозко говорит «холодный», а медведь отвечает наоборот «горячий». Морозко говорит «светлый», а медведь отвечает наоборот «тёмный». Давайте тоже сыграем в игру «Наоборот».
Слова для игры: слабый, ночь, чистый, высоко, белый, короткий, маленький, девочка.
3. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Логопед: Пока мы с вами играли Морозко вам в тетрадках узоры нарисовал в подарок. Посмотрите, кто спрятался в рисунках?
Дети: Животные.
Логопед: Посчитайте сколько животных спряталось в вашем рисунке и цифрой запишите в окошечке.
Работа детей в тетради.
4. Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков.
Логопед: Ребята послушайте ещё раз внимательно названия наших героев. Что вы заметили?
Дети: Они начинаются на похожие звуки - М и М '
Логопед: Давайте расскажем нашим гостям характеристику каждого звука и подберём нужные значки:
Дети: М - согласный, твердый, звонкий, для обозначения используем синий звонок, помощник синий звенящий мячик.
М' - согласный, мягкий, звонкий, для обозначения используем зеленый звонок, помощник зелёный звенящий мячик.
Логопед: Звуки М и М 'тоже являются сонорными, как и ранее изученные нами звуки. Какие согласные сонорные звуки мы изучали на предыдущих занятиях? Все эти звуки – звонкие, они называются сонорными и не имеют глухой пары.
4. Соотнесение звуком с буквой. Пропедевтика оптической дисграфии.
На письме эти два звука обозначаются одной буквой М. Из каких элементов состоит буква М. (печатная из 4-х прямых – 2х длинных и 2-х коротких, письменная из 3-х элементов – прямые с закруглениями внизу «крючочки»). Давайте вместе пропишем эту букву в воздухе.
5. Физминутка «Я мороза не боюсь».
Логопед: Морозко предлагает сделать нам всем вместе зарядку.
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать:
Прыгать, бегать и скакать.
6. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Покажем Морозко и Медведю ещё одну игру «Смягчалку». Может тогда медведь успокоится и согласится лечь спать на зиму. Я вам буду говорит слог с твёрдым согласным звуком, а вы мне возвращать с мягким согласным звуком. Например: ма-мя.
7. Дифференииаиия звуков М - М' в словах на слух.
Логопед: Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат теневые картинки. Давайте потренируемся выделять звуки нашего занятия и расселим картинки по домикам.
Дети расставляют картинки со звуками М и М' в домики, проговаривая полную характеристику звука и его позицию.
III. Закрепление.
1. Развитие умений фонематического анализа.
Логопед: Давайте покажем нашим гостям, как мы учимся анализировать слова по звукам. «Зажжём фонарики» под каждой буквой слов написанных у вас в тетради. Слова для анализа – мыл и мил
Дети выполняют задание в тетрадях. Для контроля один ребёнок выполняет задание у доски.
Логопед: Чем похожи эти слова? (одинаковое количество звуков. 1 гласный звук, 1 слог, первая и последняя буквы одинаковые)
Чем они различаются? (в середине разные буквы, первый согласный в одном слове мягкий, а в другом твёрдый).
Подберите нужный значок – наушники или звоночек нужного цвета.
IV. Подведение итогов.
Вот и пора прощаться с нашими героями. Медведя мы уже успокоили и он готов пойти в свою берлогу, чтобы залечь в спячку. Давайте на прощание повторим, о чём мы сегодня узнали. О ком мы сегодня рассказывали? Какие новые звуки выучили? Какая буква обозначает эти звуки? Какие звуки называются сонорными?
Вы были большими умницами и нам всем очень понравилось как вы работали. Поэтому мишка-сладкоежка и Морозко – умный старец оставили для вас на память подарки.
мал - мял мыл - мил
мол - мёл мор – мир
мыл – мил мыл – мил
мыл – мил мыл – мил