СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия»

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом важно помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.




Цели и задачи курса.

Главная цель занятий – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в образовательной среде.

Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:

  • Внимание;

  • Память;

  • Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

  • Способность к комбинированию;

  • Пространственное представление и воображение;

  • Способность предвидеть результаты своих действий;

  • Способность выполнять элементарные поделки из бумаги методом “оригами”.

Кроме того, цикл развивающих игр способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.

Не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднее звено. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы

Программа “Цикл развивающих занятий” включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие ощущений и восприятия.

  2. Развитие пространственного восприятия.

  3. Развитие памяти.

  4. Развитие воображения

  5. Развитие мышления.

  6. Развитие внимания.

Для умственно отсталых школьников характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, поэтому развитие восприятия, мышления, внимания и других психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной школьной адаптации.

Все содержание программного курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год на коррекционных занятиях возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

Основной формой организации и проведения занятий является игра. Этот вид деятельности в младшем школьном возрасте создает благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Поскольку в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. При этом учителю необходимо помнить: задачи, решаемые игрой, должны быть расположены в порядке возрастания сложности, постепенное возрастание трудностей позволяет ученику идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, в каждой игре должна быть организующая и направляющая помощь со стороны взрослого (учителя).

Анализ теории и практики специальной психологии показывает, что для детей с отклонениями в психическом развитии развивающие игры становятся не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствуют общему психофизиологическому развитию ребенка, его личности в целом, успешной адаптации ребенка в школе, детском коллективе, а также повышению активности и пробуждении интереса к учебе.

В занятие включаются не более 4-6 развивающих игр соблюдая, основные принципы их организации: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей.

Учащиеся изготавливают на занятиях оригами из бумаги (в первом классе на наш взгляд конструировать по образцу простейшие объекты дети не смогут). Это благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере необходимости воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. Занятия оригами не только дисциплинируют учащиеся, но воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) и влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Программа состоит из 40 занятий в начальном звене школы. По 10 в каждом классе, и предусматривает, на наш взгляд, продвижение вперед психического и личностного развития умственно отсталых школьников. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время проведения занятия 40 минут. Для проведения занятий не требуется особых условий, их можно проводить в классной или игровой комнате. На усмотрение учителя этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, дополняя или видоизменяя пакет коррекционных и развивающих игр самостоятельно. Все зависит от необходимых конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки педагога, резерва времени и желания родителей.

На наш взгляд, родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!