Коррекционное интегрированное занятие для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
«Мир вокруг тебя».
Нягина Ирина Борисовна,
учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад №6 города Донецка»
Тема занятия: Мир вокруг тебя.
Программное содержание:
Упражнять детей в дифференциации твердых и мягких согласных.
Упражнять детей в слоговом анализе слов.
Упражнять детей в образовании творительного падежа имен
существительных.
Упражнять детей в составлении предложений.
Упражнять детей в подборе имен существительных к именам
прилагательным.
Упражнять детей в подборе имен существительных к глаголу.
Развивать мышление, творческое воображение детей.
Ход занятия:
Игровой момент.
Показываю конверт.
- Дети, как вы думаете, что в конверте?
Возможные ответы детей:
письмо,
открытка,
лист бумаги, картона,
буквы, слоги, слова,
записка,
послание,
сообщение,
сюрприз,
приглашение…
Прослушайте стихотворение, которое поможет определить, что же в конверте…
Хотите верьте, хотите не верьте
Только сегодня прислали в конверте
Облако, весьма необычного виду,
Красивую, яркую пирамиду,
Длинный, красный карандаш,
Синий зонт – приятель наш.
Радугу, мешок, ведро,
Даже дерево одно.
Мальчугана – шалуна,
Дождь, что капает с утра
Вот и белка даже есть.
То, что здесь – мне и не счесть.
- Как это все можно поместить в конверте?
Возможные ответы детей: это могут быть
рисунки,
фото,
картинки,
репродукция,
слова,
диск с записью…
- Вспомните, что же было в конверте.
Выкладывание изображений, называемых детьми предметов.
Работа с картинками.
- Найдите слово, начинающееся и заканчивающееся на гласные звуки. Облако.
- На какие две группы можно разделить оставшиеся слова?
Можно разделить на слова, начинающиеся на мягкие и твердые согласные.
= пирамида, ведро, дерево, белка, мешок;
-- карандаш, зонт, дождь, радуга, мальчуган.
Дидактическое упражнение «О ком, о чем так говорят?»
Неугомонный, драчливый, умный – о мальчугане.
Рыжая, проворная, маленькая, запасливая – о белке.
Разноцветная, собирающаяся и разбирающаяся, занимательная – о пирамиде.
Очиститель воздуха, создатель тени, ветвистое, могучее, плодоносящее – о дереве.
Составление предложений (цепочкой).
- Название. Это белка (пирамида, мальчуган).
- Составные части. У белки есть…
- Обобщающее понятие. Белка – это животное.
Дидактическое упражнение «Кем (чем?) был, кем будет?»
Дерево – саженцем, ростком, деревцем, деревом, бревном, пнем, щепкой, доской, фанерой, дровами, окном, дверью, полом, мебелью, частью карандаша, трухой, опилками…
Мальчуган – новорожденным, младенцем, малышом, ребенком, пупсиком, карапузом, глупым, доверчивым, дошкольником, школьником, подростком, выпускником, студентом, юношей, рабочим, служащим, женихом, мужем, папой, добытчиком, пенсионером, дедушкой…
Дидактическое упражнение «Необитаемый остров»
«Как это можно использовать?»
Карандаш можно использовать как…
как указку, мел, трафарет, линейку, дырокол, гвоздь, дрова, свечу (лучину), вилку, палочку для еды (как у японцев), палку для выколачивания пыли, весло, лодку, массажер, товар, бартер, подарок, средство зарабатывания денег, средство защиты, нападения; жезл для регулирования дорожного движения; дирижерскую палочку, барабанную палочку…
Карандаш может плавать…
- Что еще может плавать?
Плавать могут – дерево, лодка, корабль, пароход, яхта, паром, подводная лодка, катамаран, «банан», водные лыжи, мяч, надувной круг, матрац; буек, плот…
Плавать могут – человек, пловец, аквалангист, водолаз…
Плавают – собака, ондатра, бобер, морской котик, морж, черепаха, белый медведь…
Плавают – рыбы, сом, налим, дельфины, краб, лягушка, медуза, осьминог…
Плавают – облака…
Плавают – лебедь, аист, утка, гусь, цапля…
Плавают – лимон в стакане, чаинки, заварка…
Дидактическое упражнение «Что было бы, если?»
Облако превратилось в молочную тучку…
*Лилось бы с неба молоко.
* Все живое утолило бы жажду.
* Все стали бы здоровыми, крепкими, розовощекими…
* Не надо было бы покупать молоко, тратить на это деньги.
* Можно было бы сделать ряженку, простоквашу, сыр, сметану, творог…
* Можно разбогатеть, торгуя…
* Запастись этим продуктом, выставить ведра…
* Принимать молочные ванны (как Клеопатра), омолаживать кожу…
* Построить молокозавод, дать рабочие места людям…
* Сказка о молочных реках с кисельными берегами превратилась бы в быль…
Дидактическая игра «Почтовый ящик»
Работа над слоговым анализом слов.
- Ребята, у каждого из вас есть свой почтовый ящик, отберите туда картинки в соответствии с количеством слогов (по адресу).
Итог.
- Запомните эти «письма» и дома расскажите родителям, как можно использовать тот предмет, который там изображен.