СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кос оснащение средствами автоматизации производственных процессов и приозводств

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

комплект контрольно- оценочных средств по географии

Просмотр содержимого документа
«Кос оснащение средствами автоматизации производственных процессов и приозводств»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЖУКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БРЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ им. ГЕРОЯ РОССИИ А.С.ЗАЙЦЕВА »



Утверждаю»

Заместитель директора по УПР

________________Н.В. Марина

«____»________________20 _г





«РАССМОТРЕНО И

СОГЛАСОВАНО»

Методическим Советом

протокол № _____

от «____» __________ 2017 год

______________ Бушуева Е.С.















ПАСПОРТ

комплекта оценочных средств учебной дисциплины

«География»

основной профессиональной образовательной программы

по специальности СПО

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации

технологических процессов и производств



Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения на базе

основного общего образования – 3 года 10 мес.









г. Жуковка 2017



  1. Общие положения

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения профессионального цикла учебной дисциплины «География» по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств.

Организация-разработчик: Жуковский филиал ГБПОУ «Брянский аграрный техникум имени Героя России А.С.Зайцева»





Разработчик: преподаватель общеобразовательных дисциплин Таранина Ирина Юрьевна













































I. Паспорт комплекта контрольно-измерительных средств

1. 1. Область применения комплекта контрольно-измерительных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.



Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)


УМЕТЬ


определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;

У1

наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия


У2

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,


У3

применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.

У4

читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

У5


давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;


У6


составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

У7

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

У8

давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

У9

применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

У10

сопоставлять географические карты различной тематики;

У11

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

У12

находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернет

У13

давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

У14

давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

У15

ЗНАТЬ


Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

З1

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

З2

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

З3

понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

З4





З5

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности

З6

географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

З7

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении

З8



      1. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

1.12. Матрицы логических связей между объектами (предметами) контроля и разделами (темами)







Разделы (темы) программы

. География




Объекты (предметы) контроля (знания, умения)

умения

знания



У1



У2



У3



У4



У5



У6



У7



У8



У9

У10

У11

У12

У13

У14

У15



З1

З2



З3

З4

З5

З6

З7

З8

Введение

Тема 1. Источники географической информации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+


+

Тема2. Политическая карта мира

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+


+



+

+

+


+


+

Тема 3. География населения мира

+

+

+

+

+

+

+


+

+


+

+


+



+

+


+

+


+

+

Тема 4. География мировых природных ресурсов

+

+

+

+

+


+


+


+

+



+




+

+

+

+


+

Тема 5. География мирового хлзяйства

+

+

+

+

+

+


+


+


+



+

+


+

+

+



+

Тема 6. Регионы и страны мира

+



+

+

+

+

+

+


+

+


+

+


+

+

+

+

+


+

+

+

Тема 7. Россия в современном мире

+

+

+





+



+



+






+



+

Тема 8.Географичекие аспекты глобальных проблем человечества

+

+

+




+


+



+

+


+






+

+

+




Общие положения

Результатом освоения дисциплины является готовность обучающегося применять полученные умения и знания к выполнению (профессиональных компетенций), а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет.

1. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

1.1. Умения и знания

В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:

Проверяемые результаты обучения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и социально-экономических объектов, процессов и явлений;

слушать лекцию, уметь отражать ее отдельные положения в виде конспекта;

наносить на контурную карту упомянутые в лекции географические названия;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира различными видами минеральных ресурсов, производить расчет такой обеспеченности,

применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.

читать и анализировать возрастно-половую пирамиду населения

давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий;

составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона);

применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

давать оценку важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязь между ними;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; типы стран, основные формы правления и АТУ стран мира;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;

различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

понятие о НТР, о мировом хозяйстве, о международном географическом разделении труда

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения изучаемых регионов (Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Латинская Америка), черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности

географические аспекты глобальных проблем человечества, их сущность, причины возникновения и пути решении;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Методика проведения контроля по проверке базовых знаний по дисциплине

Параметры методики

Примечания

(варианты параметров)

Количество оценок

четыре

2, 3, 4, 5

Названия оценок


- неуд., удов, хор, отл.

Пороги оценок

0%-39% неудовлетворительно

40%-69% удовлетворительно

70%-89% хорошо

свыше 90% - отлично

Устанавливаются преподавателем

Предел длительности всего контроля

45 минут

выбирается только один из параметров

Предел длительности ответа на каждый вопрос

2 минуты

Последовательность выбора разделов

Последовательная

последовательная

Последовательность выборки вопросов из каждого раздела

Случайная

случайная

Предлагаемое количество вопросов из одного контролируемого раздела

1

9











Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины



ЗАДАНИЯ В ФОРМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Тема 1. Источники географической информации



  1. Вариант 1 – подчеркнуть о-ва Тихого океана

Вариант 2 – подчеркнуть о-ва Атлантического океана Вариант 3 – подчеркнуть о-ва Индийского океана



  1. Обозначить реки Брянской области

  2. Обозначить месторождения полезных ископаемых Индии



Тема 2. Политическое устройство мира



  1. Отметить на контурной карте крупнейшие страны мира.

  2. Отметить на контурной карте страны мира с численностью населения свыше 100 млн. человек.

  3. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран мира, имеющих республиканскую форму правления.

  4. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Европы, имеющих монархическую форму правления.

  5. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Азии, имеющих монархическую форму правления.

  6. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Европы, не имеющих выхода к морскому побережью.



Тема 4. География населения мира



1.Укажите примерную численность населения Земного шара:



  1. 3.5 млрд. человек; 2)5.1-6.0 млрд. человек 3) 4.5-5 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.

2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:

  1. 20-30 млн. человек; 2) 50-70млн. человек; 3) 80-100млн. человек 4) 120-130млн. человек. 3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает

100 млн. человек:

1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.

4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:

  1. России. Эфиопия, Нигерия, Индия 2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;

  1. Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия; 4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.

5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:

1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.

  1. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:

1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.

  1. Укажите три самые крупные по населению страны Африки:

1) Алжир 2) Эфиопия 3) Заир 4) ЮАР 5) Нигерия 6) Чад; 7) Марокко;

  1. Ботсвана; 9) Египет; 10) Танзания.

8. Укажите верные утверждения:

  1. В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;

  2. В северном полушарии население меньше, чем в южном;

3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;

  1. Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.

9. Укажите верные утверждения:

  1. Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;

  1. Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;

3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;

  1. Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;



10. Укажите верные утверждения:

  1. Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;

  2. Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;

  3. Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;

  4. На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.

11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте

более 1000 м над уровнем моря: 1)

Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.

  1. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:

1) ФРГ; 2) Франция; 3) Нидерланды 4) Греция 5) Болгария 6) Бельгия; 7) Греция;

  1. Норвегия; 9) Швеция; 10) Польша.

  1. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:

1) Европа; 2) Азия; 3) Африка 4) Северная Америка; 5) Латинская Америка; 6) Австралия и Океания.

  1. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:

1) Франция; 2) Италия 3) Норвегия 4) Венгрия 5) Болгария 6) Дания 7) Бельгия 8) Чехия

  1. Словакия 10) Португалия;

  1. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения:

  1. Оман, Парагвай, Бельгия 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа 3) США, Япония, Германия 4)Ливия, Монголия



Ключ : 1-4, 2-3,3- все,4-3,5-1, 6-4,7-259,8-13,9-23,10-14,11-1,12-136,13-123,14-4578



Тема 6. Регионы мира



  1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Норвежское, Балтийское — Швеция; б) Северное, Средиземное — Великобритания; в) Северное, Балтийское — Германия; г) Черное, Адриатическое — Италия; д) Норвежское, Баренцево — Норвегия.



  1. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Польша, Чехия, Германия; б) Италия, Австрия, Венгрия;

в) Испания, Франция, Швейцария; г) Норвегия, Швеция, Финляндия; д) Словакия, Литва, Польша.

  1. Какие государства с монархической формой правления входят в Европейский союз? а) Нидерланды; б) Испания; в) Португалия; г) Монако; д) Таиланд.

  2. Выберите вариант, в котором верно указана языковая группа и религия населения Норвегии:

а) германская группа, православие; б) романская группа, ислам;

в) финская группа, протестантизм; г) германская группа, протестантизм; д) славянская группа, католицизм.

  1. Какая из указанных агломераций является самой южной?

а) Лондонская; б) Миланская; в) Парижская; г) Верхнесилезская; д) Рурская.

  1. Выберите правильные варианты ответа. Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче нефти — Нидерланды; б) по добыче железной руды — Норвегия;

в) по добыче каменного угля — Германия; г) по выплавке алюминия — Норвегия; д) по производству автомобилей — Швеция.

  1. Какие отрасли характерны для среднеевропейского типа сельского хозяйства?

а) свиноводство и птицеводство; б) горно-пастбищное овцеводство; в) молочно-мясное животноводство; г) выращивание серых хлебов;



д) субтропическое земледелие.



8. Выберите неправильное утверждение.

а) Германия занимает 1-е место в зарубежной Европе по длине железных дорог, а ее транспортная сеть имеет многоцентровую конфигурацию.

б) На севере Франции, в Лотарингии, формируется важный научно-производственный центр «Долина высокой технологии».

в) Страны зарубежной Европы превосходят США по произ - водству автомобилей и промышленных роботов.

г) В Италии туристов привлекают достопримечательности, приморские и горные рекреационные зоны.

д) Экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.



Ключ:1. в; д. 2. а; г. 3. а; б. 4. г. 5. б. 6. в; г. 7. а; в. 8. б.

ЗАДАНИЯ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ.



На каждый вопрос может быть выбран один или несколько правильных ответов. Для некоторых тестов следует самостоятельно подобрать недостающее слово.



Тема 3. География мировых природных ресурсов

Выберите один правильный ответ

1 Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

  1. Полиметаллические руды 2) Ядерная энергия 3) Морская вода 4) Лесные ресурсы

2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами является верным?



  1. Обрабатываемые земли занимают 70% мирового земельного фонда



  1. Ресурсы пресной воды составляют 40% общего объема гидросферы



  1. Пахотные земли в основном распределены в лесных, лесостепных и степных зонах



  1. В мире существует около 6 тысяч угольных бассейнов

3 В «оловянный пояс» входят государства



  1. Алжир, Египет 2) Таиланд, Малайзия 3) Замбия, Зимбабве 4) Ирак, Кувейт

4 Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является



  1. Рациональное использование водных ресурсов



  1. Опреснение вод Мирового океана



  1. Транспортировка айсбергов



  1. Сокращение потребления воды населением

5 Охране природы способствует



  1. Широкое развитие транспорта на электрической тяге



  1. Создание каскадов ГЭС на реках



  1. Перевод ТЭС с газа на уголь



  1. Развитие интенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов

6 Охране гидросферы способствует



  1. Ограничение использования минеральных удобрений



  1. Орошение полей

  2. Осушение болот

  3. Создание искусственных каналов

7 Засоление почв характерно для природной зоны

  1. Пустынь и полупустынь 2) Тайги 3) Тундр 4) Влажных тропических лесов

  1. Примером рационального природопользования является

    1. Перевозка нефтепродуктов на морских судах

    2. Рекультивация земель в районах добычи угля

    3. Захоронение ядерных отходов на полигонах

    4. Создание водохранилищ на равнинных реках

  1. Установите соответствие между видами природных ресурсов и природными ресурсами, к которым они относятся

Вид природных ресурсов

Природные ресурсы

1)

Исчерпаемые невозобновимые

А) солнечная энергия

2)

Неисчерпаемые

Б) пресная вода

3)

Исчерпаемые возобновимые

В) уран

  1. Какие три природных ресурса относятся к неисчерпаемым?



    1. Климатические 2) Энергия течения 3) Энергия ветра 4) Почвенные 5)Лесные

Ключ к тесту



1- 4; 2- 3; 3- 2; 4- 1; 5- 1; 6- 1; 7-1; 8 -2; 9- 1-В, 2-А, 3- Б; 10- 1,2,3



Тема 5. Мировое хозяйство

  1. Отраслевым международным объединением является

    1. ссоциация стран Юго – Восточной Азии ( АСЕАН )



    1. Европейский союз ( ЕС )

    2. Организация стран –экспортёров нефти ( ОПЕК )

    3. Латиноамериканская ассоциация интеграции ( ЛАИ )

2. Международная организация МАГАТЭ занимается вопросами: 1. экспорта нефти

2. развития черной металлургии 3. атомной энергетики 4. угольной промышленности

  1. К концу XX века в мире уменьшилось влияние на размещение промышленности фактора 1)сырьевого; 2) транспортного; 3) экологического ; 4) энергетического.

  2. Больше всего электроэнергии на душу населения производится в



    1. Норвегии; 2) США; 3) Россия; 4)Китай.

5.В энергобалансе какого государства, вырабатывается больше всего электроэнергии на АЭС: 1) Италия; 2) Германия; 3) Франция; 4) Россия.

  1. Выплавка стали, с использованием собственных запасов железных руд и каменного угля производится в:



  1. Японии и Южной Корее; 2) США и Китае; 3) Бельгии и Италии; 4) Чехии и Швеции.



  1. Выплавка стали с использованием преимущественного привозного сырья и топлива производится в :



  1. Японии и Италии; 2) Китае и России; 3) Германии и Бразилии; 4) Украине и США.



8. Интенсивное молочное скотоводство характерно для:



  1. Австралии; 2) Индии; 3) Мексики; 4) Финляндии.



21. Установите соответствие между морскими портами и страной его размещения.



МОРСКОЙ ПОРТ СТРАНА



1) Новый Орлеан А) Бразилия Б) США В) Болгария Г) Италия

  1. Генуя

  2. Тубаран



  1. Выберите из предложенного списка три страны, где международный туризм является отраслью специализации:



А) Таиланд; Б) Ливия; В) Египет; Г) Греция; Д) Мали; Е) Канада. Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания



Ключ к тесту



1- 3; 2- 3; 3- 1; 4- 1; 5- 3; 6- 2; 7-1; 8 -4; 9- 1-Б, 2-Г, 3- А; 10- АВГ



Тема 6. Регионы мира



  1. Процесс полного сведения лесов наиболее характерен для:



А. Азии Б. Южной Америки В. Европы Г. Австралии

  1. Жидкие отходы производства загрязняют в первую очередь:

А. Гидросферу Б. Атмосферу В. Литосферу

  1. Наиболее богаты минеральными ресурсами:

А. Россия, США, Канада, Австралия, Китай Б. Япония, Щвейцария, Великобритания

В. Ближний Восток Г. ЮАР, Канада, Австралия

  1. Главный регион орошаемого земледелия:

А. Азия Б. Африка В. Европа Г. Южная Америка

  1. Территориальными водами государства считается прибрежная зона шириной:

А. 12 миль Б. 2 мили В. 100 миль Г. 50 миль

  1. Больше всего «горячих точек» вы найдете на карте:

А. Европы Б. Азии В. Северной Америки Г. Южной Америки

  1. Важную роль в урегулировании международных конфликтов играет:

А. ООН Б. ОПЕК В. НАТО Г. Красный Крест

  1. Расширение НАТО на восток – сложная военно-политическая проблема для:

А. Эстонии и Латвии Б. России В. Польши и Венгрии Г. Чехии и Словакии

  1. Высокий уровень экономического и социального развития страны характеризуется в первую очередь:

А. Численностью населения Б. ВВП на душу населения В. Плотностью населения Г. Ценами на газеты и журналы

  1. Примером объединения стран в одно государство могут служить: А. Югославия Б. Россия В. Чехословакия Г. Германия

Ключ к тесту:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В А А А А Б А Б Б Г



Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

  1. К наиболее острой проблеме человечества относят:



а. экологическую б. продовольственную в. Демографическую

  1. Ухудшение качества окружающей среды отрицательно сказывается на: а. качестве народонаселения б. качестве жизни в. состояния здоровья

  2. Разрушение озонового экрана может повлечь:

а. развитие раковых заболеваний б. климатические изменения в. перестройку генофонда живых организмов

  1. Первая конференция ООН по народонаселению состоялась в 1954 г. в: а. Каире б. Риме в. Мехико

  2. Прогноз демографов гласит, что к 2010 году численность населения составит: а. 6,5 млрд. б. 7,2 млрд. в. 10 млрд.



6. Понятие «морское хозяйство» включает в себя:

  • добывающую, энергетическую промышленность; б. транспорт, торговлю, туризм; в. все выше перечисленное

7. Центр тяжести глобальных проблем расположен:

а. в развитых странах б. в развивающихся в. тех и других

8. Устойчивое развитие - это:

  • процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные условия для сокращения природы, жизни людей, имея

  • ввиду будущие поколения; б. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные

условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду нынешнее и будущее поколения; в. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные

условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду только современное общество

9. Прежде всего глобальные проблемы связаны с решением:

  • социальных проблем б. экономических и технических в. социальных и технических

10. Карты экологической обстановки -это:

  • карты, показывающие состояние природной среды по её отдельным

компонентам и в целом;

  • карты, показывающие состояние природной среды очаговых загрязнений; в. карты, показывающие состояние здоровья людей

11. Выберите из представленного списка регионы с интенсивным радиоактивным загрязнением:

а. Европа б. Азия в. Австралия

Ключ к тесту: 1-б, 2-б, 3-б, 4-б, 5-в, 6-в, 7-в, 8-б, 9-а, 10-б, 11-б.

Критерии оценок к тестам из 10 вопросов:

За каждый верный ответ ставится 1 балл. «5» - 10-11 баллов «4» - 9 баллов «3» - 6-8 баллов «2» - 0 -5 баллов

Критерии оценок к тестам из 20 вопросов:



За каждый верный ответ ставится 1 балл.

«5» - 19 - 20 баллов «4» - 18 - 16 баллов «3» - 15 – 10 баллов «2» - 1 - 9 баллов



ЗАДАНИЯ В ФОРМЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА

Вопросы дифференцированного зачёта по курсу «География»



1.Для отраслевой структуры промышленности развитых стран характерна



1) высокая доля обрабатывающих отраслей 2) высокая доля аграрного сектора

  1. малая доля наукоемких производств

2.В какой из перечисленных стран в структуре ВВП велика доля сельского хозяйства?

1) Бразилия 2) Сомали 3)Италия

3.Отраслью международной специализации Швеции, Франции и Германии является

  1. нефтяная промышленность 2) цветная металлургия 3) машиностроение

4.Доля стран Африки наиболее высока в мировом объеме производства продукции

  1. химической промышленности 2) горнодобывающей промышленности

  1. машиностроения

5. Самыми распространенными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии а мире, являются

1) тепловые 2) атомные 3) гидроэлектростанции

  1. Электронное машиностроение – отрасль специализации стран

  1. Алжира и Ирана 2) Малайзии и Республики Корея 3) Португалии и Украины

7. Молочное скотоводство является отраслью специализации в

1) Дании 2) Испании 3) Греции

8.В какой из перечисленных стран выращивание риса является отраслью международной специализации?

1) Тайланд 2) Аргентина 3) Бразилия

9.Найдите ошибку в перечне основных экспортеров зерна на мировой рынок

1)

США

2)Япония

3) Канада

10.По протяженности автомобильных дорог лидирует

1)

Япония

2) Германия

3) США

  1. Какая из перечисленных стран входит в состав АСЕАН?

1. Индонезия 2) Непал 3)Китай

12.Центром мирового хозяйства до середины XIX века была

1) Европа 2) Америка 3) Япония



13.Крупнейшая страна Африки по добыче и экспорту бокситов – это

1)

Алжир

2)Гвинея

3) Зимбабве

14.Лидерами по производству хлопчатобумажных тканей в мире являются

1)

США и Китай

2) Китай и Индия

3) Индия и Великобритания

15.Пастбищное животноводство преобладает в структуре сельскохозяйственных земель

1)

Индии

2) Австралии

3) Франции

16.Страна, занимающая перовое место по производству сои, - это

1)

Мексика

2) Канада

3) США

17.Выберите две страны, лидирующие по тоннажу морского торгового флота

1) США и Китай 2) Панама и Либерия 3) Индия и Япония

18.Какая из перечисленных стран входит в состав НАТО и ЕС

1)Бельгия 2) Швейцария 3) Швеция

19.Какая из перечисленных стран имеет постиндустриальную структуру хозяйства?

1) Бельгия 2) Алжир 3) Бахрейн

20.В какой стране выращивают сахарную свеклу и сахарный тростник?

1)Мексика 2) Куба 3) США

Ответы к дифференцированному зачету:

1 -1; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 1; 9 – 2; 10 – 3; 11 – 1; 12 – 1; 13 – 2; 14 – 2; 15 - 2



16 – 3; 17 – 2; 18 – 1; 19 – 2; 20 - 3

Критерии оценок к вопросам дифференцированного зачёта:



За каждый верный ответ ставится 1 балл.

«5» - 19 - 20 баллов

«4» - 18 - 16 баллов

«3» - 15 – 10 баллов

«2» - 1 - 9 баллов

. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание : Промежуточная аттестация в форме – зачета

Составляются билеты ,где предусмотрены тестовые задания и теоретические вопросы.


Условия выполнения задания



1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудитории

2. Максимальное время выполнения задания: ____30_______ минут

3. Вы можете воспользоваться справочным материалом

4. Требования охраны труда: ____________________

5. Оборудование: атлас

Шкала оценки образовательных достижений (для всех заданий)

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос.

. Пакет экзаменатора

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Задание : Промежуточная аттестация в форме – зачета

Составляются билеты ,где предусмотрены тестовые задания и теоретические вопросы.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы .
Исходя из поставленных целей, учитывается:
•     Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
•     Степень формирования интеллектуальных и общеучебных умений.
•     Самостоятельность ответа.
•     Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если студент:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если студент:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3.В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10.Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
 
          Оценка "3" ставится, если студент:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если студент:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6.Имеются грубые ошибки  в использовании карты.
7.Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
8.Полностью не усвоил материал.

Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
   Оценка «5» - 10 правильных ответов,

«4» - 7-9,

«3» - 5-6,

«2» - менее 5 правильных ответов.

  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

«4» - 14-17,

«3» - 10-13,

«2» - менее 10 правильных ответов.



Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов, полное неумение использовать карту и источники знаний.


Критерии оценки качества выполнения практических работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.



Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.



Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется студентами при помощи преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Практическая работа № 1

«Обозначение на контурной карте основных географических объектов»


Обучающийся должен:

- знать традиционные и новые методы географических исследований;

-уметь составлять географическую характеристику стран в картографической форме.

Цели работы:

- образовательные: обобщить знания о государственном строе стран мира, об основных методах географических исследований;

- развивающие: развить умения систематизировать полученные знания из различных источников географической информации, навыки самостоятельной работы; нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, атлас, контурные карты, учебник «Экономическая и социальная география мира», карандаши.

Общие теоретические сведения:

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная – правительству. Республики подразделяются на президентские и парламентские. В президентских республиках президент сам возглавляет правительство. В парламентских республиках главной фигурой является не президент, а глава правительства.

Монархия – форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, султан и т.д. Абсолютная монархия – власть монарха не ограничена. Конституционная монархия – монарх «царствует, но не правит», власть принадлежит парламенту.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Используя атлас, форзацы учебника Е.В. Баранчиков. ” География ”, выпишите в тетрадь названия стран, входящих в первую десятку по численности населения. Нанесите на контурную карту границы этих стран, подпишите их столицы. 

Задание 2. Используя атлас, выпишите в тетрадь названия трех островных стран, трех полуостровных, трех внутриконтинентальных. Обозначьте на контурной карте границы этих стран, их названия и столицы.

Задание 3. Используя форзацы учебника Е.В. Баранчиков выпишите в тетрадь названия стран с разной формой правления:

  • Три страны, являющихся абсолютными монархиями.

  • Пять стран, являющихся конституционными монархиями.

  • Пять стран, являющихся федеративными республиками.

Нанесите на контурную карту границы этих стран, подпишите их названия и столицы. Для указания формы правления используйте условные обозначения:

- абсолютная монархия – АМ

- конституционная монархия – КМ

- федеративная республика - ФР

Сформулируйте вывод о распространении стран с монархической формой правления по регионам мира и запишите в тетрадь.

Контрольные вопросы:

1. В чем выражается многоликость современного мира?

2. Чем различаются страны мира по формам правления и административно-территориального устройства?

3. Что общего у следующих стран: США, ФРГ, Франция, Великобритания. Япония?

4. Из перечисленных стран выберите те, которые имеют республиканскую форму правления: Болгария, Польша, Великобритания, Франция, Япония, Саудовская Аравия.

5. Назовите современные и традиционные методы географических исследований.



Практическая работа № 2

«Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах»

Обучающийся должен:

- знать численность и динамику населения стран мира, проблемы современной урбанизации;

-уметь оценивать уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Цели работы:

- образовательные: обобщить знания о причинах, влияющих на плотность населения в разных странах и регионах;

- развивающие: развить умения систематизировать полученные знания из различных источников географической информации, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность, формировать научное мировоззрение.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, карта плотности населения, атлас, контурные карты, учебник «Экономическая и социальная география мира», карандаши.

Общие теоретические сведения:

Современная карта размещения населения мира свидетельствует об огромной неравномерности в заселенности территории Земли. Основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропических и субэкваториальных климатических поясов на высоте 500м над уровнем моря.

Средняя плотность населения Земли 45 чел на 2 км2. Но эта цифра не дает ни какого представления о тех огромных контрастах, которые наблюдаются на континентах и странах. Исторически сложившийся на Земле рисунок расселения очень разнообразен.

Выделяют две основные формы расселения: городская и сельская. Главной формой расселения в современном мире становятся города, поэтому важным процессом в современном мире является урбанизация.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Проанализируйте карту плотности населения в атласе и выпишите в тетрадь районы с высокой плотностью населения (от 200 до 600 и более человека на км2) и районы с низкой плотностью населения (от 1 до 10 человек на км2). Приведите по пять примеров.

Задание 2. Используя таблицу 1 «Страны – лидеры по уровню плотности населения, чел.км.2», отметьте на контурной карте страны с максимальными показателями плотности населения и минимальными.

Таблица 1 - Страны – лидеры по уровню плотности населения, чел.км.2

Страна

Максимальные показатели

Страна

Минимальные показатели

Мальта

Бангладеш

Бахрейн

Нидерланды

Южная Корея

1200

920

840

460

450

Гренландия

Западная Сахара



Мавритания, Монголия, Намибия, Французская Гвинея, Австралия

0,03

1



2

Задание 3. Обозначьте на карте крупнейшие агломерации мира.

Задание 4. Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 74 - 11), карты атласа (стр. 15), определите общий уровень урбанизации стран Зарубежной Азии по следующему плану:

- назовите страны с максимальными и минимальными показателями уровня урбанизации в регионе;

- назовите крупнейшие города региона, численность их населения и страны, в которых они расположены;

- назовите причины, определяющие уровень и темпы урбанизации в регионе в целом, странах – лидерах и странах – аутсайдерах;

Сформулируйте вывод о причинах, влияющих на размещение населения по регионам мира, запишите его в тетрадь.

Контрольные вопросы:

1. Какие причины влияют на размещение и плотность населения мира?

2. Почему наиболее высокий уровень урбанизации характерен для высокоразвитых стран?

3. Каково соотношение городского и сельского населения в мире?

4. Почему наиболее быстрые темпы роста городского населения наблюдаются в развивающихся странах?


Практическая работа № 3

«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах»


Обучающийся должен:

- знать демографическую ситуацию в разных странах и регионах;

-уметь оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира

Цели работы:

- образовательные: систематизировать знания о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства;

- развивающие: развить умения систематизировать полученные знания из различных источников географической информации, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, возрастно-половые пирамиды, атлас, учебник «География».

Основные теоретические сведения:

Воспроизводство населения – это совокупный процесс рождаемости, смертности, естественного прироста населения, который обеспечивает беспрерывное возобновление смену людских поколений. В современном мире можно выделить 2 типа воспроизводства населения. 1 тип отличается невысокой рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения, 2 тип характеризуется высокой рождаемостью, высоким естественным приростом населения и относительно низкими показателями смертности.

В настоящее время наблюдается постепенный переход от 2 к 1 типу воспроизводства населения.

В современном мире большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя определенную демографическую политику.

Демографическая политика – это система различных мер предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Используя  учебник  Е.В. Баранчиков. (стр. 57 - 66   и  статистические  данные  таблицы 1 (см.  ниже),  заполните  её,  определив  тип  воспроизводства  и  демографический  этап  для  каждого  региона;

Таблица 1 - Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.

Регионы  мира

Коэффициент рождаемости (‰)

Коэффициент смертности (‰)

Коэффициент естественного прироста

(‰)

Тип воспроиз-водства

Демогра-фический этап

Весь мир

23

9

14

 

 

СНГ

13

14

-1

 

 

Зарубежная Европа

11

11

0

 

 

Зарубежная Азия

23

8

15

 

 

Юго-Западная Азия

28

7

21

 

 

Восточная Азия

16

7

9

 

 

Африка

40

14

26

 

 

Северная Америка

15

9

6

 

 

Латинская Америка

25

7

18

 

 

Австралия

14

7

7

 

 

Океания

28

9

19

 

 

Задание 2. Дайте характеристику демографической ситуации  в Индии и Германии по следующему плану:

- запишите численность населения, среднюю плотность и районы с наибольшей плотностью населения в стране.

- нанесите на контурную карту районы с наибольшей плотностью населения.

- определите особенности естественного и механического прироста населения в стране.

- определите особенности возрастного и полового состава населения в стране.

- определите и запишите своеобразие занятости населения, долю городского и сельского населения.

- определите обеспеченность страны трудовыми ресурсами.

Сформулируйте вывод о  демографической политике, проводимой государствами Индии и Германии.

Контрольные вопросы:

1. Почему один из отчетов ООН был назван «Наш демографически разделенный мир»?

2. Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век станет веком старения населения Земли?

3. Назовите основные условия, которые влияют на процессы рождаемости, смертности и естественного прироста.

4. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографический кризис».



Практическая работа № 4

«Оценка обеспеченности регионов и стран основными видами природных ресурсов»


Обучающийся должен:

- знать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их месторождения и территориальные сочетания;

-уметь составлять комплексную географическую характеристику ресурсообеспеченности регионов и стран мира

Цели работы:

- образовательные: обобщить знания особенностей размещения основных видов природных ресурсов;

- развивающие: развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации; составлять комплексную географическую характеристику ресурсообеспеченности регионов и стран мира;

- воспитательные: воспитать ответственности, работоспособности, внимания, аккуратности.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, атлас, статистические материалы, калькулятор

Общие теоретические сведения:

Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Анализируя спастические данные о запасах и добыче минеральных ресурсов (таблица 1), рассчитайте обеспеченность нефтью, углем и железной рудой отдельных стран мира, результаты запишите в таблицу.

Вычисления произвести по формуле: Р = З/Д х 1000

где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;


Таблица 1

Страна

Запасы

( млрд. тонн )

Добыча

( млн. тонн )

Ресурсообеспеченность

( в годах )

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

 

 

 

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0



 

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

 

 

 

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

 

 

 

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

 

 


США

3,0

445

25,4

402

937

58

 

 


Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

 

 


Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

 



ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

 

 

 

Австралия

0,2

90

23,4

29

243

112

 

 

 


Задание 2. Выпишите в тетрадь названия стран – лидеров по обеспеченности нефтью, углем, железной рудой. 

Сформулируйте вывод (напишите, какие действия предпринимают руководители стран, не имеющих достаточного запаса минеральных ресурсов)

Контрольные вопросы:

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

2. В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?

3. Какие из перечисленных стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?

Практическая работа № 5

«Составление экономико-географической характеристики отрасли промышленности»



Обучающийся должен:

- знать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; размещение его отраслей; международную специализацию стран и регионов мира;

-уметь составлять таблицы, отражающие размещение основных отраслей мирового хозяйства.

Цели работы:

- образовательные: систематизировать знания географических аспектов отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

- развивающие: развить умения самостоятельной работы; умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации; определять международную специализацию стран и регионов мира;

- воспитательные: воспитать ответственность, работоспособность, внимание, аккуратность.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: атлас, контурные карты, статистические материалы "Основные  показатели  химической  промышленности  мира "

Этапы выполнения работы:

Задание1. Используя данные таблицы  "Основные  показатели  химической  промышленности  мира",  на  контурной  карте  мира  постройте  картодиаграмму  производства  основных  видов  продукции  химической  промышленности;

Задание 2. Используя  карты  атласа,  заштрихуйте  страны  с  высоким  уровнем  развития  химической  промышленности;

Задание 3. Условными  знаками  нанесите  на  карту  крупнейшие  центры  химической  промышленности  мира  и  подпишите  их  названия;

Задание 4. Стрелками  покажите  основные  пути  транспортировки  химического  сырья  и  продукции  химической  промышленности;

Задание 4. Красным  цветом  подчеркните  страны,  использующие  собственное  сырьё,  синим – привозное,  зелёным – собственное  и  привозное;

Сформулируйте вывод  о  развитии  отрасли  по  странам  и  регионам  мира (назовите пять стран с высокоразвитой химической промышленностью, пять стран со средним развитием химической промышленности,  пять стран, в которых химическая промышленность развита слабо или отсутствует. Определите, в каком регионе химическая промышленность наименее развита)


Основные показатели химической промышленности мира

Страна

Производство минеральных удобрений (млн. т)

Страна

Производство пластмасс (млн. т)

Страна

Производство химических волокон

(млн. т)

Китай

США

Индия

Канада

Россия

Германия

Белоруссия

Индонезия

Франция

Украина

28,5

25,5

12,5

12,0

9,5

5,0

3,9

3,4

3,1

2,4

США

Япония

Германия

Ю. Корея

Тайвань

Китай

Франция

Нидерланды

Великобритания

Бельгия

31,0

14,8

11,2

8,4

8,3

6,2

6,0

4,5


3,6


3,5

США

Китай

Тайвань

Ю. Корея

Япония

Индия

Индонезия

Германия

Италия

Таиланд

4,5

4,2

3,2

2,4

1,8

1,3

1,1

1,1

0,7

0,6

Контрольные вопросы:

1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют сплошное «белое пятно»?

2. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран Запада?

3. Назовите новейшие отрасли промышленности.


Практическая работа № 6

«Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии»


Обучающийся должен:

- знать географическую специфику отдельных стран и регионов мира, их различия по уровню социально-экономического развития;

-уметь составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира с целью определения их участия в международном географическом разделении труда

Цели работы:

- образовательные: углубить знания географической специфики отдельных стран и регионов мира;

- развивающие: развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации; составлять комплексную географическую характеристику страны с целью определения их участия в международном географическом разделении труда;

- воспитательные: воспитать ответственность, работоспособность, внимание, аккуратность.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, контурные карты, учебник «Социальная и экономическая география», Е.В. Баранчиков.

Этапы выполнения работы

Задание 1. Используя карты атласа «География мира» и учебник «География », обозначьте на контурной карте основные сельскохозяйственные районы Индии.

Задание 2. Выпишите в тетрадь важнейшие сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в этих районах.

Задание 3. Используя  текст  учебника  Е.В. Баранчиков. (стр. 225, 226, 254, 255), карты  атласа  (стр. 35), постройте  схему,  показывающую  влияние  природных  условий  и  ресурсов  Индии  на развитие  её  промышленности и сельского хозяйства.

Примерный  вид  схемы  Влияние  природных  предпосылок  на  развитие  промышленности и сельского хозяйства



.Сформулируйте  вывод  о  влиянии  природных  условий  и  ресурсов  на  развитие  и  специализацию  хозяйства  Индии.

Контрольные вопросы:

1. Какие типы сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии?

2. Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?»

3. Назовите крупные промышленные центры Индии.


Практическая работа № 7

«Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России»


Обучающийся должен:

- знать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; внешние экономические связи России с другими странами;

-уметь определять по разным источникам информации роль России в международном географическом разделении труда; использовать знания и умения для правильной оценки геоэкономической ситуации в России.

Цели работы:

- образовательные: систематизировать знания об особенностях современного геополитического и геоэкономического положения России;

- развивающие: развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации; определять по разным источникам информации роль России в международном географическом разделении труда;

- воспитательные: воспитать чувства гордости за свою Родину, ответственность, трудолюбие.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, атлас, статистические материалы.

Этапы выполнения работы

Задание 1. Назовите основные факторы, определяющие геополитическое положение России.

Задание 2. Используя  справочную  литературу,  на контурной  карте  составьте  картосхему  внешних  экономических  связей  России  со  странами  Дальнего  и  Ближнего  Зарубежья:

Задание 3. Обозначьте  границы России  и важнейших  внешнеэкономических  партнёров  России  и  подпишите  их  названия;

Задание 4. стрелками  различного  цвета  покажите  основные  экспортируемые  из  России  и  импортируемые  в  Россию  товары  из  стран  Ближнего  и  Дальнего  Зарубежья.

Сформулируйте   вывод  о  географических  особенностях экономического и политического положения России.

Статистические данные

Российский экспорт

 - Нефть и нефтепродукты (Польша, Белоруссия)

- Алюминий (Казахстан)

- Ядерное топливо (Иран)

- Драгоценные металлы (Великобритания)

Российский импорт

- Мясо

- Легковые автомобили (Япония, Германия)

- Компьютеры (Малайзия, Сингапур)

- Грузовики, автобусы и автомобили специального назначения (Германия, США)

Контрольные вопросы:

1. Назовите изменения, которые произошли в географическом, геополитическом и геоэкономическом положении России.

2. Каковы особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

3. Какие основные географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Практическая работа № 8

«Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией»


Обучающийся должен:

- знать географические аспекты глобальных проблем человечества; роль географии в решении глобальных проблем.

-уметь оценивать степень техногенных, природных и антропогенных изменений стран и регионов мира; применять источники географической информации для наблюдения за геоэкологическими объектами, их изменениями под влиянием разнообразных факторов.

Цели работы:

- образовательные: систематизировать знания географических аспектов глобальных проблем человечества;

- развивающие: развить умения анализировать рабочую ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации; оценивать степень техногенных, природных и антропогенных изменений стран и регионов мира;

- воспитательные: осуществление экологического воспитания, воспитание аккуратности, внимания, трудолюбия.

Перечень средств, используемых при выполнении работы: политическая карта мира, карты атласа, источники географической информации.

Этапы выполнения работы:

Задание 1. Используя текст учебника Е.В. Баранчиков (стр.  258) ,  карту «Экологические проблемы мира» и  предложенный  план,  дайте  описание  экологической ситуации в мире, как одной   из  глобальных  проблем  человечества.

Примерный план описания экологической ситуации:

- Причины возникновения экологической проблемы (учебник, стр.  258), атлас карта 48)

- Географическое распространение загрязнения мирового океана (атлас, карта 48)

- Пути решения экологической проблемы (учебник, стр.  258)

Объясните, как решение проблемы охраны окружающей среды зависит от каждого жителя планеты.

Контрольные вопросы:

1. Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков?»

2. Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?

3. Раскройте сущность понятия «Устойчивое развитие».

4. Объясните роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Список литературы

Баранчиков Е. В. География, М., 2015.

интернет-ресурсы



  • http://geo.1september.ru



  • http://maps.google.com

  • www.gismeteo.ru

  • http://wikimapia.org


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!