ФИО: Мавлетова Анастасия Сергеевна.
Тема: Космос необъятный. Творчество Орского художника Я.А. Шлеппера
Цель: Выполнение композиции « Космос» в спиралевидной технике.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить обучающихся с космосом, орским художником Я.А.Шлеппером, спиралевидной техникой рисования.
- Научить выполнять упражнения, создавать композицию в спиралевидной технике.
Развивающие:
-Развивать навыки составлять многоплановую композицию,
- Развивать воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
-Воспитать любознательность к теме «Космос».
-Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей стране и родине.
Форма организации учебного процесса: групповая.
Методы обучения: словесный метод (рассказ), беседа.
наглядный метод (иллюстрации).
наглядно-практический метод (творческая работа).
Место проведения: «Созвездие».
Возраст детей: 7-10 лет.
План занятия.
I. Организационный момент. Настрой на работу – 3 мин.
II. Актуализация знаний –6 мин.
III. Целеполагание – 7 мин.
IV. Основная часть – 1 час.
V. Выставка и анализ выполненных работ – 7 мин.
VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия – 7 мин
Ход занятия:
Организационный момент. Настрой на работу.
Добрый день, ребята! Сегодня нас ждет много интересного. Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вы любите путешествовать? (да)
- На чем можно отправиться в путешествии? (на машине, поезде, самолете)
- Как вы думаете, на каком транспорте можно полететь на другие планеты? (на ракете, космическом корабле)
- А как называется человек, который совершает космический полет? (космонавт)
- 12 апреля 1961 года впервые человек поднялся так высоко, что смог «дотянутся рукой до звезд». Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом на планете.
- А теперь рассмотрим иллюстрации, на которых изображен космос. Расскажите, что мы видим? (луна, звезды, планеты, находящиеся в открытом космосе, космонавт, ракета)
III. Целеполагание.
Ребята, давайте посмотрим видеофрагмент https://www.youtube.com/watch?v=wCqLDIugYbM [ от 10:19 до 10:45 ].
-Ребята, о чем говорилось в видео? (О космосе).
- Нарисует облака, Маму, папу-моряка, Кошку, лошадь, экипаж Мой волшебный...(карандаш)
- Кто может сказать мне цель занятия? (Научиться рисовать космос спиралевидной техникой)
- Сегодня мы будем рисовать космос карандашом спиралевидной техникой.
IV. Основная часть
Рассказ и презентация об орском художнике Якове Айзизовиче Шлеппере.
Ребята, а вы знаете, какой художник с нашего родного края любил рисовать космос, да еще и в необычной технике?
Слайд 1: Орчанин Яков Айзикович Шлеппер — самый возрастной «серебряный доброволец». Родился в 1927 году в Донецке. Когда началась Великая Отечественная война, эвакуировался сначала в Ставропольский край, затем в Орск, где и остался. Яков Айзикович — труженик тыла, ветеран подразделений особого риска, инженер-конструктор I категории, получил более тридцати авторских свидетельств на изобретения в области машиностроения. Работал учителем, инженером-конструктором на ЮУМЗ, а в 72 года стал художником. Вырастил с женой сына, двух дочерей и 2-х внуков.
Слайд 2: Яков Айзикович главным достижением жизни считает не научные труды, а открытие в области живописи. Шлеппер — автор методики «Спиралевидная техника работы цветными карандашами». Российская академия художеств признала ее полезность для развития детской фантазии и моторики рук, на нее выдан соответствующий патент. Яков Шлеппер организовал персональные выставки в Орске, Новотроицке, Гае, Санкт-Петербурге. Работы хранятся в Орском краеведческом музее, в галереях и частных коллекциях России.
Слайд 3: На основании этой методики Яков Айзикович на постоянной основе проводит занятия с детьми при детской школе искусств г. Орска, в комплексном центре социального обслуживания в г. Орске. Несмотря на преклонный возраст, продолжает работать с детьм и с пожилыми людьми. Он помогает им развивать моторику рук, фантазию и воображение, что продлевает период активного долголетия.
Интересные факты о космосе: https://www.youtube.com/watch?v=Fbj2R5l6MG0
[ от 0:26 до 2:31 ]
Физкультминутка:
Поднимаемся в ракету (Маршируют на месте)
И прощаемся с Землёй. (Правая рука наверх, машут)
Нас зовут просторы эти, (Обе руки вперед, соединить ладони)
В космос полетим стрелой. (Развести руки в стороны)
Мчит ракета прямо в небо! (Руки вытянуты над головой, соединены пальцами (ракета)
Звёзды освещают путь. (Пальцами делать «салют»)
Может, на Сатурне где-то (Хлопают в ладоши)
ТБ:
К работе карандашом можно приступать только с разрешения преподавателя ИЗО-деятельности:
При работе с карандашом строго запрещается:
Брать их в рот,
Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,
Размахивать ими,
Ломать,
Класть в непредназначенное для них место,
Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,
Бросаться ими.
В случае не исправностей обратиться за помощью к преподавателю.
Во время работы с карандашом стараться сохранять правильную позу и осанку
Практическая часть
Пальчиковая разминка:
Космический отряд
Раз, два, три, четыре, пять
(по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд
(соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит,
(пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, звезды, планеты, спутники, кометы.
(Загибают пальчики обеих рук)
- Давайте познакомимся с техникой более подробно и выполним упражнения, которые, помогут в дальнейшем создать композицию в данной технике.
-
Попробуйте рисовать свободными спиралями, получая удовольствие от «танца» карандаша в Вашей руке и созерцание полученного результата. Теперь возьмите карандаш другого цвета и повторите весь ритуал прямо по поверхности первого рисунка. Автор спиралевидной техники уверен, что возможности такого смешения цветов почти безграничны. Цифры в представленном ниже рисунке означают количество цветов, которые использовал художник в этом демонстрационном рисунке:
Д
авайте приступим к рисованию космоса карандашами спиралевидной техникой. Итог: рисунок, выполненный спиралевидной техникой:
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
По окончании работы рисунки раскладываются или развешиваются так, чтобы были видны всем детям.
– Что запомнили о космосе, какие интересны факты? Что запомнили о Якове Айзизовиче Шлеппере?
– Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, что вас больше всего удивило в них, что понравилось.
– Расскажите о своем рисунке. Получилось ли у вас так, как вы задумывали (по цвету, по сюжету)? Чему вам надо еще научиться, чтобы в следующий раз все получилось?
– С каким настроением вы рисовали? Какие чувства вселили в свой рисунок? Вот какой разный может быть Космос, как на картинах художников
Предлагаю вам оценить свое сегодняшнее настроение после работы картинками ниже.
1-ая – доволен результатом/работой, справился с заданием.
2-ая – недоволен результатом/работой, справился с заданием.