В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, способствуя формированию активной, самостоятельно мыслящей, творческой личности.
В число современных методов обучения, помогающих решить эту задачу, входят активные методы обучения (АМО), которые способствуют эффективному формированию ключевых компетентностей обучающихся.
Меня очень заинтересовал этот новый подход, и в 2017 году я прошла дистанционные курсы в «Инновационном образовательном центре повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» по теме « Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС» (108 часов)
В данной методической разработке описывается процесс создания урока музыки с использованием АМО. Данный материал показывает, что активные методы обучения очень эффективны на уроке, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности обучающихся на всех этапах образовательного процесса, способствуя полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям, вовлечению в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
После использования технологии АМО я испытала радость и удовлетворение, потому что я решила свои поставленные задачи, увидела в глазах детей заинтересованность поделиться имеющимися знаниями и приобрести новые.
Фаза урока | Этап | Название метода | Подробное описание активных методов обучения по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения | УУД, которые формируются - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | «Улыбка» | Цели: Поднятие настроения, создание позитива. Задачи: создать комфортную обстановку, настроить на позитивную рабочую и творческую деятельность учащихся. Продолжительность проведения: 2 мин. Необходимые материалы: Предварительная подготовка: Слова и мелодию приветствия сочиняют учащиеся на первых занятиях учебного года. Подробная технология проведения: Учитель здоровается с учащимися в песенном жанре, исполняя знакомое приветствие. Затем добавляет новый текст и прикладывает к губам улыбку на палочке. Предлагает учащимся взять на парте такие же улыбки и поприветствовать улыбкой его и друг друга. | Учитель (поет под ф-но): - Здравствуйте, ребята! Учащиеся (поют под аккомпанемент учителя): - Здравствуйте, учитель! Учитель (поет под ф-но): - Я вам очень рада! Учащиеся (поют под аккомпанемент учителя): - Мы Вам тоже рады! Учитель (прикладывает улыбку на палочке к лицу и поет под ф-но): - Я вам улыбаюсь! Учащиеся (так же прикладывают улыбку и поют, сами сочиняя, под аккомпанемент учителя): - Мы Вам улыбнулись! Учитель (поет под ф-но): - А теперь друг другу! Учащиеся поворачиваются друг другу и, уже хохоча, сами заканчивают, импровизируя, приветствие. Учитель: - Настроение каково? Учащиеся (поднимают большой палец вверх): - Во! Учитель: - С таким настроением можно отравляться в путь за новыми знаниями! | Личностные: осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему. Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию. | Познавательная компетентность — моделирование художественно-творческого процесса в исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки. Эмоциональная компетенция - понимание своих эмоций, умение контролировать свои эмоции, правильное распознавание эмоций других людей (эмпатия), умение строить отношения с окружающими. Коммуникативная компетентность — формирование психологической культуры поведения; |
| Вхождение в тему урока | Пазлы «Вокзал» | Цели: Ознакомление с темой и целью урока. Задачи: Собрать пазлы в одну картинку. Определить тему и цели урока. Продолжительность проведения: 5 мин Необходимые материалы: Пазлы, по одному на каждого учащегося, на которых изображен вокзал и написано название темы «Вариации» Муз. фрагмент песни «Паровоз Букашка» муз.А.Ермолова гр. «Семицветик» Предварительная подготовка: Перед уроком раздать каждому ученику по одному пазлу. Подробная технология проведения: Чтобы угадать название конечной станции паровозика. Учитель предлагает учащимся собрать пазлы (у каждого есть одна часть). Звучит музыка. Учащиеся собирают картинку вокзала, на котором написано название темы («Вариации»), таким образом они видят конечную цель. | Учитель: - Конечная станция, на которую мы держим путь, очень музыкальная и интересная, называется…. неизвестным вам словом. Чтобы его угадать, каждый из вас должен внести свою частичку смекалки, собрать пазлы. Подсказку я вам уже дала, это станция, значит, на картинке должно быть здание вокзала, а на нем - название. Действуя дружно, вы найдете это слово. Веселая музыка вас поддержит. Учащиеся собирают здание вокзала и читают название станции «Вариации». Учитель: - Кому знакомо это слово? ...... - Это одна из музыкальных форм произведения. Что это за форма, из чего состоит, мы должны узнать по пути к этой станции. Вы готовы? ... | Личностные: овладение навыками работы с пазлами. Познавательные: Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально – творческих задач. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе работы. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия в процессе деятельности. | Рефлексивная компетентность - наличие представлений о конечном продукте деятельности, осмысление результатов деятельности. Познавательная компетентность —самостоятельное выполнение учебно-творческих задач. Коммуникативная компетентность — владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения. |
| Определение ожиданий и опасений | «Билет до станции…» | Цели: Сконцентрировать внимание, осознать ответственность за результат, создать комфортную психологическую обстановку. Задачи: Продолжительность проведения: Необходимые материалы: Билеты на каждого учащегося, на линии контроля которых, есть два места для написания ожиданий и опасений. Предварительная подготовка: Коробка с названием «Касса», в которой находятся билеты. Подробная технология проведения: Учащиеся берут билет в коробке с название «Касса» на поезд. Учитель предлагает написать на зоне контроля свои опасения, а на балете свои ожидания. Ожидания они оставляют себе до конца урока-путешествия, а опасения отдают учителю. | Учитель: - Путь предстоит не близкий, кому то в дороге легко и весело, у кого есть опасения встретиться с трудностями. Паровозику легче двигаться, если он будет знать хорошо своих пассажиров. Давайте ему поможем. Возьмите билет в кассе. Учащиеся берет в кассе билеты. Учитель: - Напишите на билете свои ожидания от нашего путешествия (т.е. от урока) и с какими трудностями опасаетесь встретиться на этом уроке…. Учащиеся пишут на билетах опасения и ожидания. Учитель: - Оторвите опасения, мы оставим их у машиниста, а ожидания и билеты сохраняйте до конца пути. Учащиеся отрывают опасения и отдают учителю, а билеты кладут в тетрадь. | Личностные: наличие мотивационной основы учебной деятельности. Регулятивные: понимать смысл заданий, вносить в них свои коррективы Коммуникативные: ориентация на понимание причин успеха в учебно – познавательной деятельности. | Ценностно-смысловая: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований. Коммуникативная компетентность — знание своих сильных и слабых сторон. |
Фаза 2 «Работа над темой» | Закрепление изученного (домашнее задание)
| «Разминка для ума» | Цели: Закрепить пройденный материал о знакомых средствах музыкальной выразительности. Задачи: По написанным ключевым словам дать определения средствам музыкальной выразительности. . Продолжительность проведения: 5 мин Необходимые материалы: Карточки с названиями известных средств музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика, регистр. Предварительная подготовка: Распечатать на карточках названия средств музыкальной выразительности: темп, тембр, динамика, регистр. Подробная технология проведения: Учитель показывает по очереди карточки со словами, учащиеся дают ответы и расшифровывают название знакомых слов. | Учитель: - На пути нам встречаются знаки-таблички с известными названиями, объясните их значение. Учитель показывает по очереди карточки с названиями, учащиеся дают ответы и расшифровывают название знакомых средств музыкальной выразительности. | Личностные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Познавательные: умение решать смысловые и творческие задачи. Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в деятельности; Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи. | Информационная компетентность - освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре. Познавательная компетентность —выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений. |
| Инпут | Презентация «Матрешки» | Цели: Разъяснить новое понятие вариативности на примере формы красочных матрешек. Задачи: Сравнить пять матрешек одинаковой формы. Найти сходства и отличия на 3-х слайдах. Сравнить с музыкальной формой. Определить сколько раз главная тема варьируется в музыке. Продолжительность проведения: 10 мин. Необходимые материалы: Презентация с иллюстративным материалом. Предварительная подготовка: Подготовка презентации. Подробная технология проведения: На 3-х слайдах изображены матрешки одной формы. На1-м – разного роста, на 2-м – разной расцветки, на 3-м – танцующие с разной скоростью. Учитель предлагает учащимся сравнить и найти сходство (форма) и отличия (размер, окраска, темп). Затем перейти к музыкальной форме и сравнить с изобразительной. Определить сколько раз главная тема варьируется в музыке. Т.о. подвести к определению понятия «Вариации» | Учитель: – Первая остановка на станции «Матрешки». Сколько их в хороводе? Слайд№1. Учащиеся: - Пять. Учитель: – Что общего у этих подружек, чем они похожи? Учащиеся: - Форма. Учитель: – Чем они отличаются друг от друга? Учащиеся: - Ростом, (т.е. размером.) Учитель: – Правильно. А вот еще одна яркая семейка матрешек, они одинакового роста и одинаковой формы. Слайд №2. В чем их отличие? Учащиеся: - Цвет (окраска). Учитель: – Правильно. И наконец, как отличить этих танцующих матрешек Слайд№3. У них и окраска, и размер одинаковы? Учащиеся: - Они танцуют в разных темпах – одна быстрее, другая медленнее, третья еще медленнее. Учитель: – Молодцы, верно. Темп, т.е. скорость движения у них разная. Вывод: матрешки, имеющие одинаковую форму, могут иметь разные варианты отличия, какие? Учащиеся: - Размер, темп, окраска. Учитель: – Как вы думаете, может ли музыкальная форма иметь разные варианты звучания? Послушайте русскую народную песню «Светит месяц» и определите, сколько раз главная мелодия, тема, варьируется в разных видах. Слушание Вариации р.н.песни «Светит месяц» | Личностные: наличие эмоционально – ценностного отношения к народному творчеству. Познавательные: умение проводить простые аналогии и сравнения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения ответов и действий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Познавательная компетентность — поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление. |
| Проработка содержания темы | «Оркестр» | Цели: Проработать содержание темы. Научить слышать форму музыкального произведения на примере классической и народной композиции. Задачи: Усвоить виды вариационных изменений. Активизировать творческие способности. Организовать работу в группах Дать почувствовать ответственность работы в коллективной деятельности. Продолжительность проведения: 10 мин. Необходимые материалы: Музыкальные инструменты – ложки, трещотки, бубны. Фортепиано для аккомпанемента шумовому оркестру. Предварительная подготовка: Приготовить музыкальные инструменты по количеству учащихся. Презентация к слушанию об эпохе рококо. Подробная технология проведения: Учитель предлагает учащимся сымпровизировать и придумать собственные вариации на тему р.н. песни «Светит месяц». Учитель аккомпанирует, меняя тему в разных регистрах, замедляя и ускоряя темп, затихая и усиливая динамику звучания. С помощью музыкальных инструментов (ложки, трещотки, бубны) варьируют тему песни. После собственных вариаций учащиеся приходят к понятию, какие бывают вариационные изменения. После прослушивания примера классической музыки П.И. Чайковского Вариации на тему рококо называют вариационные изменения, которые услышали в музыке. | Учитель: - На примере исполнения р.н.п. «Светит месяц» оркестром под управлением В.Федосеева, мы определили и узнали новую музыкальную форму – вариации. Создадим свой оркестр и попробуем импровизировать, создать свои вариации этой известной песни. Разделитесь на группы и возьмите в руки инструменты. Учащиеся берут инструменты . Первой звучит тема – ее исполню я на ф-но. Далее, чтобы развитие вариаций было последовательным, какие инструменты первыми начнут? ….. Учащиеся: – Ложки, они не такие громкие. Учитель: - Затем по нарастающей….. Учащиеся: – Бубны. Учитель: - И третьими заиграют свою вариацию…. Учащиеся: – Самые громкие – трещотки. Учитель: - Финал должен быть ярким и звучным ….. Учащиеся: – Сыграем вместе! Исполнение оркестром р.н. песни «Светит месяц». Учитель аккомпанирует, меняя тему в разных регистрах, замедляя и ускоряя темп, затихая и усиливая динамику звучания. Учитель: - Молодцы! Подведем итог нашего творческого проекта – сколько мы сыграли вариаций? Учащиеся: – 4 Учитель: - Какие изменения в них происходили? Что менялось? Учащиеся: – Тембр (окраска) звука, т.к. менялись инструменты. Темп. Регистры – высокий, низкий и средний. Количество инструментов (динамика). Учитель: - Правильно. О чем это говорит? Что вариационные изменения бывают регистровые, темповые, тембровые, динамические. Вариации появились в 18 веке у венских композиторов классиков – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен. Сегодня мы обратимся к творчеству русского композитора П.И. Чайковского «Вариации на тему рококо». В эпоху рококо были популярны домашние концерты. Слайд №1 - Посмотрите, как художники изображали такие концерты. Слайд №2 - Чтобы понять произведение Петра Ильича Чайковского, необходимо познакомиться с той эпохой. Стиль рококо появился во Франции в 17 веке. Его название переводится – раковина, т.е. декоративная ракушка. Художники, архитекторы, композиторы стали творить произведения в этом стиле. Давайте перенесёмся в ту эпоху. Слайд №3 Мы входим в прекрасный замок. Слайд №4 Поднимаемся по лестнице, богато украшенной позолотой и лепниной, Слайд №5 и попадаем в прекрасный зал, на стенах которого висят замечательные картины… В этом зале проходят балы и концерты. Петр Ильич Чайковский очень любил эпоху рококо и подтверждением того – его вариации на данную тему. Послушаем тему. Слушание главной темы вариаций. - Какой характер музыки в главной теме? Ответы детей. - Послушаем 1-ю вариацию и выберем те слова, которые соответствуют их характеру (звучит первая вариация). Ответы детей. Учитель: - Согласна с вами, послушаем 2 вариацию. Определим её характер и сравним её с 1 вариацией (звучит вторая вариация). Ответы детей. Учитель: Что между ними общего и в чём различия? Ответы детей. Учитель: Очень хорошо. Теперь слушаем 3 вариацию и сравниваем её с первыми двумя. Звучит третья вариация. Дети: Певучая, трогательная. Из трёх вариаций она самая грустная. Учитель: - Верно. Нам осталось послушать последнюю, четвёртую вариацию (звучит четвёртая вариация). Дети: Эта вариация совсем не похожа на остальные. Она самая быстрая из всех вариаций. Учитель: - Скажите, вам понравились вариации Петра Ильича Чайковского Учитель: - Я рада, что эта музыка вам понравилась. | Личностные: реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Познавательные: знание имён выдающихся зарубежных композиторов. Умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки. Регулятивные: организация своей деятельности. Коммуникативные: умение сотрудничать в группе, при решении учебных задач. | Эмоционально-ценностная компетентность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя. Коммуникативная компетентность — воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования. |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | «Цветные фантазии» | Цели: Снять напряжение, развитие творческой фантазии. Задачи: Активизировать творческую фантазию. Изменить простую форму на более интересную. Продолжительность проведения: 3 мин. Необходимые материалы: Цветные платочки, размером 30х30 см по количеству учащихся. Предварительная подготовка: Отсутствует. Подробная технология проведения: Под веселую музыку учащиеся превращают платок в разные фигуры. | Учитель. - Попробуем придумать игровые вариации, чтобы развить в себе вкус к импровизации. А ну-ка, возьмите платок и разверните его. Учащиеся выполняют. - У всех одинаковые размеры?.... Предположим, что это «тема». Пофантазируйте, что можно сделать с платком, чтобы это можно было назвать свободной вариацией. Под музыку учащиеся превращают платок в разные фигуры. Учитель. - На самом деле из одной темы можно создать больше вариаций, чем веток на дереве. Поэтому вам никогда не наскучит упражняться в вариациях в любой творческой деятельности! | Личностные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей. Регулятивные: самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение работать в коллективном творчестве. Понимать и принимать различные идеи других людей, отличные от собственной. | Здоровьесберегающая компетентность - укрепление здоровья учащихся через игровую активную двигательную деятельность. Социальная компетентность- забота о собственном здоровье и здоровье окружающих. |
| Рефлексия | «Прибытие на станцию» | Цели: Мобилизировать учащихся на самооценку. Задачи: Определить количество прицепленных вагонов, Оценить учащихся, Подвести итог урока. Продолжительность проведения: 3 мин. Необходимые материалы: Вагончики – картинки у каждого ученика с определением «Вариации –это…». Гудок прибывающего паровоза в записи. Предварительная подготовка: Не требуется. Подробная технология проведения: Звучит гудок паровоза. На доске прикреплено изображение паровоза, а у каждого учащегося в руках вагончики. Каждый ученик, кто запомнил определение понятия "Вариации", проговаривает его вслух и прикрепляет свой вагончик (на нем напечатано определение) к паровозу. Учитель оценивает результаты усвоения. Кто не смог ответить - приклеивает вагончик себе в рабочую тетрадь, чтобы закрепить дома. | Звучит гудок паровоза. Учитель: - Наш паровозик прибывает на конечную станцию. Все ли вагончики благополучно добрались, а именно усвоили новую тему «Вариации»? Каждый ученик, кто запомнил определение понятия "Вариации", проговаривает его вслух и прикрепляет свой вагончик (на нем напечатано определение) к паровозику. Учитель оценивает результаты усвоения. Кто не смог ответить - приклеивает вагончик себе в рабочую тетрадь, чтобы закрепить дома. Учитель: - А теперь предъявите билеты! На них остались ваши ожидания. Оторвите их по линии контроля и прикрепите на паровозик. Учащиеся выполняют задание. - Все ли ваши ожидания оправдались на уроке? Значит, наша поездка была удачной. А урок – полезным и познавательным. До новых встреч! | Личностные: самооценка результатов деятельности. Познавательные: усвоение терминов и понятий музыкального языка. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критерием. Коммуникативные: способность высказывать собственное суждение. | Рефлексивная компетентность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений. |