СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коста: музыка бессмертных строк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коста Хетагуров в контексте современного образования

Просмотр содержимого документа
«Коста: музыка бессмертных строк»

Коста: музыка бессмертных строк

В статье рассматривается воздействиеличности и творчества основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова на развити осетинской музыки и народной песни.

Ключевые слова: К Хетагуров, поэт и Осетия, музыка, народная песня



Коста Леванович Хетагуров-основоположник осетинской литературы, художник и просветитель. Осетинская историко-культурная традиция рассматривает Коста как поэта пробудившего «в своем народе национальное самосознание»1 . «Наш Коста» так лаского и с любовью называют его на родине. «Мы осетины, говорим Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью».2

Коста впитал в себя все лучшие черты самобытной и древней культуры своего маленького народа. Грандиозно его влияние и как художника и как гражданина на развитие нации, ее духовного потенциала. Невозможно сегодня представить Осетию без Коста.

Гениальность Коста проявляется не только в поэзии, публицистике и изобразительном искусстве, но и в музыке. Среди близких родственников Коста были даровитые певцы и сказители. Они переда и ему любовь к родному фольклору, ценителем и знатоком которого он стал. Будучи от природы музыкально одаренным, он, несомненно, как никто другой знал дух и природу осетинской народной песни и глубоко любил ее. Он прекрасно знал сказителей знаменитых эпических сказаний о нартах, лучших исполнителей песенного творчества и народных музыкантов-исполнителей во всехуголках Осетии.

Непререкаемым авторитетом пользовался Коста среди музыкантов. Композитор Д.Аракишвили вспоминает: «В 1902 году я заехал в свой родной Владикавказ, где хотел записать осетинские народные песни. Мне удалось побывать у Коста Хетагурова. Невысокого роста, худой, одетый в черкеску, Коста встретил нас приветливо.

-Я рад, что Вы заинтересовались осетинскими песнями.»

Известно, что Коста напевал одаренному юноше П. Мамулову народные песни, а тот играл их на рояле в своей обработке при поступлении в Петербургскую консерваторию. Много позже поэт приходил на репетиции хора, которым руководил Мамулов, и давал ему ценные советы.

Многогранность таланта Коста стала проявляться еще в Ставропольской гимназии. Р.Адамова пишет в своих воспоминаниях: « У нас каждую субботу собиралась учащаяся молодежь. Коста посещал эти вечеринки и читал на них свои произведения и любимых своих поэтов и писателей: Некрасова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя. Очень любил пение. Екатерина Акимовна Бабич аккомпанировала, молодежь пела. Коста участвовал в дуэтах и хоровых песнях. Его любимыми романсами были «Глядя на луч пурпурного заката, «До гроба вы клялись любить поэта» и др.. Коста руководил у нас организацией спектаклей и постановкой этих картин»3.

Многие стихи из поэтического сборника «Ирон фæндыр», ставшего первым классическим произведением осетинской литературы, еще до его выхода в свет передавались из уст в уста, пелись как песни не только в осетинских аулах. Осетинский поэт Гриш Плиев вспоминал: «Первая услышанная мною песня была «Колыбельная» Коста, которую распевала моя неграмотная мать над моей детской кроватью»4

В осетинской народной крестьянской среде рождались песни на стихи Коста, созданные по традиционным музыкально-стилистическим и ритмоинтонационным моделям, такие как, напримет «Фсати» или «Æнæ хай», в основу которой легла мелодия «Ботасы зарæг». Широкое распространение получили две песенные версии «Хъуыбады»- сопровождающая танцевальное исполнение хонга-кафт и сольно- хоровая с инструментальным сопровождением.

Помимо «Додой» в народе пелись «Сидзæргæс», «Салдат», « Æфсати», «Чи дæ?»

Будучи от природы музыкально одаренным, он несомненно, как никто другой знал дух и природу осетинской народной песни и глубоко любил ее.

В стихотворении «Всати» мы слышим ритуально-обрядовое пение-мольбу:

Авд цуаноны бадынц

Айнæджы ныхыл,

Тынг хъазуатæй зарынц,

Нал хæцынц зæххыл…

В образе Хъуыбады мы видим собирательный образ странствующих бардов осетин с затаенной грустью:

Ирæй,Кæсæгæй,

Фæндырдзæгъдæгæй

Кæм нæ фæхатти?

Цытджын Калачы

Йæ зарды руаджы

Сæндæтты бадти.

По разному рассказывают о рождении песенного варианта стихотворения «Додой» Аза Хадарцева и Генри Кусов, ссылаясь на свидетельства очевидцев . «Одна из родственниц Хетагурова рассказывает, что однажды, когда в доме ее отца сидели старики, к ним пришел Коста. Все встали в знак глубокого уважения к нему, провозглашали тосты за его здоровье, благодарили его. Кто-то из молодежи сказал, что Коста написал что-то новое. Старшие стали его просить: «Табуафси, Къоста, радзур ма нын æй». Коста согласился, но не прочел, а спел свое прославившееся потом стихотворение «Додой» на мотив, сходный с мотивом « Марсельезы». Стихотворение «Додой»произвело огромное впечатление на присутствующих. Коста пел, а люди вокруг него плакали: плакали старики, плакала молодежь, а в соседней комнате плакали женщины. Когда Коста кончил, все подняли бокалы за его здоровье, жали ему руку, обнимали его. Восторг он вызвал совершенно необычный»5

А вот еще одно свидетельство Генри Кусов в своей книге «Вокруг Коста» приводит со слов родственницы Ц.Амбалова «рассказ Цоцко о том, как его брат Бабе Амбалов, прекрасный музыкант-гитарист, услышав стихи поэта «Додой», тут же в его присутствии переложил их на музыку. Народная мелодия «Додой» до профессиональной обработки ее грузинским композитором Виктором Долидзе появилась в Ардоне -в доме Амбаловых»6

Песни на стихи К. Хетагурова исполнялись при жизни поэта ученическими хорами, певцами-солистами, записывались на граммплостинки.

Сам Коста говорил о своих стихах, как о песне. Его поэзия удивительно музыкальна. Стихи, которые по словам В.Белинского «должны не читаться, а петься», зачастую превращаются в песни и романсы, соперничающие по популярности с народными». К таким поэтам, чей стих «не читается, а поется» относится и Коста. Слогая стихи, Коста словно поет. Многие свои стихи он задумывал именно как песни. Не случайно поэт возаглавил свой сборник стихов «Ирон фæндыр», которому сопутствует подзаголовок «Зæрдæйы сагъæстæ,зарджытæ,кадджытæ æмæ æмбисæндтæ» Струны его лиры исторгали заветные излияния, звуки колыбельной, горечь плача. Поэт намеренно называет себя певцом, а свои стихи – песнями.«Песня бедняка», «А-ло-лай», «Походная песня», «Новогодняя песня», «Песня раба»-каждая строка в них пронизана музыкой. В «Завещании» поэт музицирует:

« Но если б народу родному

Мне долг оплатить удалось,

Тогда б я запел по- другому,

Запел бы без боли, без слез».

Будучи секретарем редакции газеты «Северный Кавказ», Коста помещает ряд статей о русских композиторах. Коста был поклонником музыки Глинки и Чайковского. Он понимал огромное воспитательное значение серьезной музыки. В 1893 году мир узнал о смерти Чайковского. Коста организовал вечер-концерт памяти Чайковского, где произнес вступительное слово. На сцене выделялся бюст Чайковского нарисованный Коста. На этом вечере , состоявшемся 20 декабря 1893года, Коста прочел свое стихотворение памяти Чайковского

Разбита стройная, чарующая лира,

Повержен жертвенник, разрушен пышный храм,-

-Навеки улетел «соловушка» от мира

В страну далекую, к далеким небесам»..

Его пламенное творчество вдохновило и продолжает вдохновлять многих композиторов на создание разных по форме музыкальных произведений. Оперы, симфонии, романсы, песни появились на гребне удивительных стихов, озаривших Иристон пламенным вдохновением. . В 20-30 годах XXвека народные песни- стихи аранжировались композиторами А. Аликовым, А.Тотиевым, Б.Галаевым, Е.Колесниковым, став первыми осетинскими песнями и романсами.

Искренностью и теплотой отличаются песни А.Ачеева «Птичка и дети», Т.С. Хосроева «Кæмæн цы?», «Скъолайы лæппу», песни Ю.Моргоева, цикл десять песен на стихи К. Хетагурова» З.Хабаловой. Песни на стихи Коста сегодня поются в школах.

Говоря об «Осетинской лире» поэты и художники метафорически утверждают, что Коста пел своим голосом, голосом гор и долин, водопадов и быстрых горных рек, что в «Осетинской лире» раскрывается отношение автора к поэзии, как к стихии «певучей, многострадальной и прекрасной» (Вс. Иванов)

Безусловно, Коста любил свой народ, но и любовь людская к нему была безмерна. Осенью 1900 в селе Тменыхъæу из уст Ногаева Тебо, Царахова Хъайтыхъо и Дзиоава Гавди родилась первая народная песня «Къостайы кады зарæг». Мало кто из осетин удостоился такой чести при жизни. Песню пели и передавали из уст в уста. Так, любовь Коста к народной песне вернулась к нему. Спустя много лет Ногаев Тебо в своих воспоминаниях напишет: «Къуыбырæй дурр чысыл куы фесхойай, уæд тулдзæн, уæдæ цы кæндзæн, цалынмæ йæ лæууæн бынат ссара, уылынмæ. Фæлæ Къостайы ном хъуамæ ныллæууæн бынат ма ссара, хъуамæ цæуа размæ æмæ цæра»7

Творения Коста были и остаются ценнейшим источником вдохновения для композиторов, а музыка его бессмертных строк будет жить вечно в сердце народа.



  1. Гагкаев К. Художественно – поэтически мир Коста Хетагурова, с. 37-112// Жизнь в науке, Владикавказ, 2008, с.109.

  2. В.Абаев //Коста в Пятигорске//с.30

  3. Уæлæмхасæн æрмæг ирон литературæйы уроктæм, 2 хай, Дзæуджыхъæу, 2011аз, с.15

  4. Плиев Г.Он вошел в мою жизнь// К. Хетагуров.Сборник памяти великого осетинского поэта. М.1941.с.143

  5. Хадарцева А.А.Творческая история «Осетинской лиры». Орджоникиддзе. 1955, с10-11

  6. Кусов Г. Вокруг Коста. Орджоникидзе: Ир1979,с.255-256

  7. Ногъаты Т. «Куыд арæзт æрцыд Къостайы зарæг» Мах дуг, 1989, №10,с. 56-58


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!