СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Костная система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методичесое пособие для практических занятий по дисциплине "Анатомия и физиология человека" раздел "Костная система" для средних медицинских учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Костная система»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края









Учебно-методическое пособие

для практических работ по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

раздел «Остеология»

специальность 31.02.01 – «Лечебное дело»





Разработано преподавателем анатомии и физиологии

Остапенко О.А.








Лабинск




Практическая работа

Тема: Морфофункциональная характеристика скелета туловища

Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, микропрепараты, иллюстрации атласа и др.).

Оборудование: атлас, таблицы, муляжи, костные наборы.

Вопросы для самоподготовки.


  1. Скелет туловища:

  • позвоночный столб

  • грудина

  • ребра

  1. Позвоночный столб. Функции. Строение.

  2. Позвонок. Строение. Классификация.

  3. Шейные позвонки. Особенности строения.

  4. Грудные позвонки. Особенности строения.

  5. Поясничные позвонки. Особенности строения.

  6. Крестец. Особенности строения.

  7. Копчик. Особенности строения.

  8. Соединения позвоночного столба:

  • синхондрозы

  • синдесмозы

  • синостозы

  • диартрозы

  1. Изгибы позвоночного столба:

  • лордозы

  • кифозы

  • сколиоз

  1. Особенности строения позвоночника в разных возрастных группах.

  2. Грудная клетка. Строение. Апертуры. Формы грудной клетки: коническая, плоская, цилиндрическая.

  3. Грудная клетка новорожденного.

  4. Ребра. Строение. Виды: истинные

ложные

колеблющиеся

  1. Грудина. Строение.

  2. Соединения ребер с позвонками и грудиной


Самостоятельная работа студентов:

1.Используя материалы атласа, учебника, муляжи, изучить строение скелета туловища в целом и строение позвонков каждого отдела.

Выписать цифровые обозначения рисунка, относящиеся к туловищу, составить схему «Скелет туловища».


  1. Заполнить таблицу «Отделы позвоночника»:


Отделы позвоночника

Особенности строения позвонков,

количество

Шейный





Грудной





Поясничный





Крестцовый






Копчиковый









  1. Зарисовать, обозначить рисунок А, Б; пояснить к какому отделу относится данный позвонок.


  1. Обозначить рисунки А, Б, В.



Изучить строение ребер, выписать виды ребер, их количество, особенности соединений.


-___________________________________,


-___________________________________,


-___________________________________.


  1. Заполнить таблицу «Особенности строения грудной клетки»:


Параметры

Нормостеники

Астеники

Гиперстеники

Форма





Угол эпигастральный






Расположение ребер






Межреберные промежутки




Надключичные и подключичные ямки






Практическая работа

Тема: Скелет верхних и нижних конечностей

Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, микропрепараты, иллюстрации атласа и др.).

Оборудование: атлас, таблицы, муляжи, костные наборы.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Скелет верхней конечности. Отделы.

  2. Скелет плечевого пояса: ключица, лопатка

  3. Скелет свободной верхней конечности.

  • плечевая кость

  • кости предплечья: лучевая кость, локтевая кость

  • кости кисти:

кости запястья

пястные кости

кости пальцев

  1. Соединения костей верхней конечности, движения.

  2. Скелет нижней конечности. Отделы.

  3. Скелет тазового пояса: тазовые кости

  • подвздошная кость

  • седалищная кость

  • лобковая кость

  1. Таз: кости таза; большой и малый таз.

  2. Половые особенности таза.

  3. Скелет свободной нижней конечности:

  • бедренная кость

  • надколенник

  • кости голени: большеберцовая кость, малоберцовая кость

  • кости стопы: предплюсны, плюсневые кости, кости пальцев.

  1. Своды стопы: продольный, поперечный

  2. Соединение костей нижней конечности, движения в них.

  3. Типичные места переломов конечностей: плечевая кость, ключица, бедренная


Самостоятельная работа студентов:

  1. Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия изучить строение скелета поясов верхних и нижних конечностей, заполнить таблицу.




Плечевой пояс (лопатка, ключица) Тазовый пояс




«Пояс верхних и нижних конечностей»


Отдел скелета

Название костей

Строение

Пояс верхних конечностей



Пояс нижних конечностей



  1. Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия изучить строение скелета свободных верхних и нижних конечностей, обозначить рисунки А, Б.


А. Скелет верхней конечности Б. Скелет нижней конечности



  1. Отметить половые различия в строении таза, данные занести в таблицу:


Отличительные признаки строения мужского и женского таза


Отличительные признаки

Женский таз

Мужской таз

Общий вид таза





Расположение крыльев подвздошной кости




Крестец





Подлобковый угол





Форма полости малого таза





Форма входа в малый таз







  1. Охарактеризовать особенности строения (кости, связки, мениски) и функции (оси движения) плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного, голеностопного суставов; сустав Лисфранка, сустав Шопара.


























Практическая работа

Тема: Морфофункциональная характеристика скелета головы

Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, микропрепараты, иллюстрации атласа и др.).

Оборудование: атлас, таблицы, муляжи, костные наборы.

Вопросы для самоподготовки:


  1. Череп. Строение черепа

  2. Кости мозгового черепа:

Непарные: затылочная, клиновидная, лобная, решетчатая

Парные: височная, теменная

  1. Кости лицевого черепа.

парные: верхняя челюсть, скуловая, носовая, слезная, небная, нижняя носовая, раковина.

непарные: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость.

  1. Строение черепа: основание, крыша (свод).

  2. Черепные ямки

  3. Полость носа

  4. Полость рта

  5. Глазница

  6. Соединения костей черепа (лицевого, мозгового): синостозы, синхондрозы, суставы.

  7. Возрастные особенности строения черепа.







Самостоятельная работа студентов:

  1. Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия изучить строение скелета головы, обозначить:




2. Выписать кости, имеющие воздухоносные пазухи:

а)__________________________________________,

б)__________________________________________,

в)__________________________________________,

г)__________________________________________,

д)__________________________________________.


Какие заболевания возникают при воспалении воздухоносных пазух (гайморит, фронтит и др.)?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






3. Изучить возрастные и половые особенности скелета головы, краткие сведения записать в таблицу:


Возрастные особенности черепа

Половые особенности черепа

Роднички:












Объем, см3:



4. Охарактеризовать особенности строения, местоположения соединений костей черепа:

- прерывные (височно-нижнечелюстной сустав);

- непрерывные (швы)


5. Заполнить таблицу:


Отдел черепа

Кости

Особенности строения, границы

Функции

Мозговой








Лицевой











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!