Занятие 19.
Тема. Косуля — самый маленький европейский олень
Цель: дать описание внешнего облика и образа жизни косули
Задачи: познакомить с внешним строением и образом жизни косули; повторить знания о животных, изученных на прошлых занятиях; воспитывать бережное отношение к братьям меньшим.
Характеристика учебной деятельности: воспринимать информацию о косуле; разгадывать кроссворд, загадки; читать рассказ В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»; участвовать в игре «Мордочка, хвост и четыре ноги»
. Организационный момент.
. Введение в тему.
- Отгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд и вы узнаете, с каким животным вы сегодня познакомитесь.
к
1. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (кабан)
2. Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём. (крот)
3. Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (барсук)
4. Вроде белка, но поменьше,
Суслик и сурок родня,
Но полоски на спине,
Выделяют всё ж меня! (бурундук)
5. Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (лиса)
6. Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (заяц)
- Какое слово получилось по вертикали? (Косуля) Слайд 2
. Работа по теме занятия
1) Рассказ учителя (сопровождается просмотром презентации).
Косуля - одно из самых красивых и изящных животных. Это мелкий олень с коротким туловищем, немного напоминающий козу.
Летом косули золотисто-рыжего цвета, а зимой их окрас сменяется на серый. У косуль тупая мордочка и совсем короткий хвост. Слайд 3
Под хвостом светлая шерсть. Почуяв опасность, косули высоко задирают хвост, белое пятнышко хорошо видно бегущим сзади. Охотники называют это пятно белым зеркалом. Слайд 4
Косуля предпочитает светлые леса с большими травянистыми полянами и лесостепь. Вероятно, в прошлом лесостепь была самым излюбленным ландшафтом этого копытного. Сейчас кое-где в Западной Сибири, Забайкалье и Монголии в лесостепи косуля находит наиболее благоприятные условия для своего существования. Однако лесостепь в Европе и в большинстве районов Азии в первую очередь осваивалась человеком под сельскохозяйственные угодья, и косуля отступала в леса.
Косули питаются травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Во многих районах наибольшую долю в кормовом рационе косули имеет трава, которой она кормится как в бесснежный период, так и зимой, отыскивает зеленые части, доставая их из-под снега, а также возвышающуюся над снегом ветошь. Особенно охотно косуля поедает такие зимнезеленые растения, как хвощи, листья ежевики, плюща и т.п. Весной и в начале лета любит злаки, луки, лилии, сон-траву, медуницу, примулу и др. Летом в питании косули велико значение зонтичных, бобовых, лютиковых, сложноцветных. Любит водные растения, такие, как вахта, за которыми приходит в болота и к озерам. Слайд 5
Косуля охотно поедает грибы, но в небольшом количестве. Любит ягоды: чернику, бруснику, землянику, голубику, облепиху, а также каштаны, желуди, плоды бука и диких фруктовых деревьев. В поисках желудей, а также осиновых листьев косули копытят снег высотой 10—15 см и более. Летом косули пасутся утром, вечером и первую половину ночи. Днем, особенно в жару, лежат в густой траве или кустах. В пасмурную и дождливую погоду нередко кормятся и днем. Зимой пасутся в любое время суток, но во время сильных снегопадов и особенно метелей уходят в лесную чащу.
Косули хорошо плавают и во время миграций свободно переплывают такие реки, как Енисей и Амур. Плохо переносят высокий снеговой покров, и европейские косули уже с трудом передвигаются по снегу выше 25—30 см, а сибирские — выше 40—50 см. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге. Слайд 6
Обычно самки приносят 2 детенышей, редко 1 или 3. Новорожденные пятнистые косулята неделю остаются там, где появились на свет, затаившись в траве, причем, если у матери два малыша, они всегда лежат поодаль друг от друга. Через 7—8 дней они начинают ходить за матерью. Самка кормит косулят 2—3 месяца, но в месячном возрасте молодые начинают поедать траву. В августе пятнистый наряд молодых сменяется на однотонную окраску взрослых. Слайд 7
2) Чтение рассказ В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»
Долго не могли понять наши корреспонденты одной загадочной истории, записанной следами на снегу. Сперва шёл спокойный след маленьких узких копыт. Прочесть не трудно: шла по лесу косуля, беды не чуяла.
Вдруг сбоку – большие когтистые следы, а косулин след скачками пошёл.
И это понятно: косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез.
Пошла косуля галопом от него. Дальше волчий след всё ближе, ближе к косульему – стал настигать волк.
У большого поваленного дерева оба следа совсем слились. Видно, чуть-чуть успела косуля через толстый ствол прыгнуть – тут и волк за ней махнул.
А по ту сторону ствола – глубокая яма: весь снег разворочен и раскидан, точно здесь громадная бомба взорвалась под снегом.
И уж после этого косулий след в одну сторону, волчий в другую, а посерёдке неизвестно откуда взявшийся громадный след, очень похожий на человечий (когда босиком человек), только с кривыми, страшными когтями.
Что за бомба в снегу? Чей новый страшный след? Отчего волк в одну сторону кинулся, косуля в другую? Что такое случилось здесь?
Долго бились наши корреспонденты над этими вопросами.
Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно.
Косуля через поваленный ствол легко перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк-то махнул за ней, да не домахнул: тяжёл больно. Со ствола бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Тут она была, как раз под стволом.
Мишка-то, перепугавшись спросонок, вскочил – снег да лёд, да сучья кругом как от бомбы разнесло, – и бегом в лес (думал, верно, охотники на него напали).
Волк кубарем в снег, а как увидал этакую тушу – и косулю забыл, лишь бы самому ноги унести.
А косули давно и след простыл.
3) Враги косули
Основной враг косули - волк. Особенно большой урон волки наносят популяции косуль зимой, при высоком снежном покрове. В Европе на косуль, особенно молодых, часто нападает лисица. Кое-где, например на Алтае и Урале, косуля нередко становится жертвой рыси. На юге Дальнего Востока косулю преследует харза. Слайд 8
V. Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги»
1. Организационный момент.
Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». На протяжении многих столетий человек ведет наблюдение за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные. Итак, мы начинаем игру «Мордочка, хвост и четыре ноги».
2. Тур «Эрудит»
Что крот делает зимой?
а) Спит;
б) трудится так же, как и летом;
в) трудится, но не так, как летом.
Ответ: (в). Нет, крот зимой не спит, трудится, копается так же, как и летом, только больше не в земле, а … в снегу. А в снегу-то зачем, там же нет червей? В покрытой ледяной коркой почве тоннель не пробьешь, вот он и обходит препятствия, делая ходы под снегом. А дырки в снегу – это вентиляционные отверстия, через них наружу углекислый газ выходит. Много его при тяжкой работе выделяется.
Почему дрожит мышка?
а) Потому, что боится кошку;
б) чтобы согреться;
в) чтобы проветрить шкурку.
Ответ: (б). Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. Вот, оказывается, где следствие важнее причины. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется уж не так и много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.
3. Тур «Кто это?»
- Назовите животного по описанию
Приземистый и неуклюжий зверь. Туловище толстое, голова удлиненная. Мех грубый и редкий со слабо развитым подшерстком. Окраска спины и боков серебристо-серая, испещренная рябью, низ черноватый. Пример аккуратности: возле норы у него всегда чисто, нет следов и остатков еды. Подстилку в гнезде – сухие листья и мох –меняет по нескольку раз за лето. Он ведет спокойную размеренную жизнь: днём спит, ночью бродит по лесу. Поедает как животные, так и растительные корма. (Барсук)
4. Тур «Вопрос – ответ»
На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси).
Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).
Кто собирает яблоки спиной? (Ежик).
У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).
Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).
Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).
Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).
Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).
Животное, которое строит дом на реке. (Бобр).
Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).
Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата).
V. Рефлексия.
- Что на занятии запомнилось больше всего?
- Как оцените свою работу на занятии? (Дети ставят изображение косули на ступеньки лестницы: на верхнюю – если всё было понятно, на среднюю – если не всё запомнил и понял, на нижнюю – если не понял и ничего не запомнил)