СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Косуля — самый маленький европейский олень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие номер 19 курса "Земля - наш дом" в рамках внеурочной деятельности в первом классе. 

Цель: дать описание внешнего облика и образа жизни косули

Задачи: познакомить с внешним строением и образом жизни косули; повторить знания о животных, изученных на прошлых занятиях; воспитывать бережное отношение к братьям меньшим.

На занятии учащиеся разгадывают кроссворд, загадки; слушают и анализируют рассказ В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»; участвуют  в игре «Мордочка, хвост и четыре ноги»

Просмотр содержимого документа
«Занятие 19»

Занятие 19.

Тема. Косуля — самый маленький европейский олень

Цель: дать описание внешнего облика и образа жизни косули

Задачи: познакомить с внешним строением и образом жизни косули; повторить знания о животных, изученных на прошлых занятиях; воспитывать бережное отношение к братьям меньшим.


Характеристика учебной деятельности: воспринимать информацию о косуле; разгадывать кроссворд, загадки; читать рассказ В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»; участвовать в игре «Мордочка, хвост и четыре ноги»


. Организационный момент.

. Введение в тему.

- Отгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд и вы узнаете, с каким животным вы сегодня познакомитесь.


к











1. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (кабан)


2. Меня слепым зовут всегда, 
Но это вовсе не беда. 
Я под землёй построил дом, 
Все кладовые полны в нём. (крот) 


3. Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его … (барсук)


4. Вроде белка, но поменьше,

Суслик и сурок родня,

Но полоски на спине,

Выделяют всё ж меня! (бурундук)


5. Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (лиса)


6. Что за зверь лесной, 
Встал, как столбик, под сосной, 
И стоит среди травы, 
Уши больше головы? (заяц)

- Какое слово получилось по вертикали? (Косуля) Слайд 2


. Работа по теме занятия

1) Рассказ учителя (сопровождается просмотром презентации).

Косуля - одно из самых красивых и изящных животных. Это мелкий олень с коротким туловищем, немного напоминающий козу.

Летом косули золотисто-рыжего цвета, а зимой их окрас сменяется на серый. У косуль тупая мордочка и совсем короткий хвост. Слайд 3

Под хвостом светлая шерсть. Почуяв опасность, косули высоко задирают хвост, белое пятнышко хорошо видно бегущим сзади. Охотники называют это пятно белым зеркалом. Слайд 4

Косуля предпочитает светлые леса с большими травянистыми полянами и лесостепь. Вероятно, в прошлом лесостепь была самым излюбленным ландшафтом этого копытного. Сейчас кое-где в Западной Сибири, Забайкалье и Монголии в лесостепи косуля находит наиболее благоприятные условия для своего существования. Однако лесостепь в Европе и в большинстве районов Азии в первую очередь осваивалась человеком под сельскохозяйственные угодья, и косуля отступала в леса.

Косули питаются травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. Во многих районах наибольшую долю в кормовом рационе косули имеет трава, которой она кормится как в бесснежный период, так и зимой, отыскивает зеленые части, доставая их из-под снега, а также возвышающуюся над снегом ветошь. Особенно охотно косуля поедает такие зимнезеленые растения, как хвощи, листья ежевики, плюща и т.п. Весной и в начале лета любит злаки, луки, лилии, сон-траву, медуницу, примулу и др. Летом в питании косули велико значение зонтичных, бобовых, лютиковых, сложноцветных. Любит водные растения, такие, как вахта, за которыми приходит в болота и к озерам. Слайд 5

Косуля охотно поедает грибы, но в небольшом количестве. Любит ягоды: чернику, бруснику, землянику, голубику, облепиху, а также каштаны, желуди, плоды бука и диких фруктовых деревьев. В поисках желудей, а также осиновых листьев косули копытят снег высотой 10—15 см и более. Летом косули пасутся утром, вечером и первую половину ночи. Днем, особенно в жару, лежат в густой траве или кустах. В пасмурную и дождливую погоду нередко кормятся и днем. Зимой пасутся в любое время суток, но во время сильных снегопадов и особенно метелей уходят в лесную чащу.

Косули хорошо плавают и во время миграций свободно переплывают такие реки, как Енисей и Амур. Плохо переносят высокий снеговой покров, и европейские косули уже с трудом передвигаются по снегу выше 25—30 см, а сибирские — выше 40—50 см. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге. Слайд 6

Обычно самки приносят 2 детенышей, редко 1 или 3. Новорожденные пятнистые косулята неделю остаются там, где появились на свет, затаившись в траве, причем, если у матери два малыша, они всегда лежат поодаль друг от друга. Через 7—8 дней они начинают ходить за матерью. Самка кормит косулят 2—3 месяца, но в месячном возрасте молодые начинают поедать траву. В августе пятнистый наряд молодых сменяется на однотонную окраску взрослых. Слайд 7



2) Чтение рассказ В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля»

Долго не могли понять наши корреспонденты одной загадочной истории, записанной следами на снегу. Сперва шёл спокойный след маленьких узких копыт. Прочесть не трудно: шла по лесу косуля, беды не чуяла.

Вдруг сбоку – большие когтистые следы, а косулин след скачками пошёл.

И это понятно: косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез.

Пошла косуля галопом от него. Дальше волчий след всё ближе, ближе к косульему – стал настигать волк.

У большого поваленного дерева оба следа совсем слились. Видно, чуть-чуть успела косуля через толстый ствол прыгнуть – тут и волк за ней махнул.

А по ту сторону ствола – глубокая яма: весь снег разворочен и раскидан, точно здесь громадная бомба взорвалась под снегом.
И уж после этого косулий след в одну сторону, волчий в другую, а посерёдке неизвестно откуда взявшийся громадный след, очень похожий на человечий (когда босиком человек), только с кривыми, страшными когтями.

Что за бомба в снегу? Чей новый страшный след? Отчего волк в одну сторону кинулся, косуля в другую? Что такое случилось здесь?
Долго бились наши корреспонденты над этими вопросами.
Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно.

Косуля через поваленный ствол легко перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк-то махнул за ней, да не домахнул: тяжёл больно. Со ствола бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Тут она была, как раз под стволом.
Мишка-то, перепугавшись спросонок, вскочил – снег да лёд, да сучья кругом как от бомбы разнесло, – и бегом в лес (думал, верно, охотники на него напали).

Волк кубарем в снег, а как увидал этакую тушу – и косулю забыл, лишь бы самому ноги унести.

А косули давно и след простыл.


3) Враги косули

Основной враг косули - волк. Особенно большой урон волки наносят популяции косуль зимой, при высоком снежном покрове. В Европе на косуль, особенно молодых, часто нападает лисица. Кое-где, например на Алтае и Урале, косуля нередко становится жертвой рыси. На юге Дальнего Востока косулю преследует харза. Слайд 8


V. Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги»


1. Организационный момент.


Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». На протяжении многих столетий человек ведет наблюдение за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные. Итак, мы начинаем игру «Мордочка, хвост и четыре ноги».


2. Тур «Эрудит»

Что крот делает зимой?

а) Спит;
б) трудится так же, как и летом;
в) трудится, но не так, как летом.

Ответ: (в). Нет, крот зимой не спит, трудится, копается так же, как и летом, только больше не в земле, а … в снегу. А в снегу-то зачем, там же нет червей? В покрытой ледяной коркой почве тоннель не пробьешь, вот он и обходит препятствия, делая ходы под снегом. А дырки в снегу – это вентиляционные отверстия, через них наружу углекислый газ выходит. Много его при тяжкой работе выделяется.

Почему дрожит мышка?

а) Потому, что боится кошку;
б) чтобы согреться;
в) чтобы проветрить шкурку.

Ответ: (б). Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. Вот, оказывается, где следствие важнее причины. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется уж не так и много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.

3. Тур «Кто это?»

- Назовите животного по описанию

Приземистый и неуклюжий зверь. Туловище толстое,  голова удлиненная. Мех грубый и редкий со слабо развитым подшерстком. Окраска спины и боков серебристо-серая, испещренная рябью, низ черноватый. Пример аккуратности: возле норы у него всегда чисто, нет следов и остатков еды. Подстилку в гнезде – сухие листья и мох –меняет по нескольку раз за лето. Он ведет спокойную размеренную жизнь: днём спит, ночью бродит по лесу. Поедает как животные, так и растительные корма. (Барсук)

4. Тур «Вопрос – ответ»

  • На следу каких хищных зверей нет когтей? (Кошки, рыси).

  • Слепыми или зрячими родятся зайцы? (Зрячими).

  • Кто собирает яблоки спиной? (Ежик).

  • У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца).

  • Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).

  • Кровожадный хищник наших лесов. (Волк).

  • Животное наших лесов, похожее на кошку. (Рысь).

  • Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата).

  • Животное, которое строит дом на реке. (Бобр).

  • Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).

  • Какие детёныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата).

V. Рефлексия.

- Что на занятии запомнилось больше всего?

- Как оцените свою работу на занятии? (Дети ставят изображение косули на ступеньки лестницы: на верхнюю – если всё было понятно, на среднюю – если не всё запомнил и понял, на нижнюю – если не понял и ничего не запомнил)



Просмотр содержимого документа
«Приложение»


Просмотр содержимого презентации
«Косуля»

Косуля Курс «Земля – наш дом»

Косуля

Курс

«Земля – наш дом»

ВАХТА ХВОЩ ПЛЮЩ

ВАХТА

ХВОЩ

ПЛЮЩ

Враги косули харза

Враги косули

харза


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!