СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг "Легко ли задавать нелегкие вопросы?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный коучинг познакомит учителей с типами вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг "Легко ли задавать нелегкие вопросы?"»

КОУЧИНГ №4.

Дата: 22.12.2015 г.


Тема

«Легко ли задавать нелегкие вопросы?»

Цель

Познакомить учителей с типами вопросов. Выяснить, что такое основополагающий вопрос и чем он отличается от проблемных и учебных вопросов. Формировать навыки постановки основополагающих, проблемных и учебных вопросов. Выработать стратегии использования данного подхода на практике. Развивать мыслительные, коммуникативные навыки; воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег.

Результат

обучения

Учителя научатся различать основополагающие, проблемные и учебные вопросы, правильно их формулировать.

Ключевые

идеи

Зависит ли успех учащихся от умения учителя задавать вопросы? Какие именно вопросы следует задавать и почему? Чем отличаются основополагающие вопросы о проблемных? Что такое учебные вопросы?

Деятельность

(задания)

1. Приветствие. Психологический настрой на совместную работу. (1 минута). Деление на группы.


2. Разминка. (5-6 минут).

1. Просмотр мультфильма «Что было бы, если бы животные питались фастфудом?»

2. Игра «Неожиданные вопросы».

- Каждому человеку иногда в голову приходят неожиданные вопросы о том, «Что было бы, если …»

- Предлагаю каждому придумать один неожиданный вопрос по своему предмету.

Обсудите в группах все вопросы, а затем каждому озвучить ответ на один вопрос.



3. Знакомство с темой занятия. (5 минут).

Как много всевозможных вопросов задаем мы, учителя, на своих занятиях. При этом, на одни можно ответить сразу, а над другими надо подумать, пораскинуть мозгами, вспомнить (или разыскать) некоторые понятия, факты, события и, наконец, сопоставив все это прийти к логическому завершению, то есть ответу. Мы включаемся в познавательный процесс, когда учимся анализировать как наглядные объекты, так и отношения между ними, а также событиями, явлениями, Ведь мы, как преподаватели, именно этого и хотим от своих учеников.

Проще всего прийти на урок, открыть учебник и огласить тему урока, соответствующую названию параграфа. Обучение без поиска школьниками ответов на проблемные вопросы сводятся к рутинному пересказу «изученного», потому что учащийся пользуется готовыми ответами, взятыми из учебников. В результате мы с Вами получаем не творчески развитого человека, а хорошего исполнителя. Что сделать, как изменить эту ситуацию?

Представьте себе, на минутку, школьное время. Поутру, надев школьные платьица и костюмчики, мы бежим в школу. Звенит веселый звонок.

С какой темой Вам интереснее будет пойти на урок?

Урок природоведения (уровень начальной школы).

Урок № 1: Хорошо ли живется белому медведю на Севере?

Урок № 2: Животные севера.

Урок истории (уровень средней школы).

Урок № 1: Один Бог - это благо?

Урок № 2: Распространение христианства на Руси.

Думаю, большинство из Вас выберет урок № 1. Проснулся интерес: нас поставили перед проблемой, хочется спросить «почему?», "зачем", «отчего это зависит?», "а так ли это?" и т.д. Тема же урока № 2 задана в повествовательной форме. Она не располагает к формулированию гипотез, к исследованиям, к сопоставлениям, формулировке выводов. Урок без обратной связи затеряется в череде таких же уроков. А вот в конце урока № 1 мы все-таки захотим знать ответ на этот вопрос, и он запомнится, думаю, надолго.

Такие вопросы мы сами можем формулировать и побуждать учащихся к исследовательской деятельности. Но было бы еще лучше, если бы мы с Вами научились создавать такие креативные ситуации, в которых учащиеся сами задавались бы вопросами:

Школа, урок естествознания.

Учитель: Крот съедает каждый день количество пищи, равное его собственному весу.

Вовочка: Но откуда крот знает, сколько он весит?

и сами бы искали на них ответы, конечно же, не без нашей с Вами помощи (корректировка действий, помощь в подборке литературы, формулировке выводов, помощь в проведении опытов и т.д.). Знания, полученные таким образом, намного дольше откладываются в памяти, как и усвоение материала.

- А теперь мне бы хотелось, коллеги, послушать ваше мнение, и как вы думаете о чем, мы будем говорить сегодня.

4. Просмотр презентации. (5-7 минут).

- Давайте вместе подумаем: «Какого рода вопросы мы задаем школьникам в процессе обучения?»

Вопросы разных типов поощряют поиск ответов в необходимом направлении, побуждают задавать свои собственные вопросы. Вопросы направляют процесс обучения и условно могут быть разделены на категории:

Основополагающие Проблемные (Тематические)

Учебные.

Давайте рассмотрим каждую категорию вопроса в отдельности.

Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа.

Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом на него можно с равным успехом отвечать с позиции разных предметных областей

Пример: Зачем охранять «дикие растения»?

Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса.

Обеспечивают исследование одной части основополагающего вопроса. Требуют мыслительных умений более высокого уровня для анализа, синтеза, оценки.

Пример:

Основополагающий вопрос:

Зачем охранять «дикие растения»?

Проблемные вопросы:

Зачем нам нужен заповедник?

Могут ли растения помочь нам в трудную минуту?

Может ли пальма расти на севере?

Учебный вопрос. Основываются в основном на фактах, а не на интерпретации этих фактов. Частные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика. На них можно дать специфические “правильные” ответы.

Основополагающий вопрос:

Зачем охранять «дикие растения»?

Проблемные вопросы:

Зачем нам нужен заповедник?

Могут ли растения помочь нам в трудную минуту?

Может ли пальма расти на севере?

Учебные вопросы:

Что такое заповедник? Какие типы заповедников вы знаете? Есть ли заповедники в нашей области?

Почему некоторые растения называются лекарственными? Какие лекарственные растения вы знаете? Используются ли в вашей семье лекарственные растения?

Каковы особенности флоры Восточного Казахстана? Можно ли сказать, что растительный мир Восточного Казахстана?


5. Работа в группах.(10-15 минут).

Задание 1. Соотнесите основополагающий, проблемный и учебный вопросы. Докажите свой выбор. (Задание на карточках).

Обсуждение работ.

Взаимооценивание «Устный комментарий».

Задание 2. Прием «Каждый учит каждого».

Группам предлагается составить учебные, проблемные и основополагающие вопросы по любой теме. (Познание мира, 4 класс).

Оценивание «Сэндвич похвалы».

1 слой – позитивный комментарий, что понравилось;

2 слой – конструктивная критика, что нужно улучшить и как это улучшить;

3 слой – позитивный комментарий на будущее словами: мне понравилось, но в следующий раз …


6. Обобщение. (3 минуты).

Основополагающие вопросы:

- Интересны и привлекают внимание детей;

- Полны смысла для школьников;

- Возбуждают любопытство;

- Заставляют задуматься;

- Предполагают навыки мышления на высоком уровне.

Ответы на них нельзя найти в учебнике.

Проблемные вопросы:

- Не имеют однозначного ответа;

- Побуждают исследовать различные идеи;

- Находятся в рамках учебной темы и помогают школьникам:

строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений;

сравнивать;

синтезировать;

анализировать.


7. Рефлексия. Прием «3+3+1» . (1-2 минуты).

Участники тренинга пишут 3 предложения о том, что хорошего в данном коучинге, после сокращают предложения до 3 слов, в итоге выбирают только одно слово, которое характеризует данное занятие.

8. Д/з (1 минута).

При подготовке уроков используйте основополагающие, проблемные и учебные вопросы.





Работают в группах, обсуждая все вопросы. Свое мнение по одному из вопросов представляют индивидуально. После каждого ответа заслушивают обратную связь «Сэндвич похвалы» от учителей.






































































Целеполагание – педагоги сами ставят цели и задачи коучинга.














































Умение различать вопросы - практическая необходимость для современного учителя.














Групповая работа.

Соотнесение вопросов согласно их категориям. Обсуждение работ.


Разработка вопросов. Защита своих работ.














Участники делают выводы о необходимости использования на уроке вопросов различных категорий.

Ресурсы

1. Презентация «Легко ли задавать нелегкие вопросы?»

2. Карточки с заданиями для работы в группах.

3. Учебники познания мира, 4 класс.

4. Листы А-4, маркеры или фломастеры.

5. Стикеры (для обратной связи).




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!