Коучинг родительского собрания с элементами тренинга
«Когда в семье «тяжелые» родители»
Хотите ли вы, не хотите ли
Но дело товарищи в том,
Что, прежде, всего вы родители
А все остальное потом
Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионной работы с детьми посредством положительного воздействия слова,
Задачи:
• Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив, негативно влияющих на личность ребенка.
• Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком.
• Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.
Ход заседания
1. Приветствие. Психологический настрой.
Упражнение «Нас с вами объединяет...»
Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку ( мяч, мягкая игрушка), ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители и закончить следующее предложение: : « Я думаю, нас с вами объединяет...»
( либофразу «Мой ребенок...»)
2. Вызов (побуждение к действию).
Показ видеоролика «Интернет дороже сына»
Задание 1.
-Что вы об этом думаете?
-Какие мысли у вас появились?
3. Выступление психолога
Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых. Главную роль в жизни маленького человека играет семья.
Наша прямая обязанность -- выявить причины спада положительных эмоций у детей.
Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него случаются серьезные психические срывы. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета.
Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить. "Чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравновешенным, нужно постоянно удовлетворять его потребность в нежных прикосновениях", -- говорят специалисты центра сексологии и сексопатологии.
Когда мама инстинктивно гладит ребенка по голове, берет на руки, она даже не осознают всей значимости этих процедур: прикосновение матери не заменит никто и ничто. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки.
Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.
4. Организация работы: деление на группы
При входе вам были даны геометрические фигурки- при помощи них разделитесь на 3 группы.
Прошу всех занять свои места!
У Вас на столах лежат
«Правила нашей группы»
-доверительный стиль общения.
-общение по принципу «Здесь и сейчас»
-регламент высказывания
-искренность в общении
-конфиденциальность
-активное участие
-уважение к говорящему.
5. Реализация (осмысление и практика). Работа. Создание постеров
Групповая работа. Каждой группе даны задания.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Разрушительные чувства для ребенка (перечислить) | «Трудные дети, вы откуда?» (причины) | Как не «потерять» своего ребенка. | «Ты часть меня, я часть тебя…» |
Время работы – 15 минут.
Работа по составлению постера.
Защита 1 проекта. Разрушительные чувства для ребенка.
(1 команда представляет свой вариант ответа)
Психолог: К сожалению, очень часто приходится видеть молодых родителей, которые, не стесняясь окружающих, издеваются над своими детьми. Нередко можно услышать от таких родителей «унижающие» фразы, оскорбляющие ребенка, выставляющие его на посмешище в глазах сверстников.
Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими) .
Давайте представим “кувшин” наших эмоций. В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев?
(Высказывания родителей)
Упражнение «Как слова действуют на ребенка»
Цель: формировать представление родителей о влиянии негативных слов
на эмоциональное состояние ребенка.
Сколько бы мы не слышали об исцеляющей силы доброго слова, но говорим ужасные слова со страшным тоном, а потом карим себя, но «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»
Поэтому я предлагаю наглядно посмотреть влияние слов на ребенка. Слова ранят душу.
Кувшин с водой – это ребенок (чистота, наивность, простота) ;
Соль – это грубые, соленные слова;
Перец – это слова которые обжигают, обидные слова;
Горсть земли – безразличие, неуважительность к ребенку со стороны взрослого.
Соль, перец, земля в банку. Все это хорошо перемешивают – получаем состояние ребенка. Сколько времени должно пройти, пока все это осядет, забудется. А стоит только немножко взболтать и все поднимается вверх.
Защита 2 проекта «Трудные дети, вы откуда?»
(2 команда представляет свой вариант ответа)
Упражнение «Запрет»
Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учиться видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в первые годы жизни закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека.
Для упражнения мне нужен 1 помощник- родитель.
Вы- ребенок, а я- мать.
До трех лет я ничего ему не запрещаю:
- мы вместе готовим кушать, я позволяю ему все, лиж бы он меня не отвлекал
- он убегает, а я догоняю его на улице
- он спит в нашей спальне на одной кровати и т.д.
Исполнилось 3 года
Мы в кухне, я готовлю обед, не замечая, как малыш их кухонного шкафа достал муку и увлеченно лепит «пирожное»
- Что ты делаешь? (мама в ярости)- ребенку завязываю руки
Исполнилось 5 лет
Мы гуляем. Ребенок прыгает по луже.
- Ну как же так, ты уже такой большой!!! Должен понимать, что это не красиво и плохо. Завязали ноги
Исполнилось 7 лет
Вечер. Время ко сну.
Дочь: «Мама, мне страшно, я хочу спать с вами…»
Мама: «Что ты еще придумала? Дети должны спать отдельно от взрослых, у тебя есть своя комната»Завязали глаза
Исполнилось 9 лет
Вы заходите с ребенком в магазин и встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает и задает вопрос: «Мам, а кто такой д. Саша?»
Мать: «Ты что вмешиваешься во взрослые разговоры? И вообще ты что уши развесила, как не стыдно подслушивать!» Завязали уши
Исполнилось 13 лет
Ужин. Вся семья за столом. Вы с мужем начинаете о чем то спорить. Дочь пытается сгладить ситуацию
- Мам, пап…
- А ты вообще не лезь во взрослые разговоры, тоже мне нашлась папина защитница Завязали рот
Психолог:Посмотрите на нашего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Все эти действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- не завязывать руки- а убрать муку выше
- не завязывать ноги – одеть резиновые сапоги
- не завязывать глаза – полежать с ребенком немного в его комнате
- не завязывать уши – разговаривать спокойным голосом, не ругаясь
- не завязывать рот- выслушать ребенка
- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?
- Какие чувства вы испытали?
Защита 3 проекта «Как не потерять своего ребенка»
(3 команда представляет свой вариант ответа)
Защита 4 проекта. «Ты- часть меня, я- часть тебя»
(4 команда представляет свой вариант ответа)
Психолог: Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.
Объятия:
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.
- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимы восемь объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально- 12 раз в день! И, между прочим - не только ребенку, но и взрослому.
Ребенку знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, переходящие в нервно-психические заболевания.
6. Анкетирование родителей
7. Кейс- стади. Рекомендуемая литература.
Раздача памяток и рекомендаций родителям.
8. Рефлексия «Закончи предложение»
- Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:
Рефлексия.
1.Сегодня было…
2.Мне хочется…
3. Я научилась…
4. Взяла полезное…..
5. Другое…
Участники на стикерах делают записи и крепят на доску.
- Спасибо за активную работу! До свидания!
9. Видеоролик «Счастье- это просто…».