Тема: «Создание психологического комфорта и ситуации успеха на уроке как условие развития личности школьника».
Авторы-составители: Малофеева Т.Н.,
учитель первого уровня
Ефремова Ю.В.,
учитель второго уровня
Все, что перестает удаваться,
перестает и привлекать.
Франсуа де Ларошфуко
Цель:
Сформировать мотивацию педагогов на создание комфортной среды на уроках и моделирование ситуации успеха.
Задачи:
Оборудование:
Карточки для визуализации; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии, стикеры «Яблоко», «Листочек»
План
1. Психологический настрой.
2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
3. Теоретический ввод:
4. Работа в группах:
5. Рефлексия.
Этап I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы коучинга.
1. Психологический настрой.(Ю.В.)
Наше сегодняшнее занятие нам хотелось бы начать с психологической разминки.
Какое сейчас время года? Да, в свои права вступает весна. Но по утрам еще легкий морозец… Покажите, что вы замерзли и съежились… отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем коучинге.
Я не зря начала с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому тема нашего занятия – «Создание психологического комфорта и ситуации успеха на уроке как условие развития личности школьника».
II. Вхождение в тему. (Т.Н.)
Метод «Ассоциации».
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? У каждой группы на столе находится карточка со словом «комфорт». Напишите слова, начинающиеся с букв данного слова.
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
К | - красота… |
О | - органичность… |
М | - мама… |
Ф | - фантазия… |
О | - отдых… |
Р | - радость… |
Т | - тепло… |
Я думаю, все со мной согласятся, что педагогический смысл этого понятия несколько другой. Известно, что комфортно в школе чувствуют себя далеко не все учащиеся, некоторые конфликтуют с учителями. Отсюда проблема: необходимость обеспечения благоприятного психологического климата в школе для всех участников образовательного процесса. Возникают вопросы, на которые сегодня хотелось бы получить ответы: что мешает иногда учителю создать на уроке благоприятный психологический климат и ощущение успеха у ученика; что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребёнку?
III. Теоретический ввод. (Ю.В.)
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РК «Об образовании». В статье 36. «Права и обязанности обучающихся и воспитанников» декларируется право обучающихся на:
9) уважение своего человеческого достоинства;
10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.
В пункте 7 говорится о том, что педагогические работники обязаны:
2) выявлять и содействовать развитию индивидуальных и творческих способностей обучающихся и воспитанников;
4) соблюдать нормы педагогической этики;
5) уважать достоинство обучающихся, воспитанников;
6) вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди обучающихся, воспитанников.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся.
(Т.Н.) Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
(!!! обратиться к презентации – слайды 11-13)
Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится важным фактором развития личности школьника.
(Ю.В.) IV. Первое задание группам на тему «Экология воспитания»: Предлагаю группам заполнить таблицу и представить всем участникам в устной форме – Что можно и что нельзя делать учителю по отношению к ученику?- регламент:1 минута.
(работа в группах по теме, выступления лидера группы, обмен мнениями)
– Всем спасибо! Как мы видим, многое во мнениях разных групп совпадает, поэтому «экология воспитания» очень важна.
(Т.Н.) V. Все мы знаем, что урок в школе начинается с организационного момента. У всех он проходит по-разному, но никто не будет отрицать, что от того, как мы его начнём, зависит дальнейший ход урока.
Всем вам я предлагаю поучаствовать в игре «Организационный психологический момент – камертон урока». Каждая группа получает задание на карточке, где описывается вариант начала урока. Группа должна обыграть данный вариант, а участники других групп оценивают достоинства и недостатки каждого варианта.
1 группа:
- Здравствуйте! Что за шум!? Когда я говорю «Здравствуйте», всем нужно встать! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату. Почему доска плохо вымыта? Вечно одно и то же. Кто дежурный? … Доска к уроку должна быть чистой, понятно? Тема урока…. Так, Саша, почему ты не пишешь? Снова к уроку не готов. Сядь правильно! Я доложу о твоём поведении классному руководителю!
2 группа:
- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»… Ребята, мы с вами уже изучили главные члены предложения. Умеем определять тип сказуемых. С сегодняшнего урока мы должны не только повторить то, что уже знаем о второстепенных членах предложения, а узнать о них ещё что-то новое. Но, я думаю, что нам вместе всё это будет под силу. Вы согласны со мной?
3 группа:
- Садитесь! Записываем число и тему урока. Прежде чем начнём новую тему, давайте вспомним то, что вы изучали на последних уроках. Что мы называем «вектором»? Ну, кто ответит? Я ведь вчера вам говорила, чтобы вы дома всё повторили. Так!... Кошмар какой-то! Господи, что за класс! Одни бездельники. Открывайте учебник, ищите определение и учите, раз дома не нашли на это времени.
(регламент – 3-4 минуты: участники выступают в роли актёров, идёт обмен мнениями по заданной теме)
VI. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
(Ю.В.) Школьные педагоги не раз пытались оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так, чтобы столь важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит. Вот один из примеров реализации такой попытки:
Ничего не бойся – ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся и верим в твой успех.
Получится, как надо, и даже сверх того.
Листок лежит здесь рядом. Давай начнем с него!
В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В. А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».
И еще один важный момент. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха».
(Т.Н.) VII. Работа в группах. Мы много сегодня говорим о том, как должен поступать учитель, как он должен организовать урок. Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога, выполнить задания, предложить свои варианты создания ситуации успеха.
Группа 1
Уважаемые коллеги!
Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха.
Выбранные действия напишите на предложенных карточках (стикеры «Яблоко») для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливаем внимание на негативном.
2.Улыбка, добрый взгляд.
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.
4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).
5. Сравнение одного ребенка с другим.
6. Отмечает «персональную исключительность».
7. Аргументирует надобность действий.
8. Учит алгоритму действий.
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.
10. Учитель много говорит за детей.
11. Высказывает недовольство учеником, группой.
12. Вера в способности ученика.
13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.
Уважаемые коллеги! При проведении презентации своей работы, будете наклеивать заполненные карточки на «Дерево успеха».
Группа 2
Уважаемые коллеги!
Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.
Выбранные действия напишите на предложенных карточках (желтых листочках дерева) для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливает внимание на негативном.
2. Улыбается, по-доброму смотрит.
3. Интересуется каждым учеником, проявляет великодушие по отношению к любому.
4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).
5. Сравнивает одного ребенка с другим.
6. Отмечает «персональную исключительность».
7. Аргументирует надобность действий.
8.Учит алгоритму действий.
9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали.
10. Учитель много говорит за детей.
12. Высказывает недовольство учеником, группой, верит в способности ученика.
13. Предупреждает и угрожает при невыполнении требований.
Уважаемые коллеги! При проведении презентации своей работы будете прикреплять листочки, где написаны действия педагога, которые не способствуют созданию ситуации успеха, не на дереве, а под ним. Это олицетворяет то, что мешает эффективному обучению и мешает продвижению вперед.
Группа 3
Уважаемые коллеги!
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо» и «отлично».
Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.
Просим Вас привести 20–25 возможных вариантов (способов) сказать ученику «Ты молодец! Отлично!»
Например:
● Продолжай так же хорошо работать.
●Это достижение.
●Я ценю то, что ты сделал!
Уважаемые коллеги! Предлагаем презентацию вашей работы провести как творческое выступление учителей.
В качестве примера приводим некоторые варианты:
●Это великолепно!
●Молодец!
●Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
●Благодарю за работу!
●Вы меня порадовали!
●Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!
●Вы превзошли мои ожидания!
●У вас сегодня все получилось!
●Я поражена вашими знаниями, молодцы!
●Классно!
●Уже намного лучше.
●Супер!
●Ух, ты! (Восхитительный лозунг.)
●Грандиозно!
●Красота!
●Поздравляю, молодец!
(Ю.В.) VIII. Перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:
1. Сбывшаяся радость.
2. Неожиданная радость.
3. Общая радость.
4. Радость познания.
– СБЫВШАЯСЯ РАДОСТЬ – типична для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи.
– Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. У опытных учителей это получается спонтанно, а молодому учителю приходится подготавливать данные ситуации.
приемы «Неожиданной радости»:
- “Лестница”;
- “Даю шанс”.
- “Исповедь”
Следующий тип ситуации успеха – «ОБЩАЯ РАДОСТЬ».
– Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик всего класса на успех каждого ученика.
приемы:
- “Следуй за нами”.
- прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
- прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
- прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же.
приемы:
- “Эврика”;
- “Линия горизонта”.
Практическая часть: группам раздается теоретический материал, раскрывающий содержание одного приема. Задание группе:
– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха,
–обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием,
– приведите примеры из собственной школьной практики.
(Т.Н.) XIX. Рефлексия. («Все в твоих руках»)
На листе бумаги участники коучинга обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
Наш коучинг мне хотелось бы закончить притчей. (можно показать видеоролик)
Все оставляет свой след.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
(беседа с участниками коучинга о смысле притчи: увлекательная притча рассказывает о том, как важно следить за своими действиями и словами, ведь всё оставляет свой след).
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.
Возврат к началу занятия:
С какой целью мы сегодня собрались? Какие ожидания подтвердились? Какие – не подтвердились? Удалось ли получить все ответы?