СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг "Ситуация успеха"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

    Сформировать мотивацию педагогов на создание комфортной среды на уроках и моделирование ситуации успеха.

Задачи:

  • Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
  • Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.

          Оборудование:

Карточки для визуализации; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии, стикеры «Яблоко», «Листочек»

 План.

1. Психологический настрой.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

  • освещение проблемы создания психологического комфорта и ситуации успеха  школьников в нормативно-правовых документах 
  • определение успеха.

4. Работа в группах:

5. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Групповые задания»


Группа 1

Уважаемые коллеги!

Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха.

Выбранные действия напишите на предложенных карточках (стикеры «Яблоко»).



ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном.

2.Улыбка, добрый взгляд.

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.

4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).

5. Сравнение одного ребенка с другим.

6. Отмечает «персональную исключительность».

7. Аргументирует надобность действий.

8. Учит алгоритму действий.

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.

10. Учитель много говорит за детей.

11. Высказывает недовольство учеником, группой.

12. Вера в способности ученика.

13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.


Уважаемые коллеги! При проведении презентации своей работы просим Вас наклеивать заполненные карточки на «Дерево успеха».









Группа 2

Уважаемые коллеги!

Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

Выбранные действия напишите на предложенных карточках (желтых листочках дерева) для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливает внимание на негативном.

2. Улыбается, по-доброму смотрит.

3. Интересуется каждым учеником, проявляет великодушие по отношению к любому.

4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).

5. Сравнивает одного ребенка с другим.

6. Отмечает «персональную исключительность».

7. Аргументирует надобность действий.

8.Учит алгоритму действий.

9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали.

10. Учитель много говорит за детей.

12. Высказывает недовольство учеником, группой, верит в способности ученика.

13. Предупреждает и угрожает при невыполнении требований.

Уважаемые коллеги! При проведении презентации своей работы просим Вас прикреплять листочки, где написаны действия педагога, которые не способствуют созданию ситуации успеха, не на дереве, а под ним. Это олицетворяет то, что мешает эффективному обучению и мешает продвижению вперед.











Группа 3

Уважаемые коллеги!

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо» и «отлично».

Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.

Просим Вас привести 20–25 возможных вариантов (способов) сказать ученику «Ты молодец! Отлично!»

Например:

● Продолжай так же хорошо работать.

●Это достижение.

●Я ценю то, что ты сделал!

Уважаемые коллеги! Предлагаем презентацию вашей работы провести как творческое выступление учителей.






Группа 3

Уважаемые коллеги!

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо» и «отлично».

Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.

Просим Вас привести 20–25 возможных вариантов (способов) сказать ученику «Ты молодец! Отлично!»

Например:

● Продолжай так же хорошо работать.

●Это достижение.

●Я ценю то, что ты сделал!

Уважаемые коллеги! Предлагаем презентацию вашей работы провести как творческое выступление учителей.


Просмотр содержимого документа
«Игра оргмомент»

Игра «Организационный психологический момент – камертон урока»

Обыграйте данный вариант начала урока, оцените его достоинства и недостатки.

1 группа:

- Здравствуйте! Что за шум!? Когда я говорю «Здравствуйте», всем нужно встать! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату. Почему доска плохо вымыта? Вечно одно и то же. Кто дежурный? … Доска к уроку должна быть чистой, понятно? Тема урока…. Так, Саша, почему ты не пишешь? Снова к уроку не готов. Сядь правильно! Я доложу о твоём поведении классному руководителю!




Игра «Организационный психологический момент – камертон урока»

Обыграйте данный вариант начала урока, оцените его достоинства и недостатки.

2 группа:

- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»… Ребята, мы с вами уже изучили главные члены предложения. Умеем определять тип сказуемых. С сегодняшнего урока мы должны не только повторить то, что уже знаем о второстепенных членах предложения, а узнать о них ещё что-то новое. Но, я думаю, что нам вместе всё это будет под силу. Вы согласны со мной?





Игра «Организационный психологический момент – камертон урока»

Обыграйте данный вариант начала урока, оцените его достоинства и недостатки.

3 группа:

- Садитесь! Записываем число и тему урока. Прежде чем начнём новую тему, давайте вспомним то, что вы изучали на последних уроках. Что мы называем «вектором»? Ну, кто ответит? Я ведь вчера вам говорила, чтобы вы дома всё повторили. Так!... Кошмар какой-то! Господи, что за класс! Одни бездельники. Открывайте учебник, ищите определение и учите, раз дома не нашли на это времени.


Просмотр содержимого документа
«Какие ассоциации возникают у вас»

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? Напишите слова, начинающиеся с букв данного слова.

К


О


М


Ф


О


Р


Т












Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? Напишите слова, начинающиеся с букв данного слова.

К


О


М


Ф


О


Р


Т




Просмотр содержимого документа
«Памятка учителю»


Памятка учителю

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.




Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

Практическая работа

Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.


Практическая работа

Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.


Практическая работа

Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.



Практическая работа

Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.



Практическая работа

Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.



Практическая работа

Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.


Просмотр содержимого документа
«Экология воспитания»

Экология воспитания

Что можно?

Что нельзя?







Что можно и что нельзя делать учителю по отношению к ученику?

Просмотр содержимого документа
«наш коучинг ситуация успеха»

9



Тема: «Создание психологического комфорта и ситуации успеха на уроке как условие развития личности школьника».

Авторы-составители: Малофеева Т.Н.,

учитель первого уровня


Ефремова Ю.В.,

учитель второго уровня


Все, что перестает удаваться,

перестает и привлекать.
Франсуа де Ларошфуко

Цель:

Сформировать мотивацию педагогов на создание комфортной среды на уроках и моделирование ситуации успеха.


Задачи:

  • Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.

  • Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.

Оборудование:

Карточки для визуализации; карточки для деления на группы; наглядные пособия для рефлексии, стикеры «Яблоко», «Листочек»


План

1. Психологический настрой.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

  • освещение проблемы создания психологического комфорта и ситуации успеха школьников в нормативно-правовых документах 

  • определение успеха.

4. Работа в группах:

5. Рефлексия.

Этап I. Вступительное слово (тезисы). Обоснование темы коучинга.

1. Психологический настрой.(Ю.В.)


Наше сегодняшнее занятие нам хотелось бы начать с психологической разминки.

Какое сейчас время года? Да, в свои права вступает весна. Но по утрам еще легкий морозец… Покажите, что вы замерзли и съежились… отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем коучинге.

Я не зря начала с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Поэтому тема нашего занятия – «Создание психологического комфорта и ситуации успеха на уроке как условие развития личности школьника».

II. Вхождение в тему. (Т.Н.)

Метод «Ассоциации».

Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? У каждой группы на столе находится карточка со словом «комфорт». Напишите слова, начинающиеся с букв данного слова.

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…



Я думаю, все со мной согласятся, что педагогический смысл этого понятия несколько другой. Известно, что комфортно в школе чувствуют себя далеко не все учащиеся, некоторые конфликтуют с учителями. Отсюда проблема: необходимость обеспечения благоприятного психологического климата в школе для всех участников образовательного процесса. Возникают вопросы, на которые сегодня хотелось бы получить ответы: что мешает иногда учителю создать на уроке благоприятный психологический климат и ощущение успеха у ученика; что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребёнку?

III. Теоретический ввод. (Ю.В.)

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РК «Об образовании». В статье 36. «Права и обязанности обучающихся и воспитанников» декларируется право обучающихся на:

9) уважение своего человеческого достоинства;

10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности.

В пункте 7 говорится о том, что педагогические работники обязаны:

2) выявлять и содействовать развитию индивидуальных и творческих способностей обучающихся и воспитанников;

4) соблюдать нормы педагогической этики;

5) уважать достоинство обучающихся, воспитанников;

6) вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди обучающихся, воспитанников.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся.

(Т.Н.) Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

(!!! обратиться к презентации – слайды 11-13)

Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится важным фактором развития личности школьника.

(Ю.В.) IV. Первое задание группам на тему «Экология воспитания»: Предлагаю группам заполнить таблицу и представить всем участникам в устной форме – Что можно и что нельзя делать учителю по отношению к ученику?- регламент:1 минута.

(работа в группах по теме, выступления лидера группы, обмен мнениями)

– Всем спасибо! Как мы видим, многое во мнениях разных групп совпадает, поэтому «экология воспитания» очень важна.

(Т.Н.) V. Все мы знаем, что урок в школе начинается с организационного момента. У всех он проходит по-разному, но никто не будет отрицать, что от того, как мы его начнём, зависит дальнейший ход урока.

Всем вам я предлагаю поучаствовать в игре «Организационный психологический момент – камертон урока». Каждая группа получает задание на карточке, где описывается вариант начала урока. Группа должна обыграть данный вариант, а участники других групп оценивают достоинства и недостатки каждого варианта.

1 группа:

- Здравствуйте! Что за шум!? Когда я говорю «Здравствуйте», всем нужно встать! Садитесь! Открываем тетради, записываем дату. Почему доска плохо вымыта? Вечно одно и то же. Кто дежурный? … Доска к уроку должна быть чистой, понятно? Тема урока…. Так, Саша, почему ты не пишешь? Снова к уроку не готов. Сядь правильно! Я доложу о твоём поведении классному руководителю!

2 группа:

- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»… Ребята, мы с вами уже изучили главные члены предложения. Умеем определять тип сказуемых. С сегодняшнего урока мы должны не только повторить то, что уже знаем о второстепенных членах предложения, а узнать о них ещё что-то новое. Но, я думаю, что нам вместе всё это будет под силу. Вы согласны со мной?

3 группа:

- Садитесь! Записываем число и тему урока. Прежде чем начнём новую тему, давайте вспомним то, что вы изучали на последних уроках. Что мы называем «вектором»? Ну, кто ответит? Я ведь вчера вам говорила, чтобы вы дома всё повторили. Так!... Кошмар какой-то! Господи, что за класс! Одни бездельники. Открывайте учебник, ищите определение и учите, раз дома не нашли на это времени.


(регламент – 3-4 минуты: участники выступают в роли актёров, идёт обмен мнениями по заданной теме)

VI. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

(Ю.В.) Школьные педагоги не раз пытались оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так, чтобы столь важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит. Вот один из примеров реализации такой попытки:

Ничего не бойся – ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся и верим в твой успех.

Получится, как надо, и даже сверх того.

Листок лежит здесь рядом. Давай начнем с него!

В. Ф. Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В. А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».

И еще один важный момент. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха».


(Т.Н.) VII. Работа в группах. Мы много сегодня говорим о том, как должен поступать учитель, как он должен организовать урок. Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога, выполнить задания, предложить свои варианты создания ситуации успеха.


Группа 1

Уважаемые коллеги!

Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя для создания ситуации успеха.

Выбранные действия напишите на предложенных карточках (стикеры «Яблоко») для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном.

2.Улыбка, добрый взгляд.

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.

4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).

5. Сравнение одного ребенка с другим.

6. Отмечает «персональную исключительность».

7. Аргументирует надобность действий.

8. Учит алгоритму действий.

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.

10. Учитель много говорит за детей.

11. Высказывает недовольство учеником, группой.

12. Вера в способности ученика.

13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.

Уважаемые коллеги! При проведении презентации своей работы, будете наклеивать заполненные карточки на «Дерево успеха».

Группа 2

Уважаемые коллеги!

Просим Вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

Выбранные действия напишите на предложенных карточках (желтых листочках дерева) для создания общего плаката «Обучение и воспитание успехом».

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливает внимание на негативном.

2. Улыбается, по-доброму смотрит.

3. Интересуется каждым учеником, проявляет великодушие по отношению к любому.

4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.).

5. Сравнивает одного ребенка с другим.

6. Отмечает «персональную исключительность».

7. Аргументирует надобность действий.

8.Учит алгоритму действий.

9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали.

10. Учитель много говорит за детей.

12. Высказывает недовольство учеником, группой, верит в способности ученика.

13. Предупреждает и угрожает при невыполнении требований.

Уважаемые коллеги! При проведении презентации своей работы будете прикреплять листочки, где написаны действия педагога, которые не способствуют созданию ситуации успеха, не на дереве, а под ним. Это олицетворяет то, что мешает эффективному обучению и мешает продвижению вперед.

Группа 3

Уважаемые коллеги!

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо» и «отлично».

Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.

Просим Вас привести 20–25 возможных вариантов (способов) сказать ученику «Ты молодец! Отлично!»

Например:

● Продолжай так же хорошо работать.

●Это достижение.

●Я ценю то, что ты сделал!

Уважаемые коллеги! Предлагаем презентацию вашей работы провести как творческое выступление учителей.

В качестве примера приводим некоторые варианты:

●Это великолепно!

●Молодец!

●Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!

●Благодарю за работу!

●Вы меня порадовали!

●Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

●Вы превзошли мои ожидания!

●У вас сегодня все получилось!

●Я поражена вашими знаниями, молодцы!

●Классно!

●Уже намного лучше.

●Супер!

●Ух, ты! (Восхитительный лозунг.)

●Грандиозно!

●Красота!

●Поздравляю, молодец!


(Ю.В.) VIII. Перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.


Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1.      Сбывшаяся радость.

2. Неожиданная радость.

3.      Общая радость.

4.      Радость познания.

СБЫВШАЯСЯ РАДОСТЬ – типична для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. У опытных учителей это получается спонтанно, а молодому учителю приходится подготавливать данные ситуации.

приемы «Неожиданной радости»:

- “Лестница”;

- “Даю шанс”.

“Исповедь”

Следующий тип ситуации успеха – «ОБЩАЯ РАДОСТЬ».

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик всего класса на успех каждого ученика.

приемы:

- “Следуй за нами”.

-    прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

-    прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

-    прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же.

приемы:

- “Эврика”;

-    “Линия горизонта”. 

Практическая часть: группам раздается теоретический материал, раскрывающий содержание одного приема. Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха,

–обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием,

– приведите примеры из собственной школьной практики.


(Т.Н.) XIX. Рефлексия. («Все в твоих руках»)

На листе бумаги участники коучинга обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…



Наш коучинг мне хотелось бы закончить притчей. (можно показать видеоролик)

Все оставляет свой след.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.

(беседа с участниками коучинга о смысле притчи: увлекательная притча рассказывает о том, как важно следить за своими действиями и словами, ведь всё оставляет свой след).

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.



Возврат к началу занятия:

С какой целью мы сегодня собрались? Какие ожидания подтвердились? Какие – не подтвердились? Удалось ли получить все ответы?


Просмотр содержимого документа
«совсем готовые примеры из практики Создание ситуации успеха»

Прием “Лестница” или “Встань в строй”

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить

состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы

локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при

которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: «Жду тебя в девять часов у входа в видеосалон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик настолько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».








Прием “Даю шанс”

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,

правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики. В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания. На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю

шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за

Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его

интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника.

– прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что

искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

В данном случае учительница получила понимание со стороны детей: «Я давала открытый урок по физике для учителей нашего района. Урок не

получился. Вернее провалился! Ребята молчали. Не поднималась не одна рука. Ночь я не спала. Утром села к письменному столу и начала писать. Надо было выложиться, излиться, хотя бы перед собой. Я писала о том, что с детства мечтала быть учителем. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне нравится с ними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные. Но очень жестокие. Что они не только не помогли мне, а совершили в отношении меня предательство. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я не приду больше в их класс. На урок я действительно не смогла прийти, и передала им свою тетрадь. Я не сказала о содержании.

Дверной звонок выдал трель. Почти весь класс стоял на площадке. Вперед вышел Олег и сказал: «ответ» и начал читать. Оказалось, что ребята

несколько раз прочитали мою тетрадь, и в классе было бурное собрание. Узнала, что я замечательный человек. Они гордятся таким учителем. Но оказывается, я все время подчеркиваю перед ними свое превосходство. Меня считают высокомерной, черствой. Что они после моего письма поняли, как были предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение, преданность и любовь. Ко мне подошел Олег и поцеловал мою руку. Я ничего не могла им ответить. Я ревела. Ревела с удовольствием, с радостью, ревела от благодарности к этим благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо знала».

Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

А должен ли учитель испытывать неожиданную радость? Он, конечно, может радоваться вместе с учеником его достижениям, но отлично знает, что эти достижения были им запрограммированы. Но возможно, что и для учителя радость его воспитанника может оказаться неожиданной, если он не предполагал его скрытых возможностей, взлета мыслей. Радость учителя может быть неожиданной, если он убедился, что результаты ребенка оказались выше ожидаемых благодаря его моральной поддержке или благодаря применению новых, не испытанных до сих пор методов, созданию новой психологической ситуации.




Прием “Следуй за нами”

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий(3,79).

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда

ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность

перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства:

совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.


Прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт,

вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в

успех.

Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более или менее регулярно, имел

средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!». Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…». Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха!



































Прием «Обмен ролями» или «О пользе занятий, которые ведутся неправильно»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.


Прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством

оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости.

Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное –

выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм заражения.

1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона

коллектива.

2 шаг: выбор гносионосителя.

3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически

целесообразного соперничества.

4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной

микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл “общей радости”.

Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда

отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.









Прием “Эврика”

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

– успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку

возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока

достичь не удается;

– ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

– ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

Данный прием можно увидеть в следующем примере: « Мы идем на природу, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые люди решают в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу совершенно самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то « Я сам решил задачу», – радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим

успехом».

Прием “Линия горизонта”

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир

неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он

показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд:

«Майя Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках. Достал книжки, начал читать и зачитался! Так интересно! Меня слушали все

внимательно. Майя Львовна сказала: « А ты способный! Молодец!» – и

поставила пятерку. Через несколько дней я к ней подошел и предложил: «Давайте я сделаю доклад о танках! ». Она сказала: « С удовольствием послушаем. Готовься». Я опять зачитался. С тех пор все время ищу литературу по истории военной техники. Второй доклад тоже всем понравился».

Первый доклад не только принес ребенку радость первого успеха, но и

самое главное, раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска, нарисовал волнующую для него картину развития человеческого разума, рождающего удивительные творения науки и техники. Это была радость. Стремление повторить ее побудило мальчика взяться за новые поиски, более увлекательные, по своей собственной инициативе. Чем больше он открывал для себя нового, неизведанного, тем больше формировалась потребность к поиску, тем глубже становилась радость. Подчеркнем, радость не от пятерок, а радость от процесса поиска! Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.

Просмотр содержимого презентации
«наша презентация»

Тема коучинга: « Создание психологического комфорта и ситуации успеха на уроке как условие развития личности школьника»

Тема коучинга:

« Создание психологического комфорта и ситуации успеха на уроке как условие развития личности школьника»

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие спокойствие и уют «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов.   Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, без необходимости защищаться. «Психологический словарь».

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие спокойствие и уют

«Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, без необходимости защищаться.

«Психологический словарь».

красота оптимизм мечта фантазия отдых радость тепло

красота

оптимизм

мечта

фантазия

отдых

радость

тепло

Психологическое благополучие Успешность ребенка зависит от психологического климата той среды, где он учится или находится. А климат этот зависит от стиля общения .

Психологическое благополучие

Успешность ребенка зависит от психологического климата той среды, где он учится или находится. А климат этот зависит от стиля общения .

Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то как часто применяем их на практике?
  • Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку?
  • Как сделать обучение интересным?
  • Какова роль ситуации успеха?
  • Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?
  • Если знаем, то как часто применяем их на практике?

Закон Республики Казахстан об образовании   Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников  3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:   9) уважение своего человеческого достоинства;   10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. 

Закон Республики Казахстан об образовании Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников 

3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:  9) уважение своего человеческого достоинства;  10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. 

Закон Республики Казахстан об образовании   Статья 41. Права и обязанности работников организаций образования 7. Педагогические работники обязаны: 4) соблюдать нормы педагогической этики; 5) уважать достоинство обучающихся, воспитанников;  

Закон Республики Казахстан об образовании Статья 41. Права и обязанности работников организаций образования

  • 7. Педагогические работники обязаны:

4) соблюдать нормы педагогической этики;

5) уважать достоинство обучающихся, воспитанников;

 

Негативные тенденции и явления в образовательном процессе падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, жалобы родителей и учащихся на учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках

Негативные тенденции и явления в образовательном процессе

  • падение интереса к знаниям,
  • снижение познавательной активности,
  • жалобы родителей и учащихся на учителей,
  • конфликтные ситуации, возникающие на уроках

«Я – КОНЦЕПЦИЯ»  - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

«Я – КОНЦЕПЦИЯ»

- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

Положительная «Я - концепция«» я нравлюсь, я способен, я значу  способствует успеху, эффективной деятельности,  положительным проявлениям  личности. Отрицательная  «Я – концепция»  я не нравлюсь, не способен  мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Положительная

«Я - концепция«»

я нравлюсь, я способен, я значу

способствует успеху, эффективной деятельности,

положительным проявлениям  личности.

Отрицательная

«Я – концепция»

я не нравлюсь, не способен

мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для формирования положительной  «Я – концепции» необходимо:  Видеть в каждом ученике уникальную личность.  «Все дети талантливы».  Создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. «Учиться победно!»  Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. «Ребенок хорош, а плох его поступок». Предоставлять возможности и помогать детям. «В каждом ребенке – чудо, ожидай его».

Для формирования положительной «Я – концепции» необходимо:

  • Видеть в каждом ученике уникальную личность.

«Все дети талантливы».

  • Создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

«Учиться победно!»

  • Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка.

«Ребенок хорош, а плох его поступок».

  • Предоставлять возможности и помогать детям.

«В каждом ребенке – чудо, ожидай его».

Психолого-педагогическое значение ситуации успеха   СИТУАЦИЯ УСПЕХА    СИТУАЦИЯ  -это сочетание условий, которые обеспечивают успех   УСПЕХ  - это результат подобной ситуации ОЖИДАНИЕ УСПЕХА  – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее

Психолого-педагогическое значение ситуации успеха СИТУАЦИЯ УСПЕХА

СИТУАЦИЯ -это сочетание условий, которые обеспечивают успех

УСПЕХ

- это результат подобной ситуации

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее

Экология воспитания можно нельзя

Экология воспитания

можно

нельзя

Экология воспитания можно нельзя объективно оценивать учащихся, унижать личность, допускать бестактность, уважительно вести диалог с детьми проявлять личную неприязнь к ученику, воспитывать добротой... оскорблять, говорить повышенным тоном...

Экология воспитания

можно

нельзя

объективно оценивать учащихся,

унижать личность, допускать бестактность,

уважительно вести диалог с детьми

проявлять личную неприязнь к ученику,

воспитывать добротой...

оскорблять, говорить повышенным тоном...

Игра «Организационный психологический момент – камертон урока»

Игра «Организационный психологический момент – камертон урока»

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке   Формула успеха Ничего не бойся – ты делаешь для всех. Лишь на тебя надеемся и верим в твой успех. Получится, как надо, и даже сверх того. Листок лежит здесь рядом. Давай начнем с него!

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке Формула успеха

Ничего не бойся – ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся и верим в твой успех.

Получится, как надо, и даже сверх того.

Листок лежит здесь рядом. Давай начнем с него!

Проблема В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Проблема

  • В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

С педагогической точки зрения ситуация успеха –   такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

С педагогической точки зрения ситуация успеха –

такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

  • Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

«Ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».  В. А. Сухомлинский

  • «Ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, радость успеха может померкнуть».

В. А. Сухомлинский

Закон успешности Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха Счастливого человека может воспитать только счастливый

Закон успешности

Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха

Счастливого человека может воспитать только счастливый

● Это великолепно! ● Молодец! ● Ты сегодня сделал лучше,  чем вчера! ● Благодарю за работу! ● Вы меня порадовали! ● Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! ● Вы превзошли мои ожидания! ● У вас сегодня все получилось! ● Я поражена вашими знаниями, молодцы! ● Уже намного лучше. ● Ух, ты! (Восхитительный лозунг.) ● Грандиозно! ● Красота! ● Поздравляю, молодец!

Это великолепно!

Молодец!

Ты сегодня сделал лучше,

чем вчера!

Благодарю за работу!

Вы меня порадовали!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!

Вы превзошли мои ожидания!

У вас сегодня все получилось!

Я поражена вашими знаниями, молодцы!

Уже намного лучше.

Ух, ты! (Восхитительный лозунг.)

Грандиозно!

Красота!

Поздравляю, молодец!

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех.  Успех – это результат подобной ситуации.

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Успех – это результат подобной ситуации.

«…если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». У. Глассер  «…если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». А.С. Белкин

«…если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни».

У. Глассер

«…если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».

А.С. Белкин

Типы ситуаций успеха   Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.  «Сбывшаяся радость» (типична для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи ).

Типы ситуаций успеха

  • Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.

«Сбывшаяся радость»

(типична для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи ).

Типы ситуаций успеха   Задача педагога: убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания «Неожиданная радость» (типична для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями).

Типы ситуаций успеха

  • Задача педагога: убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания

«Неожиданная радость»

(типична для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями).

Приемы «Неожиданной радости»: Прием «Лестница». Прием «Даю шанс». Прием «Исповедь».

Приемы «Неожиданной радости»:

  • Прием «Лестница».
  • Прием «Даю шанс».
  • Прием «Исповедь».

Типы ситуаций успеха «Общая радость»  одобрение всем классом высокого успеха ученика со скромными способностями. Задача учителя - зафиксировать в памяти и в эмоциональном состоянии школьника коллективное переживание его личного успеха.

Типы ситуаций успеха

«Общая радость» одобрение всем классом высокого успеха ученика со скромными способностями.

  • Задача учителя - зафиксировать в памяти и в эмоциональном состоянии школьника коллективное переживание его личного успеха.

Приемы «Общей радости»: Прием «Следуй за нами». Прием «Эмоциональный всплеск». Прием «Обмен ролями». Прием «Заражение».

Приемы «Общей радости»:

  • Прием «Следуй за нами».
  • Прием «Эмоциональный всплеск».
  • Прием «Обмен ролями».
  • Прием «Заражение».

Типы ситуаций успеха  «Радость познания»-   для учащегося важен не столько результат, сколько процесс познания. Задача учителя - создавать в коллективе необходимый интеллектуальный фон, который должен разбудить коллективный интерес учащихся.

Типы ситуаций успеха

«Радость познания»-

для учащегося важен не столько результат, сколько процесс познания.

  • Задача учителя - создавать в коллективе необходимый интеллектуальный фон, который должен разбудить коллективный интерес учащихся.

Приемы «Радости познания»: Прием «Эврика»; Прием «Линия горизонта».

Приемы «Радости познания»:

  • Прием «Эврика»;
  • Прием «Линия горизонта».

Практическая работа Задание группе: – познакомьте присутствующих с приемом создания успеха; – обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием; – приведите примеры из собственной школьной практики.  

Практическая работа

  • Задание группе:

– познакомьте присутствующих с приемом создания успеха;

– обсудите приведенный пример, иллюстрирующий прием;

– приведите примеры из собственной школьной практики.

 

Методические приемы, обеспечивающие успех : Снятие страха. Авансирование успешного результата. Скрытое инструктирование ребенка. Внесение мотива. Персональная исключительность. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Высокая оценка детали.

Методические приемы, обеспечивающие успех :

  • Снятие страха.
  • Авансирование успешного результата.
  • Скрытое инструктирование ребенка.
  • Внесение мотива.
  • Персональная исключительность.
  • Мобилизация активности или педагогическое внушение.
  • Высокая оценка детали.

Рефлексия Мне было трудно (мне не понравилось). Моя оценка  психологической атмосферы  По этому вопросу я получил конкретную  рекомендацию… Для меня было  недостаточно… Для меня было  важным и интересным…

Рефлексия

Мне было трудно

(мне не понравилось).

Моя оценка

психологической

атмосферы

По этому вопросу я

получил

конкретную

рекомендацию…

Для меня было

недостаточно…

Для меня было

важным

и интересным…

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.

Золотые правила психологического комфорта на уроке   Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
  • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).
  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В. А. Сухомлинский

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»

В. А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!