ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ
им. Н. В. ПЛЕВИЦКОЙ»
Специальность «Художественное ткачество и ковроткачество»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«КОВРОТКАЧЕСТВО, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Автор: Ворошилина Е. М.,
преподаватель
ОБПОУ «Суджанский
колледж искусств
им. Н. В. Плевицкой»
г. Суджа – 2022г.
Содержание
Введение………………………………………………………3
Ковроткачество, как метод развития
креативных способностей обучающихся…………..……......4
Список литературы……………………………………………7
Введение
Благодаря способностям в той или иной сфере обучающийся может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Все это ведет к формированию и развитию творческого человека в современном его понимании. Творческий человек — это не только специалист и не только личность, а именно человек, умеющий мыслить и действовать нестандартно, всегда готовый к совершенствованию своих представлений, мировоззрений, мироощущений. Особенно ярко они проявляются в художественном творчестве, частью которого является декоративно-прикладное искусство. Этапы развития общества показывают, что основой его прогресса является человек, его многоплановая деятельность, в том числе художественно-творческая. Преобразование жизни, создание нового общества сегодня связываются с полной отдачей как интеллектуальных, так и творческих сил человека. Поэтому на качественно ином уровне осознается социальная значимость не только интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных качеств личности, но и степень ее художественно-творческого развития.
Ковроткачество, как метод развития креативных способностей обучающихся
В условиях целенаправленного обучения и воспитания, декоративно-прикладное искусство, в частности ковроткачество, побуждает обучающихся к творчеству, вызывает у них волевое напряжение, эмоциональный подъем, пробуждает целую гамму эмоций (гордость за выполненную работу, захва-ченность работой, энтузиазм и др.). Без воздействия на чувства невозможно развитие художественно-творческих способностей личности. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и имеет большое значение не только для трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности, но и для формирования творческой активности, самостоятельности, социальной активности. Правильно поставленное художественное обучение развивает в воспитанниках жажду творческой деятельности, - по К.Д.Ушинскому, это две стороны единого процесса обучения.
Творческая самоактуализация выражает интеллектуальную, эмоциональную и волевую готовность (стремление) человека реализовывать свои возможности наиболее полно, в соответствии со своими способностями, в том числе художественно-творческими.
Творческая самореализация личности, по мнению Б.С. Гершунского, может рассматриваться в качестве цели образования. Условиями развития творческой активности являются доминирование активного познавательного интереса в мотивированной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно-художественной деятельности. Первое условие выполняется, если усилия педагога и обучающегося направлены на развитие внутренних мотивов художественной деятельности, которые активизируют творческие способности и, взаимодействуя с ними, стимулируют выход за рамки заданного. Второе условие обеспечивается нацеленностью участников образовательного процесса на творчество. Тогда обязательные репродуктивные действия являются частью собственно художественно-творческого процесса, который понимается в обучении не только как освоение механизмов учебно-художественной деятельности, но и процесс формирования необходимых для художественного творчества личностных качеств.
Современные достижения педагогики, психологии, философии, искусствоведения и других наук раскрывают различные проблемы, связанные с воздействием декоративно-прикладного искусства на развитие художественно-творческих способностей личности. Декоративно-прикладное искусство, как и другие виды искусства, как и вся система образования и культуры, призвано не только положительно влиять на нравственность и духовность подрастающего поколения, но и целенаправленно развивать художественно-творческие способности растущей личности.
Отдельные аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей обучающихся хорошо исследованы, но не разработаны научные основы реализации данного процесса через обучение декоративно-прикладному искусству, в частности ковроткачеству. Анализ современной практики образования и педагогических исследований в смежных областях проблемы развития художественно-творческих способностей показывает, что остается нерешенным ряд противоречий между:
- социальным заказом общества на использование декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческой личности и недостаточной разработанностью сущности развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству;
- объективной потребностью общества и государства в художественно развитой творческой личности и отсутствием научного обоснования содержания процесса развития художественно-творческих способностей обучающихся через обучение декоративно-прикладному искусству (в частности ковроткачеству);
- созданием необходимых педагогических условий для развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством (ковроткачеством) и неразработанностью данных условий;
Теоретическое осмысление проблем развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения ковроткачеству позволяет выдвинуть следующую гипотезу: развитие художественно-творческих способностей обучающегося в процессе обучения ковроткачеству становится эффективней, чем в массовой образовательной практике, если:
- его сущность рассматривается как целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства, индивидуально-психологических особенностей личности, выявление собственной художественной индивидуальности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками, посредством субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения ковроткачеству;
- в содержание процесса развития художественно-творческих способностей обучающихся включены учебно-творческие задачи, направленные на проектирование и конструирование технических рисунков и их реализацию в ковроткачестве, учитывающие исторически сложившиеся национально-художественные традиции, своеобразие искусства;
- педагогическими условиями организации процесса обучения ковроткачеству, эффективно влияющие на педагогическую поддержку и развитие художественно-творческих способностей будут: выявление характера затруднений обучающихся; организация общегрупповой поддержки, вызывающей «эффект потока» активности; создание ситуации успеха, атмосферы доброжелательности;; активное включение игровых ситуаций с вовлечением учащихся в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых рисунков; выявление педагогом у воспитанников «точек роста»; активное решение вопросов проблемного характера;
- реализуется программа развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения ковроткачеству.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить и конкретизировать сущность развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству (ковроткачеству).
2. Определить и обосновать содержание процесса развития художественно-творческих способностей обучающихся через обучение ковроткачеству.
3. Обосновать педагогические условия развития художественно- творческих способностей обучающихся в процессе обучения ковроткачеству.
4. Разработать и апробировать программу развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения ковроткачеству.
Список литературы
1. Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
2. Т.Беляев “ Упражнения по развитию пространственного представления учащегося” Москва, “Просвещение”, 1983 г.;
3. В.Костин, В.Юматов “Язык изобразительного искусства”, Москва, “Знание”, 1978 г.;
4. К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
5. Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;