СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая работа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение геологических особенностей территорий Кемеровской области

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа»

20



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»





«Путешествуя по родным просторам»

(туристско-краеведческая исследовательская работа)




Выполнил:

Савинцев Семен,

ученик 8-го класса

Руководитель:

Силантьева Виктория Юрьевна,

учитель географии и биологии

первая квалификационная категория












П.Трудармейский, 2019

С одержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
  1. ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….5

  2. 1.1. История возникновения поселка Артышта……………………………………5

  3. 1.2 Характеристика флоры территории поселка Артышта……………………….7

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ…………………………………...8

2.1 План реализации похода ………………………………………………………8

2.2 Описание реализации похода………………………………………………….9

2.3 Результаты исследования в рамках работы

«Путешествуя по родным просторам»…………………………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………………..15

ЛИТЕРАТУРА……….…………….…...............................................................16


















Введение


Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди и природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы друг друга. Где бы мы ни жили, на каком языке бы не говорили, Россия – наша общая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца и почувствовал их тепло, сделал первые неуверенные шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни - Малая Родина.

Поэтому большое место в своем обучении я отвожу краеведению и занимаюсь им в течение нескольких лет. Считаю, что краеведение - это не что иное, как важное средство связи школы с жизнью.

  В словаре В.И.Даля можно прочитать: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны. Это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей). «Краеведение – это, прежде всего краелюбие»,- сказал профессор С.О.Шмидт. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.  В.А. Сухомлинский писал: «Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто». Мне хочется, чтобы мои сверстники и все поколение людей понимали и чувствовали эту великую истину, чтобы дети выросли настоящими патриотами своей Родины, любящими свой родной край, людей, природные богатства. На это и направлен наш проект.

   Кроме того, эта работа -  путь самореализации обучающихся и учителя, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь».



Актуальность


Актуальность проекта состоит в том, что туристско-краеведческое образование детей обладает огромным потенциалом для решения образовательных и воспитательных задач, формирования гражданственности и патриотизма. Воспитание патриота и гражданина в современном мире является задачей государственной важности.

Уникальность проекта заключается в создании непрерывной системы воспитания учащихся средствами туризма и краеведения на основе природных ценностей родного края,  вовлечении детей в практическую деятельность.

Цель работы: развитие системы  экологического и патриотического воспитания для формирования социально – активной личности гражданина, обладающей чувством национальной гордости, любви к своему народу и готовности к его защите через туристско-краеведческую деятельность.

Задачи:

- охарактеризовать Беловский район и близлежащий поселок Артышта, как местность богатую флорой;

- изучить геологические особенности местности, которые получили свое проявление в геологическом прошлом;

- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

- воспитывать гордость за природное наследие народа.

Объект исследования: территория Беловского района

Предмет исследования: природно-краеведческий потенциал территории Беловского района.

Тип проекта: туристско-краеведческий.

Предполагаемые результаты:

- повышение экологической культуры учащихся;

- организация свободного времени обучающихся.

  1. ГЛАВА 1. Обзор литературы

    1. История возникновения поселка Артышта


Мы обратились за информацией в клуб поселка Артышта, Территориальное управление п. Артышта, где нам предложили изучить архивные документы и «Летопись п. Артышта». Было установлено, что рождение и развитие Артышта-2, как и всей железнодорожной транспортной системы Кузбасса, тесно связано с залеганием полезных ископаемых в регионе – каменного угля, железной руды и цветных металлов.

Артышта - река, правый приток Бачата (бассейн Ини). Протекает по территории двух районов: Прокопьевского и Беловского. Название образовано от тюркского Aртыш - "можжевельник", "можжевельниковый". В XVII-XIX вв. в бассейне Артышты проживали тюркоязычные телеуты, в языке которых слово АРТЫШ имеет указанное знач. Географически название АРТЫШ распространены в тюркских яз. Так, в Горном Алтае мы встречаем реку Артыш-туу, озеро Артыш-кол, ручей Артыш. В республике Тува есть гора Артыш-Тайга и т.д. Некоторые краеведы Кузбасса пытались связать название реки АРТЫШТА с именем великой реки Иртыш. Это вызвано сходством названия двух водотоков по звучанию и ничем другим.

АРТЫШТА /БОРОДЕНКОВА/ - населенный пункт, находившийся на территории Старобачатского сельсовета Беловского района. Основан в XVIII веке крестьянами из Европейской России Бороденковыми, по фамилии которых и назвали. Фамилия образована от прозвища Бороденка. Потомки основателей до сих пор проживают в районе и области. До 1917 г. д. входила в состав Бачатской волости Кузнецкого уезда Томской губернии. Второе название Артышта, данное по имени реки, на которой расположена деревня, почти 200 лет было малоизвестным. После появления здесь железной дороги в начале 20-х годов с названием Артышта старое имя Бороденкова стало уходить в историю.

Артышта 1 – это железнодорожная станция и поселок при ней, расположена станция на линии Белово - Новокузнецк. Основана в связи со строительством линии Кольчугино - Новокузнецк в начале 20-х гг. ХХ в. Названа по имени соседней деревни Артышты /Бороденкова/. Определение "Артышта первая" появилось на рубеже 40-50-х гг. ХХ в., когда рядом возникла еще одна железнодорожная станция Артышта 2.

История возникновения поселка Артышта-2 связана со строительством двух пересекающихся железных дорог: Артышта - Алтайская и Артышта – Подобас для обеспечения грузоперевозок в южном направлении по области.

Начало строительства железнодорожной линии относится к декабрю 1940 года. Предстояло построить рабочие городки в Артыште, Еловке, Катино, Салаирский, Аламбае, Тогуленке и Тягуне. Первые строители жили в деревнях, расположенных вблизи строящейся железной дороги и первые 205 километров пути в направлении Артышта-Алтайская, половина из которых проходила по резкопересеченной, таежной местности.

Строительство железнодорожного направления было прервано Великой Отечественной войной. Строители становились в ряды защитников Родины. Девяносто два из них пали смертью храбрых на полях сражений. В память об их мужестве в поселке поставлен обелиск (рис.1).

Рисунок 1. Обелиск памяти погибшим землякам в п. Артышта.

  1. 1.2 Характеристика флоры территории поселка Артышта

На территории области выделяются три крупные горные системы – Кузнецкий Алатау, Горная Шория и Салаирский кряж, ограничивающие область с востока, юга и запада. Центральная часть области занята лесостепной Кузнецкой котловиной, которая на севере сменяется равнинными южно-таежными ландшафтами.

Природная зона территории преимущественно лесостепь: Артышта (с. Бороденково), Баятские сопки, Караканский хребет, Кокуйское болото, ландшафтный комплекс «Шестаковские болота», Сертинская лесостепь, Скалы у с. Новороманово, Тамбарские болота, Чумайские бухтаи.

Участок расположен в непосредственной близости к станции Артышта, между поселком Краснобродским и селом Шестаки. Данный район относится к одной из самых антропогенно нарушенных территорий Кемеровской области. С разных сторон здесь расположены крупные угольные разрезы (Бачатский, Краснобродский). Тем не менее, территория, расположенная по правобережью р. Артышта, осталась относительно нетронутой.

Участок включает останцы, тянущиеся цепью вдоль берега р. Артышта, наибольшую высоту имеет гора Крутая (424 метра). Юго-западные склоны бугров заняты различными вариантами степных сообществ, понижения между ними и склоны других экспозиций – луговыми и лесными сообществами.

Наряду с Караканским хребтом на данной территории в достаточно хорошем состоянии сохранились разнообразные степные сообщества, а также здесь представлены луговые и лесные сообщества.

Наибольший интерес представляют степные сообщества, в состав которых входят редкие и исчезающие растения, включенные в Красную книгу Кемеровской области: лейбниция бестычинковая, полынь сантолинолистная, чина венгерская, копеечник Турчанинова, качим Патрэна, желтушник алтайский, красоднев желтый, фиалка надрезанная. На скальных выходах отмечен костенец-рута постенная, а в березовых лесах башмачок крупноцветковый. Здесь отмечена в хорошем состоянии популяция льна многолетнего.

Из антропогенных воздействий на территории наиболее выражены сенокошение и выпас (степень угрозы средняя). Но относительная крутизна склонов, на которых расположены наиболее ценные для данного участка степные сообщества и наличие более доступных богатых луговых сообществ в непосредственной близости к буграм, позволили сохранить степи в достаточно хорошем состоянии.

В целом состояние популяций почти всех редких видов стабильное. Необходимо отметить, что такие виды, как лейбниция бестычинковая, чина венгерская, фиалка надрезанная, образуют на данном участке самые многочисленные популяции в пределах области. Довольно обильны: качим Патрэна, желтушник алтайский, красоднев желтый, копеечник Турчанинова. Изредка встречаются башмачок крупноцветковый, костенец-рута постенная.



ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ

2.1 План реализации похода


  1. Подготовительный этап: постановка проблемы, планирование времени похода, подбор и изучение литературы по данной теме, получение теоретических знаний о методике исследования территории Беловского района. (Август).

  2. Практический этап № 1: исследование территории Беловского района, блин поселка Артышта (Август).

  3. Практический этап № 2: обработка краеведческого материала, формирование сборника работ учащихся (Август-Декабрь).

  4. Завершающий этап (пропагандистский): интерпретация полученных результатов, знакомство всех учащихся школы с результатами проекта, представление сборника работ учащихся на основе исследований краеведческого материала (Декабрь-Февраль).

    1. Описание реализации похода


Подготовительный этап


На подготовительном этапе были определены цель, задачи, возрастная группа исследователей, необходимые вещи для похода, определен маршрут.

В походе приняли участие дети 3-8 классов. Определена дата похода: 12 августа 2018 года.

В походе принимал участие мой дедушка Валерий Петрович, который по образованию педагог-тренер по хоккею, а по призванию любитель пеших походов. На его счету поход в Горную Шорию, Салаирский кряж, вдоль и поперек обследовал Кузнецкую котловину, не раз покорял Поднебесные зубья и Кузнецкий Алатау.

В состав походной группы входила и моя мама – Савинцева Арина Валерьевна, учитель физической культуры и ОБЖ.

Практический этап № 1

Хоть я и не являюсь участником категорийных походов, но все же мы должны были во время похода вести дневник погоды, отмечать метеоусловия, отмечать ориентиры.

Утром 12 августа после инструктажа, была дана установка, что в процессе будем делать выводы и формировать навыки и умения в походной ситуации.

С самого раннего утра поход проходил в неспешной форме, замедленным шагом. Мы направлялись в сторону щебкарьера вдоль железной дороги, где нам предстоял тяжелый подъем и спуск.

Через 2 километра нам показался щебкарьер по добыче известняка. Когда-то на этом месте возвышалась гора с высотой около 150 метров, а сейчас мы увидели котловину глубиной около 50 метров.

На срезах горных пород мы обнаружили отпечатки древних растений или животных. Нашему восторгу не было предела, когда мы действительно обнаружили эти отпечатки. На вид было установлено, что это огромные пчелиные соты, каждая из которых была по 2 сантиметра, а отпечаток примерно составлял 20 сантиметров, рядом наблюдался отпечаток, напоминающий крыло бабочки (рис.2.).


Рисунок 2. Отпечатки геологического прошлого,

найденные в щебкарьере.


Из рассказов Валерия Петровича было установлено, что этим отложениям, примерно, 200-250 миллионов лет, а в это время на этой территории простирался океан, и что, возможно, это отпечатки доисторических первых живых организмов в океане (рис.3.)

Рисунок 3. Отпечатки геологического прошлого,

найденные в щебкарьере.

Еще в карьере мы обнаружили залежи охры различных цветов. Охра используется для изготовления красок. В трещинах известняка мы обнаружили кристаллы минерала полевого шпата. Полевые шпаты – наиболее распространённые породообразующие минералы, они составляют около 50 % от массы земной коры. При распаде образуют глины и другие осадочные породы. До этого дня я видел этот минерал только на уроках географии в 6 классе из набора школьной коллекции горных пород и минералов.

Для пополнения школьной коллекции нами была взята проба образцов полевого шпата.

Далее нам предстоял путь по равнинной местности. Ромашковые поля сменялись гречневыми полями, соцветия гречихи так же были белого цвета, поэтому представляли, что мы плывем по «Белому морю».

Привал было решено организовать в небольшой березовой рощице, и ускорили к ней шаг. Оказавшись в рощице, мы увидели и почуяли запах душницы, поляна прерывалась полянками земляники и клевера, немного вдалеке мы обнаружили небольшие заросли шиповника. Направившись вслед за Валерием Петровичем, который торопился к отдельным островкам редкого в наших местах растения, занесенное в Красную книгу – Венерин башмачок. Это было небольшое скопление зеленых, плотных листьев, цветы уже отцвели, но мы хотя бы увидели его примерное место произрастания.

На протяжении всего пути мы собирали различные травы для чая: зверобой, душица и прочие травы. А пополнить запасы воды мы смогли в небольшом ручье, который располагался близ горы Каменная, там мы и разбили бивак. После непродолжительного отдыха, мы отправились к дороге, ведущей в поселок Трудармейский.

Практический этап № 2

Кроме изучения документов и похода, мы решили обратиться к старожилу поселка, Егорову Анатолию Романовичу, которому 82 года. Он принимал участие в строительстве поселка. Главным моим вопросом было узнать, как все начиналось? И его историю возникновения. Со слов Анатолия Романовича история возникновения Артышты 1 взяло свое начало еще со времен правления Николая II, он прокладывал дорогу в Сибирь.

Несмотря на наступление войны, строительство дороги не прекращалось. Было очень тяжело. Морозы в то время стояли под 40 градусов. Зимы были лютые. Чтобы расчистить место под железную дорогу весь известняк и глину вывозили на лошадях, техники в то время было мало. Вьюги задували дома до самой крыши. От поселка виднелись одни только печные трубы. Во время войны с провизией тоже было плохо, приходилось питаться даже гнилым картофелем. Анатолий Романович в те времена был ребенком и с родителями только переехал с Абакана. Отец его, Егоров Роман Алексеевич, воевал на фронте, а дедушка с братом и сестрой помогали матери. Отец, придя с фронта, занимался строительством дороги и как только его взяли на работу, Анатолий Романович принял в этом участие. Начинал свою трудовую деятельность в СМП-831 плотником. А потом перешел работать в депо на станции Артышта 2, где проработал до пенсии машинистом электровоза.

Анатолий Романович предоставил нам фотографию, на которой изображена железнодорожная станция тех лет, когда они только переехали сюда на постоянное место жительства.



2.3 Результаты исследования в рамках работы

«Путешествуя по родным просторам»


Результатом нашей работы должен стать сборник работ учащихся Трудармейской школы, написанных на основе исследований краеведческого материала. Он о родном крае, его истории, жизни земляков, чьи судьбы стали частицей его истории.

    Сборник - результат краеведческой работы учителя и учеников.  Он и дальше будет пополняться интересным материалом о родном крае. Надеемся, что сборник работ станет основой при создании будущей книги о «малой» Родине.

  Материалы сборника можно использовать во внеклассной работе. Он интересен и полезен  для учителя,  учеников, жителей, гостей села (таблица 1.).


Таблица 1


Название работы

Имя автора работы

Название конкурса

Результат участия

«История по старой фотографии»

Чикарлеев Илья

Всероссийский интернет-конкурс «Культурное наследие родного края»

1 место (победитель)

«Что для меня Родина?»

Миронов Юрий

Школьный конкурс сочинений «Роль Родины в судьбе людей»

Сертификат участника

«Путешествуя по родным просторам»

Савинцев Семен

Школьная конференция «Мы за науку!»

Участие















Заключение


Походы – способ расширения знаний о богатстве природного наследия родного края, а походы прививают осознанное чувство любви и интереса к своей «малой родине». Еще это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. На основе анализа изученной нами литературы, мы рассмотрели цели, задачи и сущность туристско-краеведческой работы о внеурочное время.

Туризм и краеведение объединяют детский и педагогический коллективы в единой деятельности, которая становится содержательной основой для совместного образовательного процесса, общения, трудовой деятельности и игры.

  1. Определили природные особенности территории Беловского района во внеурочное время на примере похода.

Определены места залеганий древних отложений животных, взяты образцы полевого шпата для школьной коллекции. Определены очаги произрастания растения Венериного башмачка.

  1. Показали опыт использования краеведческого материала в конкурсном движении как внутри школы, так и на всероссийском уровне. Начиная с начального курса географии и заканчивая старшими классами, краеведение сопровождает уроки географии. Это необходимо при изучении карты местности, климата, растений и животных во время походов. На каждом уровне изучения географии ученик может использовать эти знания не только на уроках, но и во внеурочное время, тем самым на практике применяя полученные знания в школе.

Литература


1. Титова, В.В. «Туристско – краеведческие кружки в школе.». – Москва. – «Просвещение». – 1988 г.

2. Исламова, Д.А. Сущность понятия «Краеведение». Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – История. Исторические науки. – № 2. – 2010 г.

3. Шабалин, В. М. «Тайны имен земли Кузнецкой» Кемеровской области. Краткий топонимический словарь. – 1994 г. -199 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!