Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа как один из аспектов духовно – нравственного воспитания»
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В «Стандартах второго поколения» был представлен документ «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание уделено духовно - нравственному развитию личности школьника – гражданина многонациональной страны. Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы следующие:
нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;
отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;
недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.
Данные проблемы актуальны и для нашей школы. Учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Наша работа организована по следующим направлениям.
1. В школе работает научное общество «Эрудит». В рамках этого общества проводятся ежегодные научно – практические конференции. Юные краеведы являются активными участниками этих конференций, на которых они могут высказать свою гражданскую позицию. Творческая исследовательская деятельность учащихся является основной сферой самосовершенствования личности и формирования нравственных ценностей.
2. Важная роль в образовательном и воспитательном плане принадлежит музею истории школы и районному краеведческому музею. От истории малой Родины, этнографии, истории Великой Отечественной войны, истории учебного заведения до достижений современных учеников и педагогов, жителей района – всё это способствует формированию неподдельного чувства патриотизма, духовности и нравственных норм у подрастающего поколения. Учащиеся провели поисковую работу, собрали материал, оформили стенд о выпускниках нашей школы, погибших в локальных конфликтах. Ежегодно 20 апреля проводится День Героя в память о погибшем земляке И. Н. Короткове, имя которого носит наша школа. Эти мероприятия вносят значительный вклад в развитие духовно-нравственного воспитания учащихся.
3. Большую роль в духовно – нравственном воспитании играет изучение и сохранение национальных культурных традиций народов Поволжья. На основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Одним из значимых и запоминающихся событий в нашей школе стал фестиваль национальных культур, где каждый класс готовил материал о культуре народов, проживающих на территории нашего села. Данное мероприятие помогает раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих наше село, их обычаях, традициях, фольклоре. Приобщая учащихся к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
4. Большая работа ведётся в направлении «Наш край и Великая Отечественная война, современные войны». Целые поколения свято хранят нравственные ценности, оплатив их собственной кровью. Тесная и постоянная связь поддерживается и с Советом ветеранов Великой Отечественной войны и Советом ветеранов педагогического труда. Ведётся большая работа: поздравления ветеранов с праздниками (за каждым классом закреплены ветераны), приглашения на общешкольные мероприятия. О ветеранах ребята пишут исследовательские работы. Они гордятся нашими земляками за их героизм, проявленный в годы войны, и в то же время воспитывают в себе готовность и умение защищать свою Родину.
5. Участие в различных конкурсах и викторинах по краеведению, освоение культуры общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, организация и проведение конкурсов различного уровня способствуют воспитанию активной жизненной позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Проводимые мероприятия освещаются в «Школьном вестнике», на школьном сайте, а также в районной газете «Луч».
Краеведческая работа способствует духовно-нравственному воспитанию школьников. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе реализации всех форм работы с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.
В ходе реализации представленных направлений ожидается: приобретение учащимися дополнительных знаний об истории родного края; овладение навыками поисковой работы; умение использовать различные источники при сборе краеведческого материала; воспитание патриотизма и любви к родному краю.