СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий маршрут «О прошлом память сохраним»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческий маршрут по местам боёв и освобождению сёл Хохольского района от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года. «О прошлом память сохраним»  ( сёла: Хохол, Орловка, Гремячье.) (для участия в районной Вахте Памяти в конкурсе методических разработок для учителей «Час мужества пробил»)  (Методика организации и проведения обучающих экскурсий).  

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий маршрут «О прошлом память сохраним»»


МКОУ «Хохольская СОШ»














Краеведческий маршрут

по местам боёв и освобождению сёл Хохольского района от немецко-фашистских

захватчиков в январе 1943 года.

«О прошлом память сохраним»

( сёла: Хохол, Орловка, Гремячье.)

(для участия в районном конкурсе методических пособий (материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся «Растим патриотов России» (среди педагогов)

(Методика организации и проведения обучающих экскурсий).



Разработчик маршрута:

учитель истории и обществознания

МКОУ «Хохольская СОШ»

Бабкина Маргарита Юрьевна








2017г.


Пояснительная записка.

Актуальность данной работы заключается в том, что в наше время происходит становление гражданского общества и правого государства, а оно зависит во многом от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на мой взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого нашей страны. От последних выстрелов Великой Отечественной войны нас отделяют более семидесяти десятилетий. За это время выросло не одно поколение людей, которых не каснулось военное лихолетье. Но не иссякает всеобщий интерес к событиям 1941 -1945гг. Это прикосновение не только к прошлому, но и к будущему через великое героическое прошлое. Время неумолимо уносит из жизни многих активных участников войны, ковавших нашу победу, и очевидцев их героических подвигов на фронтах и в тылу нашей Родины. Поэтому так важно организовать общение нового подрастающего поколения с ветеранами Великой Отечественной войны. Нынешнее поколение в долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны, внести свой вклад в дело сохранения исторической памяти о событиях давно минувших дней.


Цель: воспитание патриотизма и гражданской позиции учащихся, через организацию экскурсий, разработку туристических маршрутов.



















Протяженность маршрута.


р.п. Хохольский –с. Хохол – 3,8 км.

с. Хохол – с. Орловка 26,5 км

с. Орловка – с. Гремячье – 27 км

с. Гремячье – р.п. Хохольский – 29,5 км.

Всего: 86,6 км.





Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял скорбя:

Россия-мати! Свете мой безмерный,

Какою местью мстить мне за тебя?


Дорогие друзья!

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по местам воинской славы нашего района. Побываем на мемориалах в с. Хохол и с. Гремячье, в музеях боевой славы Хохольского лицея и Хохольской СОШ. Вы услышите рассказы участников январских событий 43-го и воспоминания детей военной поры.


Давно, очень давно отшумели фронтовые вёсны, отгремели железные бури. Память фронтовиков стирает лица друзей, путает числа и даты, названия сёл и деревень. Но война, военные дороги остаются незабвенными. Да и разве забудешь те страшные дни 41-го, когда радио громогласно заявило: «Война!», а эхо ещё долго разносило бабьи причитания.

На западе грохотали ожесточённые бои, когда в Хохольской средней школе 22 июня 1941 года заканчивался выпускной бал. В тот же день в двери районного военкомата постучали десятки парней и мужчин, требуя отправки на фронт. Пустели дома. Сражаться с захватчиками уходили мужья, сыновья, братья.

Фронт стремительно приближался к Воронежу. И 3 июля 1942 года село Хохол и прилегающие к нему сёла были оккупированы фашистами, мадьярскими и венгерскими солдатами. Начались аресты и расстрелы. Первыми были расстреляны секретарь сельского совета Иван Степанович Мамонтов, а затем и председатель колхоза «Стремление» Иван Арсеньевич Толсторожих. Погибла от рук фашистов наша землячка Стрыгина Наталья Павловна. Ей было поручено взорвать здание НКВД, и она это сделала, но сразу скрыться не смогла и погибла. Её повесили в лесу, а место её захоронения не известно и до сих пор.

В начале июля 1942 года на территории района создаётся первый партизанский отряд «Орлёнок», который вступил в открытый бой с захватчиками, в котором погибли командир отряда А.П. Жуковский и его заместитель С.Ф. Кудрин. Отряд был разбит. В августе образуется новый отряд «Смерть немецким оккупантам». В боях с немцами погибли партизаны Л.А Серёженко, Д.П. Шипилов, Д.П. Тюнин, Р.В. Кузнецов, С.А. Алехин. После освобождения села их похоронили в центре села Хохол в братской могиле вместе с воинами 232 стрелковой дивизии освобождавшей село.

(Начало маршрута начинается у здания Хохольского лицея, где идёт короткий рассказ экскурсовода о первых днях войны и оккупации района, затем все заходят в здание лицея, проходят в музей «Боевой Славы», где начинается рассказ о 232 стрелковой дивизии освобождавшей Хохол).

232-я стрелковая дивизия – одна из многих сибирских дивизий, созданных в ходе Великой Отечественной войны. Дивизия начала формироваться 3 декабря 1941 года в Алтайском крае в городах Бийск и Боровлянка. В состав дивизии входило 4 полка: 498 под командованием майора Александра Александровича Ермолаева, 605 - майора Григория Семёновича Васильева, 712 – капитана Константина Алексеевича Сычёва, 425 артполка – майора Алексея Ивановича Панкова. Дивизия по своему составу была многонациональной она включала: русских– 9454 человека, украинцев – 997, белорусов – 126, алтайцев – 1018, мордвинов – 237, татар – 293, казахов -251, таджиков – 19, удмуртов -23, евреев – 22, чувашей – 41, башкир – 19, грузин – 5, армян – 8, узбеков – 9, других национальностей – 67 человек. К концу января 1942 года дивизия была, в основном, укомплектована и приступила к плановой боевой и политической подготовке.

С 27 апреля по 14 мая дивизия передислоцировалась в район города Арзамас Горьковской области и вошла в состав 3-й резервной армии. А в конце мая 1942 года по приказу начальника Генерального штаба Советской Армии выехала на станцию Лиски Воронежской области. В пути следования дивизии маршрут был изменён, и дивизия выгрузилась на станции Воронеж и вошла в состав 6-й резервной армии.

В результате неудачного исхода весенних операций в 1942 году инициатива на советско-германском фронте перешла к немецким войскам. Гитлеровское командование подготовило конкретные планы первых операций Генерального наступления на воронежском направлении «Блау» и на кантемировском – «Клаузевиц». Ставка Верховного Главнокомандующего была вынуждена принять решение о переходе к стратегической обороне.

Прежде, чем развивать наступление на Кавказ и Сталинград, гитлеровцы планировали добиться успеха на воронежском направлении, с ходу форсировать Дон. В Гитлеровской директиве № 41 от 5 апреля, окончательно сформулировавшей цели и замысел «Главной операции» летней компании указывалось, что началом операции «Блау» будет прорыв из района южнее Орла в направлении на Воронеж» и что цель этого прорыва – захват города Воронеж.

Операция «Блау» началась 28 июня ударом из района Курска на Воронеж и 30 июня – из района Волчанска на Острогожск. На воронежском направлении начались ожесточённые бои армий Брянского фронта под командованием генерал-лейтенанта Голикова Ф.И. с превосходящими силами армейской группировки «Вейсх». Врагу удалось прорвать оборону советских войск и выйти к Дону перед Воронежем и южнее его. Вечером 3 июля воронежцы услышали гулкое эхо артиллерийских орудий. У донских переправ в районе Гремячьего, Малышева и Семилук показались первые группы немецких автоматчиков, танки с крестами, над переправами появились «Юнкерсы». Немцы надеялись с ходу форсировать Дон и ворваться в Воронеж.

Не могли в этот момент помочь городу части 40-й армии, т.к. она с боями пробивалась из полуокружения к Дону севернее и южнее города, а основные силы резервных армий Ставки, могли подойти только к 10 июля. «К счастью в районе Воронежа оказалась 232-я стрелковая дивизия подполковника И.И Улитина». «Она первой остановила врага, спешившего прорваться в город, а с 3 июля навязала ему тяжёлые бои» - вспоминает бывший командующий Брянским, а затем и Воронежским фронтом Ф.И. Голиков.

( Далее переезд к Братской могиле села Хохол, где пойдёт рассказ о Шуре Лавлинской, мемориале и о людях освобождавших село.)

Перед войной комсомолка Александра Афанасьевна Лавлинская поступила на курсы фельдшеров в Воронеже, а до этого работа пионервожатой в школе. Война помешала учёбе, и девушка вернулась в родное село, стала работать в колхозе. В дни фашистских облав на коммунистов и советских работников, не успевших уйти за линию фронта, Шура помогала им скрываться. Вместе со своей сестрой Натальей на отдалённом хуторе, они организовали убежище, где прятался председатель райисполкома В.М. Исаев и другие советские работники. Но немцы смогли выследить их и арестовать. Их избивали и пытали в комендатуре, держали раздетыми в сарае, а за день до освобождения Хохла вывезли на станцию Латное и казнили. По рассказам очевидцев их повесили, а затем сняли и увезли, т.к. повсеместно шло наступление наших войск. Где находиться могила сестёр не знает никто.

Тогда же была схвачена и комсомолка Анна Тихоновна Жаглина, которая распространяла советские листовки с призывом ни в чём не помогать фашистам и не верить их лживым заверениям о лучшей жизни при немцах, а оказывать им всяческое сопротивление. Её тоже повесили незадолго до прихода частей Красной Армии.



Затем отправление в с. Орловка по дороге рассказ экскурсовода о дивизиях освобождавших наш район, а также воспоминания участников событий тех дней, воспоминания детей военной поры, побывавших в оккупации.


В селе у мемориала идёт рассказ о том, что летом 1942 года были расстреляны душевнобольные люди вместе с врачами психиатрической лечебницы. Экскурсовод начинает рассказ о фильме Матвеева «Судьба» где в основу легли события, произошедшие в Орловке в августе 42–го года. Зачитываются, выдержи из архивных документов. Рассказ очевидца тех событий.

По дороге в с. Гремячье к мемориалу продолжается рассказ об освобождении района. О последних днях немецкой оккупации, о значении и роли освобождении Воронежа для Сталинградской битвы. Экскурсовод предлагает для разгадывания кроссворд, где ключевым словом является слово «ВОРОНЕЖ».


На мемориале экскурсию продолжают учащиеся Гремяченской СОШ, далее фотографирование на память, экскурсия в музей Великой Отечественной войны.

На обратном пути короткий рассказ о героях, совершивших подвиг на Воронежской земле.

Сержант Ф.И. Черных, Г. Вавилов, М. Бовкун, С.В. Ачкасов, К.А Длужицкий и др.



Тот, самый длинный день в году

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.


Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что вот уж семь десятков лет

Живым не верится, что живы.


А к мёртвым – выправив билет,

Всё едет кто-нибудь из близких,

И время добавляет в списки

Ещё кого-то, кого нет…

И ставит, ставит обелиски…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!