СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческий подход в преподавании духовно-нравственной культуры народов России

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Краеведческий подход в преподавании духовно-нравственной культуры народов России»  

 

Просмотр содержимого документа
«Краеведческий подход в преподавании духовно-нравственной культуры народов России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 им. Новицкого Н.М.



352672, Краснодарский край,

Апшеронский район, ст. Куринская,

ул. Новицкого, 34

тел./факс +7 (86152) 4-60-24



Проект

«Краеведческий подход в преподавании духовно-нравственнойкультуры народов России»






Преподаватель ОДНКНР

Фомичев Дмитрий Сергеевич

Е-mail:  [email protected]






Ст. Куринская

2021 г.

1. Постановка проблемы
Духовно-нравственное воспитание школьников невозможно представить без знания родной истории и культурных традиций родного края. Кубановедение, как неотъемлемая часть нашей большой истории влияет на формирование духовно-нравственных ценностей школьников. Достояние наших предков не должно потерять своего значения. Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. История дает нам возможность познать самих себя. Это не просто информация о прошлом, о том, что было, а процесс познания себя и своих предков. История показывает нам глубокие корни нашей жизни.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений.

Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал, мотивации поведения человека. Результатом такого сотрудничества станет развитие сферы социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому в настоящее время в гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах введен новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
С 1 сентября 2020года в МБОУ СОШ №25 ст. Куринской предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 34 часов, исходя из 1 часа в неделю. Сегодня возникла необходимость показать подрастающему поколению роль христианства и Русской Православной Церкви в историческом и культурном развитии России.
Духовно-нравственное воспитание через историю родного края (кубановедение) способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранить. Дети многое узнают о духовной жизни своего района и родной станицы.

2. Тема проекта:
«Краеведческий подход в преподавании духовно-нравственной культуры народов России»


3. Цель проекта:
Обогатить процесс воспитания не только новым содержанием (ознакомление с традициями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, через осознанный возврат к традиционным нравственным, духовным и культурным ценностям Краснодарского края - Кубани.

4. Задачи проекта:
- Воспитание обучающихся в духе любви к православной культуре, к ее прошлому на примерах героизма своих земляков, родственников;
- развитие у обучающихся интереса и уважения к своей стране, как частице самого себя;
- содействие по формированию нравственной, эстетической, экологической культуры обучающихся;
- создание условий для развития патриотизма и чувства национальной гордости у подрастающего поколения.

5. Гипотеза:
Если создавать условия для духовного развития, нравственного самосовершенствования, уважительного отношения к религиозным чувствам и создать условия для духовного развития основных норм морали нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России и Кубани, в частности, то можно обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи, сформировать духовно-нравственную личность выпускника российской школы.

6. Сроки проекта
Проект долгосрочный. Проект рассчитан на реализацию в течение 2 лет (2020-2021 г.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.
Этапы реализации проекта:
Предпроектный (подготовительный)- 2019г. (август – сентябрь)
Диагностический - 2020 г. (октябрь - декабрь)
Организационный - 2020г. (январь-февраль)
Практический – 2020 -2021 гг.
Итогово-аналитический – 2022г. (2 полугодие)
7. Целевые группы проекта
Учащиеся 5 классов, контрольная группа – 5в класс, в котором преподаю ОДНКНР. Педагоги, родители, священнослужители.
8.План работы на 2020 – 2021 учебный год
Методическая работа
 1. Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию. Написание программы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Август 2019 г.- Собрать православную литературу. Собрана православная литература для детей и взрослых.
 2. Составление плана работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников на учебный год.

Август 2019 г  - План работы утвержден на заседании педагогического коллектива.

 3. Работа информационного отдела на школьном сайте.

 4. «Духовно-нравственное воспитание школьников посредством знакомства с православными праздниками»

Январь - май 2020 г - (дистанционно) 
5. Проведение региональной недели по предметам «Основы православной культуры».

 


Работа с детьми
1. Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану.

В течение года  

Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений
 2. Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

В течение года

Разработать конспекты сценариев, занятий.

Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Пасху.
 3. Проведение праздников:
  - Рождество 
  - Пасха
 - Троица
- День семьи

В течение года
  Подготовка праздничных мероприятий

Проведены праздничные мероприятия на Рождество и Пасху
 4. Проведение тематических бесед

В течение года  

Проводятся регулярно
 5. Изготовление поделок для праздников

В течение года

Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями. Изготовлены поделки на Рождество (Ангелочки, рождественские олени, фотозона в);
Открытое мероприятие , посвященное Пасхе.

Работа с родителями
 1. Анкетирование родителе - октябрь, апрель

Провести анкетирование. Проведено анкетирование 
 2. Проведение родительских собраний в классе - октябрь, май


В проекте выделены несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно - оздоровительное (пешие походы, экскурсии)
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).
 Самостоятельная деятельность детей:
- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
- Беседы, беседы-обсуждения;
- Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица); 
- Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
- Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
- Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
9. Предполагаемый результат:
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
- усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.           В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции Кубани, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более общителен и раскрыт. Более развитой станет речь ребенка.

   10. Выводы проекта.
В жизни каждого человека рано или поздно наступает благословенная и трудная пора обретения пищи духовной, нравственных опор, духовного и гражданского самосознания. Человек задает себе судьбоносные, сакраментальные вопросы: «Зачем я рожден?», «Как мне жить?», «Как отличить добро от зла?», «Кому и во что верить». Только то достойно жизни, что укрепляет нравственные основы нашего государства, то, что служит человеку, возвышает его духовно и сохраняет в нем то духовное начало, которое дано ему Богом.
В заключение, мне хотелось бы отметить, что краеведческий подход в преподавании духовно-нравственной культуры имеет большой воспитательный потенциал: он не только повышает интерес к предмету, но и способствует осуществлению прочной связи обучения с жизнью, помогает школьнику повысить свой уровень воспитанности. Дает большой материал для нравственного  и патриотического воспитания  учащихся, позволяет глубже узнать свои корни, а самое главное – знать и любить историю родного края.
11.Литература:
1. «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» / Под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. С. 9.
2. Текст Конвенции опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР». 1962. № 44.
4. Методическое пособие для учителя. Основы религиозных культур и светской этики. Основы духовно-нравственной культуре народов России. Основы православной культуры. 4 - 5 класс. Шевченко Л.Л.Учебник для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013 г.
5. Интернет –ресурсы.

https://vk.com/rus_slo

http://oukras.okon.obr55.ru/files/2018/09/рекомендации.pdf

(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/

http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/18/ 

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html

 http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-p-11-4-fgos-ooo.html  

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html

http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-29042014-no-08-548











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!