СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение проект "БЫЛОЕ РЯДОМ С НАМИ" (из истории головинского района г. москвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗ ИСТОРИИ ГОЛОВИНСКОГО РАЙОНА Г.МОСКВЫ - ИСТОРИЯ ГОЛОВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Просмотр содержимого документа
«Краеведение проект "БЫЛОЕ РЯДОМ С НАМИ" (из истории головинского района г. москвы"»

Проект по краеведению: «Былое рядом с нами»  Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 648 г.Москва ШИПИГУЗОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Ученица 3 класса «з» ГБОУ Школа № 648 Папонова Арина 3 класс «З» школы № 648

Проект по краеведению:

«Былое рядом с нами»

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 648 г.Москва

ШИПИГУЗОВА

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Ученица 3 класса «з»

ГБОУ Школа № 648

Папонова Арина

3 класс «З»

школы № 648

Паспорт проекта Наименование проекта - Былое рядом с нами Руководитель проекта - Шипигузова Т.Н., учитель начальных классов  Консультанты - родители  Учебный предмет - краеведение Возраст учащихся - 9 лет  Состав проектной группы – Папонова Арина, ученица 3 класса «З»  ГБОУ Школа №648 г. Москва  Тип проекта - информационный, монопредметный, индивидуальный, среднесрочный  Актуальность темы: Необходимо знать историю того места где живешь, чтобы в будущем не повторять ошибок наших предков Продукт проекта - оформление буклета «Былое рядом с нами»

Паспорт проекта

  • Наименование проекта - Былое рядом с нами
  • Руководитель проекта - Шипигузова Т.Н., учитель начальных классов 
  • Консультанты - родители 
  • Учебный предмет - краеведение
  • Возраст учащихся - 9 лет 
  • Состав проектной группы – Папонова Арина, ученица 3 класса «З» ГБОУ Школа №648 г. Москва 
  • Тип проекта - информационный, монопредметный, индивидуальный, среднесрочный
  • Актуальность темы:
  • Необходимо знать историю того места где живешь, чтобы в будущем не повторять ошибок наших предков
  • Продукт проекта - оформление буклета «Былое рядом с нами»

Актуальность Я взяла эту тему, потому что я живу в доме, окна которого выходят на старинную колокольню. Мне стало интересно, что это за здание и почему колокольня есть, а церкви нет. Что случилось?

Актуальность

Я взяла эту тему, потому что я живу в доме, окна которого выходят на старинную колокольню.

Мне стало интересно, что это за здание и почему колокольня есть, а церкви нет.

Что случилось?

Проблема Я спросила у родителей: Почему колокольня есть, а церкви нет? Они рассказали, что многие церкви и монастыри были закрыты или уничтожены в 20-30-е годы прошлого столетия. Необходимо выяснить, что же было на месте моего дома, рядом с моей любимой колокольней.

Проблема

Я спросила у родителей: Почему колокольня есть, а церкви нет?

Они рассказали, что многие церкви и монастыри были закрыты или уничтожены в 20-30-е годы прошлого столетия.

Необходимо выяснить, что же было на месте моего дома, рядом с моей любимой колокольней.

Задачи Узнать, что находилось на месте моего дома, рядом с колокольней. Определить причины по котором осталась только колокольня. Выяснить, что делается для сохранения колокольни. Поделиться информацией с учениками нашей школы. Оформить буклет «Былое рядом с нами».

Задачи

  • Узнать, что находилось на месте моего дома, рядом с колокольней.
  • Определить причины по котором осталась только колокольня.
  • Выяснить, что делается для сохранения колокольни.
  • Поделиться информацией с учениками нашей школы.
  • Оформить буклет «Былое рядом с нами».

Гипотеза Причиной уничтожения церковных построек явились действия людей.

Гипотеза

Причиной уничтожения церковных построек явились действия людей.

Цели сбор информации о колокольни, которая находится рядом с моим домом; выяснение причин разрушения остальных построек; найти пути сохранения исторических памятников.

Цели

  • сбор информации о колокольни, которая находится рядом с моим домом;
  • выяснение причин разрушения остальных построек;
  • найти пути сохранения исторических памятников.

Колокольня Казанского головинскогого монастыря

Колокольня

Казанского головинскогого монастыря

Колокольня была построена в ознаменование 25-летия монастыря. Датой закладки колокольни было избрано 8 июля 1911 года, день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери. Архитектор А. А. Латков

Колокольня была построена в ознаменование 25-летия монастыря.

Датой закладки колокольни было избрано 8 июля 1911 года, день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери.

Архитектор А. А. Латков

Общий вид монастыря Колокольня Казанского Головинского монастыря - единственное сохранившееся строение обители.

Общий вид монастыря

Колокольня Казанского Головинского монастыря - единственное сохранившееся строение обители.

Основание монастыря На месте монастыря ранее было сельцо Головино, принадлежавшее Варваре Ильиничне Головиной. Она была очень религиозна и любила странников и юродивых. В 1839 году пришел к ней в имение странник И.И. Гурин (Николай). Он предсказал, что на этом месте скоро будет женский монастырь.

Основание монастыря

На месте монастыря ранее было сельцо Головино, принадлежавшее Варваре Ильиничне Головиной. Она была очень религиозна и любила странников и юродивых. В 1839 году пришел к ней в имение странник И.И. Гурин (Николай).

Он предсказал, что на этом месте скоро будет женский монастырь.

На средства купца Н.И. Сидорова была построена богадельня. В 1886 году община была преобразована в Казанский женский монастырь. 

На средства купца Н.И. Сидорова была построена богадельня. В 1886 году община была преобразована в Казанский женский монастырь. 

План Казанского Головинского монастыря с наложением на современные постройки

План Казанского Головинского монастыря

с наложением на современные постройки

Монастырь представлял собой архитектурный ансамбль псевдорусского стиля (стиль основанный на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства). Кроме многочисленных второстепенных построек и кладбища, в обители имелось 4 храма с 6 престолами: церковь Во имя Всемилостивого Спаса, Казанский храм, Троицкий собор и больничная церковь Святой мученицы   Акилины, а также колокольня. 

Монастырь представлял собой архитектурный ансамбль псевдорусского стиля (стиль основанный на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства).

Кроме многочисленных второстепенных построек и кладбища, в обители имелось 4 храма с 6 престолами: церковь Во имя Всемилостивого Спаса, Казанский храм, Троицкий собор и больничная церковь Святой мученицы  Акилины, а также колокольня. 

В начале XX века здесь подвизалось более 170 монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа.

В начале XX века здесь подвизалось более 170 монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа.

Собор Троицы Живоначальной, каменный не сохранился). Построен на средства купца из Вологды Николая Киселева в память своей жены. Заложен 1 сентября 1882 года, освящен 1 сентября 1884 года.

Собор Троицы Живоначальной, каменный не сохранился). Построен на средства купца из Вологды Николая Киселева в память своей жены.

Заложен 1 сентября 1882 года, освящен 1 сентября 1884 года.

Больничная церковь Акилины Мученицы, каменная (построена в 1893 году, не сохранилась). Выстроена иждивением купчихи Акилины Смирновой.

Больничная церковь Акилины Мученицы, каменная (построена в 1893 году, не сохранилась). Выстроена иждивением купчихи Акилины Смирновой.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская, деревянная (построена в 1882 году, не сохранилась).  Фото сделано в 1912 году. Фото сделано в 1966 году .

Церковь Иконы Божией Матери Казанская, деревянная (построена в 1882 году, не сохранилась).

Фото сделано в 1912 году.

Фото сделано в 1966 году .

Церковь Спаса Всемилостивого, деревянная (построена в 1872 году, не сохранилась). Домовая церковь бывшей владелицы имения. Фото не сохранилось.  На фото Казанская икона Божьей Матери, хранившаяся в монастыре.

Церковь Спаса Всемилостивого, деревянная (построена в 1872 году, не сохранилась). Домовая церковь бывшей владелицы имения. Фото не сохранилось.

На фото Казанская икона Божьей Матери, хранившаяся в монастыре.

Часовня Иконы Божией Матери Казанская. Часовня устроена в нижнем ярусе колокольни бывшего Головинского монастыря. Изначально была деревянная, из-за частых ремонтов было решено построить каменную. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) — по числу лет существования монастыря ко дню закладки. Проект колокольни выполнил А.А. Латков (1863—1949) — известный архитектор, который возвел немало строений в Москве и Подмосковье, в частности, в Троице-Сергиевой Лавре.

Часовня Иконы Божией Матери Казанская. Часовня устроена в нижнем ярусе колокольни бывшего Головинского монастыря. Изначально была деревянная, из-за частых ремонтов было решено построить каменную. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) — по числу лет существования монастыря ко дню закладки. Проект колокольни выполнил А.А. Латков (1863—1949) — известный архитектор, который возвел немало строений в Москве и Подмосковье, в частности, в Троице-Сергиевой Лавре.

Казанский Головинский монастырь. Храм Живоначальной Троицы 1903 год

Казанский Головинский монастырь.

Храм Живоначальной Троицы

1903 год

Советское время В первые послереволюционные годы отношения монастыря с новой властью были вполне терпимыми. Но по окончании гражданской войны для монастыря настали тяжелые времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано почти 150 килограммов ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Здания монастыря стали использоваться как общежитие для рабочих, военных и студентов. На фото: Настоятельский корпус Казанского Головинского монастыря в 1912 году.

Советское время

В первые послереволюционные годы отношения монастыря с новой властью были вполне терпимыми. Но по окончании гражданской войны для монастыря настали тяжелые времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано почти 150 килограммов ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Здания монастыря стали использоваться как общежитие для рабочих, военных и студентов.

На фото: Настоятельский корпус Казанского Головинского монастыря в 1912 году.

Окончательно монастырь был закрыт в 1929 году. После 1930 года передали здания монастыря рабочим рядом расположенной ткацкой фабрики им. Петра Алексеева, перестроили Спасскую церковь под общежитие (для студентов и военнослужащих), а Троицкий собор — в четырёхэтажный жилой дом.

Окончательно монастырь был закрыт в 1929 году. После 1930 года передали здания монастыря рабочим рядом расположенной ткацкой фабрики им. Петра Алексеева, перестроили Спасскую церковь под общежитие (для студентов и военнослужащих), а Троицкий собор — в четырёхэтажный жилой дом.

В 1970-х годах произошёл основной снос всех зданий и корпусов обители, а её территорию использовали под застройку многоквартирными домами. К 1970 году было закончено уничтожение остатков и кладбища, территория которого была использована для постройки пяти- и семиэтажных жилых домов, а также психиатрического диспансера Головинского района.

В 1970-х годах произошёл основной снос всех зданий и корпусов обители, а её территорию использовали под застройку многоквартирными домами.

К 1970 году было закончено уничтожение остатков и кладбища, территория которого была использована для постройки пяти- и семиэтажных жилых домов, а также психиатрического диспансера Головинского района.

После закрытия монастыря колокольня использовалась как склад. В 1980-х годах внутри ничего не было, была в запущенности; есть данные о висевшем в 1982 году замке. К 1990 году относится раскрытие внутренности колокольни, в результате чего произошли её разорение и выломка лестниц.

После закрытия монастыря колокольня использовалась как склад. В 1980-х годах внутри ничего не было, была в запущенности; есть данные о висевшем в 1982 году замке.

К 1990 году относится раскрытие внутренности колокольни, в результате чего произошли её разорение и выломка лестниц.

В 1992 году колокольня, являющаяся была приписана к приходу Знаменского храма в Аксиньине. Затем был начат ремонт. Освящение часовни в честь Казанской иконы Божией Матери, устроенной в колокольне, состоялось в августе 1997 года. Главная святыня монастыря — Казанская икона Божьей матери уцелела. Сейчас она находится в Знаменской церкви бывшего села Аксиньина.

В 1992 году колокольня, являющаяся была приписана к приходу Знаменского храма в Аксиньине.

Затем был начат ремонт. Освящение часовни в честь Казанской иконы Божией Матери, устроенной в колокольне, состоялось в августе 1997 года.

Главная святыня монастыря — Казанская икона Божьей матери уцелела. Сейчас она находится в Знаменской церкви бывшего села Аксиньина.

За последние годы было проведено электричество, убран строительный мусор и приобретены новые колокола. По субботам и по праздникам в часовне проводятся службы. Приходит очень много людей из близлежащих домов.

За последние годы было проведено электричество, убран строительный мусор и приобретены новые колокола.

По субботам и по праздникам в часовне проводятся службы. Приходит очень много людей из близлежащих домов.

Подтверждение гипотезы В результате исследовательской работы установлено: основной причиной уничтожения церковных построек являются действия человека.

Подтверждение гипотезы

В результате исследовательской работы установлено:

основной причиной уничтожения церковных построек являются действия человека.

Пути решения проблемы Знать историю родного края и страны. С уважением относиться к наследию предков. Сохранять памятники истории и архитектуры. Активно участвовать в восстановлении и защите памятников. Сделать выводы из нашей истории и по возможности не повторять ошибок наших предшественников.

Пути решения проблемы

  • Знать историю родного края и страны.
  • С уважением относиться к наследию предков.
  • Сохранять памятники истории и архитектуры.
  • Активно участвовать в восстановлении и защите памятников.
  • Сделать выводы из нашей истории и по возможности не повторять ошибок наших предшественников.

Выводы Каждый человек должен знать историю родного края и страны. Сохранять памятники истории и архитектуры, чтобы они остались для будущих поколений.

Выводы

  • Каждый человек должен знать историю родного края и страны.
  • Сохранять памятники истории и архитектуры, чтобы они остались для будущих поколений.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!