СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческое образование через виртуальный школьный музей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт по истории в основной школе одной из важных целей ставит воспитание патриотизма, уважение к традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим традициям. Помочь в реализации этих целей может историческое краеведение, которое предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностей и общих закономерностей, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческое образование через виртуальный школьный музей»

Краеведческое образование через виртуальный школьный музей.

Свистунов А.Б.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тхорёвская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области

Федеральный государственный образовательный стандарт по истории в основной школе одной из важных целей ставит воспитание патриотизма, уважение к традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим традициям. Помочь в реализации этих целей может историческое краеведение, которое предполагает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностей и общих закономерностей, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия.

На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. В них рассказывалось о расселении славянских племен, давалось описание быта и обычаев славян: «..живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.[3, С. 79].

Историческому краеведению в XVII веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[2, С. 192].

Также историческое краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. «Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией»[1, С. 19].

В настоящее время возросла роль школьных музеев. В них проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.

В 1991 году в интернет среде появились «виртуальные музеи» по своей сути являющиеся интернет-сайтами. Споры о значении и пользе этих сайтов не смолкают и по сей день.

Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.

С 2010года в нашей школе стал создаваться виртуальный краеведческий музей «Истории продолжаться страницей…». Большое содействие в его создании оказывают сотрудники Каменского краеведческого музея, центральной районной библиотеки, редакции газеты «Светлый путь». Используются интернет – ресурсы.

Наш музей посвящен истории нашей школы, творцам и хранителям её, труженикам всех отраслей, землякам - ветеранам Великой Отечественной Войны. Большой вклад в создание музея внесли школьные летописцы. Важность их дела трудно переоценить. Они бережно хранят память о жизни школы, о делах многих поколений школьных выпускников. Музей расчитан на долгую жизнь, ведь каждый новый учебный год продолжает историю школы.

Музей является виртуальным, т.е. существует в электронном виде на электронных носителях. Это совокупность ученических работ, созданных в программах Microsoft Word и Power Point. Для их успешного осуществления был создан актив музея, который пополняет фонды музея путем организации исследований, налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике; создает работы, выполненные в программах Microsoft Word и Power Point; проводит виртуальные экскурсии для учащихся, родителей, педагогов; оказывает содействие учителям в использовании работ музея в учебном и вне учебном процессе..

Уже сейчас собранный материал позволяет создать тематические виртуальные выставки: история Тхоревской школы ; история села с 1864 по настоящее время; герои живут рядом (ветераны войны, участники войн в Афганистане и Чечне);трудовые достижения наших бабушек и дедушек; почетные граждане села Тхоревка; ветераны педагогического труда; от колхоза «Красное знамя» до КФХ и ООО «Феникс».Созданы фонд детского творчества (сохранение в цифровом формате детских творческих работ разной направленности), цифровая летопись школы, веб-страница по истории села Тхоревка.

Виртуальный краеведческий музей – это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги школы. Это совокупность работ, созданных с использованием информационных технологий. Поэтому данный проект призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса. Конечно же, он не ставит целью заменить реально существующий.

Возможности виртуального музея играют свою бесценную роль в патриотическом воспитании молодежи. В рамках работы музея проходит ежегодно в феврале-марте месячник военно-патриотического воспитания. В системе мероприятий встреча с ветеранами войны и труда, проведение викторины среди учащихся на лучшего знатока истории Каменской земли, виртуальные экскурсии по селу, чьи улицы названы именами героев. Ежегодно проводим мероприятие, посвященное Дню Великой Победы «Поклонимся великим тем годам!». Конкурс сочинений-эссе на тему «Героические страницы истории Отечества и жизни людей», научно-исследовательских работ по тематике родного села и района, участвуем в научно-практических конференциях «Я познаю мир», создаем учебные презентации, проводим виртуальные экскурсии (классные часы) по краеведению. Учащиеся 8-9 классов сами создают проекты виртуальных экскурсий разной тематической направленности, представляя свои работы на конкурс технического творчества, который ежегодно проводится в день музея. Такая работа развивает творческие способности учащихся, поисковую и научно-исследовательскую деятельность. Благодаря музейной работе дети приобщаются к историческому наследию родного края, развивают интерес к истории, формируют навыки общественной работы и публичных выступлений.

В дальнейшем продолжим работу по проведению обучающих занятий «Первые шаги в исследовании»; создадим сетевое сообщество виртуальных музеев учреждений образования Каменского района; подготовим методические рекомендации по созданию виртуальных коллекций для руководителей музеев, по использованию материалов виртуальных коллекций в учебной и внеучебной деятельности.

Данная работа позволяет ближе познакомиться с яркими историческими событиями, личностями, обогатить свои знания, глубже усвоить краеведческий материал, осознать свой долг в созидательной деятельности на благо процветания будущего России.

Литература.

1.Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.

2.Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.

3.Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!